Методика обучения литературному чтению — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Методика обучения литературному чтению

2021-02-05 248
Методика обучения литературному чтению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика обучения литературному чтению

ПЗ № 2

Тема: Анализ произведения в историко-культурном контексте.

Культурный контекст произведения как реализация метаметодического подхода к формированию читательской культуры.

 

Одно из проявлений метаметодического подхода – обращение к культурному контексту изучаемого произведения. Этот подход, успешно применяемый средней школой, только начинает входить в практику школы начальной. Долгое время считалось, что младшему школьнику недоступна такая сложная деятельность, как сопоставительный анализ произведений разных эпох, разных искусств. Однако исследования последних лет показали, что введение ребенка в культурный контекст изучаемого произведения возможно уже в первом классе, если методически грамотно подойти к отбору литературного и культурологического материала. Общие принципы изучения литературного произведения в историко-культурном контексте следующие: – учителю следует отбирать произведения, небольшие по объему, но обладающие широкими культурными связями и глубоким нравственным смыслом; – произведения должны быть интересны детям, побуждать их к размышлениям; – работу на уроке следует организовать таким образом, чтобы способствовать формированию у детей собственной интерпретации текста, помогать увидеть историко-культурные связи и проводить параллели между классным и домашним видами чтения.

 

Методические условия для организации анализа произведения в контексте культуры.

 

Материалом для исследования литературных произведений в историко-культурном контексте могут служить басни. Это один из древнейших жанров, позволяющий говорить с детьми о культурных связях, о вечных ценностях, знакомить учеников с иносказанием, наличием прямого и переносного смысла. Историко-культурный контекст всегда предполагает использование приема сравнения. Например, изучение литературы в первом классе начинаем с басни Л. Н. Толстого «Муравей и голубка». Учитель сообщает первоклассникам, что впервые историю об этих персонажах рассказал Эзоп, древнегреческий баснописец, живший около VI в. до н. э., задолго до того, как была изобретена письменность. Эту и другие басни Эзопа на протяжении веков люди сохраняли в своей памяти, многие писатели обращались к сюжетам басен Эзопа. Учащиеся, в соответствии со своими возрастными особенностями, воспринимают историю, изложенную в басне, как описание конкретного случая, искренне сопереживают героям, но не всегда могу уловить обобщенный смысл произведения. Задача учителя – дать представление об иносказании. Помочь ему в этом может сопоставление смысла басни и ряда пословиц. Чтобы выбор ребенка был осознанным, обязательно предлагаем несколько пословиц, как подходящих, так и не соответствующих смыслу басни, как выражающих смысл прямо, так и заключающих иносказание (например: Долг платежом красен. Как аукнется, так и откликнется. Добра желаешь – добро и делай. Не рой другому яму – сам в нее попадешь). Рассуждая о значении пословиц, дети постепенно постигают различия между прямым и переносным смыслом, учатся подбирать различные жизненные ситуации, в которых уместно употребить одну и ту же пословицу.

Задание:

- Выберите одно из произведений из учебника «Литературное чтение» и покажите целесообразность (или нецелесообразность) привлечения широкого культурного контекста к его изучению.

- Какие культурные связи реализуемы на уроке изучения выбранного вами произведения?

- Обозначьте этапы урока, определив цель каждого из них. Оцените, насколько выбор методических приемов работы помогает достичь поставленной цели.

 

Ход урока

1. Подготовка к первичному восприятию.

- Что вы знаете о басне как жанре? Каких баснописцев вы знаете? Понравились ли вам басни Крылова?

- Сегодня мне хочется познакомить вас с еще одной басней И.А.Крылова, а точнее – не с одной, а с несколькими баснями разных авторов, написанными на один и тот же сюжет. Так и будет звучать тема урока –

«Стрекоза и Муравей – вечный сюжет».

- Вспомним, что такое сюжет? (Система событий, в которой раскрываются характеры героев.) Кто же первый придумал сюжет, который потом использовал Крылов в своей басне? Впервые этот сюжет встречается у древнегреческого баснописца Эзопа. Послушайте две его басни.

ЭЗОП

МУРАВЕЙ И ЖУК

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходиться так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл попросить у муравья корму. Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».

Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.

МУРАВЕЙ И ЦИКАДА

Стужа стояла, и ненастье сошло с Олимпа. Но муравей еще в пору жатвы собрал в своём жилье богатые запасы. А цикада забилась в щель и едва дышала, изнемогая от голода, жажды и сильной стужи. И попросила она у муравья поесть: довольно пшеничного зёрнышка – и она будет спасена. «Где же ты была летом? – спросил муравей. – Почему ты не запасла корму в жатву?» Ответила цикада: «А я пела и веселила прохожих». С громким смехом сказал муравей: «Ну, так попляши зимою».

Учит нас басня, что самое главное – заботиться о насущной пище, а не тратить время на забавы и гулянья.

- Чем похожи эти басни и чем отличаются? Похожа ли цикада на жука? Чем она отличается? (Жук предавался праздности как и все остальные, а цикада пела и веселила прохожих.) Почему именно муравей оказывается вторым персонажем в каждой из басен? Как оценивают поступки жука и цикады муравьи? Разделяет ли автор эту оценку? Выделите мораль первой и второй басни. Почему же Эзоп написал две басни с похожим сюжетом?

Сюжеты басен очень похожи: есть два героя – один трудится все лето, другой ничего не делает, и поэтому с приходом зимы оказывается в сложной ситуации, но каждая басня имеет свою мораль, чтобы сделать два разных вывода, Эзоп создает два разных произведения.

Запись на доске:

Иван Иванович Хемницер

(1745-1784)

Стрекоза

Все лето стрекоза в то только и жила, что пела;

Так хлеба ничего в запасе не имела.

И просит муравья: «Помилуй, муравей,

Не дай пропасть мне в крайности моей:

Нет хлеба, нет зерна, и как мне быть - не знаю.

Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить,

Чтоб уж хоть как-нибудь до лета мне дожить?

А лето как придет, я, право, обещаю

Тебе и вдвое заплатить».

«Да как же целое ты лето

Ничем не занималась?» -

Ей Муравей на это.

«Так виновата в том, да ты уж, не взыщи.

Я запастися все хотела, да лето целое пропела».

«Пропела? Хорошо! поди ж теперь свищи!»

Но это только в поученье

Ей Муравей сказал,

А сам на прокормленье

Из жалости ей хлеба дал.

– Нравится вам такой конец? Что же оказалось важным в этой истории для Хемницера? Милосердие – отзывчивость, готовность помочь чужому горю. Оправдывает ли он Стрекозу? (Нет, говорит ей в поученье.) Но важнее для автора похвалить муравья – он и трудится, и отзывается на чужую беду, и прощает чужие ошибки. Басня Хемницера содержит пример поведения –поступай так, как говорится в басне, и в этом она очень похожа на басни Эзопа.

Запись на доске:

Кузнечик

Кузнечик ветреный, про стужу позабыв,

Все красны дни пропел среди веселых нив,

Как вдруг зима: не стало в поле крошки,

Ни червячков, ни мушечек, ни мошки,

Чем душу пропитать.

Пришлося умереть иль где взаймы искать.

Кузнечик к Муравью, ближайшему соседу,

Явился к самому обеду:

"Почтенный Муравей, премудрый сын земли,

Запаса твоего частичку удели!

Я уверяю клятвой,

Что с ростом всё отдам пред будущею жатвой!"

Но Муравей довольно всем знаком:

Великий скопидом,

Ни зернышка он даром не погубит,

Охотник собирать, а раздавать не любит.

"Да как же запастись ты в лето не успел?" -

Спросил Кузнечика капиталист нечивый.

«Я, малым быв счастливый,

И день и ночь напевы пел

Всем встречным

И поперечным,

Не чаяв летним дням конца».

«Так ты, голубчик, пел? Пляши же голубца!»

– Понравился ли вам муравей из этой басни? Как называет его автор? Кто такой скопидом? Скопидом – бережливый до скупости, очень жадный. На чьей стороне автор? Он явно осуждает муравья за жадность.

Запись на доске:

Крылов -?

– Сравните названия басен Крылова и Эзопа (У Эзопа на первом месте стоит муравей – положительный герой, у Крылова – Стрекоза.)

– Почему все авторы басен, написанных на этот сюжет, сохраняют Муравья и меняют второго персонажа? Есть ли в басне описание Муравья? Рассказывается ли о том, как он работал летом? Почему нет? (То, что Муравей работает само собой разумеется. Это положено ему от природы, потому он и может стать героем басни, где за каждым персонажем стоит определенное качество.)

– А какой положено быть Стрекозе? Изобразите, какой вы себе представляете Стрекозу.

– Как Крылов называет Стрекозу? Как и почему меняется ритм в первой части басни, рассказывающей о Стрекозе? Действительно ли положение Стрекозы безвыходное? Какое слово в тексте подчеркивает это? Какое отношение к Стрекозе стремится вызвать автор у читателей? Прочитайте эту часть басни, передавая сочувствие Стрекозе.

– Почему Стрекоза ползет именно к Муравью? Как вы думаете, на что рассчитывала Стрекоза, обращаясь к Муравью с просьбой? Обещала ли Стрекоза, как в других баснях, отдать долг? Почему просьба Стрекозы показалась Муравью странной? Почему объясняя странность своей просьбы, Стрекоза говорит не о своем страшном будущем, а о том, как хорошо ей было летом? Почему она перебивает Муравья?

– Понимает ли ее Муравей? С точки зрения труженика Муравья, должен ли он кормить всю зиму бездельницу Стрекозу? В первой басне Эзопа Муравей говорит с жуком укоризненно, во второй – с громким смехом обращается к цикаде. Как произносит свои слова Муравей в басне Крылова? Почему нет ни одной авторской ремарки, подсказывающей, как читать слова Муравья? Кто должен это решить?

– «Так поди же попляши!» – это приговор Муравья или автора? Можно ли однозначно сказать, чью позицию (Стрекозы или Муравья) занимает автор? Почему же в басне Крылова не сформулирована мораль? (Мораль всегда однозначна. Басня Крылова строится иначе. Крылов побуждает читателя думать самостоятельно, он рисует противоречивую ситуацию, в которой каждый герой вызывает сочувствие. Вывод не укладывается в одно предложение. Басня Крылова объединила в себе все те смыслы, которые были в баснях других авторов и добавила новые.)

– Как вы думаете, обращаются ли к этому сюжету современные писатели? Кто из вас читал сказку С.Козлова «Ежикина гора»? Как вы думаете, почему я вспомнила об этой сказке сегодня на уроке? (В сказке С.Козлова мы вновь встречаемся с трансформацией вечного сюжета: Муравей в поте лица перетаскивает соломинки, а Ежик, пораженный красотой мира, стоит, вслушиваясь в тишину.) На чьей стороне симпатии автора этой сказки?

Домашнее задание на выбор:

1. Подготовить выразительное чтение басни Хемницера, Озерова или Крылова.

2. Подумать, кто из писателей или поэтов обращался к этому сюжету?

3. Найти и прочитать сказку Г.М. Цыферова «Паровозик». Как меняется вечный сюжет в этой сказке?

4. Сравнить иллюстрации разных художников к басне Крылова. Определить, чья интерпретация вам ближе.

5. Провести мини-исследование: выяснить, кто из ваших знакомых знает басню Крылова, как трактует сюжет.

6. Инсценировать басню.

 

Часто для выполнения заданий младшим школьникам требуется помощь родителей. Это один из способов привлечения семьи к проблеме детского чтения, формирования культурного поля ребенка. Учителю важно сделать родителей своими единомышленниками и помощниками, чтобы обеспечить ребенку ситуацию успеха. Чтение, доставляющее удовольствие, результативный поиск вызовут интерес к литературе, к культуре, станут со временем верным мощным стимулом развития.

Таким образом, формирование культурного поля младшего школьника на уроках литературного чтения может осуществляться посредством изучения художественного произведения в историко-культурном контексте. Наиболее благодатным материалом для этого выступают басни. Используя прием сравнительного анализа близких по смыслу басен одного автора с разными сюжетами, либо анализ басен разных авторов на один сюжет, мы обеспечиваем развитие личности в контексте культуры, стимулируем становление культурного поля младшего школьника.

Методика обучения литературному чтению

ПЗ № 2


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.