Кафедра социологии и социальных технологий управления — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кафедра социологии и социальных технологий управления

2021-03-17 114
Кафедра социологии и социальных технологий управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - УПИ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                            Проректор

                                                                                                               _______________ С.Т.Князев

                                                                                           

                                                                                                               «_____»________ 2011 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Волонтерские движения

Как проявление социальной активности

 

Рекомендована Методическим советом УрФУ

 

Для студентов специальности 040700.68 «Организация работы с молодежью»

 

 

 

Екатеринбург

2011

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 040700 «Организация работы с молодежью» (квалификация «магистр»).

 

Учебную программу составили доцент Осипчукова Е.В., кафедра «Организация работы с молодежью».

 

Программа одобрена на заседании кафедры Организация работы с молодежью (протокол № от     г.).

 

Зав.кафедрой ОРМ                                                        А.В. Пономарев

 

Программа одобрена методической комиссией ИФК и СУ

(протокол № от    г.)

Председатель методической комиссии                В.В. Гайл

 

Председатель методического совета

УрФУ                                                                         И.Н.Огородников

 

 

АННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина посвящена изучению волонтерского движения как проявления социальной активности молодежи. В рабочей программе представлены требования к освоению курса, виды учебной работы, содержание разделов дисциплины и методические рекомендации к самостоятельной работе. Рабочая программа рассчитана на магистрантов направления магистерской подготовки 040700.68 «Организация работы с молодежью».


1. Цели и задачи дисциплины.

Основной целью курса является обучение практическим навыкам работы с молодежью по повышению их социальной активности через участие в волонтерском движении.

Задачи курса:

· познакомить слушателей с проблематикой волонтерского движения: направления, история, современное состояние;

· дать базовые практические навыки в области организации волонтерского движения;

· проинформировать о методах мотивирования молодежи для занятий волонтерской деятельностью;

· помочь студентам овладеть многообразными инструментами работы с молодежью по повышению их социальной активности.

 

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

После освоения курса студенты должны:

· знать методы выявления направлений социальной активности молодежи;

· знать опыт деятельности российских и зарубежных волонтерских организаций;

· знать нормативные документы по организации волонтерского движения;

· знать основы психологии и социологии молодежи;

· уметь разрабатывать программы развития волонтерского движения;

· уметь составлять личностную стратегию развития;

· уметь работать с источниками и составлять доклад;

· уметь разрабатывать, руководить реализацией волонтерского проекта;

· уметь анализировать и выявлять наиболее эффективные технологии вовлечения молодежи в волонтерское движение;

· владеть навыками оценки эффективность волонтерских проектов и воздействия их на личность;

· владеть навыками проведения опросов среди молодежи;

· владеть навыками участия в гражданско-патриотическом воспитании молодежи;

· владеть навыками составления документации по подготовке волонтерского проектов, вовлечении молодежи в волонтерское движение и организации волонтерских организаций;

· владеть навыками ведения учебных занятий со студентами.

3. Объём дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоёмкость дисциплины 72 1
Аудиторные занятия 18 1
Лекции   1
Практические занятия 18 1
Самостоятельная работа 54 1
Вид итогового контроля Экзамен  

4.Содержание дисциплины.

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий.

Наименование разделов Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Раздел 1. Опыт волонтерского движения в России и за рубежом   2 12
Раздел 2. Нормативно-правовое обеспечение волонтерского движения   2 4
Раздел 3. Развитие волонтерского движения в студенческой среде   2 4
Раздел 4. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении   4 12
Раздел 5. Волонтерские организации: структура, организация деятельности, показатели эффективности   4 10
Раздел 6. Волонтерские проекты: принципы разработки, система реализации и оценка эффективности   4 12
Всего аудиторных часов - 18   18 54

4.2 Содержание разделов дисциплины.

Примерный перечень вопросов к экзамену.

1. Социальный аспект и морально-этический деятельности волонтеров.

2. Место волонтерства в общественной жизни.

3. Типология волонтерства. Основные категории и понятия.

4. Становления волонтерства в России и за рубежом. Влияние исторических событий на развитие волонтерства.

5. Специфика волонтерской деятельности в России и за рубежом.. Причины снижения и роста интереса и активности волонтерства.

6. Характеристика организации добровольческой деятельности: организационные особенности и субъекты волонтерской деятельности.

7. Основные принципы волонтерской деятельности.

8. Нормы международного публичного права. Документы ООН, ЮНЕСКО. Формы и способы правового регулирования волонтерской деятельности в России.

9. Социологически анализ участия молодежи в волонтерском движении.

10. Содержание направлений деятельности волонтеров: работа с социально незащищенными группами населения.

11. Содержание направлений деятельности волонтеров: служба в больницах.

12. Содержание направлений деятельности волонтеров: психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков.

13. Содержание направлений деятельности волонтеров: профилактика здорового и безопасного образа жизни, просветительская деятельность, направленная на профилактику наркомании, СПИДа.

14. Содержание направлений деятельности волонтеров: работа, направленная на восстановление и сохранение исторических и природных памятников.

15. Содержание направлений деятельности волонтеров: помощь животным, работа в приютах для животных, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам.

16. Содержание направлений деятельности волонтеров: защита окружающей среды; досуговая и творческая деятельность.

17. Содержание направлений деятельности волонтеров: краеведческая деятельность.

18. Содержание направлений деятельности волонтеров: интернет-добровольчество.

19. Личностные особенности волонтеров. Личные стратегии волонтерской деятельности.

20. Технологии вовлечения молодежи в волонтерскую деятельность. Инструментарий взаимодействия с волонтерами.

21. Влияние волонтерской деятельности на социальную активность молодежи.

22. Деятельность волонтерской организации.

23. Разработка и реализация волонтерской деятельности.

Примерный перечень рекомендуемой основной литературы.

1. Алещенок С. В. Из опыта поддержки общественных инициатив и добровольчества: Сборник. М., 1998.

2. Волонтерство как фактор формирования гуманистической направленности личности студента в современном обществе: сб. материалов Междунар.круглого стола (18 января 2006г.) / под общ.ред. Ситарова В. А., Сикорской Л. Е., Круг И. М., 2006.

3. Решетников О. В. Организация деятельности муниципальных центров социального служения молодежи. М., 2005.

4. Решетников О. В. Организация добровольческой деятельности. Учебно-методическое пособие. М., 2005.

5. Сикорская Л.Е. Организация добровольчества в городской среде. М., 2008.

6. Гиль С. С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. М., 2004.

7. Коновалова Л. Н., Якимец В. Н. Гражданское общество в реформируемой России. Учебно-методическое пособие. М., 2002.

8. Ильинский И. М., Алещенок С. В., Володин И. А. и др. Молодежь планеты: Глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. М., 1999.

9. Усманов Б. Ф., Фальковская К. И. Социальная работа с молодежью: вопросы эффективности. М., 2005.

10. Фернхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2001.

 

Примерный перечень рекомендуемой дополнительной литературы.

1. Бодренкова Г. П., Захарова Е. А., Тетерский С. В. Всемирный день молодежного служения и весенняя неделя добра в России. М., 2004.

2. Гражданские инициативы и будущее России/под ред. М.И. Либоракиной и В.Н. Якимца. - М.: Школа Культурной политики, 1997. - 152 с.

3. Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. М., 2002.

4. Исраэлян Е., Забелина Т. Кризисный центр для женщин: опыт создания и работы. М., «Преображение», 1998.

5. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001.

6. Медведева Г. П. Этика социальной работы: учебное пособие для студентов вузов. М., 2002.

7. Мозаика российского добровольчества. Ростов-на-Дону, 2003.

8. Насилие в семье: С чего начинается семейное неблагополучие. Научно-методическое пособие / Под ред. Л. С. Алексеевой. Государственный НИИ семьи и воспитания. М., 2000.

9. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. М., 2002.

10. Решетников О. В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. М., 2004.

11. Решетников О. В. Актуальные вопросы организации социального служения. М., 2006.

12. Слабжанин Н. Ю. Как эффективно работать с добровольцами. Новосибирск, 2001.

13. Социализация личности начинается с добровольчества. (Сб. материалов по реализации проекта «Community service ‑ создание сети молодежных добровольческих центров в Новосибирской обл.). Новосибирск, 2001.

14. Социальные работники за безопасность в семье. Учебное пособие. М., РИК Русанова, 1999.

15. Теория и практика волонтерского движения. Саратов, 2003.

16. Управление персоналом: учебник для ВУЗов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М., 2002.

 

5.4. Средства обеспечения освоения дисциплины.

В процессе изучения дисциплины используются:

· раздаточный материал для изучения лекционного материала, подготовки к практическим занятиям и написания контрольной работы;

· учебный материал в электронном виде.

 

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Изучение некоторых тем (медиапланирование, методы предтестирования рекламы) должно сопровождаться работой в компьютерном классе при помощи специальной программы EXMEDIA PLANER.При изучения темы «Эффективность рекламы» целесообразно проведение исследования методом фокус-группы с мультимедийной поддержкой.

Для практических занятий используется разнообразный дидактический материал в виде рекламных листовок, буклетов, каталогов, проспектов, газет, журналов, плакатов. Для анализа телевизионных роликов используются CD-диски и видеокассеты.

 

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Рекомендации для преподавателя.

· Глубокое освоение теоретических аспектов курса.

· Систематическое ознакомление и переработка литературных источников, периодики, Интернет-ресурсов.

· Постоянное обновление списка литературы, обязательной для изучения и дополнительной литературы для подготовки студентов к практическим занятиям и написание контрольной работы.

· Разработка и корректирование методики изложения курса: структуры и последовательности изложения материала.

· Совершенствование методики проведения практических занятий с выдачей студентов контрольных вопросов, практических ситуаций.

· Систематическое обновление списка рекомендуемых вопросов для подготовки к экзаменам.

7.2. Рекомендации для студента.

· Обязательное посещение лекций ведущего преподавателя.

· Обязательное посещение и активная работа на практических занятиях.

· Проработка материалов практических занятий, чтение обязательной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям.

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - УПИ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                            Проректор

                                                                                                               _______________ С.Т.Князев

                                                                                           

                                                                                                               «_____»________ 2011 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Волонтерские движения


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.