Резонансные коучинговые отношения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Резонансные коучинговые отношения

2021-03-17 137
Резонансные коучинговые отношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Помимо всего прочего, действия, которые стимулируют ПЭА, позволяют выстроить резонансные, более эффективные и продолжительные отношения. Это говорит о том, как важны отношения между двумя сторонами. Работать с коучем – это не то же самое, что обратиться за помощью к бухгалтеру по поводу налогов. Для эффективного коучинга обе стороны должны чувствовать себя в безопасности и быть открытыми для новых возможностей. Мы обнаружили, что стабильные, продолжительные отношения должны обладать тремя характеристиками, чтобы мотивировать людей, помочь им учиться и меняться: общее видение, общее сопереживание и общая энергетика. Наш близкий друг и коллега Кайли Рошфорд изучила различные качества отношений и считает, что именно эти три важны для обеих сторон (или для всех участников команды, или для большинства людей в организации) {50}. Видение дает надежду. Сопереживание показывает, что о вас заботятся и вы сами заботитесь о ком-то. Энергетика развивает стойкость и выносливость (то есть твердость характера, выдержку).

* * *

Хотя стимулирование ПЭА может показаться не самым разумным методом, когда вы стремитесь помочь человеку, однако это самый эффективный способ пробудить мотивацию к знаниям и изменениям. В главе 5 мы подробно рассмотрим, как ПЭА и НЭА воздействуют на мозг человека, и поделимся результатами наших неврологических исследований, которые легли в основу коучинга с ПЭА. Мы также посмотрим, что происходит после стимулирования ПЭА: коучи должны отслеживать динамику дальнейшего поведения человека. Тут важную роль играет баланс – между человеческим инстинктом к выживанию и человеческим стремлением к процветанию.

Ключевые идеи

1. Задавая людям позитивные вопросы, вы пробуждаете ПЭА, активируя конкретную область мозга, которая выделяет гормоны в парасимпатической нервной системе (обновление и восстановление). Негативные вопросы или вопросы, которые вызывают защитную реакцию, стимулируют НЭА и активируют другую область мозга, которая выделяет гормоны в симпатической нервной системе (стресс).

2. ПЭА – это состояние, когда вы открыты новым идеям, а также переломный момент на пути к стабильным, долговременным изменениям. Коучинг с сопереживанием (то есть коучинг с ПЭА) служит обеим целям.

3. ПЭА активирует парасимпатическую нервную систему, и вы чувствуете позитив и надежду. НЭА активирует симпатическую нервную систему, и вы чувствуете негатив, страх и желание защищаться.

4. Эмоции заразительны, и позитивные и негативные. Заражение происходит очень быстро (зачастую за несколько миллисекунд) и в основном на подсознательном уровне.

Упражнение для размышления и практического применения

На следующей неделе наблюдайте и записывайте свои эмоции примерно три раза в день (лучше всего утром, в середине дня и вечером). Обратите внимание, чем вы занимались в этот момент и что вы чувствовали. Не нужно перечислять подробности, отметьте свое эмоциональное состояние – радость, злость, печаль, воодушевление или другие чувства, даже если вы затрудняетесь определить свое эмоциональное состояние. К концу недели у вас должно быть примерно 20 записей. Проанализируйте их, ищите паттерны. Чего больше, позитивных или негативных эмоций?

Обсуждение в группе

1. Если вы чаще испытываете негативные эмоции, чем позитивные, обсудите это с другими. Вам знакома тяжесть внутреннего монолога, построенного на негативных эмоциях? Вы можете пересилить их? Что вам помогает?

2. Расскажите группе, сколько времени вы проводите в позитивном эмоциональном состоянии в социальной, профессиональной и корпоративной жизни. Затем расскажите, сколько времени вы проводите в негативном эмоциональном состоянии.

3. Поделитесь опытом, когда вам удалось вывести человека из негативного эмоционального состояния и вызвать у него позитивные эмоции. Как вы этого добились? Или же получилось наоборот, и вы ввергли его в негативное эмоциональное состояние?

4. Обсудите с другими самые напряженные периоды вашей жизни. Как строились отношения с окружающими – на работе, дома или на отдыхе? Бывали случаи, когда вы «брали работу на дом» или, наоборот, приносили эмоциональный груз из дома на работу?

5. Расскажите группе о конкретных действиях или ценностях, которые помогли вам снизить уровень стресса или восстановиться после тяжелого периода.

6. Опишите периоды в прошлом или настоящем, когда вы больше всего были ориентированы на выполнение задач. То есть вспомните, когда вы думали только о решении конкретных проблем и стремились «сделать дело». В эти моменты другие люди жаловались на ваше поведение? Оглядываясь назад, можно ли сказать, что вы упустили в жизни что-то приятное и радостное из-за того, что были заняты решением проблем и выполнением задач?

Глава 5
 Выживание и процветание

Битвы разума

Выживать – значит жить, чтобы функционировать и работать. Это не простой биологический процесс. Выживание имеет эмоциональные и даже духовные аспекты. На самом примитивном уровне выживание означает, что организм продолжает функционировать и поддерживать себя – дышать, есть, спать и так далее. Мы прожили очередной день! Большинство согласятся, что это довольно унылая жизнь и скучная – если не депрессивная – работа. (Хотя это лучше, чем альтернативный вариант!). И в некоторых коучинговых ситуациях приходится начать с простого выживания, как мы увидим в этой главе.

Однако в большинстве ситуаций мы, как люди, стремимся не просто к выживанию, но и к процветанию. Нам нужны оба состояния – и ПЭА и НЭА. Змеи, напротив, опираются в основном на НЭА для выживания, и, как мы подозреваем, ПЭА играет минимальную роль в их жизни {51}. Но люди другие. Нам необходимо активировать ПЭА, чтобы чувствовать мотивацию к росту и изменениям, искать радость и веселье. Как мы отметили в главе 4, ПЭА позволяет процветать, активируя гормоны, которые снижают уровень стресса и вызывают чувство безопасности, надежды и радости. Однако НЭА нам тоже нужен, потому что помогает выжить, активируя гормоны стресса, чтобы либо сражаться, либо сбежать, либо подготовиться к обороне. НЭА также помогает сосредоточиться в когнитивном и эмоциональном плане, что обостряет ментальные и физические функции для эффективного выполнения задач. Когда мы пытаемся помочь людям как коучи, менеджеры и другие помощники, мы вызываем у них и ПЭА и НЭА и помогаем найти оптимальный баланс между этими состояниями в данный период жизни или работы.

Оптимальный баланс со временем меняется в зависимости от ситуации, поэтому коуч, менеджер или преподаватель должен следить за изменениями в окружении человека и его опыте. Проблема в том, что когда человек активирует НЭА, он не всегда «видит» выход из ситуации и может застрять в ней. Это помешает дальнейшему развитию и достижению поворотного момента для перехода к ПЭА. И вновь коуч или другой помощник должен сыграть критически важную роль и мотивировать изменения, обучение и развитие, то есть научить человека переходить от ПЭА к НЭА и обратно, при этом как можно чаще оставаясь в состоянии ПЭА.

В этой главе мы посмотрим, как переход от ПЭА к НЭА и обратно помогает достичь баланса, который необходим для стабильных, долговременных изменений. Зачем? Затем, что ПЭА – это и поворотный момент, переход на новый этап изменений (в рамках теории преднамеренных изменений), и также психофизиологическое состояние, когда человек открыт новым идеям, людям и эмоциям. В этой главе мы подробно рассмотрим работу мозга, подтверждающую эти идеи, включая результаты наших неврологических исследований, посвященных коучингу с ПЭА. Более того, мы посмотрим, что происходит после активации ПЭА – коучи и помощники должны следить за динамикой дальнейшего поведения человека и помочь ему двигаться вперед. Как мы отметили, важен баланс между человеческим инстинктом выживания и человеческим стремлением к процветанию.

Коучинг для выживания

Иногда, когда мы помогаем человеку, приходится начинать с простого выживания (то есть активации НЭА) – например, когда речь идет о медицинских показаниях или травме, требующей лечения, но человек отказывается от необходимой помощи. Не всегда есть время, чтобы исследовать причины или взглянуть на ситуацию в контексте долгосрочного видения. Человеку нужна помощь прямо сейчас. Но даже коучинг для выживания требует некоторого ПЭА {52}. Подумайте об этом. Даже если у человека опасные симптомы или он испытывает физическую боль и коуч формулирует задачу (то есть обратиться за медицинской помощью) как необходимость или обязанность, эффект может быть прямо противоположным. Это коучинг для соблюдения формальных требований, который, как мы показали, активирует НЭА, и для человека, который не получил своевременной медицинской помощи, может привести к другим физическим проблемам. Вот почему, даже если НЭА необходим, его нужно сбалансировать с ПЭА, чтобы человек не терял оптимизма и мотивации или, в нашем примере, чтобы он согласился на лечение или реабилитацию, необходимую для выздоровления {53}.

Возьмем, к примеру, ситуацию, в которой оказался Боб Шаффер {54}. Его работа главным аудитором и исполнительным вице-президентом банка Fifth Third была непростой, но интересной и вдохновляющей, и справлялся он превосходно. Но вскоре после того как он стал посещать лидерскую программу, предложенную банком, он понял, что хочет внести важные изменения в свою жизнь. Вместе с коучем программы из Университета Кейс Вестерн Резерв Боб стал размышлять о балансе – особенно между разумом, телом, сердцем и духом, которые мы считаем четырьмя ключевыми компонентами любого процесса обновления и восстановления {55}. Боб пришел к следующему выводу: «Никакого баланса по этим пунктам в моей жизни нет».

Почти 20 лет назад он играл в футбол в колледже и был в блестящей физической форме. Теперь Боб чувствовал последствия карьеры, которая требовала значительной концентрации внимания и длительного пребывания в офисе. Его жизнь вне работы состояла из семейных обязанностей – нужно было заботиться о супруге и трех дочерях. Физические упражнения уступили место личному и профессиональному долгу, и Боб весил на сто фунтов больше своего идеального веса. Он чувствовал, что это лишает его сил и угрожает выживанию – как управляющего и как личности. То есть это была проблема, связанная со здоровьем, и в то же время симптом других трудностей, и Боб знал, что придется либо как-то мотивировать себя и сбросить лишний вес, либо он собственными руками сократит себе жизнь и пожертвует временем и общением с людьми, которых он любит всем сердцем.

Это явная активация НЭА – инстинкта выживания. Но коуч знал, что придется активировать и ПЭА, чтобы у Боба появилась надежда, что он осилит те изменения, которые необходимы в его жизни. Вот почему коуч начал с того, что попросил Боба составить видение идеальной жизни (и работы) на ближайшие 10–15 лет. Как говорит Боб, впервые за всю свою карьеру его попросили сосредоточиться не только на профессиональных навыках, но и на своем личном развитии как лидера. Впервые он понял, что на работе можно говорить о себе.

Хотя Боб хотел наладить баланс во всех сферах жизни, он решил начать с физического здоровья. Он слышал о хорошем персональном тренере, который работал с его друзьями, и на следующий день позвонил ему. Тренер, как и коуч Боба, спросил, какую цель он перед собой ставит. «Я хочу прожить долгую, здоровую жизнь с женой и тремя дочерьми и дожить до их свадьбы, – сказал он, а затем добавил: – И хочу участвовать в забеге на 10 километров». Жена Боба увлекалась бегом, участвовала в этом забеге, а он обычно ждал ее на финише. Теперь он хотел бегать вместе с ней. Боб сказал: «А еще я хочу быть примером для своей семьи. Хочу похудеть на сто фунтов!»

На тот момент Боб был одним из миллионов людей во всем мире, которые входят в группу риска. Проблема ожирения и диабета 2-го типа – эпидемия и в развитых странах, и в развивающихся. Но у Боба была потребность в выживании, основанная на совершенно четком личном видении и поддержке коуча и личного тренера. И это изменило его будущее. В течение года Боб добился удивительных результатов. Он тренировался по шесть дней в неделю. Похудел на 105 фунтов и успешно финишировал в забеге на 10 километров вместе с женой. Его преображение не прошло незамеченным для сотрудников и коллег. Он стал другим человеком, и это было видно. Первый коуч с программы Кейс Вестерн Резерв, который проработал с ним в течение года, и второй, внутренний, коуч из банка, который начал работать с ним позже, стали основным источником поддержки для Боба. Как он сказал: «Я никогда не продолжал коучинг после завершения программы. Сейчас у меня появилось чувство ответственности, и я понимаю необходимость подотчетности… Я не просто вдохновился, я сумел удержать эти чувства». Коуч неоднократно подчеркивал, как важны решимость и целеустремленность, когда речь идет об изменениях, и Боб регулярно записывал свои цели на бумаге. «Я искренне верю в личное видение и личный сводный баланс, – говорит он, – и я регулярно перечитываю и дополняю их».

Эффективность ПЭА и личного видения в жизни Боба очевидны теперь, семь лет спустя: он практически не поправился (в общей сложности он потерял 80 фунтов), он регулярно тренируется вместе с женой и продолжает заниматься с тренером три раза в неделю. Боб до сих пор рассказывает о прозрениях, которые случились с ним во время коучинга, и о том, что осмысление личного видения стало переломным моментом в его жизни. Успехи на работе были не менее заметными. Сейчас Боб возглавляет HR-отдел в своем банке и говорит, что эта работа больше подходит его интересам и увлечениям – он обрел уверенность и стал развиваться в этом направлении, после того как решил проблемы со здоровьем и у него появилась надежда на более позитивное будущее. Он захотел привнести свой энтузиазм и увлеченность в работу. Теперь на новой должности он может поставить во главу угла сотрудника, а не соблюдение конкретных стандартов, и окружающие реагируют на это позитивно. ПЭА порождает ПЭА!

Изменения, требующие самоконтроля, – это всегда стресс, который зачастую иссушает наш внутренний резервуар сил {56}. Но иногда эти изменения неизбежны. «Менять что-то всегда сложно, особенно если эти изменения должны быть долговременными», – говорит наш друг и коллега Анита Говард. В своей практике коучинга и исследованиях она пришла к выводу, что НЭА играет критически важную роль в успешном преображении и росте {57}. Ее отец был известным проповедником и главой Южной Христианской лидерской конференции в Вашингтоне (округ Колумбия), и его церковь активно занималась проблемами расового равноправия в Соединенных Штатах. Часто лидеры движения за гражданские права, такие как Мартин Лютер Кинг младший, Ральф Абернати, Эндрю Янг, Джесси Джексон, А. Филлип Рэндольф, Байард Растин, Джон Льюис и другие, встречались, чтобы обсудить стратегию. С тех пор как Аните исполнилось 13 лет, ее приглашали на эти встречи. Она помнит, какие чувства у нее рождались во время этих дискуссий; к примеру, когда планировали марш на Вашингтон в марте 1963 года. «Я поняла, – рассказывает она, – что эти люди наглухо заперты в НЭА из-за угроз и опасностей, с которыми приходится сталкиваться чернокожему населению в Америке, где действуют законы Джима Кроу, но они сумели выполнить тяжелейшую задачу – добиться социальных преобразований, потому что всегда, всегда опирались на основные ценности и веру. Веру в Бога, в Конституцию США, в гуманизм, веру в то, что все дети заслуживают жить в лучшем мире, какими бы ни были их раса и национальность. Это легло в основу их стратегического планирования и ненасильственных подходов и методов». Хотя НЭА играл ключевую роль на этих собраниях, именно общее видение стало контекстом и доминирующим фактором для столь длительной и упорной борьбы за изменения.

Чтобы лучше понять НЭА и место, которое занимает ПЭА, посмотрим, что происходит в головном мозге при активации этих механизмов.

Битвы разума

Несколько лет назад цифровая индустрия стала говорить о концепции mindshare – осведомленности потребителей о продукте или торговой марке, а также объеме внимания, или сознательного разума, который человек уделяет чему-либо. Разработчики софтвера, мобильных приложений и видеоигр, конечно, хотят максимально увеличить внимание, которое потребители уделяют их продуктам. Это то же самое, что спросить: чему вы уделяете внимание или на чем вы сосредоточены? И они пришли к интересному выводу: человек может сознательно направить свое внимание на конкретный объект.

Тогда возникает новый вопрос: правильно ли вы выбрали объект внимания? Именно к этому вопросу подводят людей хорошие коучи. За этим вопросом лежат масштабные исследования в области нейровизуализации и нейронауки, которые показывают, как же наш мозг выбирает «правильный» объект. Наш близкий друг и коллега Энтони Джек возглавил команду исследователей в Лаборатории мозга, разума и сознания Университета Кейс Вестерн Резерв, чтобы выяснить, как мозг использует две основные нейронные сети. На данном этапе он считает, что лучше называть их аналитической сетью (АС) (ранее она называлась сетью активного режима работы) и эмпатической сетью (ЭС) (ранее сеть пассивного режима работы) {58}.

Вот как эти сети связаны с тем, что мы уже знаем о ПЭА и НЭА: когда в результате позитивного опыта включается ПЭА, то сначала активируется эмпатическая сеть. А когда стимулируется НЭА – через негативную обратную связь или печальный опыт, – в начале процесса включается именно аналитическая сеть.

Однако есть третий компонент системы, о котором мы говорили в главе 4: система обновления/восстановления (парасимпатическая нервная система, ПНС) и стрессовая реакция (симпатическая нервная система, СНС). Эти два состояния чаще всего идут рука об руку, так что ПНС обычно ассоциируется с эмпатической сетью, а СНС – с аналитической сетью. Однако они не всегда действуют вместе. К примеру, человек может переживать стрессовую реакцию «бежать или драться» и одновременную активацию эмпатического мозга или аналитического мозга в зависимости от того, к чему призывает ситуация: к аналитическому мышлению или эмпатическому размышлению и чувствам. Точно так же человек может переживать обновления (ПНС) и при этом эмпатическую или аналитическую активацию мозга. Нас особенно интересует равновесие внутреннего состояния человека. То есть как стимулировать ПЭА в себе и в других, вызывая позитивные (а не негативные) ощущения и при этом активируя эмпатический мозг (а не аналитический)? Это можно выразить в виде уравнений:

 

ПЭА = ЭС + ПНС + Позитивные чувства.

НЭА = АС + СНС + Негативные чувства.

 

Графически это представлено на рис. 5.1. Здесь психофизиологическое состояние ПЭА изображено в виде овальной линии в левой верхней части. Представьте это в объеме: левый верхний сектор как бы поднимается со страницы в вашу сторону. Этот овал также показывает, что ПЭА может быть слабым (близким к центру или поворотному моменту) или сильным (ближе к внешнему краю овала). Что касается состояния НЭА, то оно как бы уходит за страницу, если представить в объеме, а показано в правом нижнем секторе в виде овальной прерывистой линии. Он как бы за страницей, удаляется от вас. Этот овал также показывает, что НЭА может быть слабым (ближе к центру или переходному моменту) или сильным (ближе к внешней границе овала).

 


Рис. 5.1.

Позитивный и негативный эмоциональные аттракторы в теории преднамеренных изменений

Чтобы активировать ПЭА в головном мозге, нужно пройти процесс из трех шагов: (1) стимулировать позитивные, а не негативные чувства; (2) активировать эмпатическую сеть (ЭС) вместо аналитической (АС); (3) активировать парасимпатическую нервную систему (ПНС) вместо симпатической (СНС).

Источник: R. E. Boyatzis, K. Rochford and S. N. Taylor. The Role of the Positive Emotional Attractor in Vision and Shared Vision: Toward Effective Leadership, Relationships, and Engagement // Frontiers in Psychology 6, article 670 (2015), doi:10.3389/fpsyg.2015.00670.

 

 

Как неоднократно показывали исследования Энтони Джека, коучам важно понимать, что две нейронные сети, аналитическая и эмпатическая, практически не пересекаются и противодействуют друг другу {59}. То есть подавляют друг друга. Если по какой-либо причине включается аналитическая сеть, то эмпатическая сеть подавляется, по крайней мере, в данный конкретный момент – и наоборот. Так что в нашем примере из главы 4, когда мы рассказывали о неловком моменте между Ричардом и его супругой, Ричард был явно в аналитическом состоянии, которое подавляло его эмпатическую нейронную сеть (следовательно, он не уделил супруге должного внимания).

Обе сети играют важную роль, но совершенно по-разному. Аналитическая сеть нужна для решения проблем, анализа и сосредоточенной работы (чтобы направить все свое внимание на конкретную задачу или трудность). Эмпатическая сеть нужна для осмысления новых идей, поиска тенденций и паттернов, для открытости людям и эмоциям, а также решения нравственных вопросов (чтобы по-настоящему понять мнение окружающих, а не судить, что правильно, а что нет).

К примеру, когда мы сталкиваемся с негативным, шокирующим опытом – природной катастрофой, инфарктом, увольнением, разводом, – мы иногда называем это «тревожным сигналом» {60}. Но, по сути, эти события вызывают у нас стрессовую реакцию и толкают в состояние НЭА, где мы совершенно не мотивированы что-либо менять, даже если эти изменения необходимы. Наш мозг выдает защитную реакцию и закрывается. Как мы говорили, люди (некоторые коучи, а также менеджеры, родители, врачи, преподаватели) зачастую пытаются мотивировать других через давление и негативную обратную связь. Они внушают тревогу и создают стресс, но далеко не всегда мотивируют на изменения или рост, выходящий за рамки краткосрочных решений.

Однако есть ситуации, когда «тревожные сигналы» служат стимулом для изменений – по крайней мере, для некоторых людей. Это происходит, когда негативный опыт не только шокирует, но и ведет к тому, что человек осмысляет свои ценности и принимает решение сделать что-то важное и позитивное в своей жизни. К примеру, после природной катастрофы у вас может появиться желание проводить больше времени с семьей. Или вы вдруг осознаете, что если ответить еще на три дюжины имейлов или задержаться в офисе еще на пару часов, это не наполнит вашу жизнь смыслом. Если опыт вызывает подобное позитивное осознание или напоминает об основных ценностях, то «тревожный сигнал» активировал эмпатическую сеть и настроил вас на ПЭА, внушив позитивное видение будущего.

результаты исследований

Исследования Энтони Джека и его коллег (см. Примечания) показывают следующее.

Когда люди занимаются аналитическими задачами (в области финансов, инжиниринга, IT или физики), они активируют аналитическую нейронную сеть головного мозга. АС позволяет сосредоточиться, решить проблему и действовать, однако она мешает воспринимать новые идеи, возможности и людей.

1. Когда люди занимаются социальными задачами через эмпатическое мышление (например, помогают другим или слушают человека, чтобы понять его, спорят или просят о помощи), они активируют эмпатическую нейронную сеть. ЭС позволяет быть открытыми для новых идей, людей и эмоций, настроиться на одну волну с человеком и решать нравственные вопросы, однако мы легко отвлекаемся и не готовы к активным действиям.

2. АС и ЭС в целом – независимые сети, и в любой момент времени они подавляют друг друга. Но нам, профессионалам, менеджерам и лидерам, нужно использовать обе сети для эффективной работы. Важно научиться переходить от одной к другой. Сбалансированный переход между сетями говорит о высоком IQ, здоровой психологической адаптации и высокой результативности.

3. Обратите внимание, что поскольку обе сферы важны в нашей работе и поведении, – но при этом они подавляют друг друга, – мы считаем, что коучи должны научиться переходить от ЭС к АС {61}. Причем делать это быстро, как правило, за секунду. Однако в зависимости от конкретной деятельности переход может занимать больше или меньше времени. Мы также считаем, что хороший коуч должен знать, в какой ситуации какую нейронную сеть активировать.

К примеру, эти две области ассоциируются с разными стилями обучения {62}. Люди с предпочтением к абстрактному мышлению, вероятно, чаще всего активируют АС {63}. Напротив, те, кто предпочитает обучение на конкретном опыте, активируют ЭС. Нам неизвестно, насколько частая активация АС является результатом тренировки, социализации, организационной культуры или индивидуальной предрасположенности. К примеру, ситуация с Ричардом и его супругой была одной из многих, когда он был настолько поглощен аналитической задачей, что буквально переставал видеть окружающих людей. Он приписывает это многолетней работе в научных областях – сначала в аэронавтике и астронавтике, а затем в психологии, – что лишь укрепило его «предрасположенность к занудству и аналитике», как он говорит.

Работа большинства организаций в наши дни, коммерческих и некоммерческих, сосредоточена на активации АС, поскольку делается акцент на бюджет, решение проблем, таблицы, метрики и аналитику. Мы не раз наблюдали, как людям, которые регулярно пользуются АС – и достигли в этом больших высот, – дают еще больше аналитических задач. Вскоре в компаниях появляется своя субкультура. Люди из этих кругов считают АС единственно верным и полезным подходом в любой ситуации. Они создают нечто вроде культа аналитики. В некоторых организациях это может привести к объективации людей (например, когда людей называют «человеческими ресурсами, которые следует использовать и приумножать») {64}.

Поскольку аналитическая сеть ограничивает открытость новым идеям или препятствует ей, если вы стимулируете у человека НЭА (то есть коучинг направлен на соответствие конкретным рабочим требованиям), ни к чему хорошему это не приведет. В организациях подобная нацеленность на АС, вкупе с самодовольством и корпоративной солидарностью, может перерасти в пренебрежение конкуренцией, когда компания упускает из внимания ключевые события отрасли из-за невнимания к конкурентам {65}. Однако на индивидуальном уровне это проявляется нежеланием меняться и адаптироваться, учиться чему-то новому.

результаты нейрофизиологических исследований коучинга

Ричард Бояцис и Энтони Джек из Университета Кейс Вестерн Резерв решили проверить, смогут ли они объяснить нейронные механизмы ПЭА и НЭА в коучинге {66}. Они хотели убедиться, что области мозга и нейронные сети, связанные, по их мнению, с «открытостью», активируются в ходе общения с коучем, который стимулирует ПЭА, в отличие от стимулирования НЭА. Они пригласили двух опытных коучей старше 30 лет, которые провели сессии с второкурсниками (10 мужчин и 10 женщин в возрасте 19–20 лет).

Участники эксперимента прошли тридцатиминутную сессию с одним из двух коучей. На следующий день состоялось общение с другим коучем. Один из них использовал ПЭА-подход, а другой НЭА-подход. Выбор подхода определялся слепым жребием, чтобы избежать скрытой предубежденности. Точно таким же жребием определяли, какую сессию студент пройдет первой, а какую второй.

Во время ПЭА-коучинга студенту задавали один вопрос: «Представьте, что через 10 лет у вас будет идеальная жизнь; как бы вы ее описали?» Затем коуч задавал уточняющие вопросы. Во время тридцатиминутного НЭА-коучинга задавались четыре вопроса: «Как идет ваша учеба?», «Вы выполняете все домашние задания?», «Вы читаете всю рекомендованную литературу?», «Вы достаточно часто общаетесь со своим преподавателем?» Эти вопросы нельзя назвать негативными, и, по сути, многие признались, что такие вопросы обычно задают родители или преподаватели. Однако эти вопросы относятся к НЭА, потому что у студентов они обычно вызывают чувство вины, некомпетентности и разочарования в себе.

После каждой коучинговой сессии студенты называли коуча, который стимулировал ПЭА, «вдохновляющим», «заботливым». А про второго коуча говорили, что он внушал им чувство вины и указывал на недостатки. Через три-пять дней каждый студент пришел в Лабораторию мозга, сознания и осознанности профессора Джека и прошел фМРТ – исследование, которое показывает, как активируются разные области мозга. Студентам дали посмотреть 96 коротких (по 8–12 секунд) видео и во время просмотра просканировали их нейронную активность. Каждое видео показывало коуча, который произносил утверждения в стиле ПЭА, НЭА или нейтральном стиле. К примеру, ПЭА-утверждение звучало так: «Как выпускник Университета Кейс вы получите все необходимые инструменты для позитивного воздействия на ваше будущее место работы», а НЭА-утверждение звучало так: «У вас будет мало времени для веселья, пока вы учитесь в Университете Кейс». Нейтральное утверждение: «Вы обучаетесь в Университете Кейс».

Когда коуч, который провел ПЭА-сессию, произносил позитивные утверждения, у студентов активировались те области мозга, которые отвечают за эмпатические нейронные связи (то есть прилежащее ядро, орбитофронтальная кора и задняя поясная кора). Когда коуч, который проводил НЭА-сессию, произносил негативные утверждения, активировались области мозга, связанные с аналитическими сетями. Однако самым важным выводом стало то, что ПЭА тесно связан с активацией зрительной коры головного мозга – ключевой области мозга, связанной с умением представлять себе что-либо. То есть ПЭА-коучинг с сопереживанием даже в течение 30 минут помог активировать области мозга, которые отвечают за открытость новым идеям, изменениям и обучению. Напротив, 30 минут НЭА-коучинга для соответствия формальным требованиям достаточно, чтобы активировать области мозга, которые отвечают за узкое, сфокусированное мышление и защитную реакцию.

Как ПЭА и НЭА, нам нужны обе нейронные сети. Если слишком долго задержаться на ЭС, мы будем отвлекаться и медленно продвигаться к конкретной цели; если слишком много внимания уделять АС, то мы рискуем так или иначе нарушить нравственные принципы. Дело не в том, что человек считает, что поступает «плохо», хотя, как правило, вполне может отличить хорошее от плохого; дело в том, что он может не заметить несправедливость своих действий из-за узости мышления. К примеру, он может принять решения, рациональные с точки зрения анализа бюджета, но все же не самые оптимальные для организации в долгосрочной перспективе. Нам нужны ЭС, чтобы понять чужую точку зрения и подумать, как наше решение может повлиять на доверие и взаимоотношения {67}.

Как коучу (или менеджеру, преподавателю, тренеру, священнику или другому помощнику), вам нужно активировать ЭС как можно раньше, чтобы помочь человеку открыться новым идеям и возможностям. Это также поможет ему войти в состояние ПЭА, которое станет переломным моментом, ведущим к пяти открытиям долгосрочных изменений (теория преднамеренных изменений Бояциса), как мы отметили в главе 3.

Подробнее о ПЭА и НЭА см. в разделе «Результаты нейрофизиологических исследований коучинга». В главе 7 мы объясним, как повысить качество коучинговых отношений.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.