Описание методологического аппарата — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Описание методологического аппарата

2021-02-01 90
Описание методологического аппарата 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для данного эмпирического исследования использовались следующие методики:

1. Модификация методики «Диагностика полимодального восприятия у старших дошкольников» (И.Ю. Мурашова);

2. Методика проверки состояния фонематического восприятия (Фотекова Т.А.);

3. Методика исследования звукопроизношения (Фотекова Т.А.);

4. Диагностика доминирующей перцептивной модальности (Ефремцев C.);

6. Методы математической статистики.

2.2.1. Модификация методики «Диагностика полимодального восприятия у старших дошкольников» (И.Ю. Мурашова)

Основной методикой нашего исследования была выбран модифицированный вариант методики Е.Н. Дзятковской «Определение регуляторного профиля сенсорно-перцептивной активности у младших школьников». Изменения были внесены И.Ю. Мурашовой для использования данной методики на детях с недоразвитием речи. Методика известна под названием «Диагностика полимодального восприятия у старших дошкольников» [35; 36]. Процедура данной методики заключается в том, что ребенку последовательно представляются четыре задание, в которых одновременно предъявляется информация по 3 модальностям – слуховой, зрительной и тактильно-кинестетической. Сенсорные предпочтения испытуемого фиксируются в индивидуальной диагностической карте. Отличия модификации методики от оригинала, в первую очередь, заключается в том, что модификация проводится индивидуально с каждым испытуемым, во-вторых, модифицирована инструкция, для более понятного объяснения выбора предпочитаемого сенсорного стимула, в заданиях 2 и 4 были упрощены выражения, предъявляемые на слух, для более удобного их восприятия дошкольниками, также, с учетом возраста испытуемых, задания предъявлялись в игровой форме.

В нашем случае, при диагностике младших школьников с нарушением слуха, мы также внесли изменения в диагностический материал для большей доступности его восприятия [13, 28]; Ниже приводим описание внесенных нами изменений в проведение и интерпретацию результатов исследования.

· при предъявлении материала на слух, экспериментатор закрывает область рта табличкой, чтобы избежать чтения ребенком речи с губ. При чтении с губ предъявляемая информация меняет свою модальность со слуховой на зрительную, что в рамках данного исследования является недопустимым;

· предъявление материала на слух выполняется громко, в непосредственной близости к испытуемому;

· формулировка инструкции упрощена для более точного ее восприятия детьми с нарушением слуха [13, 28];

· игровая форма проведения заменена на учебную ситуацию.

Цель методики: определение типа профиля структуры полимодального восприятия – далее ПмВ. (выделение ведущей и оценка соотношения открытых, закрытых, прикрытых модальностей на основании исследования активности функционирования зрительного, тактильно-кинестетического и слухового каналов восприятия).

Стимульный материал: карандаш, диагностическая карта, по четыре карточки зрительных, тактильно-кинестетических стимулов и текстов, активизирующих слуховое восприятие. На стимуле, активизирующем зрительную модальность, представлен рисунок – беспредметная разноцветная картинка; стимул, активизирующий тактильно-кинестетическое восприятие – черно-белая композиция, демонстрирующая определенную человеческую позу и мимику, позволяющая ребенку с активной тактильно-кинестетической модальностью почувствовать движение и воспроизвести его.

Процедура обследования. Для проведения исследования требуется предъявление ребенку последовательно четырех заданий. Перед ребенком карандаш и диагностическая карта с четырьмя строчками букв, каждая из которых соответствует одному из четырех заданий: Р (рисунок), Ф (фотография), С (слова). В каждом задании информация предъявляется одновременно в виде зрительных, тактильно-кинестетических и слуховых стимулов и ребенку предлагается сделать до трех выборов или отказаться от выбора, если ни один стимул ему не нравится (Приложение 4).

Обязательными условиями проведения исследования являются следующие нюансы:

1. Перед началом диагностики испытуемому предъявляются тактильно-кинестетические стимулы (фотографии) и экспериментатор дает задание ребенку самому воспроизвести соответствующее каждой позе и мимике движение тела и лица для того, чтобы обеспечить возможность «почувствовать» эмоцию и движение.

2. Текст зачитывается громко, выразительно с отчетливой эмоциональной окраской.

Оригинальная инструкция для диагностики детей без нарушений слуха:

«Поиграем в игру «Выбиралка». Посмотришь на рисунок, послушаешь слова, которые я скажу, узнаешь движения на фотографии, при желании покажешь их сам, и сделаешь свой выбор вот в такой карточке. На карточке четыре раза нарисованы одинаковые буквы. Ты будешь выбирать то, что тебе больше понравилось или, наоборот, не понравилось, разволновало. Эта буква - Р, обозначает рисунок. Если ты выберешь рисунок, подчеркнешь Р. Эта буква - Ф – фотография, показывающая движение тела или лица. Если ты выберешь фотографию, сделай такое же движение, и подчеркни букву Ф. Эта буква С – слова, если тебе понравятся больше всего слова, услышанные от меня, то обведешь букву С. Ты можешь подчеркнуть две или три буквы, если понравятся или разволнуют: рисунок, поза - движение и услышанные слова. Если ничего не понравится и не разволнует, можно выбор не делать – ничего не обводить, тогда просто пропустишь строчку».

Инструкция для первого и третьего задания: «Выбери то, что тебе больше понравилось: цветной рисунок, фотография, либо слова, которые я скажу».

Инструкция для второго и четвертого задания: «Выбери, что тебя больше разволновало или испугало, заставило переживать: цветной рисунок, фотография, либо слова, которые я скажу».

Задание 1. Ребенку предлагается сделать выборы при одновременном предъявлении первой страницы демонстрационных картинок и произнесении слов:«Я люблю! И меня любят!».

Задание 2. Выборы осуществляются по второй демонстрационной картинке, когда произносятся слова: «Все ребята уехали на автобусе кататься по городу, а тебя забыли. Ты горько плакал (а), казалось, что неприятности никогда не кончатся».

Задание 3. Предъявляется третья демонстрационная картинка и произносятся слова: «Радость охватила меня. Казалось, что все улыбаются мне. Даже солнце светило ярче. Хотелось петь и танцевать».

Задание 4. Предъявляется четвертая демонстрационная картинка и слова к ней:«Война – это страшно, на войне гибнут люди, могу погибнуть я, мои мама и папа. Нам не нужна война!».

Инструкция для предъявления детям с нарушением слуха:

Инструкция: Сейчас тебе нужно выполнить простое задание. Посмотри на рисунок, послушай слова, которые я скажу, попробуй узнать движения на фотографии, и, если захочешь, можешь их повторить.

На карточке четыре раза нарисованы одинаковые буквы. Тебе нужно выбирать то, что тебе больше понравилось или, наоборот, не понравилось, заставило переживать.

Эта буква - Р, обозначает рисунок. Если ты выберешь рисунок, подчеркнешь Р.

Эта буква - Ф – фотография, показывающая движение тела или лица. Если ты выберешь фотографию, сделай такое же движение, и подчеркни букву Ф.

Эта буква С – слова, если тебе понравятся больше всего слова, которые я произнес, то обведешь букву С.

Ты можешь подчеркнуть две или три буквы, если понравятся или вдохновят: рисунок, поза - движение и услышанные слова. Если ничего не понравится и не вдохновит, и не заставит переживать, можно ничего не обводить, тогда просто пропусти строчку».

Инструкция для первого и третьего задания: «Выбери то, что тебе больше понравилось: рисунок, фотография, либо слова, которые я скажу».

Инструкция для второго и четвертого задания: «Выбери, что тебя больше вдохновило, испугало или заставило переживать: рисунок, фотография, либо слова, которые я скажу».

Задание 1. Ребенку предлагается сделать выборы при одновременном предъявлении первой страницы демонстрационных картинок и произнесении слов: «Я люблю! И меня любят!».

Задание 2. Выборы осуществляются по второй демонстрационной картинке, когда произносятся слова: «Все ребята уехали на автобусе кататься по городу, а тебя забыли взять с собой. Ты сильно плакал (а), думал, что проблемы никогда не кончатся».

Задание 3. Предъявляется третья демонстрационная картинка и произносятся слова: «Я радуюсь. Кажется, что все улыбаются мне. Даже солнце светило ярче. Хочется петь и танцевать».

Задание 4. Предъявляется четвертая демонстрационная картинка и слова к ней: «Война – это страшно, на войне гибнут люди, на войне могут погибнуть мои родители и я тоже. Нам не нужна война!».

Обработка и интерпретация результатов:

· Открытой считается модальность, по которой в карточке сделано больше одного выбора из 4 испытаний;

· прикрытой считается модальность, по которой в карточке сделан только 1 выбор из 4 испытаний;

· закрытой считается модальность, по которой в карточке не сделано ни одного выбора.

1. При использовании испытуемым всех трех модальностей в различных вариациях профиль полимодального восприятия является гармоничным. Это свидетельствует о высоком уровне развития сенсорно-перцептивных процессов, а также модальных взаимодействиях;

2. При выборе испытуемым определенной буквы один раз из четырех ему присваивается дисгармонично – избирательный тип профиля. Это может свидетельствовать о том, что одна или две модальности являются прикрытыми, то есть эти модальности используются ограниченно. Таким образом, восприятие ограничивается лишь ведущей модальностью, взаимодействие между модальностями присутствует, но слабо выражено;

3. Отсутствие выбора испытуемым по какой-то из трех модальностей определяет его профиль как дисгармонично – инертный. Такое положение свидетельствует о наличие закрытой (неиспользуемой) модальности. Это является характеристикой слабых межфункциональных взаимодействий.

Ребенок обводит понравившийся ему стимул в диагностической карточке.

В сводную таблицу вносятся данные о типе модальности (1 – слуховая, 2 – зрительная, 3 – тактильная), о наличии закрытой или прикрытой слуховой моадльности (0 – открытая, 1 – закрытая), а также о типе профиля полимодального восприятия (1 – гармоничный, 2 – дисгармоничный).

Для подтверждения полученных результатов нами использовалась методика «Диагностика доминирующей перцептивной модальности» С. Ефремцева [56].


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.