Роль инвестиционной деятельности предприятий в развитии производства и направления её совершенствования — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Роль инвестиционной деятельности предприятий в развитии производства и направления её совершенствования

2021-03-17 59
Роль инвестиционной деятельности предприятий в развитии производства и направления её совершенствования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

инвестиционный производство кредитный

В настоящее время Беларусь предлагает инвесторам благоприятные правовые условия для ведения бизнеса на территории республики, как на международном уровне, так и на национальном. Действуют более 60 двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, порядка 60 двусторонних соглашений о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций, Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций и др., с 2001 года работает Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.

Эффективным действием по формированию инвестиционного потенциала и стимулирования экономической динамики является путь по либерализации рынков, цен на товары и ресурсы, при одновременном снижении налогов на прибыль (равно как и других налогов). При этом у предпринимателей, хозяйствующих субъектов появляется возможность использовать большую часть получаемых доходов на накопление.

Сам процесс формирования и использования дополнительных кредитных ресурсов связан с методами регулирования денежного и финансового рынка и спецификой экономической стратегии страны. Если в рамках принятой стратегии развития ставка делается на стимулирование накопления и формирование инвестиционного потенциала, то можно использовать следующие активные механизмы:

·   изменение процентной ставки Центробанка с целью создания мощного макроэкономического регулятора на денежном и финансовом рынке. Повышение учетной ставки ведет к удорожанию кредита, и это будет привлекать денежные ресурсы, используемые на потребление или покупку акций и иных ценных бумаг.

·   валютная политика, как средство использования накоплений в СКВ и их возможного привлечения и использования в виде кредитных ресурсов. Это относится и к формированию обменного курса, который может быть выгодным для конвертации и к созданию условий для притока капитала и свободного его перемещения.

·   фондовый рынок, устойчивость и надежность его функционирования. Первый негативный опыт создания инвестиционных компаний, приватизационных и иных финансовых институтов в виде пирамид показал, что складывающийся в странах с переходной экономикой финансовый сектор является криминогенным и работает по типу «первоначального накопления капитала», связанного с обманом, перераспределением денег и собственности в условиях нестабильной смешанной экономики.

Основным направлением проводимой инвестиционной политики является курс на дальнейшую либерализацию условий хозяйствования, совершенствование правовых механизмов защиты инвестиций, способствующий активизации инвестиционной деятельности, который закреплен в Директиве Президента Республики Беларусь №4.

В целях либерализации условий деятельности разработан и рассматривается в Парламенте проект Закона Республики Беларусь «Об инвестициях», подготовленный с учетом международного опыта. В основу законопроекта легли принципы: верховенства права, равенства инвесторов, добросовестности и разумности осуществления инвестиций, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, неприкосновенности собственности, беспрепятственного осуществления инвесторами своих прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и законных интересов, их судебной защиты, прозрачности законодательства.

В ежегодном отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса-2012» Беларусь заняла 69 место из 183 стран. По сравнению с прошлым годом с учетом методологических нововведений Беларусь улучшила свои позиции на 22 пункта.

Некоторые преимущества Республики Беларусь для вложения капитала:

.   прямой доступ к рынку Таможенного союза и Единого экономического пространства;

.   формирование Единого экономического пространства и унификация с 1 января 2012 года национальных законодательств в экономической сфере;

.   выгодное экономико-географическое положение на перекрестке главных путей между ЕС и СНГ, Балтийским и Черным морями;

.   развитая инфраструктура;

.   политическая, социальная и экономическая стабильность, отсутствие межнациональных, религиозных конфликтов;

.   благоприятные экологические условия;

.   квалификационные трудовые ресурсы.

Существенное значение имеет и использование современных технологий денежного обращения:

·   использование системы электронных денег (кредитные карточки и иные компьютерные системы расчетов).

·   продвинутые организационные формы деятельности банковского и небанковского секторов. Наличие большой сети филиалов, центров расчета позволяет достичь ускорения оборачиваемости средств и направления части высвобождаемых ресурсов на инвестиционные цели, долговременные капиталовложения;

·   использование разнообразных форм привлечения денежных и иных капитальных средств вкладчиков и инвесторов. Примером может служить трастовое управление чеками, акциями и денежными активами физических и юридических лиц. Это избавляет потенциальных кредитодателей от дополнительных расходов и затрат на проведение собственных операций на финансовом рынке и более эффективно использовать временно свободные средства.

Для увеличения объемов привлекаемых денежных ресурсов (причем не только со стороны «внутренних» субъектов, но и внешних) применимы следующие меры:

·   создание надёжной системы гарантий вложений и сбережений. Это может обеспечиваться надёжной системой страхования вкладов;

·   развитие масштабных программ национального жилищного строительства и создания широкой сети финансовых посредников;

·   осуществление широкой денежной приватизации государственных предприятий, способствующей использованию денежных средств населения и иностранных инвесторов;

·   использование эффективной системы налогообложения на физических лиц, размещающих деньги на депозитные счета, что стимулирует процесс сбережений и инвестирование денег домашних хозяйств в экономику;

·   проведение соответствующей идеологической и пропагандистской кампании по привлечению денежных ресурсов в страну.

Данные методы являются необходимыми и первоочерёдными в деле расширения кредитных ресурсов в стране и вовлечения в экономический оборот средств хозяйствующих субъектов, местных органов власти и домашних хозяйств.

При формировании выгодных условий для осуществления инвестиционной деятельности государство делает ставку на такой механизм, как государственно-частное партнерство (ГЧП). Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволяет преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, но и государственный бюджет не в состоянии обеспечить их финансирование в должном объеме. Объектами применения ГЧП могут стать транспорт и транспортная инфраструктура, системы коммунального хозяйства, культуры и социального обслуживания, объекты туризма, месторождения полезных ископаемых и др.

В настоящее время вырабатывается механизм взаимодействия в рамках ГЧП. В стране реализуется программа приватизации госсобственности. Национальное законодательство предусматривает различные формы участия инвестора в приватизации: участие в процедуре преобразования предприятия в открытое акционерное общество, приобретение акций уже созданного акционерного общества на аукционе или по конкурсу, покупка предприятия (возможность приобретения по льготным ценам, в размере одной базовой величины).

В отношении крупных стратегических предприятий Беларусь отказалась от быстрой продажи государственных активов, выбрав тактику точечной приватизации. Однако некоторые сделки последних лет имели достаточно существенные объемы и вошли в число крупнейших по слияниям и поглощениям в Европе (например, продажа государственных долей акций в ОАО «Белтрансгаз» и СП «Мобильная цифровая сеть»).

В целях выполнения задач прошлых лет, а также достижения целей новой пятилетки, созданы преференциальные режимы хозяйствования при реализации инвестпроектов в свободных экономических зонах, Парке высоких технологий, специальном туристско-рекреационном парке «Августовский канал», Китайско-Белорусском индустриальном парке, средних, малых городских поселениях, сельской местности, при заключении инвестдоговора с Республикой Беларусь и др.

Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями - транснациональными корпорациями и крупнейшими банками. Так, в Беларуси созданы и действуют совместные и иностранные предприятия с зарубежным капиталом «МАН» и «Адидас» (Германия), «Майерск Медикал» (Дания), «Данон» (Франция), «Олви» (Финляндия) и др.

Акционерами белорусских банков являются: российские Сбербанк, Внешэкономбанк и Банк ВТБ, австрийский Райффайзен Банк и др.

В целях совершенствования работы по привлечению иностранных инвестиций, повышения эффективности приватизационных процессов в Республике Беларусь и обеспечения взаимодействия инвесторов с органами государственного управления создано ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации». Агентство участвует в создании положительного инвестиционного имиджа страны, мониторинге и сопровождении реализации инвестпроектов и приватизации госимущества.

Кроме этого, в нашей стране создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь, состоящий из представителей иностранных компаний, госорганов, представителей науки. Действующие при Совете постоянные рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке и др.

С целью повышения инвестиционной привлекательности и продвижения позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом разработана и одобрена Нацбанком и Советом Министров Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года (Постановление Совета Министров и Национального банка от 18.01.2012 №51/2).

В документе определены приоритетные сектора привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), среди которых фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы, информационные и коммуникационные технологии. Также предусмотрено привлечение ПИИ в традиционные виды экономической деятельности. Должны получить развитие кластеры: фармацевтический и по производству льнопродукции.

В соответствии со Стратегией разработан План мероприятий по совершенствованию делового и инвестиционного климата, который основан на обеспечении открытости деятельности органов государственной власти, соблюдения принципа конкурентности, равнозначных условий хозяйствования, с соблюдением прав и законных интересов инвесторов и других лиц, обеспечения их надлежащей защитой. Дополнительная работа в этом направлении проводится в соответствии с поручениями Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данными 08.05.2012 года при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию.

 


Заключение

 

Сегодня Беларусь развивается в основном за счет внутренних инвестиционных ресурсов. Однако намеченная широкомасштабная модернизация производственного потенциала страны, его инновационное обновление, поддержание стабильной конкурентоспособности производимой продукции, развитие сферы услуг потребуют значительного увеличения инвестиционного капитала. В этой связи привлечение иностранных инвестиций в экономику республики приобретает особую актуальность и обусловлено либерализацией внешнеэкономических связей и повышением значимости межгосударственного сотрудничества.

Вмешательство государства обоснованно и необходимо в случаях: решения общенациональных проблем, социальных проблем отдельного региона, изменения экономической стратегии государства, отрицательное последствие инвестиционного проекта. Государственное регулирование может осуществляться прямым и экономическим методами. Государство регулирует инвестиционную деятельность с помощью амортизационной политики, налогов, льготного кредитования и др.

Основная часть инвестиционных ресурсов поступает на обеспечение приоритетных направлений. Основным источником финансирования капитальных вложений остаются собственные средства предприятий. Существуют различные меры по повышению инвестиционной активности субъектов хозяйствования.

Среди главных проблем инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, можно выделить:

- определение приоритетов развития экономики Республики;

-  разработка эффективных инвестиционных проектов;

-  поиск и привлечение иностранных инвесторов.

Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций. Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно-климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно-технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

В ходе настоящего исследования была достигнута цель - изучение инвестиционной деятельности предприятий и её роль в развитии производства.

Первая глава работы посвящена изучению теоретическим аспектам, сущности, составу и структуре инвестиционной деятельности.

Вторая глава посвящена анализу и оценке инвестиционной деятельности предприятий в Республике Беларусь и оценке инвестиционного климата.

В третьей главе были предложены направления по совершенствованию инвестиционной деятельности предприятия в развитии производства и её совершенствования.

 


Список источников

 

1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / М.С. Абрютина, А.В. Грачев.− М.: Дело и сервис, 2001.−325 с.

.  Бланк, И.А. Основы инвестиционного менеджмента: учеб пособие для вузов/ И.А. Бланк. − Ника-Центр, 2004. − 672 с.

3. Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина.; под ред. проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 351 с.

4. Заяц, Н.Е. Финансы предприятий: учеб. пособие / Заяц Н.Е., М.К. Фисенко − Мн.: Высш.шк., 2003. − 256 с.

.  Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.: одобрен Советом Респуб. 8 июня 2001 г.: по состоянию на 5 ноября 2012 г.

6. Ковалевой, Н.И. Финансы: учебное пособие / Под: ред. проф. Ковалевой, Н.И. − 3-е изд., переработ, и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 225 с.

7. Крейнина, М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки: учебн. пособие/ М.Н. Крейнина, − М.: Дис, 2003. - 302 с.

8. Лытнев, О.Н. Финансовые ресурсы предприятия: учеб. пособие / Лытнев, О.Н. − М., 2001. - 280 с.

9. Машкин, В. Сущность инвестиционного процесса / В. Машкин // М. АКДИ и «Экономика и жизнь». − 2005. − №12.

.  Михайлушкин, А.И. Экономика: учеб. для вузов / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2004. - 488 с.

.  О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом −: Указ Президента Респ. Беларусь от 23 окт. 2009 г. №518 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2009. − №518. - С. 17−19.

12. О некоторых вопросах применения упрощённой системы налогообложения: Указ Президента Респ. Беларусь от 9 авг. 2011 г. №349 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. − №349. - С. 20−23.

13. О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности: Декрет Президента Респ. Беларусь от 20 дек. 2007 г. №9 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. − №9. - С. 7−9.

14. О парке высоких технологий: Декрет Президента Респ. Беларусь от 22 сент. 2005 г. №12 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2005. − №12. - С. 1−3.

15. О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь от 6 авг. 2009 г. №10 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2009. − №10. - С. 5−6.

16. О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг): Декрет Президента Респ. Беларусь от 28 янв. 2008 г. №1 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2008. − №1. - С. 3−4.

17. Привлечение прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 18 янв. 2012 г. №51/2 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2012. − №51. - С. 5−8.

18. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь: учеб. пособие / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева − ИНФРА-М, 1999. - 305 с.

19. Чечевицина, Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб. пособие/ Чечевицина, Л.Н. - М.: Финансы и статистика, 2002 - 352 с.

20. Шарп, У.Ф. Инвестиционная среда / У.Ф. Шарп, Г.Дж. Александер, Дж.В. Бейли // Инвестиции: учеб. пособие / У.Ф. Шарп, Г.Дж. Александер, Дж.В. Бейли. − ИНФРА-М, 2001. - С. 2.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.