Модуль 4. Метод бухгалтерского учета — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Модуль 4. Метод бухгалтерского учета

2021-04-18 196
Модуль 4. Метод бухгалтерского учета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: раскрыть методы бухгалтерского учёта: методы наблюдения за объектами учёта: документация, инвентаризация. Измерение объектов учёта в денежном выражении: оценка, калькуляция, группировку и отражение хозяйственных операций: счета, двойная запись, обобщение информации о результатах хозяйственной деятельности: баланс, бухгалтерская отчётность.

Итоговый контроль: тесты, бухгалтерские проводки.

Основные темы модуля:

а) Метод бухгалтерского учёта.

б) Документирование хозяйственных операций. Инвентаризация.

в) Группировка и отражение хозяйственных операций.

г) Обобщение информации о результатах хозяйственной деятельности.

3.1 Глоссарий……………………………………………………………..98-100

3.2 Тестовые задания ………………………………………………….101-105

3.3. Бухгалтерские проводки………………………………………...105-106

      Метод бухгалтерского учета – это способ познания и отражения предмета бухгалтерского учета. Задачи бухгалтерского учета решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность этих приемов и называется методом бухгалтерского учета



Рис. 4.1. Метод бухгалтерского учета

  К способам и приемам изучения и регистрации информации об объектах бухгалтерского учета относятся:

- наблюдение за объектами учета: документация; инвентаризация;

- измерение объектов учета в денежном выражении: оценка; калькуляция;

- группировка и отражение хозяйственных операций: счета; двойная запись;

- обобщение информации о результатах хозяйственной деятельности: баланс; бухгалтерская отчетность.

Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Методы наблюдения за объектами учета: документация и инвентаризация.

Документирование хозяйственных операций

 

 

 

 


Рис. 4.2 Классификация бухгалтерских документов

 

 

     Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. 

 


Рис.4.3. Классификация первичных документов по назначению

 К организационно-распорядительнымдокументам относятся приказы, распоряжения, указания, доверенности и т.п. Эти документы содержат распоряжение, разрешение, поручение либо право на проведение хозяйственной операции. Информация, содержащаяся в этих документах, не заносится в учетные регистры, так как в них не отражается сам факт совершения операции.

 К оправдательным(исполнительным)документам относятся накладные, требования, приходные ордера, акты приемки и т.п. Оправдательные документы составляются в момент совершения операции, отражая ее исполнение, и представляют собой источник первичной учетной информации или первый этап учетного процесса. Информация, содержащаяся в них, заносится в учетные регистры.

 Существует целый ряд документов, сочетающих в себе разрешительный и оправдательный характер, такие документы относят к комбинированным (платежная ведомость, расходный кассовый ордер).

 Документы бухгалтерского оформления заполняются бухгалтером для оправдания записей, не имеющих других документальных подтверждений. Это различные расчеты и справки, которые играют вспомогательную роль и составляются для облегчения и ускорения работы бухгалтерии (справка бухгалтерии на сторнирование ошибочно сделанной записи; распределение прибыли предприятия, общепроизводственных, общехозяйственных, внепроизводственных расходов и др.). Информация из таких документов также заносится в учетные регистры.

Рис.4.4. Инвентаризация

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имуще­ства данным бухгалтерского учета в соответствии с Законом о бухгалтерском учете.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обяза­тельств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Таким образом, основными целями проведения инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества;

- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтер­ского учета;

- проверка полноты отражения в учете обязательств.

            Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем ор­ганизации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобра­зовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три го­да, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, распо­ложенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуа­ций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллек­тива более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Основу любой инвентаризации составляет полная или выборочная проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств силами специально созданной в организации комиссии. Различают два вида прове­рок: натуральную и документальную.

Натуральная (вещественная) проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера. Нату­ральной проверке подвергаются основные средства, материально-производственные запасы, наличные денежные средства и бланки документов строгой отчетности.

При документальной проверке наличие в организации имущественных прав и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.

Общие правила проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденный Приказом Минфина России от 13.06.95 № 49.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действую­щая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабо­чие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организа­ции ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты. В состав инвен­таризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего ауди­та организации, независимых аудиторских организаций.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии в ви­де приказа, постановления или распоряжения (форма ИНВ-22) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма ИНВ-23).

Приказ (постановление, распоряжение) (форма № ИНВ-22) является письмен­ным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризаци­онной комиссии. Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководите­лем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной ко­миссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и рас­ходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и рас­ходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентари­зации на «______________» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентари­зации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходо­ваны, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансо­вых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентариза­ции не менее чем в двух экземплярах.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие материалов, товаров и тары при инвентаризации опреде­ляют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. При этом руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйст­вом, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Методические рекомендации

Методические рекомендации предусматривают специальный порядок заполне­ния актов инвентаризации:

- инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и руч­ным способом. Причем описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток;

- наименования инвентаризуемых ценностей, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете;

- на каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показа­телях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны;

- исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем за­черкивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми пра­вильных записей (исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами);

- в описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются;

- на последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имуще­ства на ответственное хранение. При проверке фактического наличия товаров и тары в случае смены материально ответственных лиц, принявший товары и тару расписы­вается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этих материальных ценностей.

На товары, находящиеся на ответственном хранении или материалы полученные для переработки, составляются отдельные описи.

Важно отметить, что если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризаци­онной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) опи­си должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия скла­да, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной ко­миссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установ­ленном порядке.

Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации товарно-материальных ценностей. В на­стоящее время применяются унифицированные формы, утвержденные Постановле­нием Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифи­цированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки пра­вильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов ин­вентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до от­крытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются ак­том (форма ИНВ-24) и регистрируются в книге учета контрольных проверок пра­вильности проведения инвентаризаций (форма ИНВ-25).

В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные проверки правильности проведе­ния инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентариза­ционный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряже­нию руководителя организации.

Необходимо помнить, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии при прове­дении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентариза­ции недействительными. Проверка фактического наличия материальных ценностей производится только при обязательном участии материально ответственных лиц.

  Учет результатов инвентаризации

В результате проведения инвентаризации может быть выявлено расхождение между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета - излишек имущества либо недостача.

Для отражения результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (товаров, тары), по которым выявлены отклонения от данных учета, применяется сличительная ведомость (форма № ИНВ-19).

В сличительной ведомости отражаются результаты инвентаризации, то есть рас­хождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвента­ризационных описей.

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй – передается материально ответственному (ым) лицу (лицам).

На ценности, не принадлежащие, но числящиеся в бухгалтерском учете (нахо­дящиеся на ответственном хранении или арендованные, полученные для переработ­ки) составляются отдельные сличительные ведомости.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущест­ва с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:

- убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном зако­нодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя ор­ганизации на издержки производства и обращения. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета не­достач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому уста­новлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

- недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имуще­ства, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на винов­ных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыска­нии с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или су­дебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыска­ние ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных органи­заций.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть до­пущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разни­цы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства.

На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной ко­миссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым та­кая разница не отнесена на виновных лиц.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принима­ет руководитель организации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией форма № ИНВ-26.

Выявленный в результате инвентаризации излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации (пп. «а» п. 3 ст. 12 Закона № 129-ФЗ, пп. «а» п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Недостача имущества в пределах норм естественной убыли относится на из­держки производства или обращения (расходы), а недостача сверх норм – за счет ви­новных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на фи­нансовые результаты организации (пп. «б» п. 3 ст. 12 Закона № 129-ФЗ, пп. «б» п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета).

В бухгалтерском учете суммы, выявленных на предприятии недостач и хищений материальных ценностей и денежных средств, а также потери от порчи ценностей отражаются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Причем недоста­чи отражаются на счете 94 независимо от того, подлежат они списанию на издержки производства (обращения) или отнесению на виновных лиц.

Если же в результате проведения инвентаризации обнаружена недостача, винов­ные лица которой не установлены и предприятие не принимает мер к розыску винов­ных лиц или рассмотрению дела в судебном порядке, то такая недостача подлежит списанию за счет средств, оставшихся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

В случаях обнаружения излишков и недостач в результате пересортицы пред­приятие может допустить взаимный зачет таких ценностей, если они обнаружены за один проверяемый период у одного и того же проверяемого лица по материальным ценностям одного и того же наименования. Если при зачете стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница относит­ся на виновных лиц.

Суммы НДС, относящиеся к списываемому в результате недостачи имуществу, отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с пунктом 13 Письма Минфина России от 12.11.96 №96 «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами».

Если недостача материальных ресурсов обнаружена до момента их оплаты по­ставщикам, то сумма НДС, приходящаяся на эти ценности, подлежит списанию в де­бет счета 94. При этом в бухгалтерском учете делается проводка:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Измерение объектов учета в денежном выражении: оценка калькуляция.

Оценка имущества и обязательств. Калькуляция

Оценка и калькуляция как элементы метода бухгалтерского учета вызваны необходимостью оценки в денежном выражении находящегося в распоряжении предпри­ятия имущества и каждой совершенной хозяйственной операции, вызывающей изме­нение в составе хозяйственных средств и их источников.

 

 


Рис.4.5. Оценка имущества

 

Согласно «Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности в Российской Федерации», принятому Министерством финансов РФ 29.07.98 № 34н, оценка:

- имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирова­ния фактически произведенных затрат на его покупку;

- имущества, полученного безвозмездно - по рыночной стоимости на дату оприходования;

- имущества, произведенного в самой организации - по стоимости его изго­товления (фактические затраты, связанные с производством объекта иму­щества).

В состав фактически произведенных затрат включаются:

- затраты на приобретение самого объекта имущества;

- уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммер­ческому кредиту;

- наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим; внешнеэкономическим и иным органи­зациям;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сила­ми сторонних организаций.

 

 

 


Рис.4.6. Виды калькуляций

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресур­сов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Иными словами, себе­стоимость продукции – это текущие затраты предприятия на производство продукции и ее реализацию (сбыт).

Себестоимость продукции – один из основных экономических показателей, ха­рактеризующий производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Вели­чина себестоимости продукции влияет на формирование прибыли, фондов и резервов и соответственно на налогообложение. Чем больше сумма прибыли, тем больше сум­ма налога, уплачиваемого предприятием в бюджет. Поэтому государство регламенти­рует состав и уровень расходов, включаемых в себестоимость продукции.

Калькуляция (лат. calculatio, от calculo – считаю, подсчитываю) – определение затрат в денежной форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств. Калькуляция дает возможность определить фактиче­скую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки.

Калькуляция один из основных показателей плана и отчета по себестоимо­сти, выражающий затраты предприятия на производство и реализацию единицы кон­кретного вида продукции в денежной форме. Калькуляция может быть проектной, плановой, отчетной.

Проектные калькуляции – разновидность перспективных плановых калькуляций, необходимых для определения эффективности капитальных вложений и новой техники.

Плановые калькуляции составляются на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства, отражающих дальнейший технический прогресс и улучшение организации производства и труда.

Разновидностью плановых являются сметные калькуляции. Разновидностью текущих плановых калькуляций являются нормативные калькуляции.

      Отчетные калькуляции – исчисляются на основе данных учета и характеризуют фактический уровень затрат (фактическую себестоимость произведенной продукции).

 

                       

Рис.4.7. Группировка затрат на производство, включаемых в себестоимость продукции

 

Калькуляция как способ группировки затрат относительно конкретной единицы продукции дает возможность отследить каждую составляющую себестоимость продукции (работ, услуг) на любом уровне производственного процесса.

При составлении плановых и фактических калькуляций себестоимости продук­ции и свода затрат на производство по предприятию в целом используется группи­ровка затрат по местам их возникновения.

К основным местам (сферам) возникновения затрат относятся:

- производственная сфера (производственные цехи, отдел проектиро­вания, ремонтные мастерские);

- сфера управления (дирекция, отдел кадров, юридический отдел, фи­нансовый отдел, бухгалтерия);

- сбыт продукции (отдел сбыта, рекламный отдел, отдел исследования рынка, отдел отправки продукции).

Выделение мест возникновения затрат имеет важное значение для анализа из­держек, так как связь между ростом затрат и изменением степени загрузки производ­ственных мощностей предприятия наиболее четко проявляется в месте возникнове­ния затрат.


 

 


Рис.4.8. Виды себестоимости по объему учитываемых затрат

 

По месту возникновения затрат выделяются расходы, которые непосредственно участвуют в производстве изделий для рынка, их называют основными местами возникновения издержек (отдельные цехи, производства, участки и т.д.). К основным также относятся производства по выпуску продукции из отходов сырья и побочных продуктов производства.

Вспомогательные места возникновения издержек поставляют продукцию или услуги для основных мест возникновения издержек, то есть их продукция потребля­ется, как правило, внутри предприятия (ремонтные мастерские, транспортные и ин­струментальные участки, энергоснабжение на предприятии и т.д.).

Учет затрат и его разделение на учет затрат по видам, по местам их возникнове­ния и по носителям (объектам) позволяет осуществлять текущее наблюдение и кон­троль за производственным процессом, а также позволяет планировать издержки, сравнивать их с издержками за прошлые периоды и издержками других предприятий.

По характеру участия в процессе производства затраты делятся на основные и накладные.

     Основные расходы – непосредственно связаны с производством и оказанием услуг, к ним относятся затраты на оплату труда, стоимость материалов, топлива, электроэнергии и другие расходы, связанные с конкретным объектом калькулирования.

     Накладные – связаны с обслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков) или организации в целом и управлении ими.

     Все расходы организации по связи с технико-экономическими факторами, подразделяются на условно-постоянные и переменные.

     К условно-постоянным относятся затраты, абсолютная величина которых не зависит от изменения объема производства. К ним относятся: затраты на подготовку и освоение производства продукции; оплата труда общезаводского персонала с установленными на нее начислениями; расходы на содержание пожарной и сторожевой охраны; амортизация основных средств общехозяйственного назначения и другие общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

     К переменным относятся затраты, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции: затраты на сырье и полуфабрикаты, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию всех видов на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и т.п.

 

 

 


Рис.4.9. Классификация затрат на производство продукции

    

      По однородности состава затраты подразделяются на одноэлементные (простые) и комплексные.

     К одноэлементным относятся затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на составляющие, которые состоят из однородных элементов (основной и вспомогательный материал для изготовления продукции, заработная плата основного производственного персонала и т.п.).

     К комплексным относятся затраты состоящие из нескольких экономических элементов (общепроизводственные, общехозяйственные расходы).

     По сферам осуществления затрат различают производственные и внепроизводственные. В производственные затраты включаются всерасходы, которые связанны с процессом производства продукции (работ и услуг). Внепроизводственные, или коммерческие, расходы – это расходы, связанные с реализацией продукции.

     По целесообразности использования расходы могут быть производительные и непроизводительные. К производительным относятся затраты на производство продукции (работ и услуг) надлежащего качества, затраты целесообразные для данного производства. К непроизводительным расходам относятся те, которые являются следствием недостатков в технологии и организации производства (брак продукции, оплата простоев и сверхурочных работ).

Плановая и фактическая калькуляция себестоимости продукции формируется по элементам и калькуляционным статьям затрат. Под элементами затрат понимаются затраты, однородные по своему экономическому содержанию, а под статьями – затраты, включающие один или несколько элементов.

Группировка затрат по элементам предназначена для выявления всех затрат на производство по их видам независимо от назначения и места возникновения. Клас­сификация затрат по экономическим элементам показывает, что израсходовано. Эта группировка отличается от группировки затрат по статьям тем, что в ней все затраты, включая комплексные, распределяются по видам, характеризующим их экономиче­ское содержание.

 

 


Рис.4.10. Способ группировки затрат на производство по экономическому содержанию (по видам расходов)

 

В соответствии с их экономическим содержанием затраты, образующие себе­стоимость продукции (работ, услуг), группируются по следующим элементам:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Этот перечень экономических элементов является единым и обязательным для всех предприятий. Подразделение затрат по элементам показывает группу затрат в целом по предприятию независимо от места их возникновения.

Постатейный состав затрат показывает на какие цели произведены расходы. Правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости про­дукции (работ, услуг) устанавливаются Налоговым кодексом, отдельными норматив­ными актами и отраслевыми методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету. Перечень статей может быть сокращен или расширен и должен создавать достаточную базу для анализа.

Группировка и отражение хозяйственных операций: счета, двойная запись.

Счета бухгалтерского учета.

Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения измене­ний, происходящих в средствах предприятия. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Отражение операций на счетах ведется в денежном измерителе.

Графически счет представляет собой таблицу Т - образной формы, левая сторона которой называется дебет и обозначается буквой «Д», а правая - кредит и обозначается буквой «К».

Открыть счет - это значит дать ему название и на соответствующей стороне записать начальное состояние учитываемого объекта, которое называется сальдо начальное и обозначается на счетах как Сн. Остатки, увеличение и уменьшение учитываемых объектов отражаются на разных сторонах счета в зависимости от то­го, что учитывается на счете - средства или источники.

На активных счетах отражается учет средств предприятия (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, денежные средства в кассе и др.). Он дает показатели о наличии, составе и размещении средств.

Активный счет расположен в активе баланса и отличается тем, что суммы опе­раций, соответствующие приходу средств по этому счету, регистрируются в дебете счета, а суммы расходных операций - в кредите. Сальдо активного счета расположено в дебете (дебетовое сальдо) и рассчитывается следующим образом: к дебетовому сальдо по соответствующему счету (например, счету 50 «Касса») на начало отчетного периода прибавляются обороты по дебету данного счета (поступление наличных де­нег в кассу) и вычитаются обороты по кредиту счета (выдача наличных денег из кассы) в течение отчетного периода. В результате получается сальдо (остаток) по дебету счета 50 «Касса» на конец отчетного периода.

На пассивных счетах отражается наличие и изменение источников формирова­ния средств предприятия, их целевого назначения (уставный, резервный и добавоч­ный капитал, прибыль, ссуды банка и др.).

Пассивный счет расположен в пассиве баланса. Суммы операций, соответст­вующие приходу средств по этому счету, регистрируются в кредите счета, а суммы расходных операций - в дебете. Сальдо пассивного счета расположено в кредите и определяется путем прибавления к кредитовому сальдо на начало отчетного периода сумм, записанных по кредиту счета, и вычитания из полученного итога сумм, запи­санных по дебету счета.

Структура активного счета

Д                                                                                                      К                                                                                                             

1.Остаток (сальдо)

Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.