Методология теории гос-ва и права. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Методология теории гос-ва и права.

2021-03-17 65
Методология теории гос-ва и права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методология теории гос-ва и права.

Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.

Система методов:

1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления: а) метафизика - рассматривает гос-во и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями; б) диалектика - материалистическая и идеалистическая; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм.

2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах: а) анализ (условное разделение сложного гос-но-правового явления на отдельные части); б) синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей); в) системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); г) функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим).

3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией гос-ва и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук: а) конкретно-социологический (анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.); б) статистический; в)кибернетический.

Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: а) формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.); б) сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).

Соц.нормы первобытного общества. Признаки права, отличающего его от соц.норм первобытного общества.

Основой организации первобытного общинного строя была община – род, племя и их объединения. Род - первичная ячейка организации первобытнообщинного строя, объединенная кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства, равенством соц. положения, единством интересов, и сплоченностью членов ряда.

Власть носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органами общественной власти при первобытнообщинном строе являлись родовые собрания; старейшины (вожди), которые избирались из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода; военачальники. Религиозные функции власти осуществляли жрецы.

Роды входили в более крупные объединения. Высшей формой объединения родов являлось племя, а иногда их союз. Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин и военачальников родов.

В первобытном обществе действовали определенные правила – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали все общественные отношения.

Характерные признаки первобытных обычаев: они исходили от рода и выражали его волю и интересы, они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества (право и обязанность сливались).

Виды норм права.

1.По отраслям: нормы гос-ные, административные, трудовые, уголовные, гражданские и т.д.

2.По функциям: регулятивные, охранительные, специальные.

3.По характеру содержащихся норм поведения:

- обязывающие – устанавливают обязанности совершения определенного положительного действия;

- запрещающие – запрещают совершать определенные действия;

- управомачивающие – предоставляют участникам отношений право совершать положительные действия для удовлетворения своих интересов.

4.По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов:

- абсолютно определенные – нормы, с абсолютной точностью устанавливающие условия применения, права и обязанности участников отношений и меры юридической ответственности за нарушение;

- относительно определенные – не содержат достаточно полных сведений об условиях действия, правах и обязанностях участников отношений, мер юридической ответственности за нарушение, предоставляя право правоприменительным органам решать дело в соответствии с конкретными обстоятельствами;

- альтернативные – предусматривают несколько вариантов условий действия, поведения участников, мер и санкций за поведение.

5.По кругу лиц: общие (на всех лиц, находящихся на данной территории), специальные (определенный круг лиц).

6.Специализированные:

- закрепительные – в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений (нормы, устанавливающие общие условия исполнения обязательств);

- дефинитивные – содержат научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (преступление, договор);

- нормы-принципы – формулируют общие или отраслевые правовые принципы или задачи данной группы юридических норм.

7.По времени, по юридической силе.

Закон: понятие и виды.

Закон – нормативно-правовой акт, изданный высшими представительными органами гос-ной власти (законодательными органами), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.  

Виды законов: по юридической силе и порядку их принятия подразделяются на конституционные (основные) и обыкновенные (не основные). Конституционные обладают наивысшей юридической силой и принимаются квалифицированным большинством (2/3) голосов. К ним относятся: 1.конституции; 2.конституционные законы, дополняющие конституцию; 3.конституции и уставы субъектов Федерации.

Обыкновенные законы должны соответствовать конституционным законам. Они принимаются простым большинством (50!% + 1 голос) голосов. Нередко обыкновенные законы подразделяют на кодификационные (семейное право) и текущие (закон о прокуратуре).

 

 

Структура правосознания.

Как и все другие формы общественного сознания, правосознание омет сложную структуру. По способу формирования, глубине проникновения в сущность права и правовых явлений различают 3 уровня правосознания:

1.обыденное – формируется стихийно на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования;

2.профессиональное – складывается на основе целенаправленного обучения и воспитания в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности;

3.научно-теоретическое – специализированное, систематизированное, детализированное знание действующего законодательства дополняется пониманием закономерностей его формирования и развития. Данный уровень присущ научным работникам, занимающимся исследованиями вопросов правового регулирования общественных отношений.

В структуру правосознания входит правовая идеология. Она взаимодействует с правовой психологией, которая охватывает совокупность правовых представлений, желаний, чувств, настроений, характерных для конкретной социальной группы или общества в целом. Практическое правосознание как определенная форма обыденного сознания есть массовое сознание.

 

 

Гарантия законности.

Гарантии подразделяются на:

- общие – это определенные условия, влияющие на законность и правопорядок;

- специальные – к которым прибегает гос-во для обеспечивания законности и правопорядка.

К общим относятся: 1.экономические условия – нормальное функционирование экономики, бескризисное состояние экономики, когда она достигла определенного этапа развития; 2.политические условия – нормальное функционирование гос-ной власти, наличие демократического режима, плюрализм; 3.идеологические условия – прежде всего это уровень культуры и образования, чем выше уровень культуры, тем выше уровень законности и правопорядка; 4.социальные условия – социальная защищенность людей (своевременная выдача пенсии, зарплаты, страховки и т.д.); 5.правовые условия – это правовая культура. Иногда выделяют: социально-культурные и нравственные гарантии.

Специальные – гос-ные мероприятия, направленные на укрепление законности и правопорядка: 1.совершенствование законодательства; 2.систематическая борьба с правонарушителями; 3.профилактика правонарушений; 4.осуществление контрольно-надзорной деятельности; 5.правосудие; 6.применение мер ответственности; 7.применение мер защиты.

Состав правоотношения.

Состав правоотношения характеризует структуру, точнее то, из каких элементов состоят правоотношения. Обычно выделяют в составе правоотношения 3 элемента:

1.субъекты правоотношения, т.е. лица, между которыми возникают, складываются правоотношения. По этому в правоотношениях принято выделять 2 стороны: управомоченную и обязанную. Управомоченная сторона - носитель субъективных прав, обязанная сторона – носитель юридических обязанностей;

2.содержание правоотношения, которые образуют субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений;

3.объекты правоотношения – это то, по поводу чего возникают, складываются правоотношения.

 

Понятие и сущность права.

Право – система общеобязательных, формально определенных норм, исходящих от гос-ва, им охраняемых и регулирующих общественные отношения.

Сущность права – главная внутренняя, относительно устойчивая, качественная основа права. 3 подхода:

1.возведенная в закон воля господствующего класса;

2.социальная свобода, соединенная с социальной ответственностью. Действует принцип: каждый свободен на столько, на сколько его свобода не ограничивает свободу других лиц;

3.реалистический – реальные общественные отношения, которые имеют место в социально неоднородном обществе.

55.Дей­ст­вие нор­ма­тив­но-правовых ак­тов во вре­ме­ни. Обратная сила закона.

Ус­та­нов­ле­ние пре­де­лов дей­ст­вия нор­ма­тив­но-правовых ак­тов не­об­хо­ди­мо для пра­виль­ной реализации норм права.

Нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты на­чи­на­ют дей­ст­во­вать с момен­та всту­п­ле­ния их в си­лу.

1.Акт всту­па­ет в си­лу с мо­мен­та его при­ня­тия правотворче­ским ор­га­ном.

2.Акт на­чи­на­ет дей­ст­во­вать по ис­те­чении определенно­го сро­ка по­сле его опуб­ли­ко­ва­ния. Так, в Рос­сии законодатель­ные ак­ты всту­па­ют в си­лу на всей ее террито­рии че­рез 10 дней с мо­мен­та их опубликования в офи­ци­аль­ном из­да­нии за­к-й вла­сти.

3. Нормативно-правовой акт всту­па­ет в си­лу со времени, ука­зан­но­го в са­мом ак­те или в спе­ци­аль­ном ак­те о введении его в дей­ст­вие.

Ус­та­нов­ле­ние точ­но­го сро­ка всту­п­ле­ния в си­лу норматив­ных ак­тов важ­но по­то­му, что имен­но с это­го мо­мен­та их пред­пи­са­ния под­ле­жат ис­пол­не­нию.

Стадии процесса применения норм права. Требования к правоприменительной деятельности.

Стадии: 1.установление фактических обстоятельств юридического дела; 2.выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению; 3.принятие решения по делу и документальное оформление. Стадии 1 и 2 – подготовительные, 3 – заключительная (основная). Круг обстоятельств очень широк. Сущность юридической оценки обстоятельств состоит в том, чтобы выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую ситуацию. Содержание решения определяется его обстоятельствами.

 

Виды правоотношений.

Двусторонние – 2 стороны, каждая из которых несет права и обязанности в отношение другой.

Односторонние – сделка, в которой необходимо и достаточно выражение воли одной стороны.

Возможны и существуют правоотношения, в которых 3 и гораздо больше сторон.

Абсолютные – определена только 1 управомоченная сторона, налагают обязанности на всех и каждого (в гражд. пр. – право авторства).

По структуре взаимосвязи сторон:

простые – исчерпываются одной взаимной связью права и обязанности;

сложные – две и более взаимных связи сторон.

Регулятивные – первичны, связаны с установлением прав и обязанностей сторон и их реализацией.

Охранительные – возникают, когда нарушены права и не исполнены обязанности, когда права и интересы участников правоотношений или каждого лица, всего общества нуждаются в правовых мерах защиты со стороны гос-ва.

Ценность права.

Ценность права – его полезность, его способность удовлетворять определенные потребности субъекта.

2 вида ценностей:

1.инструментальная –

- инструментально-познавательная;

- инструментально-регулятивная;

- инструментально-охранительная;

- инструментально-воспитательная;

- инструментально-соизмерительная;

- инструментально-обозначительная.

2.собственная.

Учет НПА: понятие и виды.

Учет – систематизация НПА по отраслевому и хронологическому признакам. Систематизация НПА – деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты. Используются 3 формы систематизации НПА:

1.Кодификация – деятельность правотворческих органов гос-ва по созданию нового, сводного, систематизированного НПА. Осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеет правотворческий характер.

2.Инкорпорация – объединения в сборнике или собрание действующих НПА в определенном порядке без изменения содержания. В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства.

3.Консолидация – объединение нескольких НПА, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый, свободный НПА без изменения содержания. По форме систематизации в большей мере примыкает к инкорпорации. Используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. Эффективное средство объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования.

Методология теории гос-ва и права.

Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.

Система методов:

1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления: а) метафизика - рассматривает гос-во и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями; б) диалектика - материалистическая и идеалистическая; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм.

2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах: а) анализ (условное разделение сложного гос-но-правового явления на отдельные части); б) синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей); в) системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); г) функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим).

3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией гос-ва и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук: а) конкретно-социологический (анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.); б) статистический; в)кибернетический.

Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: а) формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.); б) сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.