Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-02-05 | 248 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Методика обучения литературному чтению
ПЗ № 2
Тема: Анализ произведения в историко-культурном контексте.
Культурный контекст произведения как реализация метаметодического подхода к формированию читательской культуры.
Одно из проявлений метаметодического подхода – обращение к культурному контексту изучаемого произведения. Этот подход, успешно применяемый средней школой, только начинает входить в практику школы начальной. Долгое время считалось, что младшему школьнику недоступна такая сложная деятельность, как сопоставительный анализ произведений разных эпох, разных искусств. Однако исследования последних лет показали, что введение ребенка в культурный контекст изучаемого произведения возможно уже в первом классе, если методически грамотно подойти к отбору литературного и культурологического материала. Общие принципы изучения литературного произведения в историко-культурном контексте следующие: – учителю следует отбирать произведения, небольшие по объему, но обладающие широкими культурными связями и глубоким нравственным смыслом; – произведения должны быть интересны детям, побуждать их к размышлениям; – работу на уроке следует организовать таким образом, чтобы способствовать формированию у детей собственной интерпретации текста, помогать увидеть историко-культурные связи и проводить параллели между классным и домашним видами чтения.
Методические условия для организации анализа произведения в контексте культуры.
Материалом для исследования литературных произведений в историко-культурном контексте могут служить басни. Это один из древнейших жанров, позволяющий говорить с детьми о культурных связях, о вечных ценностях, знакомить учеников с иносказанием, наличием прямого и переносного смысла. Историко-культурный контекст всегда предполагает использование приема сравнения. Например, изучение литературы в первом классе начинаем с басни Л. Н. Толстого «Муравей и голубка». Учитель сообщает первоклассникам, что впервые историю об этих персонажах рассказал Эзоп, древнегреческий баснописец, живший около VI в. до н. э., задолго до того, как была изобретена письменность. Эту и другие басни Эзопа на протяжении веков люди сохраняли в своей памяти, многие писатели обращались к сюжетам басен Эзопа. Учащиеся, в соответствии со своими возрастными особенностями, воспринимают историю, изложенную в басне, как описание конкретного случая, искренне сопереживают героям, но не всегда могу уловить обобщенный смысл произведения. Задача учителя – дать представление об иносказании. Помочь ему в этом может сопоставление смысла басни и ряда пословиц. Чтобы выбор ребенка был осознанным, обязательно предлагаем несколько пословиц, как подходящих, так и не соответствующих смыслу басни, как выражающих смысл прямо, так и заключающих иносказание (например: Долг платежом красен. Как аукнется, так и откликнется. Добра желаешь – добро и делай. Не рой другому яму – сам в нее попадешь). Рассуждая о значении пословиц, дети постепенно постигают различия между прямым и переносным смыслом, учатся подбирать различные жизненные ситуации, в которых уместно употребить одну и ту же пословицу.
|
Задание:
- Выберите одно из произведений из учебника «Литературное чтение» и покажите целесообразность (или нецелесообразность) привлечения широкого культурного контекста к его изучению.
- Какие культурные связи реализуемы на уроке изучения выбранного вами произведения?
- Обозначьте этапы урока, определив цель каждого из них. Оцените, насколько выбор методических приемов работы помогает достичь поставленной цели.
|
Ход урока
1. Подготовка к первичному восприятию.
- Что вы знаете о басне как жанре? Каких баснописцев вы знаете? Понравились ли вам басни Крылова?
- Сегодня мне хочется познакомить вас с еще одной басней И.А.Крылова, а точнее – не с одной, а с несколькими баснями разных авторов, написанными на один и тот же сюжет. Так и будет звучать тема урока –
«Стрекоза и Муравей – вечный сюжет».
- Вспомним, что такое сюжет? (Система событий, в которой раскрываются характеры героев.) Кто же первый придумал сюжет, который потом использовал Крылов в своей басне? Впервые этот сюжет встречается у древнегреческого баснописца Эзопа. Послушайте две его басни.
ЭЗОП
МУРАВЕЙ И ЖУК
В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходиться так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл попросить у муравья корму. Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».
Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.
МУРАВЕЙ И ЦИКАДА
Стужа стояла, и ненастье сошло с Олимпа. Но муравей еще в пору жатвы собрал в своём жилье богатые запасы. А цикада забилась в щель и едва дышала, изнемогая от голода, жажды и сильной стужи. И попросила она у муравья поесть: довольно пшеничного зёрнышка – и она будет спасена. «Где же ты была летом? – спросил муравей. – Почему ты не запасла корму в жатву?» Ответила цикада: «А я пела и веселила прохожих». С громким смехом сказал муравей: «Ну, так попляши зимою».
Учит нас басня, что самое главное – заботиться о насущной пище, а не тратить время на забавы и гулянья.
- Чем похожи эти басни и чем отличаются? Похожа ли цикада на жука? Чем она отличается? (Жук предавался праздности как и все остальные, а цикада пела и веселила прохожих.) Почему именно муравей оказывается вторым персонажем в каждой из басен? Как оценивают поступки жука и цикады муравьи? Разделяет ли автор эту оценку? Выделите мораль первой и второй басни. Почему же Эзоп написал две басни с похожим сюжетом?
|
Сюжеты басен очень похожи: есть два героя – один трудится все лето, другой ничего не делает, и поэтому с приходом зимы оказывается в сложной ситуации, но каждая басня имеет свою мораль, чтобы сделать два разных вывода, Эзоп создает два разных произведения.
Запись на доске:
Иван Иванович Хемницер
(1745-1784)
Стрекоза
Все лето стрекоза в то только и жила, что пела;
Так хлеба ничего в запасе не имела.
И просит муравья: «Помилуй, муравей,
Не дай пропасть мне в крайности моей:
Нет хлеба, нет зерна, и как мне быть - не знаю.
Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить,
Чтоб уж хоть как-нибудь до лета мне дожить?
А лето как придет, я, право, обещаю
Тебе и вдвое заплатить».
«Да как же целое ты лето
Ничем не занималась?» -
Ей Муравей на это.
«Так виновата в том, да ты уж, не взыщи.
Я запастися все хотела, да лето целое пропела».
«Пропела? Хорошо! поди ж теперь свищи!»
Но это только в поученье
Ей Муравей сказал,
А сам на прокормленье
Из жалости ей хлеба дал.
– Нравится вам такой конец? Что же оказалось важным в этой истории для Хемницера? Милосердие – отзывчивость, готовность помочь чужому горю. Оправдывает ли он Стрекозу? (Нет, говорит ей в поученье.) Но важнее для автора похвалить муравья – он и трудится, и отзывается на чужую беду, и прощает чужие ошибки. Басня Хемницера содержит пример поведения –поступай так, как говорится в басне, и в этом она очень похожа на басни Эзопа.
Запись на доске:
Кузнечик
Кузнечик ветреный, про стужу позабыв,
Все красны дни пропел среди веселых нив,
Как вдруг зима: не стало в поле крошки,
Ни червячков, ни мушечек, ни мошки,
Чем душу пропитать.
Пришлося умереть иль где взаймы искать.
Кузнечик к Муравью, ближайшему соседу,
Явился к самому обеду:
"Почтенный Муравей, премудрый сын земли,
Запаса твоего частичку удели!
Я уверяю клятвой,
Что с ростом всё отдам пред будущею жатвой!"
Но Муравей довольно всем знаком:
Великий скопидом,
Ни зернышка он даром не погубит,
Охотник собирать, а раздавать не любит.
"Да как же запастись ты в лето не успел?" -
Спросил Кузнечика капиталист нечивый.
|
«Я, малым быв счастливый,
И день и ночь напевы пел
Всем встречным
И поперечным,
Не чаяв летним дням конца».
«Так ты, голубчик, пел? Пляши же голубца!»
– Понравился ли вам муравей из этой басни? Как называет его автор? Кто такой скопидом? Скопидом – бережливый до скупости, очень жадный. На чьей стороне автор? Он явно осуждает муравья за жадность.
Запись на доске:
Крылов -?
– Сравните названия басен Крылова и Эзопа (У Эзопа на первом месте стоит муравей – положительный герой, у Крылова – Стрекоза.)
– Почему все авторы басен, написанных на этот сюжет, сохраняют Муравья и меняют второго персонажа? Есть ли в басне описание Муравья? Рассказывается ли о том, как он работал летом? Почему нет? (То, что Муравей работает – само собой разумеется. Это положено ему от природы, потому он и может стать героем басни, где за каждым персонажем стоит определенное качество.)
– А какой положено быть Стрекозе? Изобразите, какой вы себе представляете Стрекозу.
– Как Крылов называет Стрекозу? Как и почему меняется ритм в первой части басни, рассказывающей о Стрекозе? Действительно ли положение Стрекозы безвыходное? Какое слово в тексте подчеркивает это? Какое отношение к Стрекозе стремится вызвать автор у читателей? Прочитайте эту часть басни, передавая сочувствие Стрекозе.
– Почему Стрекоза ползет именно к Муравью? Как вы думаете, на что рассчитывала Стрекоза, обращаясь к Муравью с просьбой? Обещала ли Стрекоза, как в других баснях, отдать долг? Почему просьба Стрекозы показалась Муравью странной? Почему объясняя странность своей просьбы, Стрекоза говорит не о своем страшном будущем, а о том, как хорошо ей было летом? Почему она перебивает Муравья?
– Понимает ли ее Муравей? С точки зрения труженика Муравья, должен ли он кормить всю зиму бездельницу Стрекозу? В первой басне Эзопа Муравей говорит с жуком укоризненно, во второй – с громким смехом обращается к цикаде. Как произносит свои слова Муравей в басне Крылова? Почему нет ни одной авторской ремарки, подсказывающей, как читать слова Муравья? Кто должен это решить?
– «Так поди же попляши!» – это приговор Муравья или автора? Можно ли однозначно сказать, чью позицию (Стрекозы или Муравья) занимает автор? Почему же в басне Крылова не сформулирована мораль? (Мораль всегда однозначна. Басня Крылова строится иначе. Крылов побуждает читателя думать самостоятельно, он рисует противоречивую ситуацию, в которой каждый герой вызывает сочувствие. Вывод не укладывается в одно предложение. Басня Крылова объединила в себе все те смыслы, которые были в баснях других авторов и добавила новые.)
– Как вы думаете, обращаются ли к этому сюжету современные писатели? Кто из вас читал сказку С.Козлова «Ежикина гора»? Как вы думаете, почему я вспомнила об этой сказке сегодня на уроке? (В сказке С.Козлова мы вновь встречаемся с трансформацией вечного сюжета: Муравей в поте лица перетаскивает соломинки, а Ежик, пораженный красотой мира, стоит, вслушиваясь в тишину.) На чьей стороне симпатии автора этой сказки?
|
Домашнее задание на выбор:
1. Подготовить выразительное чтение басни Хемницера, Озерова или Крылова.
2. Подумать, кто из писателей или поэтов обращался к этому сюжету?
3. Найти и прочитать сказку Г.М. Цыферова «Паровозик». Как меняется вечный сюжет в этой сказке?
4. Сравнить иллюстрации разных художников к басне Крылова. Определить, чья интерпретация вам ближе.
5. Провести мини-исследование: выяснить, кто из ваших знакомых знает басню Крылова, как трактует сюжет.
6. Инсценировать басню.
Часто для выполнения заданий младшим школьникам требуется помощь родителей. Это один из способов привлечения семьи к проблеме детского чтения, формирования культурного поля ребенка. Учителю важно сделать родителей своими единомышленниками и помощниками, чтобы обеспечить ребенку ситуацию успеха. Чтение, доставляющее удовольствие, результативный поиск вызовут интерес к литературе, к культуре, станут со временем верным мощным стимулом развития.
Таким образом, формирование культурного поля младшего школьника на уроках литературного чтения может осуществляться посредством изучения художественного произведения в историко-культурном контексте. Наиболее благодатным материалом для этого выступают басни. Используя прием сравнительного анализа близких по смыслу басен одного автора с разными сюжетами, либо анализ басен разных авторов на один сюжет, мы обеспечиваем развитие личности в контексте культуры, стимулируем становление культурного поля младшего школьника.
Методика обучения литературному чтению
ПЗ № 2
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!