Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2021-03-17 | 135 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Правотворчество – это особого рода деятельность в основном государственных органов по разработке и принятию норм права, процесс возведения в закон государственной воли (Парфенов).
Подходы к пониманию (Сенякин И.Н.):
• узкая трактовка – непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами
• широкая трактовка – весь процесс, начиная с подготовки, принятия, до опубликования.
Признаки правотворчества (Парфенов):
1. Последняя стадия формирования права, воплощение правовых идей в нормы права;
2. Деятельность особых субъектов, компетентных издавать нормы права в государственных органах или по поручению, или с согласия государства правотворческие функции могут делегироваться негосударственным органам
3. В результате правотворческой деятельности рождается норма права, которая содержит новое правило или отменяет или изменяет действие прежнего;
4. Одна из форм осуществления функции государства;
5. Деятельность по отражению общественных потребностей или потребностей отдельных социальных слоев.
Принципы правотворчества – основные правила, руководящие идеи, организационные начала, действующие в процессе создания норм права (Парфенов):
1. Демократизм:
• реализации в процессе создания норм права компромисса и интересов различных групп общества;
• принятие законов путем референдума;
• обсуждение проектов законов в правотворчестве через представительные органы власти;
• действие принципа верховенства законов над всеми иными подзаконными актами;
• опубликовании принимаемых актов;
• гласность и открытость правотворческого процесса.
2. Научная обоснованность:
• использование научных методов и приемов при изучении общественных явлений, которые подлежат урегулированию с помощью норм права;
|
• использование знаний юридических наук при составлении правовых актов, наработанных приемов и способов юридической техники;
• проведение научных экспертиз проектов нормативных актов;
• экспериментальная проверка эффективности принимаемых норм права.
3. Объективност ь
4. Законност ь:
• принятие норм права конкретным органом;
• соблюдение правотворческой процедуры принятия нормативных актов;
• непротиворечивости издаваемых актов законам и конституции.
5. Оперативность.
6. Профессионализм – осуществление правотворчества лицами, которые профессионально, на постоянной основе занимаются этой деятельностью (профессиональные юристы, политики).
7. Непрерывность правотворческого процесса – изменения в общественной жизни непрерывны и все должны находить постоянное отражение в правотворческой деятельности государства.
8. Использование правового опыта (Пучков О.А.)
9. Связь с практикой (Пучков О.А.)
10. Планирование (Комаров С.А.)
11. Строгая дифференциация правотворческих полномочий (Комаров С.А.)
Виды правотворчества
1) В зависимости от субъектного состава органов (Сенякин И.Н.):
• Правотворчество государственных органов. Результат: н.п.а.: законы и подзаконные акты.
• Санкционированное правотворчество – разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которого является подзаконные н.п.а. или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию. Мб еще и делегированное.
• Референдум – проводится по наиболее важным вопросам гос. и общественной жизни.
2) В зависимости от субъектов правотворчества:
• Законотворчество – правотворчество высших представительных органов
• Подзаконное правотворчество
4) По формам правотворчества (Парфенов):
|
• Издание НПА;
• Создание судебного прецедента;
• Принятие нормативных договоров двумя и более сторонами;
• Санкционированные государством обычаи, которые существовали в обществе;
• Создание доктрин, научных теорий, которые становятся источниками права.
Классификация применительно к РФ (По субъектам правотворчества) (Парфенов):
• Народ в целом (референдум): Императивный и Консультативный – выявление общественного мнения для последующего принятия решения органов государственной власти
1. Федеральным органом РФ:
• Законодательный орган гос. власти – Федеральное Собрание (ФКЗ; ФЗ; Постановления палат ГД и СФ по внутренним орг. вопросам)
• Президент (Указы (нормативные и ненормативные); Распоряжения (чаще ненормативные))
• Правительство (Постановления, Распоряжения)
• Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (нормативные приказы)
• Высший судебный орган ( Постановления КС РФ – может отменять неконституционные нормативные акты (негативное правотворчество))
2. Органы власти и управления субъекта РФ;
3. ОМС;
4. Руководящие органы государственных предприятий и учреждений;
5. Негосударственные органы (по делегированию);
6. Совместное правотворчество (коллективные договор)
Стадии правотворческого процесса:
Баранов:
1. Разработка проекта нормативно-правового акта;
2. Рассмотрение проекта НПА (оценка, выявление слабых и сильных сторон и при необходимости доработка);
3. Принятие нормативно-правового акта;
4. Введение в действие (акт вступает в силу). Это процедура (подписание, опубликование).
1. Стадия нормотворческой инициативы
2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работы и т.п.
3. Разработка проекта н.п.а. и его предварительное обсуждение
4. Рассмотрение проек та н.п.а. в том органе, который уполномочен его принять
5. Принятие н.п.а.
6. Доведение содержания н.п.а. до его адресатов
Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование принятого нормативного акта в особых, предусмотренных законом печатных органах (специальные издания, газеты), а также его официальное оглашение в иной форме (по радио, телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации).
|
Выделяют - Предпроэктный этап – в обществе выявляется потребность в урегулировании номами права соц. проблемы.
Повышение качества:
- модернизация правотворчества - процесс непрерывного обновления, актуализации его идей и планов, позволяющий более мобильно связывать правотворческую деятельность с социально-экономическими, политическими, правовыми и духовными потребностями общества, сделать правотворчество более гибким и адекватным вызовам времени.
- научно обоснованная правотворческая политика, задачами которой является устранение дефектов механизма правотворчества, обеспечение объективного взаимодействия всех аспектов, имеющих влияние на развитие и совершенствование правотворческого процесса.
- адекватная регламентация права законодательной инициативы, которая исключала бы лоббирование частных интересов.
- профессиональный мониторинг, цель которого заключается в выявлении отношений, которые подлежат правовому регулированию.
- активнее применять правовые нормы, предусматривающие процессуальную ответственность в случае непрофессиональной работы и допущении правотворческих ошибок.
- технико-юридическое качество принимаемых нормативно-правовых актов (отсутствие смысловой завершенности и точности в изложении нормативного материала, формулировки, которые использует законодатель, оказываются неоднозначными для толкования, нарушается единство терминологии).
- инвентаризацию правовой базы, выяснение ее отрицательных и положительных сторон, а также причин слабой эффективности.
- необходимость функционирования института антикоррупционной экспертизы законодательных и иных нормативно-правовых актов и принятия Федерального закона «О правовой экспертизе федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации».
• долгосрочное и краткосрочное планирование законоподготовительных работ
• единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона
• юридический всеобуч парламентариев правилам законодательной работы
|
Особой разновидностью правотворчества является законотворчество.
Ст. 104 КРФ – законодательная инициатива:
принадлежит Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения.
ФЗ принимается Государственной Думой большинством голосов, если иное не предусмотрено КРФ. В течении 5 дней направляется в Совет Федерации. В течении 14 дней Совет Федерации должен рассмотреть. Если не рассмотрел, то считается одобренным.
Группа вопросов, по которым совет федерации обязан рассматривать законопроекты и заключения по вопросам бюджета, федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и денежная эмиссия, вопрос ратификации или денонсации международных договоров РФ, статусе и охране государственной границы РФ, вопросы войны и мира.
Принятый ФЗ в течении 5 дней направляется Президенту. В течении 14 дней должен подписать. Если Президент не подписывает, то это означает, что он наложил вето, которое преодолевается квалифицированным большинством (п. 3 ст. 107 КРФ). На ФКЗ Президент не может наложить вето.
Есть предложение по изменению этого пункта, так как это дополнительное мощное средство воздействия президента на законодательные органы страны: вынуждает принимать закон квалифицированным большинством. Считается, что необходимы изменения: президентское вето преодолевались в том случае, если при повторном обсуждении было большинство ГД и СФ – простое большинство.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!