Если дети не оправдывают ожиданий — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Если дети не оправдывают ожиданий

2021-01-31 62
Если дети не оправдывают ожиданий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С детства Вите нравится собирать конструктор, мастерить поделки из бумаги, в школе ему легко даются математика и физика. Мама пятнадцатилетнего Вити хочет для него всего самого лучшего и уже продумала в деталях его будущее.

– У тебя явно склонности к точным наукам, сынок. Наверное, ты будешь инженером или программистом.

То, что Витя растет эмоционально чутким и немного застенчивым, в семье не замечают. Ему очень важны отношения с друзьями, нравится помогать тем, кто помладше, но родители не обращают на это внимания и уверенно гнут свою линию. Они верят, что наилучшим будущим для него станет профессия математика или экономиста.

Его увлечения кажутся им несерьезными, преходящими. Его мечтательность, страсть к путешествиям и хобби – ролевым играм – чем‑то временным.

– Перебесится и остепенится, – уверенно заявляет отец, сам известный физик.

– Это у него подростковый период, – подхватывает мама.

Витя действительно разносторонне одаренный юноша. Для него не составляет труда поступить в десятый класс с углубленным изучением физики и математики. Но не проходит и полгода, как начинаются трудности. Он никак не может найти общий язык со своими одноклассниками. Успеваемость падает, настроение и жизненный тонус тоже. Он становится мрачным, тихим, подавленным и неразговорчивым, а ведь был веселым, общительным и жизнерадостным. Родители тревожатся, растерянно разводят руками и в итоге решают привести его на прием к психологу.

– Витя, расскажи, пожалуйста, о себе, кем ты видишь себя в будущем? Кем хотел бы работать и чем заниматься?

– Я собираюсь учиться в институте на программиста, – с легкой тоской отвечает паренек.

– Не слышу воодушевления в твоем голосе. Почему ты так решил? Любишь цифры и точные науки? Предпочитаешь иметь дело с компьютерами?

– Да, наверное… – в голосе звучит явное сомнение.

– Ты уверен, что это то, чем ты хочешь заниматься?

– До десятого класса я, помимо учебы, успевал еще много всего интересного. А теперь из‑за этого физматкласса мне пришлось бросить баскетбол и походы выходного дня в школе. – Пауза, на лице проступает печаль.

– Похоже, тебе из‑за этого грустно?

– Угу. А еще в новом классе мне очень тяжело. Никому из парней нет ни до кого дела. Каждый сам за себя. И все друг перед другом выпендриваются.

– Наверное, там непросто завести друзей?

– Да, мне с ними совсем неинтересно. У них на уме только как бы друг друга подколоть и переплюнуть в предметах и покурить и выпить пивка после уроков. Хвастаются, кто какие наркотики пробовал. – По голосу слышно, что он до сих пор потрясен этим.

– Видимо, тебе это совсем не близко. А что тебе интересно?

– Я люблю возиться с малышами, помогать им, играть. Еще люблю путешествовать, мы с друзьями на выходных раньше ездили в лес и там играли в индейцев, охотников, пиратов.

– Как я поняла, людей ты любишь не меньше, чем компьютеры. Впервые за наш сегодняшний разговор вижу радость у тебя на лице и горящие глаза. Чем бы тебе больше хотелось заниматься в жизни?

Парень задумался.

– На самом деле, не знаю. Я сильно сомневаюсь, правильно ли сделал, что перешел в этот класс. Папа настоял, но сейчас… Эх… Вот если бы можно было переиграть…

– И что бы ты тогда выбрал?

– Я бы остался в старом классе со своими друзьями, там не грузят так много физикой и математикой. Я бы тогда успевал заниматься любимыми вещами, мне их так не хватает.

– А что за любимые вещи?

– Походы, на много дней, трудные, я там себя ощущаю настоящим героем. Мне нравится быть вожатым, вести детей, они меня любят, льнут ко мне. Был у нас в той школе учитель ОБЖ, замечательный мужик, он на каникулах взял нас в поход. На привалах так интересно рассказывал про историю, литературу, искусство, у меня никогда в жизни так время не летело и дух не захватывало. Мы рассказывали о себе такие вещи, о которых я и не задумывался раньше. Беседовали на темы, которые меня очень волнуют. Там я узнал о себе столько неожиданного, это было потрясающе!

– А ты хотел бы сам вести такие занятия в походах?

– А что, можно?

– Конечно, есть же инструктора детского туризма, у моих знакомых дочка все время с ними занимается, обожает их.

Меня очень тронул детский восторг, озаривший его лицо.

 

В беседе с родителями Вити я постаралась показать, что в жизни их сына, способного и к точным наукам, и к контакту с детьми, сейчас наблюдается перекос. Родители хотят ему добра, стараются устроить его будущее понадежнее, но не замечают другой стороны его жизни, его склонностей, интереса к детям и природе. Его апатия и упадок жизненных сил, тоска по утраченным возможностям путешествовать и общаться с друзьями и детьми – сильны. Так как он тонкий и чувствительный человек, в его случае такая тоска может перерасти в депрессию и даже привести к суицидальным мыслям. Нельзя пренебрегать его потребностью реализовываться всесторонне. Он явно ответственный и умный паренек, и я считаю, ему можно доверить самостоятельный выбор жизненного пути. Неважно, станет он математиком или инструктором детского туризма, главное, чтобы он чувствовал себя на своем месте, занимался тем, к чему сейчас ощущает призвание. Не исключено, что в течение жизни он будет сочетать разные занятия и профессии.

Родителям Вити было трудно принять точку зрения, которая отличается от их собственной.

– То есть это не простая лень? – удивился его папа. – А я думал, построже с ним и засадить за уроки, все и придет в норму.

– Разве он склонен к безделью? – спросила я.

– Нет, – ответила мама. – Всегда чем‑то занят, то мастерит, то пишет, то гуляет.

– Тогда я уверена, что это не лень. Скорее, ему сильно недостает чего‑то очень для него важного. Пока он это не восполнит, ему будет трудно чем‑то еще толком заниматься.

 

К моей радости, у Вити все сложилось хорошо. Его родителям хватило чуткости и любви к сыну, чтобы довериться ему и отдать право выбирать в жизни занятие по душе. Когда он ушел из физико‑математического класса, его настроение улучшилось, он возобновил общение с друзьями и снова стал хорошо учиться. А когда повзрослел, то стал успешным инструктором детского туризма и очень счастлив, воспитанники его обожают, а их родители не нахвалятся.

 

Часто ребенок стремится соответствовать ожиданиям родителей. Когда они видят в нем что‑то одно, он, скорее всего, будет о себе такого же мнения. Хотя его внутренние склонности и интересы могут быть совершенно иными. Мы верим, что знаем, какое будущее лучше для нашего ребенка. Но современный мир меняется так сильно и так быстро, что многие наши представления быстро устаревают.

 

Если быть внимательным к ребенку, то сложно не заметить, что его вдохновляет. Но порой родители не разделяют его устремлений. Им кажется, что он не достигнет успеха в интересующей его области, не сможет содержать себя и свою будущую семью. Также мешают социальные стереотипы, диктующие, что сейчас востребовано и престижно, гарантирует стабильный высокий доход.

Что важнее, чтобы ваш сын или дочь занимались любимым делом и были счастливы, ценили свою работу, выполняли ее с воодушевлением и радостью – или чтобы получали хорошую зарплату, но ненавидели каждый рабочий день и тосковали о другой жизни?

Если кто‑то из родителей «продавливает» свое мнение, то один подросток может подчиниться, но вряд ли будет счастлив, а другой будет бунтовать и идти своим путем, пусть и наперекор родительской воле. Но и в том и в другом случае отношения пострадают, а наладить их бывает нелегко.

 

Игнорируя желания ребенка, считая его печаль или скуку несущественными, можно упустить то, что для него важнее всего, в чем он мог бы максимально реализоваться. Статистика показывает, что люди, занимающиеся делом по душе, зарабатывают больше тех, кто, скрепя сердце, тащится на доходную, но нелюбимую работу. Любовь к своему делу дает силу и энергию, позволяет больше вкладываться, развиваться и расти в избранной нише. Что неизбежно приносит больше денег и заказов.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.