Диагностика доминирующей перцептивной модальности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Диагностика доминирующей перцептивной модальности

2021-02-01 165
Диагностика доминирующей перцептивной модальности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Ефремцев C.)

Цель: определение ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.

Стимульный материал: тестовый материал.

Описание: испытуемому необходимо ответить на 48 вопросов, ответы по которым затем посчитываются согласно ключу. Суммируются баллы по каждому типу модальности и среди них выбирается ведущих тип модальности.

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчитывается сумма баллов по каждому виду модальности, ведущим типом выбирается та модальность, по которой набрано больше всего баллов.

Для проверки связи уровня речевого развития с уровнем развития полимодального восприятия, были использованы методики Т.А. Фотековой для диагностики состоянии фонематического восприятия и звукопроизношения.

Методика проверки состояния фонематического восприятия

(Фотекова Т.А.)

Цель: проверка актуального состояния фонематического восприятия.

Стимульный материал: 14 пар слогов, произносимых экспериментатором.

Описание: испытуемому предъявляются вслух пары слогов, которые он как можно точнее должен повторить. Вначале предъявляется первый член пары, затем второй. Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует [57].

Обработка и интерпретация результатов:

1 балл – точное воспроизведение в темпе предъявления, 0,5 – 1 член правильно, второй с ошибкой, 0,25 – неточное воспроизведение обоих членов (перестановка, замена, пропуск), 0 – отказ от выполнения. Суммируется общее количество баллов.

Методика исследования звукопроизношения

(Фотекова Т.А.)

Цель: исследование звукопроизношения.

Стимульный материал: 13 групп слов по 3 слова в каждой группе, произносимые экспериментатором.

Описание: испытуемому предъявляются вслух 13 групп слов по 3 слова в каждой группе, которые он должен как можно точнее повторить. Для каждой группы слов характерны свои группы звуков, которые впоследствии подлежат оценке [57].

Обработка и интерпретация результатов:

Условно делят все звуки на 5 групп: свистящие, шипящие, Л-ЛЬ, Р-РЬ, все остальные звуки.

Оценка: в каждой группе – 3 балла – правильное произношение, 1,5 балла – один или несколько звуков не автоматизированы, 1 балл – искажается или заменяется один звук группы (например, РЬ правильно, а Р – дефектно), 0 баллов – все или несколько звуков группы дефектны. Баллы всех групп суммируются.

Методы математической статистики

Для статистической обработки полученных результатов нами использовалась программа IBM SPSS Statistics 25.

Для оценки связи между речевым развитием детей и уровнем развития полимодального восприятия использовался корреляционный анализ. Для упрощения подсчета данных, относящихся к номинативной шкале (ведущая модальность, закрытая – прикрытая слуховая модальность), полученные результаты были переведены в порядковую шкалу. Например, данные, относящиеся к номинативной шкале (ведущая модальность) распределялись следующим образом: 1 – слуховая, 2 – зрительная, 3 – тактильная. В SPSS для подсчета эти данные были представлены в порядковой шкале, поэтому при подсчете корреляции мы может получить либо прямую, либо обратную корреляцию. Таким образом, например, при обратной корреляции высоким баллам по какой – либо характеристике (например, фонематическому восприятию) будет соответствовать число 1, сообразно порядковой шкале. Из этого становится очевидным, что высокий уровень фонематического восприятия связан с слуховой модальностью восприятия, зашифрованной под числом 1. Аналогичным образом подсчитываются шкалы «Состояние слуховой модальность – закрытая или прикрытая модальность», а также «Тип профиля ПмВ».

Достоверность различия между группами детей проверялись с помощью непараметрического U - критерия Манна – Уитни.

Валидизация методики проводилась на основе сравнения полученных результатов с результатами по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцев)» с помощью двухфакторного рангового дисперсионного анализа Фридмана.

По результатам достоверности различий между группами по каждой шкале методики были составлены сравнительные графики (таблицы сопряженности).


Глава 3. Эмпирическое исследование полимодального восприятия у детей с нарушением слуха.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.