Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-04-18 | 60 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?
Прежде всего, попробуем дать определение. Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения. Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать. Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми. Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.
Рассмотрим понятие «сложная педагогическая ситуация»:
Сложная педагогическая ситуация – это ситуация, которая характеризуется напряженностью, зачастую находящей выражение в различные рода конфликтных проявлениях. Подобные ситуации требуют от педагога принятия педагогически правильного решения, однако практически невозможно найти простой и однозначный выход из сложной педагогической ситуации, если не учитывать при этом причины, которые порождают противоречия, лежащие в ее основе.
|
Сложная педагогическая ситуация не возникает внезапно. Первоначально, на этапе зарождения, облик ее неясен и в силу этого может остаться незамеченной недостаточно опытным и внимательным педагогом, но в дальнейшем сигналы, свидетельствующие о возможности возникновения конфликтных и проблемных ситуаций, достаточно выразительны и должны быть замечены взрослыми. Такими сигналами могут служить постепенное ухудшение поведения ребенка, необоснованная агрессия, чрезмерная мечтательность, внезапные отклонения, охлаждение к учебе, растерянность, невнимательность и др. Случается, что воспринимает такие сигналы как временное явление отклонения от нормы в поведении ребенка, а, следовательно, не учитывает их в образовательном процессе. Это способствует развитию данных отклонений, в результате чего складывается сложная педагогическая ситуация: отношения между педагогом и ребенком становятся напряженными, конфликты возникают сначала эпизодически, а затем все чаще и чаще.
Обозначим причины возникновения сложной педагогической ситуации.
1) Ситуации, возникающие по линии ученик-ученик - это ситуации, в которых возникает несогласие между требованиями педагога, нормами школьной, классной жизни и действиями учащихся. Причинами таких ситуаций могут быть:
- недовольство: учащиеся недовольны друг другом, событиями, общением, взаимодействием, у них отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь;
- разногласие: отсутствие согласия между учащимися из-за несходства во мнениях, взглядах, поступках;
- противодействие: учащиеся препятствуют действию других учащихся;
- противостояние: учащиеся проявляют сопротивление действию одноклассников, противостоят лидеру, претендуют на лидерство;
- разрыв: нарушение связи, согласованности, договоренности между кем- либо.
|
2) Ситуации деятельности возникают по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности. Подобные ситуации часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе, когда учитель ведет предмет в данном классе и отношения между учителем и учениками ограничиваются контактами только вокруг учебной работы. Причинами могут быть завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке. Тем самым искажается подлинный мотив учебной деятельности, такие ситуации часто становятся причиной неуспеваемости и снижения интереса к познанию вообще. Напряженных ситуаций, как правило, меньше на уроках классных руководителей, в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке.
3) Ситуации поведения возникают по поводу нарушения детьми правил поведения в образовательном учреждении, на занятиях, в свободное время.
Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если педагог допустил ошибки в анализе поступка ребенка, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Следует помнить, что педагог не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка ребенка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение детей.
4) Ситуации отношений возникают в сфере эмоционально-личностных отношений педагогов и обучающихся, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Ситуации отношений часто возникают в результате неумелого разрешения их педагогом и имеют, как правило, длительный характер. Ситуации приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых. Сложные ситуации отношений возникают, когда они происходят не с одним учеником, а с группой, поддержанной учениками всего класса. Это бывает в том случае, если педагог навязывает учащимся свой характер взаимоотношений.
По содержанию ситуаций, возникающих между педагогом и обучающимся, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях участников ситуации – в этом проявляется познавательная функция педагогических ситуаций и конфликтов.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!