Уязвимости, используемые манипуляторами — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Уязвимости, используемые манипуляторами

2021-03-17 368
Уязвимости, используемые манипуляторами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существуют также качества человека, которые облегчают манипулятору задачу внушения человеку своей мысли, так называемые уязвимости. Манипуляторы обычно тратят немалое время на изучение особенностей и уязвимостей своей жертвы. {3}

 

По словам Мартина Кантора, манипуляторы используют следующие «кнопки», которые могут существовать у жертв:

 

● Доверчивость - честные люди часто предполагают, что все остальные также с ними честны. Они часто доверяют людям, которых едва знают;

 

● Альтруизм - человек слишком сочувствующий окружающим, не привыкший проверять людей;

 

● Впечатлительность - впечатлительные люди чаще остальных поддаются чужому обаянию;

 

● Наивность - тот, кто не может поверить, что в мире существуют нечестные люди (или в каком-либо конкретном коллективе), или кто верит, что если такие люди существуют, то им не позволят манипулировать другими;

 

● Склонность к мазохизму - отсутствие самооценки и подсознательного страха позволяют использовать их в своих интересах. Считают, что заслуживают быть использованными, возможно считают себя виноватым за собственное существование;

 

● Нарциссизм - склонность вестись на незаслуженную лесть;

 

● Жадность - жадные люди легко могут стать жертвой манипулятора, который может заставить их действовать аморально;

 

● Инфантилизм - такие люди плохо понимают последствия своих действий и слишком доверяют преувеличенным рекламным обещаниям;

 

● Материалистичные люди являются легкой добычей для тех, кто предлагает схемы для моментального обогащения;

 

● Зависимые люди - нуждаются в чьей-либо любви и поэтому легко верят незнакомцам и склонны сказать «да», когда должны ответить «нет»;

 

● Одинокие - могут принять любое предложение человеческого контакта, даже когда имеют представление о возможных последствиях;

 

● Импульсивность - склонность принимать поспешные решения, например, о том, что покупать или на ком жениться, не советуясь с другими людьми;

 

● Излишняя экономность - человек не может отклонить сделку, даже если он знает причину, по которой предложение так дешево.

 

Особо уязвимыми группами для психологического манипулирования являются дети, подростки и молодёжь, которые еще не имеют необходимого жизненного опыта и знаний, навыков и способностей противостоять манипуляциям. В связи с этим защита детей, подростков и молодёжи от действий манипуляторов требует особого внимания.

Глава 2. Исследование степени подверженности манипулятивному воздействию у подростк ов.

Организация и методы исследования

База исследования.

Исследование проходило на базе МБОУ "Лицей №36" города Калуги. В исследовании приняли учащиеся шестых классов в возрасте 12-13 лет.

 

Общий план исследования:

1. Ознакомление учащихся с целью исследования, заполнение полученных бланков.

2. Проведение исследования по выявлению степени подверженности манипулятивному воздействию у подростков.

 3. Обработка полученных данных.

 4. Анализ и интерпретация полученных результатов.

Методы и методики исследования. Для исследования использовалась следующая методика:

Тест «Определение степени внушаемости» (Елисеев О.П.). Тест включает в себя пять быстрых заданий, на выполнение которых подросткам давалось не более пяти секунд. Целью данных заданий было определить степень подверженности подростков чужому влиянию. Шестиклассников просили написать или нарисовать определённые вещи, проводящим тестирование озвучивался один конкретный пример. Школьники записывали или зарисовывали на отдельном бланке то, что первое приходило им в голову после команды: это был предмет, который использовал тестирующий в качестве примера или они подумали о чём-то другом?

 

Анализ результатов исследования

На рисунке 1 показано процентное распределение уровня внушаемости среди учащихся 6-х классов.

Рис. 1. Процентное распределение уровня внушаемости среди учащихся 6-х классов

Как видно из рисунка 1, 26% учащихся шестых классов относятся к группе людей с пониженной внушаемость. Люди с пониженной ("лёгкой") степенью внушаемости обладают приемлемой или завышенной самооценкой. Склонны не прислушиваться к мнению посторонних и упрямы в отстаивании своей точки зрения. Такие люди часто спорят по любому поводу и им также бывает тяжело адаптироваться к новым ситуациям или обстоятельствам.

К категории людей со средней степенью внушаемости относятся 67% подростков. Это означает, что их гораздо тяжелее склонить на свою сторону, чем тех, у кого внушаемость понижена. Они не станут полагаться на первых встречных, но чтобы убедить их в своей правоте, достаточно приложить немного усилий. Такие люди неконфликтны, но в определённых обстоятельствах будут отстаивать свою точку зрения. Тем не менее, они могут вестись на громкие рекламные лозунги и выбирать точку зрения человека, которому доверяют.

Также из рисунка 1 можно заметить, что 7% шестиклассников относятся к людям с повышенной внушаемостью. Это означает, что они редко конфликтуют с окружающими, часто пренебрегают своим мнением в пользу мнения других. Имеют низкую самооценку и плохо переносят критику в свой адрес. Тем не менее, они также быстро усваивают информацию, хорошо обучаемы и легко приспосабливаются к обстоятельствам.

Рис.2. Процентное распределение уровня внушаемости среди учащихся 6 «А» класса

Как видно из рисунка 2, 71% учащихся 6 «А» класса обладает средней степенью внушаемости, 16,5% подростков обладает пониженной степенью внушаемости, 12,5% учащихся с повышенной степенью внушаемости.

Рис.3. Процентное распределение уровня внушаемости среди учащихся 6 «Б» класса

Как видно из рисунка 3, 53% учащихся 6-х классов обладают средним уровнем внушаемости. 44% учащихся обладают пониженным уровнем внушаемости. 3% учащихся с повышенным уровнем внушаемости.

Рис. 4. Процентное распределение уровня внушаемости среди учащихся 6 «В» класса

Как видно из рисунка 4, 80% учащихся 6 «В» класса обладают средним уровнем внушаемости, 15% обладают пониженным уровнем и 5% повышенным уровнем.

Таким образом, более 50% шестиклассников нашего лицея обладают средним уровнем внушаемости. Перед манипулированием уязвим любой человек и тем более подросток в независимости от пола, возраста, образования и т.д. Для того, чтобы избежать попытки манипулирования над собой, необходимо работать над своими качествами.

 Никто не является абсолютно невнушаемым, не существует никого, кто мог бы быть не подвержен манипулятивному воздействию со стороны. Из этого можно сделать вывод, что, не считая большинства учащихся, даже если 26% шестиклассников имеют лёгкую степень внушаемости, им всё равно стоит опасаться попыток посторонних манипулировать ими.

Гипотеза нашего исследования не подтвердилась.

 

Заключение

Дети подросткового возраста часто сталкиваются с манипулированием. Это происходит в школе, где подобное может использоваться учителями и сверстниками, на улице незнакомцами, в магазине маркетинговыми компаниями, дома родителями или в интернете, где попытаться внушить что-либо подростку может буквально каждый. В мире, где школьникам пытаются скрыто или открыто навязать свои цели и мировоззрение, бывает достаточно сложно выработать свою собственную точку зрения, сохранить индивидуальность.

На базе МБОУ «Лицей №36» города Калуги было проведено исследование по изучению степени подверженности манипулятивному воздействию у подростков. Было выявлено, что у учащихся шестых классов можно наблюдать все степени внушаемости: пониженная внушаемость, средняя внушаемость и высокая внушаемость.

Мы выяснили, что проблема подверженности манипулятивному воздействию среди школьников-подростков актуальна, поскольку:

● обусловлена отсутствием необходимого жизненного опыта у подростков может привести к непоправимым последствиям;

● в это период происходит формирование комплекса личностных качеств человека, появляется индивидуальность, которую в этом возрасте можно подавить посторонним вмешательством в мысли подростка.

С целью развития навыков преодоления манипулятивного воздействия, для учеников МБОУ «Лицей №36» города Калуги был разработан и публично представлен информационный стенд, под названием «Как на попасть на крючок».

Полученные в ходе исследования результаты могут представлять интерес для педагогического коллектива (педагоги, психологи) лицея, а также родителей подростков с целью развития навыков преодоления манипуляции, формирования чувства собственного достоинства.

 

Список литературы

1. Доценко Е.Л.Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. /М., Издательство МГУ, 1996. - 344 с.

2. Руськина Е.Н. Формирование у подростков навыков защиты от манипулятивных воздействий. – Журнал «Интеграция образования»/М., Издательство ВВМ, 2008, №2. – 129 с.

3. Статья Википедии «Психологическая манипуляция»

Режим доступа к статье: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психологическая_манипуляция

4.    Статья Википедии «Манипуляция массовым сознанием»

Режим доступа к статье: https://ru.wikipedia.org/wiki/Манипуляция_массовым_сознанием

5.    Как не попасть на крючок обвинителя или учимся избегать манипуляций

Режим доступа к статье: https://freelancehunt.com/blog/kak-nie-popast-na-kriuchok-ili-uchimsia-izbieghat-manipuliatsii/

6. Рисунок 5 (приложение 2)

Режим доступа к изображению: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1590748/pub_5d8ee383c31e4900b16adab5_5d8ee47d35c8d800b2deaf79/scale_1200

7. Рисунок 6 (приложение 2)

Режим доступа к изображению: https://freelancehunt.com/blog/content/images/size/w2000/2019/01/------------2.jpg

8. Рисунок 7 (приложение 2)

Режим доступа к изображению: https://freelancehunt.com/blog/content/images/2019/01/--------1.jpg

9. Рисунок 8 (приложение 2)

Режим доступа к изображению: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1863556/pub_5dbac19a5d636200b15749ca_5dbac26c32335400af56f147/scale_1200

Приложение

Приложение 1.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.