Матрица разнообразия методов и форм обучения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Матрица разнообразия методов и форм обучения

2021-04-18 98
Матрица разнообразия методов и форм обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Форма / Метод ОИ Р ПИ Э
Лекция + + +  
Лекция с элементами проблемного изложения   + +  
Проблемный семинар     + +
Семинар-дискуссия + +    
Коллоквиум     + +
Самостоятельная работа   + + +
Тестирование   +   +
Консультация   + +  

 

 

Формы организации и методы активного обучения

Виды

Учебной деятельности

Формы организации занятий

Виды учебных занятий

Активные / интерактивные методы

час % к аудиторным занятия

Аудиторные учебные занятия

поточно-массовые; групповые лекция проблемная 10 31

групповые

коллективные

семинар-дискуссия 4 12,5 коллоквиум 4 12,5

ВСЕГО

18 56%

 

Электронные технологии позволяют с наибольшей полнотой реализовать современные требования к образованию: широкий доступ к образовательным ресурсам, использование новейших информационно-коммуникационных средств, высокий уровень интерактивности, организацию непрерывного мониторинга. Реализацию современных образовательных технологий, повышение эффективности учебной работы обеспечивает учебный Интернет-портал – СДО «Гиперметод».

10.3 Организация самостоятельной работы студентов

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

Самостоятельная работа реализуется:

· непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях;

· в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

· в электронной образовательной среде СПбУУЭ;

· в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и научных задач.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:

· подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов, эссе и других письменных работ на заданные темы,

· выполнение домашних заданий разнообразного характера;

· поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;

· текущее и итоговое тестирование он-лайн.

Задания для самостоятельной работы выдаются в начале семестра, определяются сроки их выполнения. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня. Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо по согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 знаков), посвященное какой-либо нравственно-эстетической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

Научный доклад является результатом самостоятельной работы студентов и подводит итоги углубленного изучения специальной литературы. Тема доклада согласуется с преподавателем. Текст доклада должен содержать введение, содержательно-аналитическую часть, список использованной литературы и источников.

Во Введении обосновывается актуальность темы, ее значение, дается краткий обзор использованной литературы. В содержательно-аналитической части раскрывается суть основных подходов и концепций по данной проблеме. В Заключении студент делает общие выводы по работе. Следует показать ключевые аспекты рассматриваемой проблемы, выявить возможность применения полученных знаний.

Письменный доклад не должен превышать 12-15 страниц формата А4 через 1,5 интервала 14-м кеглем.

Докладчик получает 3 балла за проведенную работу, если помимо обоснования актуальности проблемы, анализа позиций авторов изученных работ студент провел сравнительный анализ ситуации, высказал свою точку зрения на проблему, аргументировал и обосновал ее, сделал убедительные философско-методологические выводы.

Доклад оценивается двумя баллами, когда в нем обоснована ак­туальность темы и раскрыто основное содержание проблемы, но при этом допущены погрешности в освещении темы и небрежность в оформлении текста.

Доклад оценивается 1 баллом, если в нем обоснована актуальность проблемы, раскрыты точки зрения авторов изученных работ, но не определено собственное отношение к проблеме, не сделаны убедительные и глубокие выводы, изучено недостаточное количество источников.

Составной частью учебного процесса является подготовка реферата. Она предполагает достижение более масштабных и глубоких теоретических целей в сравнении с докладом. Подготовка реферата способствует углублению, систематизации и закреплению полученных студентами теоретических знаний, умений самостоятельно применять их для решения задач, предусмотренных программой курса, дает навык работы с перво­источниками, научной и периодической литературой, включая статистические материалы.

Подготовка реферата является одной из форм самостоятельной работы студента. В результате творческого подхода на основе глубокого изучения литературы студент должен продемонстрировать свое понимание избранной темы, умение самостоятельно раскрыть ее, выделив главное, сделать обоснованные выводы.

Кафедрой разрабатывается тематика рефератов, причем студенты могут вносить свои предложения по уточнению темы или предложить преподавателю подготовить реферат по инициативной теме.

Выбрав тему, студент подбирает литературу, пользуясь предметными и систематическими каталогами библиотек. При изучении литературы главное внимание надо уделить прежде всего тем главам, параграфам книг или тем статьям, которые непосредственно связаны с планом реферата.

При этом студенту следует обратить внимание на расхождения и особенности трактовок одних и тех же вопросов разными авторами. Знакомясь с литературой, необходимо брать на заметку и технические приемы анализа (форм, методов группировки данных), которые использует автор для доказательства своих положений.

В работе по сбору, изучению и обработке материала можно использовать все источники, относящиеся к теме: учебники, монографии, статьи, сборники схем, материалы социологических исследований, научно-практических конференций, решения органов власти.

План реферата представляет собой перечень основных вопросов содержания. Он может быть как простым, так и развернутым, многоуровневым, когда каждый вопрос детализируется, расчленяется на составные части. раскрывает внутреннюю структуру работы, он должен быть строго выдержан логически, поэтому составление его - ответственный этап в подготовке реферата.

Важным элементом реферата является список литературы, который составляется по следующей схеме:

фамилия и инициалы автора (несколько авторов перечисляются в том порядке, в каком даны на титульном листе книги);

полное название произведения (учебника, монографии, статьи, сборника статей, документов) с прописной буквы без кавычек;

номер тома, если многотомное издание, место и год издания.

Методика написания рефератов требует: последовательности работы над текстом; соблюдения правил оформления, использования источников и научно-справочного аппарата, литературного редактирования.

Реферат должен включать:

1) титульный лист;

2)план реферата;

3)основной текст (введение, основные вопросы, заключение);

4)список использованной литературы.

Одним из важных элементов написания реферата является корректное оформление ссылок на источники. Автор реферата должен продемонстрировать умение пользоваться источниками и грамотно оформлять научно-справочный материал. Все важнейшие положения в реферате студент должен излагать своими словами. Однако нередко обоснование того или иного положения делается с помощью цитат. При этом необходимо уяснить основные требования оформления цитат и сносок. Они заключаются в следующем:

—цитата берется из первоисточника; текст ее переносится точно, с сохранением имеющейся пунктуации;

—цитируемые слова заключаются в кавычки;

—к цитате дается сноска, содержащая указание на источник и оформляемая в соответствии со стандартом.

Приступая к изучению дисциплины студенту необходимо зарегистрироваться в СДО «Гиперметод». Тем самым, открывается доступ к электронным учебным ресурсам: ЭУП, различным материалам, базе тестов. Обучающийся может получить оперативную консультацию он-лайн преподавателя, задать ему вопросы и получить ответы, обсудить проблемные темы учебной дисциплины.

Серьезную помощь в СРС оказывает постоянная работа с электронным учебным пособием по дисциплине, доступным в полнотекстовом формате в Электронной библиотеке СПбУУЭ. ЭУП «Этика и эстетика» содержит списки основной и дополнительной литературы по курсу, в том числе и имеющейся в библиотеке ВУЗа, кроме того, приведены ссылки на рекомендуемые ресурсы Интернет. В процессе изучения дисциплины необходимо обратить внимание на самоконтроль знаний. С этой целью каждый студент после изучения каждой отдельной темы и затем всего курса по учебнику и дополнительной литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов, которые помещены как в конце каждой темы, так и в завершение работы с ЭУП.

Для эффективной организации СРС необходимо:

- последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме проблемного семинара, творческая работа и т.д).

- постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;

- систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.

10.4 Виды, содержание, формы и средства контроля

Для контрольного измерения результатов изучения студентами дисциплины «Этика и эстетика» проводится два вида контроля:

· текущий в форме рубежного по каждому разделу дисциплины;

· промежуточный.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и слабоуспевающих, мотивирует их обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов (аудиторных или дистанционных), рефератов, коллоквиумов и др. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ.

Промежуточный контроль – экзамен по дисциплине, может включать:

-итоговый тест, который содержит вопросы по всему курсу,осуществляется дистанционно посредством СДО «Гиперметод»;

- собеседованиепо вопросам дисциплины, включённым в список для подготовки к экзамену.

Методы контроля:

· устный;

· письменный;

· с помощью технических средств и информационных систем;

· самоконтроль.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ, эссе и т.п.), проверку конспектов.

Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С применением компьютерных технологий может осуществляться и самоконтроль. Одним из методов компьютерного контроля является тестирование. Для дисциплины «Этика и эстетика» это текущий (дисциплинарный) тестовый контроль. База теста по этике и эстетике составляет примерно 120-150 вопросов. Компьютер в случайном порядке выбирает 40 вопросов для каждого студента. Тестовое задание - это материал определенного объема, содержания и формы, предназначенный для компьютерного контроля знаний. Цель разработки заданий - создание компьютерного теста для объективной проверки и оценки знаний студентов.

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 апреля 2000 г. № 1122 «О сертификации качества педагогических тестовых материалов» рекомендуется использовать четыре формы заданий для подготовки дисциплинарных, комплексных и итогового тестов:

· закрытые;

· на установление соответствия;

· на установление правильной последовательности;

· открытые.

Формы контроля включают:

· опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный);

· собеседование;

· блиц-контрольные;

· контрольные задания и работы;

· коллоквиум;

· эссе и иные творческие работы;

· выступление на научной конференции;

· тестирование;

· рейтинговое оценивание;

· зачёт.

Контроль и оценка знаний студентов основаны на принципах: систематичности, объективности, аргументированности. Знакомство студентов с балльно-рейтинговой системой оценивания учебных достижений происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.

10.4.1 Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. Для реализации рейтинговой системы контроля весь курс разбивается на два содержательных раздела. После каждого раздела проводится текущий контроль с помощью системы тестовых и контрольных заданий, которые выполняются студентом самостоятельно и в совокупности определяют уровень его компетенций. Каждое задание оценивается в баллах в зависимости от его объёма и степени сложности.

При этом для каждого вида проверочных работ (задания) в течение семестра назначается максимальное количество баллов. Баллы, полученные студентами за выполнение заданий текущего контроля суммируются. Максимальное количество баллов, которое студент может получить за семестр (2 раздела учебного материала) – 70, минимальное (для допуска к зачёту) – 30 баллов. Максимальное количество баллов, которое студент может получить по результатам промежуточного контроля (зачёта) – 30 баллов.

Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за участие в научных студенческих конференциях и т.п. Премиальные баллы учитываются только в процессе промежуточного контроля. При этом общая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100 баллов.

Если к моменту проведения промежуточной аттестации (зачёта) с учетом набранных дополнительных (премиальных) баллов студент получает количество баллов соответствующее шкале ECTS для получения зачёта, то зачёт может быть выставлен ему по результатам текущей успеваемости без проведения зачёта.

Баллы, начисляемые студенту за учебную работу:

Характеристика вида учебной работы Балл(ы) за одно занятие, вид учебной работы Общая сумма баллов за семестр
1. Посещение учебных занятий    
Посещение лекции 2 16
Посещение практических занятий 2 16
2. Работа на учебных занятиях    
Работа на практическом занятии без тестирования 2 6
Деловая игра 2 4
Решение ситуационных задач 2 4
Оценка личностных качеств (дисциплина, мотивация, активность) 2 16
3. Самостоятельная работа    
Написание эссе 2 4
Написание реферат 2 4
4. Текущий контроль    
Тестирование    
Сумма баллов по результатам текущей работы студента   70
5 Промежуточная аттестация    
Экзамен   30
ИТОГО   100
6. Премиальные баллы    
Доклады (сообщения) на научно-практических конференциях 10

25

Участие в конкурсах, акциях, фестивалях и др. 5
Подготовка публикаций 10

 

К зачету допускаются студенты, набравшие по результатам работы в ходе семестра не менее 31 балла.

 

Набранные баллы <50 51-60 61-67 68-84 85-93 94-100
Зачет\незачет

Незачет

Зачет

Оценка по шкале ECTS

F             Fx

Д С В А

10.4.2 Контрольно-измерительные материалы по дисциплине

Примеры тестовых заданий:

1. Сократ был представителем:

а) этического релятивизма

б) этического рационализма

в) скептицизма

2. Термин "эвдемонизм" произошел от греческого слова, которое означает:

а) счастье, блаженство

б) безмятежность

в) наслаждение

3. Наслаждаться каждым мигом бытия учил:

а) Антисфен

б) Диоген

в) Аристипп

6. Платон полагал, что:

а) добродетели имеют врожденный характер

б) нравственные качества являются результатом воспитания;

в) каждый может стать лучше, чем он есть, но результат будет зависеть не только от его усилий, но и от того, что ему отпущено природой.

7. Мысль о том, что избыток и недостаток губят и что добродетель - среднее между двумя крайностями, принадлежит:

а) Аристотелю

б) Сенеке

в) Эпикуру

8. Условием счастья во всей античной этике является:

а) безмятежность

б) мера во всем

в) избавление от страхов

9. Кто из мыслителей XVII в. в своей концепции природы человека полагал, что от природы люди рождаются злыми, и на ее основе создал теорию государственного права:

а) Декарт

б) Спиноза

в) Гоббс

Эстетика

1. Какую сферу духовного мира человека изучает эстетика?

а) разум

б) волю

в) чувство

2. Впервые термин "эстетика" ввел в обиход:

а) Локк

б) Дидро

в)Баумгартен

3. Предметом эстетики является человеческая чувственность; в истории эстетики это понятие называется также:

а) способностью суждения

б) образным мышлением

в) фантазией силой воображения

4. Главная эстетическая категория:

а) возвышенное

б) прекрасное

в) изящное

5. Красота утверждается как понятие относительное благодаря:

а) сенсуализму

б) картезианству

в) немецкой классической философии

6. Эстетика - наука:

а) о красоте, воспринимаемой из природы

б) о красоте, создаваемой искусством

в) о художественной деятельности и художественном восприятии

7. Что "возрождалось" в эпоху Возрождения?

а) Античные идеалы

б) изучение природы человека

в) свобода личности и мысли

8. Красота - гармония и закономерность вселенной. Такое понимание красоты пришло в классицизм из:

а) Античности

б) Средних веков

в) Возрождения

9. В романтическом искусстве важны -

а) точность передачи самой действительности

б) отношение художника к изображаемому

в) оригинальное видение

10. Эстетические идеи Романтизма:

а) Поэзия приближает к Богу

б) Полная свобода чувства и фантазии в творчестве

в) в произведениях нужно искать не изображения жизни, а откровения.

 

10.5 Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий

Дисциплина «Этика и эстетика» является вариативной дисциплиной в программах обучения студентов. Учебная программа по этике и эстетике рассчитана на формирование нравственной и эстетической культуры студентов, навыков ответственного поведения, активной жизненной позиции, применения идеалов прекрасного в профессиональной деятельности.

Реализация программы дисциплины «Этика и эстетика» предусматривает использование разнообразных форм и методов обучения, обеспечивающих сбалансированную интеграцию лекционного материала, практических занятий, самостоятельной работы, требований Госстандарта и интересов студентов.

На лекционных занятиях, в основе которых лежит системное изложение основ этики и эстетики в сочетании с яркими иллюстрациями, демонстрирующими возможности данных дисциплин в анализе различных сфер действительности и жизнедеятельности, раскрываются основные теоретические положения курса.

На семинарских занятиях акцент делается на самостоятельной работе студентов по освоению разделов курса, имеющих особую значимость для научной и практической деятельности будущих бакалавров. В дополнение к вопросам, имеющимся в планах семинарских занятий, преподаватель может актуализировать учебный процесс предложением новых тем докладов и выступлений. Целесообразно стимулировать студентов к подготовке и проведению видеопрезентаций их выступлений. В ходе работы предполагается подготовка студентами докладов или написание рефератов, компьютерное тестирование знаний. Рекомендуется применять указанные выше системы оценивания знаний (рейтинговую, тестирование, написание реферата, отработку студентами пропущенных занятий, зачёт).

Разработчики:

Санкт-Петербург-ский университет управления и экономики   Доцент, к.ф.н.   Н.Г. Пряхин
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)

Эксперты:

         
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)

 

 

Приложение 1. План учета контрольных точек в ходе I семестра

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Институт гуманитарных и социальных наук

Кафедра Философии, социологии и психологии

ПЛАН КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

студентов                группы по дисциплине    «Социальное проектирование и прогнозирование»

Заведующий кафедрой ___________С.О. Снисаренко

I семестр (1 блок)

Виды учебной деятельности

Контрольная точка 1

Контрольная точка 2

Контрольная точка 3

Контрольная точка 4

Итого текущий контроль

Промежуточная аттестация

min max min max min max min max min max min max
1. Посещение учебных занятий                        
Посещение лекции 2 4 2 4 2 4 2 4 8 16    
Посещение семинарских и практических занятий 2 4 2 4 2 4 2 4 8 16    
2. Работа на учебных занятиях                        
Работа на практических занятиях без тестирования 2 6             2 6    
Работа на практических занятиях с тестированием                        
Расчетная практическая работа                        
Деловая (ролевая) игра         2 4     2 4    
Компьютерная симуляция                        
Разбор практических ситуаций, решение задач     2 4         2 4    
Практика                        
Оценка личностных качеств (дисциплина, мотивация, активность) 2 4 2 4 2 4 2 4 8 16    
Прочие виды работ                        
3. Самостоятельная работа                        
Самостоятельная работа без тестирования 1 2 1 2 1 2 1 2 4 8    
Самостоятельная работа с проверкой тестированием                        
Написание реферата         2 4     2 4    
Подготовка публикаций                        
Написание эссе             2 4 2 4    
Курсовая работа (проект)                        
Прочие виды работ 1 2             1 2    
4. Текущий контроль и промежуточная аттестация                        
Тесты                        
Тест ФЭПО                        
Контрольная письменная работа                        
Другие формы текущего контроля                        
Зачёт                   70 11 30
Экзамен                        
ВСЕГО 10 22 9 18 11 22 9 18 39 80 11 30
НАРАСТАЮЩИМ ИТОГОМ 10 22 19 40 30 62 39 80 39 80 50 100

 

ЛИСТ РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заведующая кафедрой «Социологии и управления персоналом»

Бразевич С.С..                                                                 /____________/

 

Зам проректора

по вузовскому образованию                                                                    

Смешко О.Г.                                                                    /____________/

 

Начальник методического отдела 

Новик Е.В.                                                                                 /____________/

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.