Игры на зрительное восприятие формы — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Игры на зрительное восприятие формы

2021-02-05 121
Игры на зрительное восприятие формы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Трехлетние дети обычно рассматривают предмет и руками и
глазами одновременно. Они не умеют рассматривать предметы,
находящиеся на расстоянии, т. е. не отдают себе отчет в том, что
видят. Взглянув на предмет, ребенок тут же отворачивается от

105


него. Если взрослый возвращает внимание ребенка к этому пред-
мету, малыш задерживает взгляд на какой-нибудь его части (вы-
ступ, углубление, острый угол и пр.). Этим обычно и ограничива-
ется его зрительное знакомство с новым предметом.

Все это говорит о том, что зрительное восприятие формы у
маленьких детей фрагментарно, несовершенно и неосознанно. Не-
осознанность воспринимаемого является серьезным препятствием
для построения отчетливых зрительных образов формы объекта.
Непонимание строения и пропорций формы задерживает развитие
ребенка. Не выделяя форму предметов как существенный приз-
нак, малыш с трудом овладевает действиями с этими предмета-
ми, бытовыми и практическими навыками. Его руки действуют
неловко, плохо приспосабливаются к форме предметов, часто ро-
няют их, а если и удерживают, то неудобным способом.

Задача воспитателя — помочь детям овладеть рациональными
приемами зрительного обследования формы предметов, научить
их целенаправленному рассматриванию. Успешнее всего эта за-
дача достигается с помощью интересных и занимательных для ма-
лышей обучающих игр.

В предлагаемых играх содержатся следующие условия, необ-
ходимые для успешного формирования целенаправленного зри-
тельного восприятия формы предметов. Во-первых, в них созда-
ется ситуация, в которой возникает необходимость внимательно
рассмотреть предмет и выделить его форму. Такая ситуация воз-
никает благодаря тому, что рассматривание становится условием
игрового общения детей друг с другом и с воспитателем (напри-
мер, игры «Закрой окошко», «Где твой дом?» и др.) или успеш-
ного решения интересной для детей игровой задачи (игры «При-
неси и покажи», «Чей коврик лучше?», «Кому дать?», «Геометри-
ческое лото»).

Во-вторых, в этих играх дети обучаются рациональным прие-
мам зрительного обследования формы. Суть их состоит в следую-
щем. Предлагая ребенку рассматривать предмет со всех сторон,
взрослый побуждает его к согласованному движению глаз и руки
по контуру формы. Своеобразие этого приема заключается в том,
что р\ка ребенка, обводя контур предмета, как бы ведет за со-
бой его взор.

Участвуя в играх предыдущего раздела, малыш уже приобрел
опыт осязательного обследования формы, а глаза его еще не при-
учены к этому. В первой игре как раз и создается необходимость
в согласованных движениях руки и глаз. Такое сочетание зри-
тельного и осязательного обследования обеспечивается с по-
мощью специального игрового материала, в котором форма пред-
мета имеет рельефный характер. Ребенок может воспринять ее
не только глазами, но и кончиками пальцев. В дальнейшем, при
повторении той же игры («Закрой окошко») рельефный контур
заменяется плоскостным, прорисованным.

Другой прием, который предлагается детям в играх этого
раздела, заключается в накладывании фигуры на контур той же

106


фигуры, прорисованный на образце. Ребенок глазами выбирает
фигуру и, накладывая ее на контур, определяет, соответствует ли
она по форме образцу («Закрой окошко», «Принеси и покажи»).
В игре «Где твой дом?» ребенок соотносит фигуру с образцом
уже без накладывания, только глазами.

Эффективным приемом развития зрительного восприятия
формы является также моделирование, т, е. воспроизведение кон-
туров фигуры путем выкладывания ее формы с помощью одно-
типных деталей (спички без серы, палочки разной величины и
цвета). Такой материал полезно предлагать детям для индиви-
дуальных занятий.

Большое значение для развития зрительного восприятия фор-
мы имеет использование слова как средства фиксации целостного
образа формы (круг, квадрат, треугольник и пр.). В некоторых
играх данного раздела («Геометрическое лото», «Кому дать?»)
дети учатся правильно называть геометрические фигуры.

Третьим важным условием, содержащимся в данных играх,
является связь познавательной задачи с эстетической. Эстетичес-
кое отношение ребенка к окружающей действительности невоз-
можно без отчетливого восприятия формы предметов. В некото-
рых играх («Чей коврик лучше?») делается акцент на эстети-
ческой оценке результата конструирования детей. Это развивает
не только зрительное восприятие формы, но и художественный
вкус.

Важно отметить, что в играх этого раздела формируется го-
товность ребенка к изобразительной деятельности (рисованию,
лепке, аппликации) и к конструированию.

закрой окошко

Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра яв-
ляется первым шагом на пуги формирования у дегей целенаправ-
ленного зрительного восприятия формы. Дошкольники учатся рас-
сматривать, сравнивать и различать основные геометрические фи-
гуры (круг, квадрат, треугольник). С этими фигурами они часто
сталкиваются и на занятиях по изобразительной деятельности
(рисование, аппликация), однако занятые практическими дейст-
виями с клеем, кисточками и поглощенные другими (изобрази-
тельными) задачами, дети не обращают внимания на форму.
А взрослые, проводя подобные занятия, не используют геомет-
рические фигуры для развития зрительного восприятия формы.

Игра содержит ряд условий, способствующих развитию осо-
знанного и четкого зрительного восприятия формы. Во-первых,
создается ситуация, побуждающая ребенка к выделению и осозна-
нию формы как важного отличительного признака предмета. Эта
ситуация уже хорошо знакома детям по предыдущим играм в
поручения и дает возможность использовать накопленный игро-
вой опыт. Обучающая задача в данной игре носит характер за-
гадки, которую должен разгадать ребенок, что мобилизует его

107


познавательную активность и способствует еще более осознанному
восприятию формы.

Во-вторых, играя, дети осваивают показанный им прием, по-
зволяющий обследовать фигуру одновременно и глазами и рука-
ми, что позволяет ребенку лучше выделить форму.

В-третьих, отчетливому зрительному восприятию формы спо-
собствует игровой материал. Специально разработанное пособие,
содержащее линейное и рельефное изображения контура фигуры,
позволяет одновременно обследовать ее форму и глазами и ру-
ками, постепенно переходя к чисто зрительному восприятию.

Игровой материал. Для игры нужно изготовить два комплек-
та геометрических фигур, по шесть фигур в каждом. Три из этих
фигур (круг, квадрат, равнобедренный треугольник) являются
основными, а три (овал, трапеция и ромб)—дополнительными,
необходимыми для различения и выбора основных фигур. Кроме
того, нужны контурные изображения каждой фигуры на отдель-
ных карточках размером 8X6 или 10x8 см. В каждый комплект
игрового материала входит несколько экземпляров (шесть —
восемь) карточек, на которых имеются контуры основных фигур.
Контуры должны быть двух видов — рельефный и линейный,
прорисованный тушью или фломастером. Рельефный контур из-
готовляют из плотного картона, наклеенного в два слоя. На верх-
нем слое предварительно вырезается окошко, форма и размеры
которого соответствуют одной из основных фигур. Фигура долж-
на легко вкладываться и выниматься из окошка, но не выпадать
при вертикальном положении карточки. Полученное углубление
нужно окрасить в цвет, соответствующий фигуре.

Описание игры и приемы ее проведения. Поскольку игра в по-
ручения уже описана в предыдущем разделе, мы ограничимся

106


здесь кратким изложением игрового замысла, игровой сшуации
и рассмотрением специфических для данной игры педагогических
приемов.

Воспитатель предлагает детям занять места на заранее рас-
ставленных стульях, устанавливает напротив небольшой столик и
садится за него. Он достает из коробки с игровым материалом
три фигуры (основные)—треугольник, круг и квадрат, затем
карточку с рельефным контуром круга и спрашивает детей: «Как
вы думаете, для какой из этих фигур здесь приготовлено место?
Давайте вместе отгадаем загадку и закроем фигуркой окошко».
Он подзывает одного из детей, предлагает ему внимательно пос-
мотреть вначале на фигуры, затем на карточку и обвести пальчи-
ком рельефный контур фигуры. «Смотри внимательно, как твой
пальчик идет по краешку», — направляет воспитатель действия
малыша. Затем предлагает выбрать ту фигуру, для которой
приготовлено место, закрыть ею окошко. Ребенок, выбрав фигу-
ру, накладывает ее на контур и показывает всем детям (ставит
карточку в вертикальное положение), чтобы все оценили, пра-
вильно ли он закрыл окошко.

«А теперь давайте все вместе поиграем», — говорит воспитатель
и обращает внимание детей на то, что на двух столах лежат раз-
ные фигуры (они приготовлены заранее). «Мы сейчас будем друг
другу загадывать загадки. Тот, кого я назову, будет их отгады-
вать, мы все тоже будем отгадывать загадку, но по-другому.
Сейчас я покажу как».

Воспитатель подзывает к себе двух детей, дает им карточки с
одинаковыми окошками (рельефными контурами) и предлагает
обвести этот контур пальцем, после этого подойти к столам с фи-
гурами и выбрать одну из них, соответствующую этому окошку.
Остальные карточки с теми же контурами получают сидящие де-
ти. Передавая их друг другу по очереди, они обводят контур
пальцем. Когда дети, выполняющие задание, найдут нужную фи-
гуру и закроют ею окошко, они возвращаются в группу и пока-
зывают закрытые окошки.

Пока дети ищут нужные фигуры, воспитатель предлагает каж-
дому малышу, после того как он обвел пальчиком контур, нари-
совать тот же контур в воздухе. Дети, выполнявшие поручения,
показывают, как они разгадали загадку: вкладывают фигуру в
контур (закрывают окошко). Остальные малыши вместе с вос-
питателем оценивают правильность решения задачи. Если задача
решена неправильно, воспитатель предлагает снова обвести кон-
тур пальчиком, нарисовать фигуру в воздухе и исправить свою
ошибку. Затем вызываются следующие двое детей и все повторя-
ется сначала.

При повторении игры в ближайшее время рельефный контур
следует заменить прорисованным. Прием обведения контура ру-
кой, как правило, становится необязательным. Его можно пред-
лагать лишь отдельным детям, которые в этом нуждаются.

109


Правила игры.

1. Внимательно рассмотреть контур на карте и обвести его
одновременно и рукой и взглядом.

2. Найденную фигуру наложить на контур и убедиться, что
она подобрана правильно.

Советы воспитателю. К игре нужно тщательно подготовиться:
игровой материал уложить в специальную коробку с отделениями
для фигур и карточек. Раскладывать фигуры на столах следует
на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы легче было вы-
делить каждую из них из фона и оставалось место для сравнения
фигур и накладывания их на контур.

При проведении игры следует учитывать, что у непоседливых,
расторможенных детей внимание быстро ослабевает после того,
как они выполнят поручение. Поэтому время от времени давайте
им в качестве двигательной разрядки задание отнести обратно
на стол найденные фигуры.

ГДЕ ТВОЙ ДОМ?

Особенности игры и ее воспитательное значение. Предлага-
емая игра является следующим шагом в развитии целенаправлен-
ного, осмысленного восприятия формы геометрических фигур.
Процеес зрительного восприятия здесь освобождается от осяза-
тельной и двигательной опоры — ребенок узнает форму фигуры
одними глазами. Повышается целенаправленность рассматрива-
ния, поскольку зрительный образ формы фигуры подсказывает
ребенку, где находится его дом.

Проводя такую игру, воспитатель определяет уровень зри-
тельного восприятия формы предмета: насколько ясно ребенок
представляет форму геометрической фигуры, узнает ли ее среди
других.

Игровая ситуация имеет сюжетный характер. Она уже зна-
кома детям по игре на восприятие цвета («Ищи свой дом!»). Уча-
стники игры получают роли жильцов, переезжающих в новый
дом. Эти роли и соответствующие им движения делают интерес-
ной и важной для детей обучающую задачу игры, которая за-
ключается в том, чтобы сравнить фигурки на своих карточках с
другими, большего размера и найти среди них такие же. Рассмат-
ривание при этом происходит на большом расстоянии.

В игре есть элементы соревнования (кто раньше найдет свой
дом и займет в нем место?). Эти правила игры требуют от ре-
бенка мобилизации своих усилий и целеустремленности.

Игровой материал. Маленькие карточки (6x8 см) с изобра-
жением следующих геометрических фигур: круг, треугольник,
квадрат и прямоугольник. Количество всех карточек должно со-
ответствовать числу участников игры. Кроме того, нужны четыре
большие карты с изображением тех же фигур. В большие карты
можно продеть шнурки, чтобы детям удобнее было их держать.

110


Описание игры и приемы ее проведения. Игру можно прово-
дить со всей группой как в помещении, так и на участке. Напом-
нив детям уже знакомую игру «Ищи свой дом!», воспитатель
предлагает поиграть с новыми карточками.

Он подзывает к себе четырех детей, дает каждому по боль-
шой карте с опознавательным знаком нового дома, в который бу-
дут переезжать жильцы. Дети с картами занимают свои места
(встают в круги, начерченные на земле).

Остальные участники игры получают маленькие карточки —
это приглашения переехать в новый дом. Воспитатель объясняет
правило: каждый смотрит на свое приглашение, но никому его
не показывает, чтобы никто не знал, в какой дом он собирается
переезжать. На приглашении нарисована фигура, которая помо-
жет найти дом. Чтобы не спутать свой дом с чужим, нужно вни-
мательно рассмотреть все фигуры на домах и выбрать такую же,
как на карточке. Тот, кто ошибется, в дом не попадет, так как его
не пустят.

После этого некоторое время дети свободно двигаются по пло-
щадке, изображая разные способы передвижения (кто на чем пе-
реезжает— кто на машине, кто на поезде, кто на лошади и т. д.)
Они еще не знают, где чей дом, гак как большие карты им пока
не показали. По сигналу воспитателя «Стоп!» дети с большими
картами (хозяева) поднимут их, а дети, изображающие жильцов,
должны будут остановиться, рассмотреть свои карточки, а потом
поискать, где находятся такие же фигуры на домах.

После небольшой паузы воспитатель спрашивает: «Где твой
дом?» После этих слов дети разбегаются по своим домам. Как
только дом будет полностью заселен, все его жильцы поднимают
карточки. Воспитатель и хозяева домов проверяют, в каком доме
раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом,
отмечают победителей.

Затем взрослый собирает маленькие и большие карточки, вы-
бирает новых хозяев, раздает новые приглашения и игра повто-
ряется.

Правила игры.

1. Приглашения, т. е. маленькие карточки, никому не показы-
вают.

2. Большие карты показывают только по сигналу «Стоп!».

3. По сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть
свои фигуры и поискать такие же на больших картах.

4. По сигналу «Где твой дом?» нужно поскорее прибежать на
место.

Советы воспитателю. Эта игра должна проходить живо, весе-
ло, увлекать и забавлять детей. В то же время следите за тем,
чтобы дети не перевозбуждались: поскольку основная обучающая
задача игры носит умственный характер, нужно, чтобы движения
не отвлекали детей от ее решения.

Так как игра имеет сюжет, следует постоянно активизировать
воображение детей, поддерживать их эмоциональный настрой.

111


Поэтому обращайтесь к ним, как к жильцам или хозяевам до-
мов, ответственным за порядок в них. Хозяева домов могут про-
верять приглашения.

ПРИНЕСИ И ПОКАЖИ

Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра
является вариантом предыдущих. Она предлагает ребенку при-
менять приемы зрительного обследования формы (последователь-
ное рассматривание объекта со всех сторон) в несколько услож-
ненных условиях. Игра поможет педагогу выяснить, все ли дети
усвоили данный прием.

Материал потребуется тот же, что и в предыдущей игре. Но
образец фигуры, которую надо принести, в руки ребенку не да-
ется, он только показывается ему. Малыш должен самостоятельно
рассмотреть его, создать зрительный образ и с его помощью
выбрать нужный предмет. Решая такую задачу, ребенок учится
представлять ее и удерживать зрительный образ в памяти.

Несколько усложняется и характер игрового общения детей.
Они выполняют поручение группы и воспитателя вчетвером, при-
чем каждый участник игры ищет фигуру на своем столе (не на
том, который ближе или больше нравится). Найдя нужную фи-
гуру, ребенок не показывает ее до тех пор, пока не сравнит ее с
образцом и не убедится, что задание выполнено правильно. Та-
ким образом, игра воспитывает у детей чувство ответственности
за выполнение поручения.

Игра позволяет за короткое время (15—20 мин) привлечь к
активным действиям всю группу. Педагог, проводя игру, без на-
жима и назиданий воспитывает у детей чувство общности, способ-
ность продуктивно участвовать в совместной деятельности. В игре
ребенок приобретает очень важный для него опыт дружного игро-
вого партнерства.

Игровой материал. Те же фигуры, которые использовались
в предыдущей игре: круг, треугольник и квадрат. Для того чтобы
ребенок искал и выбирал фигуры более осознанно, к знакомым
фигурам добавляются три новые — овал, звездочка и шестиуголь-
ник.

Каждая форма должна быть представлена в четырех экземп-
лярах. Фигуры с одной стороны окрашивают в один цвет (жела-
тельно в синий или коричневый), а с другой — в разные цвета.

В качестве образцов используются карточки с контурами тех
фигур, которые будут искать дети.

Описание игры и приемы ее проведения. Для игры нужна
предварительная подготовка. Воспитатель вместе с детьми рас-
кладывает полный комплект фигур сначала на одном столе, а
потом и на трех остальных. Он дает детям возможность прове-
рить наличие всех фигур на столах. Выполняя это задание, дети
знакомятся с фигурами, сравнивают их. Однако трогать и брать
в руки фигуры не разрешается.

112


Дети занимают места на приготовленных стульчиках, воспи-
татель предлагает им по очереди искать фигуры на столах. «Я бу-
ду вызывать вас и показывать, какую фигуру нужно найти, а вы
будете искать и показывать нам, что нашли», — говорит он.

Воспитатель подзывает к себе четырех детей и предлагает
им встать напротив остальных. Выбрав контур одной из трех
фигур, показывает его сначала сидящим детям (как бы советуясь
с ними), а потом вызванным четырем детям: «Пойдите и прине-
сите нам вот такой треугольник — обращается педагог к ним.—
Но сначала внимательно рассмотрите его со всех сторон». Он
медленно обводит пальцем контур фигуры, а дети следят за его
движениями. Затем предлагает им самостоятельно еще раз об-
вести глазами фигуру и через несколько секунд убирает ее. «Во-
ва найдет нам треугольник на этом столе, Петя — на этом, а Са-
ша — вот на этом», — уточняет воспитатель. Потом вместе с
остальными участниками игры дает сигнал: «Раз, два, три —
ищи!» С последним словом каждый из четырех детей отправляет-
ся к своему столу и выполняет поручение.

Воспитатель в это время прикалывает на доске или на стене
контур фигуры (образец). Каждый ребенок, выполнивший пору-
чение, самостоятельно накладывает на образец ту фигуру, кото-
рую принес, и проверяет, правильно ли он выполнил задание;
только после этого показывает фигуру детям.

Когда все четыре ребенка «отчитаются» перед остальными,
воспитатель подводит итог: «Треугольник нашли, правильно вы-
полнили задание, молодцы! Давайте им похлопаем! Посмотрим,
как выполнят поручение другие дети (называет имена новой
четверки). Давайте поручим им найти кружок». Дети выполняют
поручение группы.

Так каждая четверка находит нужную фигуру, приносит и по-
казывает ее детям. Повторив поиск каждой фигуры два раза,
можно охватить практически всю группу.

При повторении игры фигуры нужно поворачивать цветной
стороной, чтобы приучать детей к выделению формы, отвлекаясь
от цвета.

Правила игры.

1. Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспита-
тель.

2. Прежде чем искать фигуру, нужно хорошо рассмотреть об-
разец со всех сторон и мысленно представить, что нужно найти.

3. Искать фигуру можно только на своем столе.

4. Перед тем как показать детям выбранную фигуру, нужно
проверить себя (наложить фигуру на контур).

Советы воспитателю. Поскольку игра носит контрольный ха-
рактер, важно заранее продумать состав каждой четверки, под-
бирая детей, примерно равных по своим возможностям. В спе-
циально заготовленном списке напротив имени ребенка отмечай-
те его успехи значками (+. —). Причины ошибок детей могут
быть разными: волнение, нетерпеливость, невнимательность, не-

Заказ 5654                                                                                                                    j j 3


освоенность приемов зрительного обследования, неустойчивость
зрительного образа. Чтобы выяснить подлинную причину допу-
щенной ошибки, поиграйте с ребенком индивидуально (или с не-
большой группой детей).

Задача различения и узнавания формы существенно усложня-
ется, когда фигуры поворачиваются новой, цветной стороной, так
как при этом появляется новый отличительный признак — цвет.
Малыш должен отвлечься от этого несущественного признака и
сосредоточиться на существенном для данного поручения призна-
ке— форме. Это повышает осознанность восприятия. Увеличивая
количество фигур разного цвета, можно усложнять задачу.

ЧЕЙ КОВРИК ЛУЧШЕ?

Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра

развивает у малышей зрительное восприятие формы плоскост-
ных фигур — круга, овала, квадрата, прямоугольника и треуголь-
ника. Процесс различения фигур происходит и в ситуации игро-
вого общения, которая содержит элементы соревнования (со
взрослым и со сверстником). Восприятие формы в игре осуществ-
ляется в процессе составления фигуры из ее частей. Целая фигу-
ра (коврик) составляется таким образом: ребенок должен за-
полнить геометрическими фигурами соответствующие им углубле-
ния. Перед ним стоят две задачи: 1) отобрать для составления
своего коврика нужные детали и заполнить ими углубления;
2) сделать свой коврик красивым по цветосочетанию, так как
оценивать его будут взрослый и дети.


114


Само соревнование (чей коврик лучше?) еще не является
столь привлекательным для детей трех-четырех лет; малыши еще


не могут сравнивать свои достижения с достижениями других.
Однако процесс складывания фигуры из разноцветных частей,
т. е. составление коврика, увлекает их, побуждает к активным дей-
ствиям и придает решению конструктивной задачи игровой
смысл.

Решая эту задачу, малыши учатся преодолевать характерное
для них фрагментарное восприятие и создавать целостный зри-
тельный образ формы предмета. При этом развивается также и
эстетическое отношение к результату своих действий (ведь ков-
рик должен получиться красивым). При составлении разных ков-
риков у детей повышается интерес к такого рода заданиям и воз-
никает удовлетворение от собственной деятельности.

В процессе такой предметной игры малыши учатся общаться
друг с другом, пользоваться общими материалами, уступать
друг другу, советоваться, предлагать нужные детали, оценивать
полученные результаты (коврики) и радоваться успехам сверст-
ников.

Игровой материал. Набор следующих предметов: 1. Планше-
ты, в центре которых имеются рельефные углубления определен-
ной геометрической формы (круг, квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник). 2. Геометрические фигуры, которыми заполня-
ется углубление на каждом планшете. Форма^этих фигур соот-
ветствует форме углублений (например, углубление треугольной
формы заполняется маленькими треугольниками, квадратной —
маленькими квадратами; для заполнения круга и овала исполь-
зуются два варианта: сектора и кольца, в центре которых —
маленький круг или овал).

Для игры с малышами предлагаются следующие варианты за-
полнения углублений: 1) вся фигура целиком; 2) фигура, разде-
ленная пополам; 3) фигура, разделенная на четыре части.

Описание игры и приемы ее проведения. Игра может прово-
диться индивидуально или с небольшой группой детей (шесть —
восемь человек). Если в ней участвуют несколько детей, каждой
паре предлагается сесть за отдельный столик. Малыши получают
планшеты с одинаковыми углублениями и детали этой формы в
специальной коробке. Воспитатель предлагает подобрать нужные
части фигуры, уложить их в углубление планшета таким обра-
зом, чтобы получилась целая фигура одного цвета. После того
как дети справятся с этой задачей, т. е. составят одноцветный
коврик, педагог предлагает перевернуть детали фигуры на дру-
гую сторону, чтобы украсить коврик.

Воспитатель перед началом игры объясняет детям, что выпол-
нять задание они могут либо вместе, либо отдельно, как сами
хотят. Но каждый ребенок может украсить свой коврик так, как
ему нравится.

Окончив составление и украшение ковриков и полюбовавшись
ими вдвоем, все пары детей, составлявшие коврики разной фор-
мы, собираются вокруг воспитателя и рассматривают то, что по-

8*                                                                                                                                    115


лучилось. Они оценивают правильность заполнения формы и кра-
соту коврика. Все вместе решают, чей коврик лучше.

После этого дети обмениваются планшетами и каждая пара
укладывает в коробке детали выложенных фигур, освобождая уг-
лубление, и передает другой паре коробку с материалом. Дети са-
дятся на свои места и начинают выкладывать и украшать новые
коврики.

Воспитатель по ходу работы показывает, как можно составить
ту или иную фигуру из двух, четырех и другого количества час-
тей, предлагает детям внимательно рассмотреть форму углубле-
ния и сказать, для какой фигуры здесь приготовлено место, или
попробовать подобрать детали, которыми можно заполнить уг-
лубление. Таким образом, воспитатель, давая детям наглядный
пример составления фигуры, активизирует пространственное во-
ображение и зрительное восприятие формы. Он подходит к каж-
дой паре, задает вопросы, направляющие выбор нужных дета-
лей, поощряет взаимопомощь, помогает разрешать конфликты,
которые нередко возникают у детей при использовании общего
материала, поощряет инициативу детей, хороший вкус в подборе
цветов, следит, чтобы использовались разные варианты составле-
ния ковриков данной формы (с помощью всех деталей, имеющих-
ся в коробке).

Правила игры.

1. Вначале нужно составить фигуры одного цвета, а потом
украсить коврик (перевернуть отдельные части на оборотную сто-
рону, где они окрашены другими цветами).

2. Использовать все варианты составления фигуры, которые
возможны из предложенного материала, т. е. из двух — четырех
частей.

3. Нельзя ссориться из-за материала, нужно помогать друг
другу. При желании разрешается складывать коврики либо
вместе, либо порознь.

4. Прежде чем обменяться материалом с другими парами,
нужно освободить углубление на планшете и аккуратно уложить
в коробку весь материал.

Советы воспитателю. В случае затруднений при подборе эле-
ментов формы можно посоветовать ребенку обвести пальцем
форму углубления и каждой детали.

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО

Особенности игры и ее воспитательное значение. Основная
задача игры заключается в том, чтобы научить детей различать
и правильно называть некоторые геометрические фигуры, знаком-
ство с которыми предусмотрено программой детского сада (круг,
треугольник, квадрат, овал, прямоугольник и звезда).

Игра проводится на материале специально разработанного
геометрического лото, на больших картах которого контурными
ляйиямя обозначены места для геометрических фигур. Даны раз-

116


ные варианты положения фигур в пространстве, что осложняет
их узнавание и различение, но является полезным упражнением
для развития пространственного воображения. Кроме больших
карт, в лото имеются геометрические фигуры и вертушка со стрел-

кой, как в игре «Цветовое лото». Действуя с этими предметами,
дети приучаются соблюдать игровые правила, которые органи-
зуют их поведение. Правила игры разработаны таким образом,
что, играя, дети будут помогать друг другу обмениваться предме-
тами и ролями и вместе решать общую задачу. Все это сближает
малышей и способствует развитию нравственных качеств.

Игровой материал. Специальное пособие—геометрическое ло-
то. Оно состоит из следующих предметов: 1. Большие карты, на
которых даны контурные изображения трех геометрических фи-
гур. Фигуры, имеющие черты сходства (круг и овал, квадрат и
прямоугольник), лучше располагать на одной карте, но не рядом,
а в противоположных клетках; одна н та же фигура (за исклю-
чением круга и звезды) встречается на картах лото два-три ра-
за в разных положениях; размер большой карты — 21X7 см; кар-
та разделена на три клетки, в центре каждой клетки — контур
какой-нибудь фигуры. 2. Геометрические фигуры, окрашенные в
синий или коричневый цвет, размером 4—5 см (круг, овал, квад-
рат, прямоугольник, равносторонний треугольник, пятиконечная
звезда). Каждая фигура должна быть в четырех-пяти экземпля-
рах. 3. Вертушка, представляющая собой диск из плотного карто-
на, в центре которого находится подвижная вращающаяся
стрелка черного цвета. По краям диска изображены или при-
клеены геометрические фигуры (окрашенные в тот же цвет, что
и фигуры лото); каждая фигура представлена в двух разных по-
ложениях, как и на больших картах.

117


Все эти предметы помещаются в специальной картонной ко-
робке, в которой есть отделения для вертушки, больших карт и
разных фигур.

Описание игры и приемы ее проведения. В игре может участ-
вовать вся группа детей. Половина участников игры садится за
общий стол, составленный из двух детских столов. Каждый из
оставшихся детей становится за спиной у сидящего ребенка
(своего партнера) и в процессе игры не только решает с ним об-
щую задачу, но и выполняет роль помощника.

Вначале детей знакомят с материалом лото. Воспитатель по-
казывает, как вращается стрелка вертушки, и сообщает, какие
слова будут произносить при этом участники игры. Сообщает пра-
вило: нужно остановить стрелку на слове «Стоп!» и назвать фи-
гуру, на которую она укажет. Воспитатель показывает детям боль-
шие карты лото, обращая их внимание на то, что некоторые фигу-
ры изображены в разных положениях. «Для какой фигуры здесь
приготовлено место? — спрашивает он, указывая на квадрат. За-
тем берет другую карту, где квадрат обозначен в новом, ромби-
ческом положении. — А здесь для какой фигуры место? Узна-
ли?» Если дети узнают знакомый им квадрат, педагог хвалит их,
если нет, накладывает квадрат на новый контур и объясняет, что
это та же фигура, но она повернулась. Таким же образом про-
веряется знание других фигур — треугольника, прямоугольника,
овала, представленных в разных положениях.

Воспитатель объясняет детям, что они будут крутить вертуш-
ку по очереди и что каждую правильно названную фигуру они
будут получать у кассира и заполнять ею свободное место на
своей большой карте. Назначается кассир, ему передается короб-
ка, в которой находятся геометрические фигуры (каждая в сво-
ем отделении). Воспитатель объясняет, что выдавать фигуры
будет только кассир, а относить их тому, кто выиграл, будет по-
мощник — ребенок, стоящий позади. Роли кассира и помощников
выполняются детьми по очереди.

Итак, воспитатель раздает сидящим детям по две карты (вто-
рая карта предназначена партнеру). Одну карту* оставляет себе.
Игра начинается.

Воспитатель вращает стрелку вертушки и вместе с детьми
произносит слова:

Стрелка, стрелка, покружись,
Всем фигуркам покажись,
Покажи нам поскорее.
Кто из них тебе милее!
Стоп!

Стрелка останавливается, и взрослый называет фигуру, на ко-
торую она показывает. Кассир выдает ему названную фигуру.
Воспитатель закрывает обозначенный на карте контур. Если на
его карте нет такой фигуры, спрашивает: «Кому нужна эта фигу-
ра?» — и отдает ее тому, кто первый ответит. Фигуру забирает

118


помощник. Затем вертушка передается соседу справа, он вращает
стрелку, все произносят стихи, на слове «Стоп!» ребенок останав-
ливает стрелку и называет фигуру, на которую указывает
стрелка. В случае затруднений фигуру называет помощник. Игра
продолжается. Дети по очереди вращают стрелку вертушки, на-
зывают фигуры, произносят хором слова и закрывают большие
карты фигурами. Как только заполняются контуры всех трех фи-
гур одной карты, происходит смена ролей: сидящий за столом
ребенок меняется местами и ролями со своим партнером, т. е. ста-
новится его помощником. По мере заполнения карт дети не вы-
бывают из игры, а выигрывают фигуру для других участников.
Игра заканчивается тогда, когда будут заполнены все карты.
По окончании игры большие карты укладываются в соответст-
вующее отделение коробки, а геометрические фигуры расклады-
ваются по специальным клеткам в той же коробке.
Правила игры.

1. Вертушка передается всем детям по очереди, но только в
том случае, если ребенок активно участвует в игре и не наруша-
ет ее правил.

2. Тот, кто вращает стрелку вертушки, должен вовремя оста-
новить ее по слову «Стоп!» и назвать фигуру, на которую она
указывает. Пока стрелка вращается, все хором произносят сло-
ва текста.

3. Называет фигуру только тот, кто вращает стрелку. В слу-
чае затруднения или ошибки это делает его партнер (помощ-
ник), он же и получает фигуру у кассира.

4. Как только карта будет заполнена, ребенок, сидящий за
столом, меняется местом и ролью с тем, кто стоит позади него.

5. При заполнении своих карт из игры никто не выбывает,
дети выигрывают фигуры для тех, кому они нужны.

Советы воспитателю. Успех этой игры во многом зависит от
четкости ее организации. Поэтому особое внимание в начале иг-
ры следует уделить знакомству детей с материалом. Особенно
привлекательны для малышей действия с вертушкой. Объясните
им, что каждый будет вращать вертушку. Следите, чтобы дети
не ссорились и действовали по очереди. Важно также, чтобы де-
ти своевременно менялись местами по заполнении большой карты.
Не забывайте поощрять партнеров за согласованность и сотруд-
ничество как при распознавании фигур, так и при заполнении
больших карт.

В начале игры на роль помощнико


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.