Мотивы и цели участников конфликта. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Мотивы и цели участников конфликта.

2021-04-18 154
Мотивы и цели участников конфликта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Любые действия побуждаются мотивами и целями участников конфликта.

Цель (Арчайл, Фюрнхам, Грахам) – «Социальная ситуация» => цель – состояние, к которому сознательно или бессознательно стремятся и которое при его достижении приносит удовлетворение, а при недостижении – фрустрацию.

Цель действий в конфликте – изменение ситуации в благоприятную для себя сторону.

3 группы целей в конфликте:

  1. Цели, связанные с предметной стороной конфликта. За ними стоят мотивы получения желаемого результата.
  2. Цели, связанными аспектами конфликта, т.е. с взаимоотношениями сторон.
  3.  Цели, связанные с психологической потребностью в обосновании своей позиции для себя и для других.

Томас:


 

 

 

Выбор стратегии в конфликте определяется отношением к другому человеку.

Стратегии взаимодействия:

  1. Конструктивные. Конструктивная форма обладает следующими характеристика (Сидоренко):

· Не должна быть разрушительной для личностей, участвующих во взаимодействии и их отношений;

· Конструктивное влияние должно быть психологически корректным, т.е. учитывать психологические особенности партнера и ситуации; использовать правильные приемы воздействия;

· Должна удовлетворить потребности обеих сторон.

  1. Деструктивные.

В борьбе оппонент рассматривается как средство достижения своих целей, а не самой целью.

Орлова, Фелонов выделили механизмы влияния в конфликтной ситуации:

  1. Демонстрационное усиление собственных ресурсов;
  2. Выжидание;
  3. Риск;
  4. Принуждение;
  5. Ложные маневры;
  6. Дезинформация.

Корик выделили 2 типа приемов психологического давления:

  1. Приемы использования в своих целях мотивов оппонента;
  2. Создание угрозы Я – концепции оппонента (манипулирование чувством страха).

Психологическое давление связано с созданием для партнера ситуации выбора между достижением его целей в конфликте и удовлетворением мотивов.

Гришина выделила способы давления (в организации):

1. Психологическая редукция (проблемы человека объясняются его сплоченностью).

2. Подчеркивание того, что человек ставит собственные инстинкты выше интересов коллектива.

3. Человек преследует корыстные интересы.

Деструктивные приемы в конфликте:

  1. Запугивание и угрозы.
  2. Унижение партнера, оскорбления в его адрес.
  3. Ссылки на свой авторитет, отрицание авторитета партнера.
  4. Уклонение от обсуждения проблемы.
  5. Лесть.

Доценко выделил признаки манипуляции:

  1. Отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей.
  2. Стремление получить односторонний выигрыш.
  3. Скрытый характер воздействия.
  4. Использование психологической силы, «игра на слабостях».

Агонистический принцип – принцип борьбы при соблюдении определенных норм и правил; принцип честного соревнования, который предполагает уважение к оппоненту. 

=> спор, но не личностная ссора; борьба по правилам, а не грубая агрессивность; уважение человеческого достоинства.

Регулятора конфликтного взаимодействия.

Оценка ситуации:

1) Субъективные факторы.

2) Объективная детерминанты.

1. Ситуационный контекст взаимодействия, т.е. общий характер отношений сторон (взаимные интересы и соперничество). Соперники обычно имеют краткосрочную ориентацию (озабочены выгодами в данной ситуации, чем отношениями в дальнейшем). В кооперативном контексте участники имеют долгосрочную ориентацию и ориентированы не только на достижение цели, но и поддержание хороших отношений.

Факторы:

1.1. ужесточающие факторы (общий эмоциональный фон отношения).

1.2. Жесткость структуры, в которой протекает конфликт (если в семье четко определены нормы и роли, то при столкновении с противоречиями сложно разрешить конфликт).

1.3. Наличие 3-х лиц (н-р, отношение родителей к браку, в конфликте между супругами).

Поведение другой стороны.

1.5. Опыт разрешения разногласий (если опыт конструктивный, то формируется уверенность в преодолении противоречий).

2. Психологические ориентации участников конфликта (установки участников).  

2.1. когнитивная ориентация (комплексы представлений, ожиданий, которые помогают человеку ориентироваться в ситуации; «мы за» или «мы против»; взаимодействие сторон: либо «мы вместе выиграем» либо «вместе проиграем»).

2.2. мотивационные ориентации (наделяют пространство позитивной или негативной валентностью; в кооперативных отношениях человек склонен воспринимать другого позитивно, иметь доверительные установки по отношению к другому, быть открытым, ответственным за другого и ожидать подобных установок от другого; в конкурентной ситуации характерна тенденция воспринимать другого негативно; характерны подозрительные, враждебные установки по отношению к другому; психологическая закрытость, тенденция быть агрессивным, но подобное не ожидается от противоположной стороны).

2.3. моральные ориентации – категория справедливости (в кооперативных ситуациях - тенденция к принятию равенства и взаимоуважение; в конкурентных ситуациях моральные ориентации могут включать обязательства по соблюдению правил либо борьба ведется без правил, когда все средства хороши).

Социально – психологические регуляторы более значимы, чем психологические.

3. Социально – персептивные регуляторы. Важной характеристикой является адекватность отражения ситуации. Образ конфликта включает:

1) образ конфликтной ситуации;

2) представления участников о себе;

3) представления о противостоящей стороне (как правило являются пристрастными);

4) представления о среде.

Свое поведение в конфликте объясняется особенностями ситуации, а поведение другого человека – используется личностная атрибуция (он сам сделал такой выбор).

4. Нормативные регуляторы – это ценностно – нормативные характеристики участников конфликта и социальной среды, в которой конфликт произошел. Данный аспект проявляется в 3-х отношениях:

1) стремление участников конфликта к нормативному обоснованию своих позиций и действия;

2) существование правил конфликтного взаимодействия4

3) существование культурных и этических норм конфликтного взаимодействия.

В осуществлении правил конфликтного взаимодействия существует:

1) система ложного согласия: «Мое поведение нормативное, т.к. все так делают, а поведение другого – ненормальное» - проявляется 2-й стандарт конфликта (приписывание разного смысла одним и тем же действиям).

2) Критерии справедливости/несправедливости (в каждом обществе разные). Несправедливость связана с процедурами принятия решения (то, как оно принимается).

3) Правила взаимодействия в конфликтной ситуации – это система представлений участников конфликта о правильном поведении, которое определяет логику развития конфликтного взаимодействия (конфликтной ситуации).

4) Культурные нормы взаимодействия в конфликте (в каждой культуре свои нормы; пр. обычай «кровная месть» - участниками конфликта становятся большие семьи => восприятие не отдельного человека, а всей семья).

М. Мид выделил 3 типа культур:

А) сотрудничающая; человек чувствует себя защищенным, как член группы;

Б) соперничающая; человек чувствует себя защищенным, если он добился превосходства над другими;

В) индивидуализирующая.

5) Этические нормы взаимодействия в конфликте – проблема этических норм возникает когда одной из сторон нарушаются нормативные регуляторы, т.е. поведение сторон не соответствует правилам поведения в конфликте + человек пытается оправдать и узаконить свое положение.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.