Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-02-05 | 82 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Новый подход к изучению конфликтности (К. Томас)
Как известно, среди нас встречаются люди, склонные к конфликтному поведению, и те, которые спокойно и индифферентно относятся к различным ситуациям, сохраняя спокойствие, уравновешенность и способность принимать оптимальные решения. При подборе персонала и работе с кадрами вот уже свыше 20 лет в США и Европе используется новый подход к изучению конфликтности, предложенный К. Томасом (США). У нас при работе с персоналом его тест для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению специально адаптирован Н.В. Гришиной[13].
В своем подходе к изучению конфликтов в системе межличностных отношений К. Томас впервые предложил новый подход к изучению конфликтов. Традиционно вся психологическая литература делала и делает акцент на "разрешение" конфликта, подчеркивая, что конфликт можно и необходимо разрешить или элиминировать (eliminate — лат. — исключать, удалять). Целью разрешения конфликтов было достижение идеального бесконфликтного состояния, когда люди работают и взаимодействуют в полной гармонии с самими собой и окружающими. Однако повседневная практика и ее анализ внесли новые нюансы в изучение этой проблемы:
1) большинство усилий по полной элиминации конфликтов оказались тщетными;
2) оказалось, что конфликты, кроме негативной функции, могут нести и позитивное начало.
Отсюда К. Томас предположил, что ударение (и особенно в психологии менеджмента) должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас предложил сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными и каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.
|
Таким образом, впервые в социальной психологии и психологии личности был поставлен вопрос о неоднозначном отношении к личностным конфликтам и было показано, что одна из задач психологии управления — научиться управлять всеми фазами конфликта и стимулировать бесконфликтное поведение персонала [14].
Для описания возможных типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применил двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой является кооперация (учет интересов другого) вовлеченных в конфликт и напори стость, энергия, для которой характерен акцент на защите собственных, интересов (рис. 13).
Напористость,
Забота о своих интересах
Р и с. 13. Схема двухмерной модели К. Томаса
К. Томас выделил в этой схеме следующие пять способов регулирования конфликтов (рис. 14).
1. Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
3. Компромисс (нулевой вариант).
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Согласно Томасу, при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха (это можно даже представить себе умозрительно). При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на уступки друг другу. И только одна ситуация — сотрудничество — приносит выигрыш двум сторонам.
|
Внимание
К своим интересам
Кооперация
Рис. 14. Пять способов регулирования конфликтов по К Томасу
К. Томасом разработан специальный опросник по выявлению тенденции к типичным формам поведения, который сегодня используется во всем мире при работе с кадрами и персоналом.
В опроснике описывается каждый из пяти вариантов с 12 суждениями о возможном поведении индивида в конфликтной ситуации. Всего в опроснике 30 пар суждений, которые даны в различных сочетаниях (иногда суждения повторяются, но в разных сочетаниях). При исследовании предрасположенности к конфликту респонденту предлагается выбрать то одно суждение в каждой из 30 пар, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Ключ к методике приведен в табл. 13.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!