Эзоп – плохо быть непредусмотрительным. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эзоп – плохо быть непредусмотрительным.

2021-02-05 248
Эзоп – плохо быть непредусмотрительным. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эзоп – главное – заботиться о насущной пище.

– Известный литературовед М.Л.Гаспаров писал: «Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе» и задал себе два вопроса: как устроен этот мир? Как должен вести себя в этом мире человек? «На первый вопрос человек отвечал себе мифом, на второй вопрос человек отвечал себе басней».32

И басни Эзопа содержали в себе советы, как надо вести себя, оценивали мир с точки зрения здравого житейского смысла. Не будешь думать о будущем, заботиться о пропитании – будешь обречен на гибель. Поэтому ни жук, ни цикада не заслуживают снисхождения, они осуждаются в басне.

Шли годы, писатели разных стран обращались к сюжетам эзоповых басен. На французский язык перевел басню Эзопа Лафонтен. На русский язык – Иван Иванович Хемницер. Только Хемницер по-своему завершил уже известную вам историю. Послушайте басню Хемницера.

Иван Иванович Хемницер

(1745-1784)

Стрекоза

Все лето стрекоза в то только и жила, что пела;

Так хлеба ничего в запасе не имела.

И просит муравья: «Помилуй, муравей,

Не дай пропасть мне в крайности моей:

Нет хлеба, нет зерна, и как мне быть - не знаю.

Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить,

Чтоб уж хоть как-нибудь до лета мне дожить?

А лето как придет, я, право, обещаю

Тебе и вдвое заплатить».

«Да как же целое ты лето

Ничем не занималась?» -

Ей Муравей на это.

«Так виновата в том, да ты уж, не взыщи.

Я запастися все хотела, да лето целое пропела».

«Пропела? Хорошо! поди ж теперь свищи!»

Но это только в поученье

Ей Муравей сказал,

А сам на прокормленье

Из жалости ей хлеба дал.

– Нравится вам такой конец? Что же оказалось важным в этой истории для Хемницера? Милосердие – отзывчивость, готовность помочь чужому горю. Оправдывает ли он Стрекозу? (Нет, говорит ей в поученье.) Но важнее для автора похвалить муравья – он и трудится, и отзывается на чужую беду, и прощает чужие ошибки. Басня Хемницера содержит пример поведения –поступай так, как говорится в басне, и в этом она очень похожа на басни Эзопа.

Запись на доске:

Хемницер – главное – милосердие.

– Несколько лет спустя к этому же сюжету обратился еще один русский поэт – Владимир Александрович Озеров. Его басня называется «Кузнечик». Послушайте басню.

Владимир Александрович Озеров

(1769-1816)

Кузнечик

Кузнечик ветреный, про стужу позабыв,

Все красны дни пропел среди веселых нив,

Как вдруг зима: не стало в поле крошки,

Ни червячков, ни мушечек, ни мошки,

Чем душу пропитать.

Пришлося умереть иль где взаймы искать.

Кузнечик к Муравью, ближайшему соседу,

Явился к самому обеду:

"Почтенный Муравей, премудрый сын земли,

Запаса твоего частичку удели!

Я уверяю клятвой,

Что с ростом всё отдам пред будущею жатвой!"

Но Муравей довольно всем знаком:

Великий скопидом,

Ни зернышка он даром не погубит,

Охотник собирать, а раздавать не любит.

"Да как же запастись ты в лето не успел?" -

Спросил Кузнечика капиталист нечивый.

«Я, малым быв счастливый,

И день и ночь напевы пел

Всем встречным

И поперечным,

Не чаяв летним дням конца».

«Так ты, голубчик, пел? Пляши же голубца!»

– Понравился ли вам муравей из этой басни? Как называет его автор? Кто такой скопидом? Скопидом – бережливый до скупости, очень жадный. На чьей стороне автор? Он явно осуждает муравья за жадность.

Запись на доске:

Озеров – осуждение скупости.

А теперь послушайте басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей».

– Понравилась басня? Какое отношение вызвали персонажи басни?

– Есть ли в басне мораль? Почему нет? Давайте попробуем разобраться.

Запись на доске:

Крылов -?

– Сравните названия басен Крылова и Эзопа (У Эзопа на первом месте стоит муравей – положительный герой, у Крылова – Стрекоза.)

– Почему все авторы басен, написанных на этот сюжет, сохраняют Муравья и меняют второго персонажа? Есть ли в басне описание Муравья? Рассказывается ли о том, как он работал летом? Почему нет? (То, что Муравей работает само собой разумеется. Это положено ему от природы, потому он и может стать героем басни, где за каждым персонажем стоит определенное качество.)

– А какой положено быть Стрекозе? Изобразите, какой вы себе представляете Стрекозу.

– Как Крылов называет Стрекозу? Как и почему меняется ритм в первой части басни, рассказывающей о Стрекозе? Действительно ли положение Стрекозы безвыходное? Какое слово в тексте подчеркивает это? Какое отношение к Стрекозе стремится вызвать автор у читателей? Прочитайте эту часть басни, передавая сочувствие Стрекозе.

– Почему Стрекоза ползет именно к Муравью? Как вы думаете, на что рассчитывала Стрекоза, обращаясь к Муравью с просьбой? Обещала ли Стрекоза, как в других баснях, отдать долг? Почему просьба Стрекозы показалась Муравью странной? Почему объясняя странность своей просьбы, Стрекоза говорит не о своем страшном будущем, а о том, как хорошо ей было летом? Почему она перебивает Муравья?

– Понимает ли ее Муравей? С точки зрения труженика Муравья, должен ли он кормить всю зиму бездельницу Стрекозу? В первой басне Эзопа Муравей говорит с жуком укоризненно, во второй – с громким смехом обращается к цикаде. Как произносит свои слова Муравей в басне Крылова? Почему нет ни одной авторской ремарки, подсказывающей, как читать слова Муравья? Кто должен это решить?

– «Так поди же попляши!» – это приговор Муравья или автора? Можно ли однозначно сказать, чью позицию (Стрекозы или Муравья) занимает автор? Почему же в басне Крылова не сформулирована мораль? (Мораль всегда однозначна. Басня Крылова строится иначе. Крылов побуждает читателя думать самостоятельно, он рисует противоречивую ситуацию, в которой каждый герой вызывает сочувствие. Вывод не укладывается в одно предложение. Басня Крылова объединила в себе все те смыслы, которые были в баснях других авторов и добавила новые.)

– Как вы думаете, обращаются ли к этому сюжету современные писатели? Кто из вас читал сказку С.Козлова «Ежикина гора»? Как вы думаете, почему я вспомнила об этой сказке сегодня на уроке? (В сказке С.Козлова мы вновь встречаемся с трансформацией вечного сюжета: Муравей в поте лица перетаскивает соломинки, а Ежик, пораженный красотой мира, стоит, вслушиваясь в тишину.) На чьей стороне симпатии автора этой сказки?

Домашнее задание на выбор:

1. Подготовить выразительное чтение басни Хемницера, Озерова или Крылова.

2. Подумать, кто из писателей или поэтов обращался к этому сюжету?

3. Найти и прочитать сказку Г.М. Цыферова «Паровозик». Как меняется вечный сюжет в этой сказке?

4. Сравнить иллюстрации разных художников к басне Крылова. Определить, чья интерпретация вам ближе.

5. Провести мини-исследование: выяснить, кто из ваших знакомых знает басню Крылова, как трактует сюжет.

6. Инсценировать басню.

 

Часто для выполнения заданий младшим школьникам требуется помощь родителей. Это один из способов привлечения семьи к проблеме детского чтения, формирования культурного поля ребенка. Учителю важно сделать родителей своими единомышленниками и помощниками, чтобы обеспечить ребенку ситуацию успеха. Чтение, доставляющее удовольствие, результативный поиск вызовут интерес к литературе, к культуре, станут со временем верным мощным стимулом развития.

Таким образом, формирование культурного поля младшего школьника на уроках литературного чтения может осуществляться посредством изучения художественного произведения в историко-культурном контексте. Наиболее благодатным материалом для этого выступают басни. Используя прием сравнительного анализа близких по смыслу басен одного автора с разными сюжетами, либо анализ басен разных авторов на один сюжет, мы обеспечиваем развитие личности в контексте культуры, стимулируем становление культурного поля младшего школьника.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.