Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-04-18 | 80 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Часть 1. Эволюция инженерной культуры
Возникновение технической культуры.
Слово культура происходит от латинского слова "cultura" – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В современном понимании культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать. Развитие культуры, в том числе и технической, неотделимо от истории развития человечества
Если представить историю человечества в виде дороги, на которой один миллиметр пути соответствует году, то все время от возникновения техники до наших дней уложится примерно в три километра. на последних 10 метрах пути появляются земледелие и скотоводство, керамическая посуда и письменность, изделия из меди и бронзы. Лишь за несколько метров до окончания пути (то есть до настоящего времени) встретятся нам великие египетские гробницы фараонов, металлургия и железный топор. Возникновение книгопечатания (в Китае 11 в, в Европе 15 в) располагается на расстоянии около полуметра до конца дороги.
На расстоянии около 0,25 метра – патент Джеймса Уатта[1] (1736–1819) на изобретенный им универсальный паровой двигатель (1774 – 1784 г.).
На расстоянии в 15-20 см от конечной точки – массовое применение машин в промышленности.
на отрезке длиной в 5 сантиметров от нашего времени – появление электрических лампочек Лодыгина[2], Яблочкова[3] и Эдисона[4], автомобилей Даймлера и Бенца[5], самолета братьев Райт[6], радио Попова[7] и Маркони[8], вакуумных и полупроводниковых приборов. В том случае, если мы захотим изобразить штрихами на временной оси моменты создания видеокассет, компакт-дисков, персональных компьютеров, первый полет человека в космос, первую лунную экспедицию, появление процессоров Pentium, всемирной компьютерной сети Интернет, нам придется пользоваться линейкой с миллиметровыми делениями. Чем ближе к сегодняшнему дню, тем гуще располагаются отметки на шкале изобретений.
|
Создание техники всегда занимало важное, но не одинаковое место в жизни человека. Первые признаки технического развития появились в период перехода людей от случайного использования «готовых» природных объектов в качестве орудий труда к их целенаправленному использованию и их сознательной модификации. С тех пор прошли сотни тысяч лет.
Сегодня почти независимо друг от друга сосуществуют два важных раздела единой культуры, один из которых включает науки о природе и технику (для него характерен научный метод изучения и отражения природных явлений), а второй раздел относится к гуманитарной области, включающей искусство, литературу, науки об обществе и внутреннем мире человека. Именно отчужденность этих двух компонентов единой культуры неизбежно приводит к односторонности восприятия мира и, как следствие, к возникновению таких глобальных проблем, как общий экологический кризис, девальвация нравственных норм и духовных ценностей, нестабильность политической и экономической ситуации.
Создание единой культуры, владеющей как рациональным способом постижения мира, так и интуитивным, образным методом, позволяет надеяться на то, что она даст возможность с единой точки зрения посмотреть на мир, понять сложные многосторонние связи между различными явлениями и процессами.
Технические достижения древних цивилизаций
Древнейшие земледельческие цивилизации возникли несколько тысяч лет назад в долинах великих рек — Тигра и Евфрата, Нила, Инда, Хуанхэ. Здесь образовались первые на Земле государства. Археологические данные позволяют учёным говорить о том, что в истории развития этих государств, а также в технике, которая там применялась, было немало общего.
|
Представить себе мир без спутников и телевизора не так уж трудно. Однако очень трудно вообразить, как же существовало общество без колеса, без возникших в античности математики, механики и астрономии. Всё, чем располагает человечество сегодня, создано на заложенном в древности фундаменте.
Лучшие творения древности – это материальное воплощение идей веры, надежды, любви и красоты.
Висячие сады Семирамиды
Прекрасные сады были возведены около 600 г. до н.э. для жены Навуходоносора II – Амитис – в районе древнего города Вавилона, располагавшегося на берегу реки Евфрат к югу от Багдада – столицы современного Ирака. Сады представляли собой ряды террас высотой до 40 м и были снабжены системой полива.
Храм Артемиды в Эфесе
Решение о постройке храма в честь богини Луны принял Крез, последний царь древнего государства Лидии. Местом постройки был выбран город Эфес (в настоящее время территория Турции). Храм был сооружен в 560 г. до н.э. и представлял собой около 120 мраморных колонн высотой до 20 м, установленных на платформе-фундаменте длиной 131 м и шириной 79 м.
Статуя Зевса в Олимпии
Граждане города Олимпии, располагавшегося на юго-западе Греции, приняли решение о сооружении в храме Зевса, построенного в 466-456 г.г. до н.э., статуи Зевса. Статуя высотой 13 м была установлена в 435 г. до н.э. Пластинки из слоновой кости имитировали кожу, золотые листы – одеяние бога. Трон был инкрустирован черным деревом и драгоценными камнями. Перед статуей располагался небольшое озеро с оливковым маслом. Каждый входящий в храм видел, как ярко освещено лицо бога, как горят его глаза. Это освещение было следствием отражения света, попадавшего в помещение через дверь, расположенную напротив статуи, от поверхности оливкового масла. Впоследствии статуя была перевезена в Константинополь и в 462 г. сгорела.
Мавзолей в Галакарнасе
Гробницу, построенную для царя Мавсола и его жены Артемизии ориентировочно в 350 г. до н.э. в городе Галакарнасе (в настоящее время – Бодрум) в Турции, позже по имени царя стали называть мавзолеем. Его внешний вид стали затем копировать для сооружений подобного типа. Мавзолей в Галакарнасе возвышался над землей приблизительно на 43 м. Сверху была установлена колесница.
|
Колосс Родосский
Решение о сооружении статуи в честь победы в сражении принял народ острова Родос, находившегося в Эгейском море. Строился Колосс около 11 лет и был закончен приблизительно в 280 г. до н.э. Материалом служила бронза, наружная поверхность была покрыта пластинами из бронзы. Статуя была разрушена через 50 лет в результате землетрясения.
Александрийский маяк.
Это был практически первый в мире профессиональный маяк. Он был возведен на острове Фарос в Средиземном море, недалеко от Александрии. Строили маяк около 20 лет, его строительство было завершено приблизительно в 280 г. до н.э. Общая высота маяка составляла 117 м, внутри был сооружен спиральный пандус для телег с топливом. В хорошую погоду маяк был виден на расстоянии до 50 км. Архитектор Сострат решил увековечить свое имя. Оно было выбито на камне под цементом с именем царя Птолемея Филадельфа. В 14-м веке маяк был уничтожен землетрясением.
Чудеса света средних веков
По аналогии с семью чудесами древнего мира можно назвать и семь чудес, созданных в средние века. Выбранные для описания сооружения были построены в период с 500 г. до 1500 г.
Пещера Десяти тысяч Будд (Ванфоданг)
Культовое сооружение, связанное с китайским буддизмом. Находится на берегу реки Хуанхэ в Восточном Китае. Представляет собой целую серию пещер, в которых и расположены изображения Будд. Общее количество изображений во всех пещерах приближается к ста тысячам. В одной из самых больших, квадратной по форме пещере находится скульптура сидячего Будды высотой около 17 м. В этой же пещере находится 10000 фигурок Будд в виде барельефов. Время сооружения – 680 г. Сохранилась до настоящего времени.
Большое Зимбабве
Этим именем названа крепость, построенная в виде эллипса со стеной, длина которой равна 250 м, а высота – 10 м. Внутри находится коническая башня высотой 9 м, возведенная без применения раствора. Материалом служила смесь глины и щебня (даги). Эта крепость была построена в Зимбабве (Африка) приблизительно в 7-м веке и существовала до 17-го века. Ее развалины были открыты европейцами в 1867 г.
|
Ангкор Ват
Ангкор Ват – храм бога Вишни – был сооружен в начале 12-го века в городе Ангкор Том, столице кхмеров, на северо-западе Камбоджи. Представлял собой трехэтажное здание с башнями высотой до 60 м. Храм строили около 5000 ремесленников и 50000 рабочих. Город был разрушен в 1431 г., а его остатки были обнаружены французским миссионером в 1850 г.
Крак де Шевалье
Замок построен около 1142 г. для рыцарей-крестоносцев в Сирии на берегу Средиземного моря на высоте 650 м над уровнем моря. Замок имел две стены с 13 башнями и вмещал гарнизон численностью до 2000 человек с лошадьми и запасом пищи на 5 лет. Замок сохранился до настоящего времени.
Солсберийский собор
Расположен в городе Солсбери в южной Англии. Время постройки: 1225-1258 г.г. Построен из камня на фундаменте толщиной всего лишь один метр. Ниже расположен природный пласт гравия. Длина собора составляет 144 м, а высота в середине достигает 25 м. Высота башни со шпилями равняется 123 м (построена в 1285-1315 г.г.) В 1386 г. на башне были установлены часы с боем, правда, без циферблата. Собор сохранился до наших дней.
Альгамбра
Крепость-цитадель построена маврами-мусульманами для обороны в 8-9 в.в. Находится около города Гранада в Андалусии на юге Испании. В 1492 г. испанские христиане изгнали мусульман из Альгамбры. В 13-14 в.в. крепость была превращена в прекрасный дворец, имеющий 23 башни и четверо ворот. Длина дворца составляет примерно 1 км, ширина равна 300 м.
Теночтитлан
Город Теночтитлан – центр империи ацтеков – находился в южной части современного города Мехико в Мексике. Был построен в 1415 г. и представлял собой самый большой город того времени с каменными домами, храмами и дворцами. Количество жителей составляло от ста до пятисот тысяч человек. В центре города находилась пирамида высотой 30 м. Теночтитлан был разрушен испанцами в 1521 г.
Чудеса света нашего времени
В настоящее время существует столько грандиозных сооружений на суше и на воде, что даже коротко описать их невозможно в рамках настоящего пособия. Поэтому из всего многообразия искусственных сооружений выбрано семь (по аналогии с предыдущим) наиболее характерных для различных направлений инженерной деятельности сооружений.
Оперный театр в Сиднее
В 1950 году был объявлен конкурс на проект театра. Строительство в Сиднее (Австралия) длилось с 1959 по 1973 г.г. Театр построен на берегу залива и его отличительной особенностью является крыша в форме гигантских парусов.
Туннель под Ла-Маншем
Этот туннель соединяет материк (Франция) с островом (Англия) и является самым длинным подводным туннелем. Первое предложение о постройке относится к 1802 г., а реальное сооружение произошло в 1987-1994 г.г. Длина туннеля составляет более 50 км на глубине 45 м ниже уровня дна моря. Туннель разделен на три секции, причем для железнодорожного и автомобильного транспорта сооружены отдельные секции. Переезд по туннелю занимает примерно 35 мин с максимально допустимой скоростью 160 км/ч.
|
Аэропорт Кансаи
Первый аэропорт, построенный не на суше. Место постройки – бухта Осака в 5 км от японского острова Хонсю. Искусственный остров под аэропорт строился 5 лет и был завершен в 1994 году. Остров сооружен на том месте, где до засыпки глубина моря достигала 20 метров. Для засыпки острова использовали песок, землю, щебень, укрепленные стальными рамами. Размеры острова: длина – 4 км, ширина – 1,25 км. Здание аэропорта имеет длину 1700 м и поддерживается 900 колоннами. Аэропорт соединен с сушей мостом, на котором построены автомобильная и железная дороги.
Самолет "Конкорд"
Скоростной сверхзвуковой транспортный самолет "Конкорд" строился в Британии (Филтон) и Франции (Тулуза). Первый самолет был построен в 1969 г. Всего построено 16 самолетов. В 2003 г. состоялся последний перелет "Конкорда" из Нью-Йорка в Париж. Технические характеристики самолета: длина – 62,1 м, размах крыльев 25,5 м, максимальная высота подъема – 18300 км, максимальная скорость в 2 раза больше скорости звука (1225 км/ч), посадочных мест – 100.
Асуанская плотина
Эта плотина построена на самой длинной реке в мире – Ниле, вблизи города Асуан (Египет). Проект принадлежит Германии, строительство осуществлено с помощью Советского Союза в период с 1960 по 1971 г.г. Длина плотины – 3,6 км, высота – 111 м, ширина вверху – 40 м, внизу – 925 м. После образования плотины образовалось озеро, названное Насер, длиной около 50 км.
Небоскреб Сирс-тауэр
Одно из самых высоких зданий в мире (долгое время было самым высоким). Построено в Чикаго (США) в 1973 г. Стройка длилась 3 года, работало 2400 рабочих. Общая высота – 540 м. В здании имеется 104 скоростных лифта, разделенных по трем зонам подъема. Шесть автоматических машин постоянно моют около 16000 окон здания. На высоте 412 м расположена смотровая площадка, с которой открывается вид с обзором до 80 км.
Космический центр Кеннеди
Космический центр построен на мысе Канаверал (штат Флорида, США). Отсюда был осуществлен запуск ракеты с экипажем, достигшим Луны. Сборка космических аппаратов происходит в здании высотой 160 м. Пусковая площадка расположена в 5 км от этого здания. Перевозка ракет к месту запуска производится при помощи специального тягача с экипажем из 25 человек.
Выбор чудес, и древнего мира, и средних веков, и, уж тем более, современных нельзя считать полным или окончательным.
На наш взгляд, по праву можно назвать одним из чудес света Московский Кремль, являющийся шедевром технического и художественного творчества. Замечательный ансамбль Московского Кремля производит неизгладимое и мощное впечатление не только за счет совершенства архитектурной композиции, но, главным образом, благодаря мощной энергетике одного из лучших образов российской культуры.
Каждый из вас может предложить для обсуждения и другие технические достижения человечества.
История техники
Существует несколько определений понятия «техника». Их содержание варьируется в зависимости от направления деятельности, которое они определяют, и от области знаний, применительно к которой дается определение. Один из самых старых и наиболее общих подходов может быть дан в следующей трактовке. Техника — это совокупность приемов, направленных на достижение какой-либо цели; или в другом варианте: техника — это совокупность приемов, направленных на борьбу с силами природы и взаимоизменение материи.
Более современный вариант определения звучит так. Техника — это совокупность навыков, умений, приемов и знаний, позволяющих человечеству использовать запасы сырья и энергии, имеющейся в природе. Одно из наиболее емких и, на наш взгляд, верных определений следующее. Техника — это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека, которая ведет к переменам в материальном мире.
К вариантам «производственных» определений можно отнести следующие. Техника — это все материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс производства мог совершиться. Или же: техника — это средства труда, развивающиеся в системе общественного производства.
Существует также несколько вариантов «социальных» подходов к определению данного понятия. Техника — это совокупность средств, позволяющих, исходя из данной ситуации наиболее удовлетворительным образом, достичь намеченной цели; техника — это совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой; техника — это умение, методы которого являются внешними по отношению к цели.
По-латыни technikus чаще всего обозначало учителя искусств, а наравне с этим и практического дельца. Вообще же это слово всегда обозначало умение и средства, необходимые для достижения какой-либо цели.
Как видно из анализа приведенных определений, в корневой основе понятия «техника» лежат такие категории, как искусство и мастерство.
Рассмотрим основы и цели развития техники. Если при самом общем подходе можно сказать, что и основе техники лежит использование законов природы, то при более внимательном рассмотрении можно выделить две стороны техники:
1) использование достижений естествознания;
2)социальная основа техники.
Естествознание действительно дает варианты решения технических вопросов, но само по себе не определяет ни направление, ни объем, ни темпы их разрешения. Понять направление развития техники можно только исходя из общественных условий, в рамках которых осуществляется развитие техники. Техника, в отличие от науки, не развивается вне способа производства. Экономические законы данного общественного строя, определяемые способом производства, дают ответы на вопросы об истоках и темпах развития техники, о направлении ее развития. Отэкономических условий зависит также и реализация изобретений. Изобретения могут остаться нереализованными из-за неблагоприятных социально-экономических условий. Например, русский изобретатель И.И.Ползунов создал паровую машину, но внедрить ее не смог. А английский изобретатель Джемс Уатт сумел с помощью своей паровой машины осуществить настоящий промышленный переворот. Отметим, что изобрести — это значит, творчески работая, создать что-то новое, неизвестное прежде. Или в более академичном и близком для техники варианте определения: изобретение — это новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, дающее положительный эффект.
Можно выделить три особенности развития техники:
1) развитие техники не прекращается при смене одного общественного строя другим;
2)революционные преобразования в технике происходят
путем накопления элементов нового качества;
3)техника непосредственно связана с законами естествознания, а экономические явления связаны с законами естество
знания посредством техники.
Цели развития техники можно разделить па дне группы:
1) совершенствование техники и производства (научный аспект развития);
2)совершенствование самого производства (производственный аспект развития).
Первая группа целей определяется социальной жизнью, вторая группа—техническими потребностями производства.
Если к целям развития можно отнести социальные, экономические, эстетические, психологические, политические и другие, то в мотивы развития техники можно включить страсть к изобретательству, честолюбие, облегчение труда, улучшение материального положения, господство над другими и т.д.
Особо можно отметить роль личности и народа в развитии техники. Значение крупных ученых, изобретателей и инженеров заключается в том, что они раньше других замечают противоречия, возникающие в производстве, и, опираясь на достижения современной науки и техники, разрабатывают решения, которые наиболее полно и правильно отвечают потребностям производства и открывают перспективы дальнейшего развития науки и техники. Каждый народ в зависимости от конкретно-исторических условий вносит свой вклад в развитие мировой техники.
Так, авторами пионерных изобретений в теплотехнике были русский изобретатель Иван Иванович Ползунов (1728— 1766), английский изобретатель Джемс Уатт (1736— 1819), французский ученый Сади Карно (1796— 1832). Родоначальниками многих достижений в области авиации были немецкий инженер Отто Лилиенталь (1848 - 1896), русский изобретатель Александр Федорович Можайский (1825 — 1890), американские авиаконструкторы и летчики братья Уилбер Райт (1867-1912) и Орвилл Райт (1871 - 1948).
Несколько слов собственно об истории техники. История техники — наука, занимающаяся изучением общих законов развития производительных сил в разные периоды развития человеческого общества. Или, более конкретно, история техники —это наука, изучающая развитие средств труда в системе общественного производства как в связи с формами и приемами труда, так и особенно в связи с объектом (предметом) труда. С точки зрения естественных наук история техники показывает, как человек все глубже овладевает законами природы, обеспечивая более глубокое и разностороннее использование вещества и энергии природы. С точки зрения социальной история техники раскрывает общественные движущие силы, общественные условия развития техники и роль отдельных творцов техники.
Мир, окружающий человека, состоит из природы, общества и техники. Применительно к явлениям природы, к явлениям общественной жизни и к техническим явлениям действуют законы диалектики. Диалектика (от греч. dialektike — искусство вести беседу, спор) —теория и метод познания действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Важнейшими категориями диалектики являются: противоречие, качество и количество, случайность и необходимость, возможность и действительность. Эти категории, а также основные законы диалектики — единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания — имеют самое непосредственное отношение к процессам, связанным с развитием изобретательства. При этом в развитии техники можно выделить два вида противоположностей:
1) техника и общественные условия ее применения;
2) борьба противоположностей в самой технике.
Техника развивается на стыке естествознания и общественной жизни. Законы естествознания (физики, химии, биологии) дают представление о потенциальных возможностях техники. Законы же общественного развития определяют само развитие техники. Для правильного и глубокого понимания процессов развития техники необходимо знать законы развития не только технических (как правило, прикладных) наук, но и фундаментальные законы естественных и общественных (гуманитарных) наук.
В качестве примера приведем этапы развития металлообработки (табл. 1.).
Таблица 1
Таблица 2
Периоды развития техники
Номер периода | Название периода и его содержание | Хронологические рамки периодов |
1 | Возникновение, развитие и распространение простых орудий труда в условиях первобытнообщинного способа производства | 700-600 тыс. лет до н.э. — IV — III тысячелетия до н.э. |
2 | Возникновение, развитие и распространение сложных орудий труда в условиях рабовладельческого способа производства, приводимых в действие человеком | 4-3 тыс. лет до н.э. — IV-Vвв.н.э. |
3 | Развитие и распространение сложных орудий труда в условиях феодального способа производства, приводимых в действие силами природы | IV — V вв. н.э. — XIV — XV вв. |
4 | Возникновение предпосылок для создания машинной техники в условиях мануфактурного производства | XIV — XV вв. - конец XVIII в. — начало XIX в |
5 | Распространение рабочих машин на базе парового двигателя в условиях капиталистического способа производства | Конец XVIII в. — начало XIX в. —70-е годы XIX в. |
6 | Распространение системы машин на базе электропривода в условиях монополистического способа производства | 70-е годы XIX в. — начало XX в. |
7 | Возникновение, развитие и распространение автоматов и автоматизированных машинных систем | Начало XX в. — 60-е годы XX вв. |
8 | Возникновение, развитие и распространение информационных технологий | 60-е годы XX в. — начало XXI в. |
Понятие «способ» производства характеризует исторически конкретное, качественное определение производства. В то же время следует отметить, что во все периоды развития техники шло накопление и прибавление технических средств, многие из которых приняли застывшую форму (лук, весло, парус, ветряная мельница, молоток и т.д.). В этом смысле некоторые способы производства существуют и в наше время: ручная работа на гончарном круге, перевозка грузов на телеге и т.п.
Способ производства —это исторически определенный способ добывания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений. Способ производства является основой любой общественно-экономической формации. Смена одного способа производства другим происходит революционным путем.
Способ производства — материальная основа общественно-экономической формации, определяющая ее особенности, а изменения в способе производства определяют развитие общественно-экономических формаций, переход отодной функции к другой. Развитие способа производства подчиняется всеобщему социологическому закону соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил.
Производительные силы — система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих «обмен веществ» между обществом и природой в процессе общественного производства. Производительные силы образуют ведущую сторону способа производства. Каждой ступени производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. В процессе своего развития производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из стимулирующих форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы.
Приведем определение понятия «труд». Труд — это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда включает сам труд, предметы и средства труда. В процессе труда люди вступают в производственные отношения.
Производственные отношения — совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребителя. Производственно-экономические отношения отличаются от производственно-технических тем, что они выражают отношения людей через их отношения к средствам производства, т.е. отношения собственности. Производственные отношения придают всем общественным явлениям и обществу в целом исторически определенное социальное качество.
Производственные отношения являются социальной формой производительных сил. Производительные силы и производственные отношения вместе составляют две стороны каждого способа производства и связаны друг с другом по закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
Развиваясь, производительные силы перерастают рамки существующих производственных отношений и начинают тормозить дальнейшее развитие производства. Нарастает противоречие между производительными силами и производственными отношениями, переходящее в конфликт. Он разрешается в социальной революции, уничтожающей устаревшие и утверждающей новые производственные отношения, соответствующие развивающимся производительным силам. Возникает новый способ производства.
§ 4 Развитие инженерного дела в России
История развития инженерного дела в России в целом отчетливо разделяется на пять периодов, каждый из которых характеризуется своими, четко очерченными временными границами и особенностями решаемых задач.
Первый период — зарождение инженерного дела. Его начало мо-жет быть отнесено к концу XVIII в., когда в Петербурге было открыто Горное училище. Примечательно, что среди изучаемых в этом учили-ще предметов, таких, как алгебра, механика, химия, гидравлика и т.д., встречается и «маркшейдерское искусство». Если учесть, что для дан-ного учебного заведения курс «Горное дело» является основным, на который ориентирована вся система предыдущего обучения, то стано-вится ясно, что профессиональная подготовка специалистов в XVIII — XIX вв. оценивалась как своего рода техническое искусство. В 1809 г. в Петербурге было открыто высшее техническое учебное заведение, в названии которого впервые появляется слово инженер, — Институт инженеров путей сообщения. Собственно же развитие высших техни-ческих учебных заведений как образовательной системы можно отнес-ти лишь ко второй половине XIX в. В 60-с годы в Риге открывается политехнический институт, а Московское ремесленное учебное заве-дение и Петербургский практический технологический институт полу-чают статус высших учебных заведений. Таким образом, первым приз-наком зарождения инженерной деятельности в России можно считать появление высших технических учебных заведений.
Вторым и наиболее важным признаком зарождения инженерной деятельности в России является то, что именно в эти годы к процессу технического обучения привлекаются широкие слои общественности страны. Создается Вольное экономическое общество с Техническим отделением, а затем, в 1866 г., в Петербурге Русское техническое об-щество. С 1867 г. в этом обществе начала работу постоянная Комис-сия по техническому образованию. Тогда же стали регулярно изда-ваться журналы «Техническое образование» и «Труды Комиссии по техническому образованию».
К этому времени сформировался пока еще немногочисленный, но уже прочно вставший на самостоятельный путь развития инженерный корпус России, выделяющийся своей интеллектуальной спецификой, эрудицией, фантазией и вместе с тем математической логикой мыш-ления. Эта социальная группа составила особую, как бы сословную часть российского социума.
Для нас важным является то обстоятельство, что в первой четвер-ти XIX в. слово «инженер» широко употреблялось в обыденной речи жителей Петербурга, что свидетельствует о начале процесса форми-рования в XIX в. на территории России нового и особого социального слоя — инженеры (период зарождения).
Второй период, который можно назвать становлением инженерной деятельности, приходится на начало 90-х годов прошлого — конец 20-х годов нашего столетия.
Какие признаки характеризуют период становления инженерной де-ятельности? Прежде всего бурное развитие самой техники, связанное с изобретением и внедрением в производство принципиально новых технологических процессов. Источником этого развития явились раз-работки отечественных и зарубежных ученых. Следствием же было интенсивное развитие системы высшего технического образования в России.
Самым важным признаком действительного становления инже-нерной деятельности было проведение съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. Их первый съезд состоялся в декабре 1889 — январе 1890 г.г. Характерно, что на съездах обсуждались те узловые вопросы подготовки специалистов, которые связаны с обучением инженерной деятельности. Фактически впервые в мире, а не только в России, возникла тенденция к. научно-му подходу в формировании инженерных дисциплин, пришло осозна-ние специфики и особой роли высшей технической школы в развитии общества.
Еще одним признаком периода становления инженерной дея-тельности можно считать переход от привилегированного, во многом уникального, положения инженера в обществе к инженерной дея-тельности как массовому явлению. К 30-м годам в СССР насчиты-валось уже около ста высших технических учебных заведений. Инженерная деятельность, сохраняя свою престижность, становится доступной широким слоям населения.
Таким образом, развитие промышленности, в первую очередь тяжелой индустрии, участие передовых ученых страны в становлении высшей школы и организация широкой системы высших технических учебных заведений определили отчетливо выраженные особенности периода становления инженерной деятельности в России как периода неуклонного подъема престижа инженера и инженерного труда.
Переходя к анализу третьего периода истории развития инженер-ного дела в России — периода социализации, следует сразу же ого-вориться, что период этот чрезвычайно сложный и противоречивый для осознания. Поэтому он будет рассмотрен не столько для выявле-ния его общих характерных признаков, сколько для ответа на вопрос: когда и как началось падение престижа инженерной профессии в России?
Подлинное понимание процессов, произошедших в этот период, невозможно только лишь на основе информационно-статистических отчетов. Началась новая, небывалая в истории человечества эпоха уничтожения, и не в переносном, а в прямом смысле этого слова, всего культурного слоя страны.
Сталинская же эпоха уничтожения инженеров достаточно четко может быть разделена на три этапа. Первый этап — саботаж— нача-ло Советской власти (1917— 1926 гг.); второй этап — вредительство, начиная с Шахтинского дела (1927 г.), и, наконец, третий этап—«раскрытие» организаций типа Промпартии.
Зарождаются и развиваются два параллельных процесса: 1) насаж-дение недоверия к научно-технической интеллигенции с целью ее полной ликвидации или подчинения властям; 2) переход к тех но-кратизму (придание особой значимости производственным практикам, фактически полная ликвидация гуманитарного начала в системе подготовки инженеров).
Основное социальное противоречие данного периода с полным основанием может быть обозначено как исторический нонсенс. Ликвидация высококультурных, действительно интеллигентных «ста-рых» инженерных кадров с одновременной подготовкой «новых» ин-женеров из среды рабочих и крестьян, т.е. инженеров первого поко-ления, которые в силу объективных обстоятельств не могли иметь ни высокого уровня общей культуры (обстоятельства жизни), ни условий для ее приобретения (советская система обучения), ни возможностей для саморазвития (преследование властей за любое инакомыслие), — этот процесс является основным признаком периода социализации.
Четвертый период — это период своего рода экстенсификации инженерной деятельности. Он относится к концу 50-х — началу б0-х годов. Основной признак данного периода — увеличение количества выпускаемых втузами инженеров. Во всех втузах вводятся вечерние формы обучения, расширяется сеть заочных факультетов. Второй признак — развитие узких инженерных специальностей.
Возвращаясь к третьему периоду развития инженерного дела, обратим внимание на одну присущую этому периоду особенность. Характерный для современного инженерного дела признак развития появляется к концу 30-х годов, начинает свой рост в 40-е годы и получает достаточно бурное развитие к концу экстенсификационного периода, т.е. в 70-е годы. Специально для раскрытия этого признака дадим следующее определение.
Под социализацией инженерной деятельности следовало бы пони-мать не политизацию и не идеологизацию ее в духе устава КПСС, но своеобразный дискретный переход, скачок, от преимущественно чисто технократической ее детерминации к общесоциальной ее обуслов-ленности; т.е. переход от инженерной деятельности, формирующейся под влиянием в основном изобретений новых образцов техники, к ин-женерной деятельности, обусловленной общеэкономическими, обще-культурными и другими социальными факторами. И здесь мы неиз-бежно выходим на проблему количества и качества подготовки.
К концу 30-х годов потребность в отечественных инженерных кад-рах была в основном удовлетворена. Вопрос количества был решен. Однако «машина воспроизводства инженеров» продолжала работать с прежней интенсивностью. В 1985 г. в народном хозяйстве СССР работало в 3,2 раза больше инженеров, чем в США. При этом выпуск инженеров не снижался. Наоборот, в том же 1985 г. втузы страны выпустили инженеров в 2 раза больше, чем США, Япония, ФРГ и Франция вместе взятые. Производительность труда в СССР, по официальным источникам, составляла около 60% от производи-тельности труда в США. В действительности же эта цифра завышена, и особенно в части интелл
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!