Тема 1. Сущность и структура малого бизнеса. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 1. Сущность и структура малого бизнеса.

2021-03-18 78
Тема 1. Сущность и структура малого бизнеса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 по дисциплине

«Экономика и менеджмент малого бизнеса»

 

 

Мариуполь, 2012

Тема 1. Сущность и структура малого бизнеса.

Роль малого предпринимательства.

 

Приобретенный собственный опыт, положительные результаты развития малого и среднего предпринимательства в странах, которые прошли этап реформирования экономических систем, свидетельствуют в том, что малое предпринимательство является одним из средств:

· устранения диспропорций на отдельных товарных рынках,

· создания дополнительных рабочих мест и сокращение безработицы,

· активизации инновационных процессов,

· развития конкуренции;

· быстрого насыщения рынка товарами и услугами.

Малые предприятия при определенных условиях и при поддержке со стороны государства имеют тенденцию к инновационности, гибкости и затратоэффективности, имея предпринимательский опыт и достаточный профессиональный уровень.

Роль малого предпринимательства в жизни общества заключается в том, что оно является:

· одним из ведущих секторов рыночной экономики;

· формируется на началах мелкотоварного производства;

· определяет темпы экономического развития,

· структуру и качественную характеристику ВВП;

· осуществляет структурную перестройку экономики,

· характеризуется быстрой окупаемостью затрат,

· свободой рыночного выбора;

· обеспечивает насыщение рынка потребительскими товарами и услугами повседневного спроса,

· реализацию инноваций,

· дополнительные рабочие места;

· имеет высокую мобильность, рациональные формы управления;

· формирует новую социальную прослойку предпринимателей-владельцев;

· оказывает содействие ослаблению монополизма, развитию конкуренции.

Тема 3. Механизм и порядок регистрации субъектов бизнеса.

 

Содержание и форма учредительных документов.

К учредительным документам, которые подтверждают статус юридических лиц и без которых невозможно основать фирму, принадлежат устав и учредительный договор. Создание малых предприятий, обществ, ассоциаций, объединений предприятий и других предпринимательских структур без этих основных документов невозможно. Для тех, кто создает частные фирмы на правах малых предприятий с индивидуальной формой организации бизнеса, необходимым документом является устав предприятия, а для предприятий с коллективной формой организации бизнеса (общества, объединения предприятий и т.п.) - необходимы устав и учредительный договор.

Устав предприятия — это официально зарегистрированный документ, который определяет форму собственности предприятия, сферу его деятельности, способ управления и контроля, порядок образования имущества предприятия и распределения прибыли, порядок реорганизации и другие положения, которые регламентируют деятельность юридического лица.

Структура устава, как правило, состоит из таких разделов (статей):

1. Наименование и местонахождение фирмы.

2. Общие положения.

3. Предмет, цель и направления деятельности фирмы.

4. Юридический статус фирмы.

5. Внешнеэкономическая деятельность.

6. Имущество фирмы.

7. Фонды фирмы.

8. Производственно-хозяйственная деятельность.

9. Прибыль фирмы и ее распределение.

10. Возмещение ущерба.

11. Органы управления и контроля фирмы.

12.Организация и оплата труда.

13.Компетенция и полномочия органов трудового коллектива.

14.Учет и отчетность.

15.Прекращение деятельности фирмы (реорганизация и ликвидация).

Организация предприятия, если количество лиц, которые желают его основать, два или больше, начинается с разработки и принятия учредительного договора. Учредительный договор — это соглашение (договор), которое заключается между двумя или несколькими основателями относительно создания предприятия (фирмы) определенным образом. Суть учредительного договора заключается в том, что он является одним из разновидностей соглашения о совместной хозяйственной деятельности с образованием самостоятельного юридического лица.

Структура учредительного договора имеет такие разделы:

1. Преамбула.

2. Предмет договора.

3. Название и местонахождения фирмы.

4. Общие положения договора.

5. Юридический статус фирмы.

6. Уставный фонд и вклады участников (основателей).

7. Права и обязанности участников (основателей).

8. Имущество фирмы. Распределение прибыли.

9. Порядок выхода из состава участников.

10.Форс-мажор.

11.Решение споров.

12.Условия прекращения (разрыв) договора.

13.Условия и сроки обретения договором действия.

14.Другие условия.

Учредительный договор вступает в силу с момента его подписания всеми основателями (участниками) фирмы.

Учредительские документы - важный атрибут предпринимательского бизнеса, который подтверждает юридический статус предприятия, поэтому они нуждаются в профессиональном подходе к заключению. Вот почему такую работу, как правило, поручают специалистам (юристам, экономистам).

Процесс заключения учредительных документов предусматривает:

— подготовительную работу, в ходе которой определяют цель, задачи, методы организации предприятия;

— предварительные переговоры с потенциальными основателями (участниками) для предприятий с коллективной формой собственности;

— сбор и обобщение необходимых материалов;

— создание рабочей группы для разработки устава и учредительного договора;

—  юридические и экономические консультации относительно содержания учредительских документов;

подготовку и проведение учредительного собрания.
На учредительном собрании рассматривают:

— вопрос создания (учреждение) предприятия (фирмы), формы собственности и функционирование;

— проекты наименования фирмы и ее юридический адрес;

— состав основателей;

— сроки разработки учредительских документов;

—  выборы руководящих органов фирмы и другие организационные вопросы.

Решения собрания оформляют протоколом, который подписывают все основатели. В случае положительного решения фирму считают основанной. На очередном собрании рассматривают и утверждают подготовленные учредительные документы. Этот факт подтверждается протоколом. Устав и учредительный договор подписывают все основатели (участники), тиражируют в необходимом количестве экземпляров, удостоверяют у государственного нотариуса и подают на регистрацию. Только после регистрации предприятие (фирма) получает право на функционирование.

Для создания и начала деятельности предприятия (фирмы) необходим стартовый капитал. Эту функцию выполняет уставный фонд. Уставный фонд — это совокупность денежных средств и имущества, необходимая для организации и начала функционирования предприятия (фирмы).

Уставный фонд создается внесением вкладов основателями (участниками) и может пополняться за счет прибыли от хозяйственной деятельности предприятия, а (в случае необходимости) также дополнительных вкладов участников, в том числе спонсоров.

Кроме уставного фонда предприятия, могут образовываться другие фонды, например, резервный, страховой, потребления, социально-экономического развития и т.п., которые предусмотрены действующим законодательством Украины или соответствующим решением Собрания участников предприятия (фирмы).

Процесс создания фирмы (предприятия) завершается государственной регистрацией.

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности проводится в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в районной города Киева и Севастополя государственной администрации по местонахождению или местожительству субъекта, если другое не предусмотрено законом.

Местонахождением субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица является размещения (местонахождение) его постоянно действующего руководящего органа (правление, дирекция, администрация и т.п.).

Местожительством субъекта предпринимательской деятельности является зарегистрированное в учредительном порядке постоянное местожительство гражданина-предпринимателя.

Для государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица владелец (владельцы), уполномоченный им (ими) орган или лицо (заявитель) лично или по почте подают в орган государственной регистрации такие документы:

— решение владельца (владельцев) имущества или уполномоченного им (ими) органа о создании юридического лица (кроме частного предприятия). Если владельцев или уполномоченных ими органов два и больше, таким решением является учредительный договор, а также протокол учредительного собрания в случаях, предусмотренных законом;

— устав, если это необходимо для создаваемой организационно-правовой формы предпринимательства;

— регистрационная карточка установленного образца, которая является вместе с тем заявлением о государственной регистрации;

— документ, который удостоверяет уплату владельцем (владельцами) взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности в размере, предусмотренном законом;

— документ, который удостоверяет внесение платы за государственную регистрацию.

    Граждане (физические лица), которые намерены осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, подают:

— регистрационную карточку установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации;

— копии справки о присвоении идентификационного номера физического лица - налогоплательщика и других обязательных платежей;

— две фотографии;

— документ, который подтверждает внесение платы за государственную регистрацию,

— документ, удостоверяющий лицо.

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности проводится при наличии всех необходимых документов по заявочному принципу на протяжении не больше пяти рабочих дней. Органы государственной регистрации обязаны на протяжении этого срока выдать свидетельство о государственной регистрации установленного образца с проставленным Идентификационным кодом (для юридических лиц), который предоставляется органам государственной регистрации органами государственной статистики, или идентификационным номером физического лица - налогоплательщика и других обязательных платежей.

Свидетельство о государственной регистрации является основанием для открытия счетов в любых банках Украины и других государств по выбору субъекта предпринимательской деятельности и по согласию этих банков в порядке, установленном Национальным банком Украины.

Банк, в свою очередь, обязан открыть банковский счет и на протяжении трех дней сообщить об этом налоговую инспекцию.

Отмена государственной регистрации осуществляется по личному заявлению предпринимателя, на основе решения суда, арбитражного суда в случае признания действий предпринимателя недействительными или противоречащими действующему законодательству, учредительным документам, а также при осуществлении неуставной деятельности.

За государственную регистрацию (перерегистрацию) субъектов предпринимательской деятельности взыскивается плата (регистрационный сбор), которая представляет: для граждан-предпринимателей - 2, для юридических лиц - 10 не облагаемых налогами минимумов доходов граждан.

Основаниями для отказа в проведении государственной регистрации юридического лица является:

· несоответствие сведений, указанных в регистрационной карточке на проведение государственной регистрации юридического лица, сведениям, указанным в документах, которые представлены для проведения государственной регистрации юридического лица;

· несоответствие учредительных документов требованиям Закона;

· нарушение порядка создание юридического лица, которое установлено законом, в частности:

· наличие ограничений на занятие соответствующих должностей, установленных законом относительно лиц, указанных как должностные лица органа управления юридического лица;

· несоответствие сведений об основателях (участниках) юридического лица сведениям относительно их, помещаемым в Единый государственный реестр;

· наличие в Едином государственном реестре наименования, которое тождественно наименованию юридического лица, которое намеревается зарегистрироваться;

· использование в наименовании юридического лица полного или сокращенного наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, или производных от этих наименований, или исторического государственного наименования, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины.

После того, как предприятие получило статус юридического лица, организационный период еще продолжается. В частности, происходит окончательное формирование органов управления фирмы, разрабатывается и утверждается организационная структура функционирования предприятия, изготовляются печать и штампы.

 

Организация управления.

Организация управления предполагает решение следующих вопросов:

• создание структуры предприятия;

• распределение полномочий;

Работа над структурой должна начинаться с целей и стратегии. Структура следует за стратегией, определяется ею, т. е. структура меняется тогда, когда меняется стратегия.

Проектируя структурные элементы новой организации, нужно ответить на четыре вопроса:

• Каковы основные компоненты организации?

• Какие компоненты нужно соединить, а какие обособить?

• Какого размера и какой формы должны быть компоненты'?

• Как их разместить и какие между ними должны быть отношения?

Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства.

Организационная структура фирмы может выглядеть, например, так, как показано на рис.4.1.

 

 

 

 

 

Президент фирмы (владелец)

 

 

 

             
     

 

       

Управляющий магазином

 

Управляющий по сбыту (владелец)

 

Управляющий офисом (владелец)

 

Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм, - нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров.

Жизнеспособными сегодня оказываются те малые фирмы, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Успех деятельности таких фирм обеспечивают систематические инновации в области продукции или услуг, позволяющие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. В условиях рынка с его жесткой конкуренцией выживает и успешно развивается тот, кто «держит руку на пульсе» развития спроса и предложения и изменяет характер и направленность производства в соответствии с их требованиями.

Иными словами, главным требованием к управлению предприятием в условиях рынка является обеспечение его адаптивности (приспособляемости и гибкости) к меняющимся условиям хозяйствования.

Стиль и методы руководства

 

Особенности менеджмента в малом бизнесе обусловлены преимущественно неформальным исполнением власти. Все это и определяет требования к личности менеджера малого бизнеса:

1. Менеджер все время на виду, его авторитет зависит от его профессиональных иличных качеств.

2. Менеджер должен обладать большой гибкостью в работе, уметь предвидеть события и приспосабливать деятельность фирмы к изменяющимся условиям.

3. Менеджер должен обладать способностью формировать и развивать эффективные рабочие группы.

4. Менеджер должен воспринимать своих подчиненных как группу, а не как отдельных личностей и поддерживать общение с ними как с группой.

5. Задача менеджера - не формализоватьотношения в коллективе, а учитывать их в своей работе, поддерживать атмосферу творческого взаимодействия.

6. Менеджер должен обладать высокой способностью влиять на окружающих.

7. Менеджер должен уметь обучать и развивать подчиненных.

8. Начальствование не подчеркивается, но менеджер несет ответственность за результаты работы и атмосферув коллективе.

Перечисленные требования характеризуют хорошею, профессионального менеджера, знающего особенности управления коллективом в малом бизнесе и учитывающего их в своей работе.

Однако полезно знать ите ошибки в работе менеджера, которые порой встречаются в практике управления.

Тринадцать «смертных грехов» менеджера:

1. Отказ от личной ответственности.

2. Сдерживание роста квалификации сотрудников.

3. Проверка результатов вместо влияния на мотивацию действий.

4. Чрезмерная принципиальность в оценке действий сотрудников.

5. Забыть о важности прибыли.

6. Руководить всеми сотрудниками одинаково.

7. Акцентировать внимание на проблеме, а не на цели.

8. Быть начальником, а не товарищем.

9. Пользоваться привилегиями.

10.«Душить» критику.

11.Наказывать за инициативу.

12.Опаздывать к назначенному сроку.

13.Не выполнять обещанное.

В малом бизнесе предпочтительнее тот стиль управления, который осуществляется преимущественно на неформальной основе, нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе, ориентированной на достижение результатов.

Под стилем руководства можно понимать общую характеристи­ку способов, с помощью которых происходит взаимодействие руко­водителей и подчиненных.

Выделяют три основных стиля руководства:

1. Авторитарный   стиль - основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют право нарушить.

2. Демократический стиль - характеризуется разделени­ем власти и участием подчиненных в принятии решений.

3. Либеральный стиль - его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, созда­ет необходимые организационные условия для их работы, определя­ет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оцени­вающего полученные результаты.

Нужно иметь в виду, что в каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существу­ет определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению доли других.

 

Тема 5. Управление производством на малых предприятиях.  

 

Планирование потребности в материально-технических ресурсах.

 

Один из наиболее важных разделов производственного плана – план материально-технического обеспечения, который состоит из двух частей:

  • План потребности в материально-техническом обеспечении.
  • План закупок.

Он составляется в натуральном и стоимостном выражении. В плане также определяются поставщики по каждому виду ресурсов и сроки поставок.

В плане предусматривается определение потребности в:

- сырье и материалах (для основного производства, капитального строительства, технического развития, ремонтно-эксплуатационных нужд, незавершенного производства);

 - топливе и энергии;

- оборудовании.

Разработка плана материально-технического обеспечения осуществляется в четыре этапа:

1. Анализ эффективности использования материально-технических ресурсов в отчетном году.

2. Разработка плана материально-технического обеспечения на основе производственной программы, задач по внедрению новой техники, измененных норм затрат материалов.

3. Анализ рынка сырья, материалов, оборудования, оценка возможностей изготовления их на предприятии или приобретения, принятие решения о закупке определенных видов материалов.

4. Разработка плана закупок.

Планирование закупок материально-технических ресурсов осуществляется в следующей последовательности:

■ изучение рынка материально-технических ресурсов;

■ анализ возможностей предприятия относительно производства отдельных видов материально-технических ресурсов;

■ принятие решения о закупке;

■ составление плана закупок материально-технических ресурсов.

Изучение рынка материально-технических ресурсов предусматривает сбор и анализ информации относительно потенциальных поставщиков и цен на их продукцию, ассортимента материальных ресурсов, новых технологий изготовления. Источники информации при этом могут быть следующие:

■ ярмарки и выставки;

■ прямые встречи с поставщиками;

■ биржевые бюллетени;

■ журналы, газеты, радио, телевидение;

■ специальные каталоги и проспекты;

■ технические справочники.

Анализ возможностей предприятия относительно производства отдельных видов материально-технических ресурсов. На этом этапе предприятие должно проанализировать свои производственные возможности относительно самостоятельного изготовления материалов, полуфабрикатов и других материально-технических ресурсов.

Кроме собственного производства источником формирования материально-технических ресурсов на предприятии является мобилизация внутренних ресурсов, а именно:

■ экономия материалов благодаря проведению определенных организационно-технических мероприятий;

■ внедрение безотходного производства за счет использования новых прогрессивных технологических процессов;

■ повторное использование материалов и оборудования благодаря ремонту и восстановлению;

■ использование сверхнормативных и лишних запасов материалов, своевременная реализация ненужных материалов другим предприятиям.

Принятие решения о закупке.

На основе полученных данных анализа эффективности использования материально-технических ресурсов и резервов ее повышения, возможностей относительно собственного производства принимается решение о закупке остальных материально-технических ресурсов по ассортименту и объему.

Составление плана закупок материально-технических ресурсов.

План закупок материальных ресурсов составляется на основе балансов материально-технических ресурсов, в которых содержатся данные о размере ожидаемого остатка на начало планового периода, потребность в ресурсе, источники ее удовлетворения, количество материалов, которые подлежат закупке.

 

Выбор поставщиков.

 

Разнообразие и большое число потенциальных поставщиков требуемой продукции делает весьма актуальной проблему выбора тех из них, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность фирмы.

В целом эта проблема может быть подразделена на 3 этапа:

- выявление потенциальных поставщиков;

- анализ выявленных поставщиков;

- определение рейтинга и ранжирование выявленных поставщиков.

К основным критериям отбора поставщиков относятся следующие:

1.Надежность поставок.

2. Высокое качество сырья, поставляемого заказчику.

3. Цена, доступная покупателю.

4. Точное соблюдение оговоренных сроков текущих и срочных заказов.

5. Способность бесперебойного обеспечения запасных частей во время всего гарантийного срока работы купленного оборудования.

6. Положительный эмоциональный настрой в трудовом коллективе предприятия-поставщика.

7. Контроль качества своей продукции поставщиком.

8. Финансовые возможности и кредитоспособность компании, поставляющей продукцию.

9. Репутация компании в своей области производства.

10. Имидж.

11. Внешний вид поставляемого товара (его упаковка).

12. Наличие резервных возможностей выполнения договора поставщиком в случае непредвиденных обстоятельств.

 

Критерии подбора персонала.

 

В малых фирмах многие функции управления персоналом реализуются преимущественно линейными руководителями или их собственниками.

Формирование коллектива предприятия малого бизнеса имеет ключевое значение для успеха дела. Поэтому к подбору персонала необходимо подойти со всей ответственностью, не жалея для этого сил и времени.

Таблица 7.1. Критерии подбора персонала в малом бизнесе

Критерий Характеристика критерия
Физические данные Здоровье, возраст, внешность, манеры
Образование и опыт Профиль и уровень образования, стаж работы, специальные навыки
Интеллект Способность быстро схватывать суть проблемы, свободно выражать свои мысли, умение слушать, желание учиться
Личные черты Трудолюбие, инициативность, упорство, честолюбие, позитивное отношение к жизни
Диспозиция Лидерство, чувство ответственности, общительность, хорошее отношение к людям, организованность

 

На основе названных критериев составляется весь набор требований для конкретной должности. Это ускорит процесс отбора кандидатов и собеседований с ними. Следует продумать вопрос о том, нельзя ли привлечь отдельных работников на неполный рабочий день.

 

 Подбор и обучение кадров

Для подбора кадров существует много методов: через друзей и родственников, путем объявления в газетах, по радио и телевидению, путем расклеивания объявлений, а также с помощью агентства по трудоустройству. С каждым кандидатом проводится подробное собеседование. Возможно также письменное тестирование. В итоге выясняете пригодность кандидата для соответствующей должности и отбирается наиболее подходящий.

Условия, на которых принимается на работу подобранный работник, обычно излагаются кформе договора с правами и обязанностями обеих сторон. Каждый сотрудник, прежде чем приступить к работе, должен расписаться в документе, где излагается все условия найма и работы в данной должности. Этот документ впоследствии может защитить и работника, и нанимателя от претензий в случае возникновения спора.

В процессе отбора кандидатов руководитель фирмы останавливает свой выбор на наиболее квалифицированных и опытных специалистах. К наиболее распространенным методам отбора персонала в мировой и отечественной практике относят:

• оценка по анкетным данным и рекомендательным отзывам;

• ознакомление и углубленное собеседование с кандидатами;

• текстологические методы (профессиональные и психологические тесты);

• физическая экзаменация, оценка по результатам практической проверки;

• аттестация в виде экзамена по отдельным дисциплинам;

• конкурсный отбор;

• экспертные оценки и оценочные центры.

    Однако трудно рассчитывать, что новички сразу поймут, например, организационную структуру предприятия или быстро освоят какое-то специальное оборудование. Да и работающим сотрудникам тоже необходимо обновлять свои знания по различным аспектам бизнеса в привязке к выполняемой ими работе. Отсюда возникает потребность в обучении кадров, которое позволяет решить следующие задачи:

• персонал узнает больше о своей фирме и вырабатывает чувство принадлежности к ней;

• работники фирмы узнают о новых разработках и появлении новых видов техники;

• повышается чувство удовлетворенности коллектива, поскольку люди чувствуют, что их ценят,

• в сочетании с эффективным стимулированием обучение поможет получить максимальную отдачу от персонала.

Обучение можно проводить по-разному:

• на рабочем месте;

• короткие консультации в процессе работы;

• организованные курсы обучения в течение какого-то времени;

• краткосрочные курсы с отрывом от производства.

    Следует продумать и такие вопросы:

Кто будет осуществлять обучение?

Кого необходимо обучать?

Где организовать обучение?

Какова продолжительность обучения?

Какова стоимость обучения?

После завершения программы обучения предстоит оценить ее эффективность. Для этого можно провести опрос сотрудников и инструкторов, анализ их комментариев и впоследствии оценить качество работы сотрудника, прошедшего обучение.

 

Таблица 7.2. Факторы, влияющие на эффективность работы группы

Факторы Характеристика факторов Размер От 3 до 9 человек. Предпочтительное число членов 5 человек Состав Люди с непохожими чертами характера Групповые нормы Нормы, принятые группой, определяют, какое поведение и какая работа ожидается от членов группы Сплоченность Тяготение членов группы друг к другу и к группе Конфликтность Различия во мнениях повышают уровень эффек­тивности работы, т. е. предпочтительно не едино­мыслие, а здоровый уровень конфликтности Статус членов группы Имеющие высокий статус члены группы не до­минируют Роли членов группы Члены группы способствуют достижению целей и социальному взаимодействию

Самая эффективная группа - это та, чей размер соответствует ее задачам, в составе которое находятся люди с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности, хорошее выполнение как целевых, так и поддерживающих ролей и где имеющие высокий статус членов группы не доминируют.

Принципы управления персоналом можно сжато изложить в форме следующих практических указаний:

1. Говоря о результатах и поставленных целях, выражайтесь четко и однозначно. Удостоверьтесь, что их уяснили.

2. Говорите с подчиненным понятным языком. В неясных случаях спрашивайте, понял ли подчиненный сказанное.

3. Поддерживайте нормальные взаимоотношения с подчиненными. Заботьтесь о том, чтобы на вас как руководителе не отражались чьи-то плохие взаимоотношения.

4. Соотнесите согласованные конечные цели со способностями подчиненных и определить каждому правильное место. Задачи, с которыми не справились, так же вредны, как и слишком легкие задачи. Поэтому следите за тем, чтобы достижение конечных целей требовало от подчиненных достаточно серьезных усилий.

5. Контролируйте достижение результатов.

6. Следите за психическим и физическим состоянием подчиненных, а также реагируйте немедленно при появлении критических моментов.

7. Обеспечивайте положительное подкрепление или вызывайте максимальное число реакций удовольствия.

8. Избегайте отрицательного подкрепления. Не вызывайте реакции недовольства. Критикуйте мотивированно.

9. Стремитесь к достижению конечных целей постепенно, по восходящей линии.

10.  Будьте активным руководителем. В случае необходимости обеспечьте человеческую поддержку. При этом не занимайтесь опекой подчиненных и не вмешивайтесь в детали.

 

Система маркетинга.

Современный маркетинг – это сложное социально-экономическое явление, которое наиболее правильно рассматривать как совокупность четырех факторов деятельности, постоянно меняющихся параметров поведения в условиях рынка:

- маркетинг как философия взаимодействия и координации предпринимательской деятельности;

 - маркетинг как концепция управления;

- маркетинг как средство обеспечения преимуществ в конкурентной среде;
- маркетинг как метод поиска решений.

Главное назначение маркетинга, его цель – формирование и постоянное развитие процесса обмена, чтобы сделать этот обмен взаимовыгодным для участвующих в нем партнеров.

Маркетинговая система - совокупность социально-экономических образований (элементов, субъектов) рыночного пространства (среды), каждое из которых обладает самостоятельностью и целостностью, находится в непрерывном взаимодействии по поводу формирования и развития спроса на товары и услуги в целях получения прибыли и удовлетворения потребностей партнера в сложившейся цепочке их коммуникаций.

Маркетинговая система включает в свой состав различные элементы:

• поставщиков,

• конкурентов,

• посредников,

• потребителей (рынок)

• предпринимательскую организацию, деятельность которой является предметом исследования или анализа.

Любая деятельность, предпринимательская или маркетинговая, осуществляется с целью достижения определенного результата. Цели маркетинговой деятельности тесно связаны с целями предприятия и способствуют достижению последних.

Первая группа целей тесно связана с генеральными целями организации (прибыль, рентабельность, надежность и др.), а вторая группа целей ориентирована на достижение результата воздействия маркетинговых мероприятий на менталитет и покупательское поведение потребителя, т.е. мотивацию, формирование представлений и оценку имиджа покупателя при готовности совершить покупку, что позволяет определить вероятность приобретения товара.

Структура целей маркетинговой деятельности может быть выражена в таком виде:

- общая цель — обеспечение целей развития компании путем проведения эффективной маркетинговой политики;

- цели для отдельных товаров и рынков — получение определенной прибыли (доли продаж) на определенном рынке при реализации определенного товара;

- цели отдельных элементов комплекса маркетинга для соответствующего товара и рынка (продукт, цена, продвижение продукта, доведение продукта до потребителя).

В идеале целью маркетинга должно быть обеспечение оптимальной скорости согласования спроса и предложения.

Анализ целей маркетинга позволяет сформулировать основные задачи по их достижению. Выделяют, как правило, три взаимосвязанных комплекса задач маркетинга:

1) задачи, относящиеся к деятельности на рынке, т.е. связанные с регулированием спроса;

2) задачи, относящиеся к сфере предпринимательской деятельности;

3) задачи, относящиеся к окружающей среде и общественным образованиям.

По мере интеграции концепции маркетинга в сферу производства, в систему управления предприятием происходит трансформация целей и соответственно задач, решение которых будет способствовать достижению поставленных целей. Главные задачи маркетинга заключаются в том, чтобы выявить, количественно оценить и реализовать существующие и потенциальные возможности предприятия и рынка с целью сбалансирования спроса и предложения. В рамках задач маркетинга формируются и постоянно упорядочиваются функции маркетинга применительно ко всем этапам процесса маркетинга.

Процесс маркетинга — это упорядоченная совокупность стадий (фаз) и действий по выявлению спроса, разработке,


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.