Как пробудить позитивный эмоциональный аттрактор — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Как пробудить позитивный эмоциональный аттрактор

2021-03-17 124
Как пробудить позитивный эмоциональный аттрактор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если коуч задает вопросы, стимулирующие работу мысли («Что ты видишь в этом рисунке?», «Что для вас важно в жизни?»), то пробуждается позитивный эмоциональный аттрактор, в свою очередь активирующий те области мозга, которые вырабатывают гормоны, отвечающие за восторг, радость, благодарность и любопытство, а также парасимпатическую нервную систему (ПНС). Неправильные вопросы (как «должен» выглядеть рисунок самолета или что требуется для получения повышения) стимулируют негативный эмоциональный аттрактор и затрагивают другие области мозга, которые производят гормоны, активирующие симпатическую нервную систему (СНС) и вызывающие страх, тревожность, то есть реакцию «бежать или драться». По сути, исследования показывают, что даже предчувствие негативного события (например, когда вы размышляете о том, что вы «обязаны» сделать) может вызывать НЭА!

Не удивительно, что правильные вопросы открывают человеку глаза на огромное число возможностей в его жизни, включая стабильные, долговременные изменения. Однако многие коучи не справляются с этим. Они предпочитают коучинг для соблюдения конкретных стандартов и требований, как показывает история Аарона и другие примеры в этой книге.

Коучинг с сопереживанием начинается с того, что вы предлагаете человеку сформулировать его идеальное «я» и видение себя. Так вы пробуждаете ПЭА, поощряя открытость, креатив и радостный опыт, который несут изменения. Как мы увидели в главе 3 и подробнее рассмотрим в этой главе, ПЭА играет роль поворотного момента, который помогает человеку перейти с одного этапа преднамеренных изменений на другой (от одного открытия к другому), постепенно приближаясь к желаемому результату.

В примере Аарона ни воспитательница, ни директор даже не пытались разобраться в мышлении мальчика. Он остался непонятым – не потому, что не смог выразить себя или вел себя неадекватно, а потому что взрослые не задали ему простой вопрос и не поинтересовались его точкой зрения. Точно так же коучи часто зацикливаются на своих предположениях, на том, что, по их мнению, человек должен сделать, и стремятся соблюсти некие стандарты и требования. Представьте, что врач советует пациенту бросить курить или менеджер советует сотруднику развивать конкретный навык, который ему совершенно не интересен. Какими бы замечательными ни были их намерения, эти попытки ни к чему хорошему не приведут, потому что вызывают защитную реакцию и чувство тягостного «ложного долга».

В системе образования, например в классе Аарона, это называется акцентом на преподавание (слушать, что говорят учителя и администраторы), предпочитаемым акценту на обучение (то есть чему на самом деле учатся дети) {29}. Следовательно, образовательная система находится в руках «экспертов», которые якобы лучше знают, что хорошо, а что плохо. Исторически это никогда не приносило достойных плодов и, как мы подчеркиваем в этой книге, вредно для любого коучинга {30}.

Конечно, это не значит, что коуч должен забыть обо всем, что он знает и считает благотворным для людей, которым пытается помочь. Но это значит, что нужно проявлять эмоциональный контроль {31}. Иными словами, можете ли вы, как коуч, воздержаться от советов, пока не выясните точку зрения человека?

Джозеф Бенай так и не узнал бы мнение Аарона, если бы задал любимый вопрос родителей: «О чем ты только думал?!» Или другой распространенный вариант: «Неужели ты не мог нарисовать как другие дети?» Эти вопросы часто задаются для того, чтобы человек защищал себя и свои поступки. Естественно, они сразу активируют НЭА и стресс.

Задавая другие вопросы, особенно открытые, вы активируете ПЭА и открытое мышление, которое противопоставляется закрытому мышлению. Открытое мышление позволяет выйти за рамки своего «я». Вы перестанете зацикливаться на себе, и вам уже не хочется так сильно переживать из-за своих трудностей. К тому же вы лучше поймете межличностные отношения с людьми, которые вас окружают. Другими словами, сосредоточенность на окружающих помогает добиться больших изменений в своей собственной жизни, чем сосредоточенность на себе. В главе 5 мы приведем неврологическое обоснование этого феномена.

В своей блестящей книге «Помощь» Эд Шейн, заслуженный профессор МТИ и вот уже более 60 лет непревзойденный лидер отрасли, называет вопросы без скрытого подразумеваемого ответа «терпеливыми изысканиями» {32}. Исследуя все формы помощи, которые он считает похожими друг на друга, Шейн рекомендует обращать внимание на статусные отличия между любой формальной и неформальной ситуацией, когда оказывается помощь, а также между осознанными и неосознанными ожиданиями людей. Одна из задач помощи, по его мнению, – помочь человеку получить определенный статус, который даст ему уверенность и обеспечит «максимальным количеством информации». Один из принципов гласит: «Все, что вы говорите или делаете, – это вмешательство, которое определяет будущее ваших отношений». Наиболее плодотворные отношения – беспристрастные, равноправные, основанные на взаимном доверии. Шейн советует учиться друг у друга и поощрять самоанализ и развитие через терпеливые изыскания – то есть вопросы без подразумеваемых ответов. Возвращаясь к нашей теме, подобные вопросы чаще активируют ПЭА, чем какие-либо другие.

Один из авторов нашей книги недавно стал свидетелем дискуссии на тренинге в производственной компании средних размеров. Обсуждая одно из коучинговых упражнений, один весьма успешный менеджер сказал: «Мы не привыкли спрашивать людей об их чувствах». Видимо, потому что это кажется слишком личным и сентиментальным, культура этой компании игнорирует эмоциональные драйверы мотивации, вовлеченности и настроения людей. Лидеры компании игнорируют опасности эмоционального заражения, о которых мы говорили в главе 2, – ведь лидеры и менеджеры переносят на окружающих свое настроение и чувства, не осознавая последствий.

Вспомним историю Кайл Шварц (см. главу 1) – учительницы, которая предложила своим ученикам закончить фразу «Мне бы хотелось, чтобы мой учитель знал…» {33}. Это прекрасный пример правильного вопроса. Из ответов учеников (например: «Мне бы хотелось, чтобы мой учитель знал, что я и моя семья живем в приюте для бездомных») Шварц узнала, что заботит детей вне классной комнаты, и это помогло ей понять, как лучше всего выстроить обучение. Со своей стороны ученики поняли, что их учительнице не безразличны их жизнь и чувства, и у них появился позитивный настрой на учебу.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.