Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью предприятия — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью предприятия

2021-02-01 70
Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основополагающей задачей управления прибылью выступает обеспечение оптимизации ее развития, распределения и использования, как в текущей, так и в долгосрочной перспективе. Анализируя главную задачу управления прибылью, необходимо отметить, что она взаимосвязана с первостепенной целью экономической деятельности организации в общем и осуществляется с ней в едином комплексе. При учете изложенного, главной целью управления прибылью выступает обеспечение повышения доходов собственников организации. Эта главная цель должна обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и сотрудников предприятия.   Базовая цель управления прибылью конкретизируется в задачах, указанных на рисунке 4.[60]

 

Задачи управления прибылью
Обеспечение оптимального соотношения между уровнем формируемой прибыли и допустимым при этих условиях уровнем риска. Прибыль целесообразно формировать при учете заданного уровня риска. Стремление к росту прибыли повышает уровень риска и в результате негативно воздействует на уровень прибыли.
Обеспечение роста размера формируемой прибыли, соответствующего возможностям предприятия и рыночным условиям экономики.  
Обеспечение высокого качества формируемой прибыли. Это реализуется за счет роста прибыли в процессе базовой операционной деятельности, а также реального вложения экономических ресурсов.
Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный собственниками предприятия капитал. Уровень выплаты дохода собственникам капитала должен в длительном периоде быть выше средней нормы доходности на рынке средне- и долгосрочных капиталов.  
Обеспечение формирования достаточного резерва внутренних финансовых капиталов за счет чистой прибыли соответственно с текущими и перспективными целями деятельности предприятия. Размер созданной предприятием чистой прибыли определяет потенциал предприятия по развитию финансовых средств, формированию разных финансовых фондов: производственного развития, резервного фонда, страховых фондов, фондов специального назначения, фондов социального развития коллектива.  
Обеспечение постоянного повышения рыночной стоимости организации. Эта задача,  которая решается в ходе капитализации прибыли и увеличении фонда дивидендов, призвана обеспечить рост доходов собственников предприятия.

 


Рисунок 4 – Задачи управления прибылью

 

Проанализированные задачи управления прибылью взаимообусловлены и не могут реализовываться отдельно. Поэтому в процессе экономической деятельности отдельные задачи необходимо согласовывать и оптимизировать между собой. Система управления прибылью осуществляет свою первостепенную цель и базовые задачи по средством реализации некоторых функций (рисунок 5).[61]

 

Рисунок 5 – Функции управления прибылью предприятия

Эти функции выступают составными частями любого процесса управления (любой управляющей системы) не завися от вида деятельности предприятия, его организационно-правовой формы, размера, формы собственности и т.п. В теории управления эти функции выделяются как общие.

Управление формированием прибыли выражает собой установленный нормативно-правовыми актами процесс формирования прибыли (убытков), организуемый и осуществляемый финансовыми органами с целью определения в стоимостном выражении результатов экономической деятельности организации за некоторый период времени.[62]

Процесс управления формированием прибыли предприятия базируется на конкретном механизме. Компоненты механизма управления прибылью представлены на рисунке 6. [63]

Компоненты механизма управления прибылью
Рыночный механизм регулирования применения и развития прибыли организации.
Государственное нормативно-правовое урегулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия
Система конкретных способов и приемов реализации распределения прибыли.
Внутренний механизм урегулирования отдельных сторон формирования, реализации и распределения прибыли предприятия.

 


Рисунок 6 – Компоненты механизма управления прибылью

Компоненты механизма управления прибылью содержит в себе:

‒ Рыночный механизм регулирования применения и формирования прибыли предприятия. Спрос и предложение на товарном и финансовом рынках создают   ценообразование на продукцию, процентное отношение кредитов, среднюю норму доходности капитала, доходность отдельных ценных бумаг, и т.д. Значение рыночного механизма урегулирования применения и развития прибыли предприятия будет расти по мере углубления рыночных отношений.

‒ Государственное нормативно-правовое регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия. Одним из ориентиров экономической политики государства является принятие законов и других нормативных актов, которые регулируют развитие и разделение прибыли предприятия. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют получение и распределение прибыли предприятий в разных формах. Основными являются: налоговое регулирование; урегулирование размеров отчислений прибыли в резервный фонд; урегулирование механизма амортизации основных капиталов и нематериальных активов; регулирование размеров МРОТ и др.

‒ Внутренний механизм регулирования некоторых сторон развития, реализации и распределения прибыли организации. Такие механизмы регулирования развиваются в условиях определенного предприятия,  регламентируя в соответствии оперативные управленческие решения по проблемам формирования, использования и распределения дохода. Так, общность этих сторон может ограничиваться требованиями устава организации. Некоторые из этих сторон изменяются развиваемой на предприятии целевой политикой управления прибылью. Кроме этого, на предприятии может быть сформирована и утверждена система внутренних требований и норм по проблеме формирования, реализации и распределения прибыли.[64]

1) Система конкретных способов и приемов реализации распределения прибыли. В процессе изучения, планирования и контроля применения и формирования прибыли используется широкая система методов, с помощью которых достигаются необходимые итоги. Зафиксируем базовые способы: технико-экономических расчетов, экономико-статистические, балансовый, метод сравнения, экономико-математические методы и пр.

Базовые периоды управления прибылью организации показаны на рисунке 

7.
1. Идентификация различных видов прибыли организации в процессе их учета
2. Анализ тенденций изменения прибыли организации в предшествующем периоде
4. Обеспечение эффективного контроля прибыли организации
3. Исследование и прогнозирование факторов, влияющих на формирование прибыли организации
5. Оценка результативности разработанной политики управления прибылью
Периоды управления прибылью

 

 


Рисунок 7 – Периоды управления прибылью организации.

 

Основными факторами управления прибыльностью выступают:

1) степень рентабельности продаж, который измеряется коэффициентом прибыльности продаж и определяется отношением чистой прибыли к выручке;

2) выручка (по факту это показатель «выручка-нетто»);

3) амортизационная политика предприятия, суть которой заключается в выборе предприятием способов начисления амортизации. Выбранным способом амортизации определяется годовая сумма амортизации. Оценка результативности амортизационной политики и ее воздействия на степень прибыльности капитала осуществляется при помощи показателя амортизации;

4) структура капитала, которая выражается соотношением между основными и оборотными средствами или соотношением между постоянным и текущим капиталом, или соотношением между долгосрочным и краткосрочным капиталом;

5) политика развития и распределения собственных средств предприятия. Оценка воздействия этого фактора на степень рентабельности средств осуществляется при помощи критерия, который отражает соотношение постоянного собственного капитала и текущего собственного капитала, т. е критерия, который характеризует уровень мобильности собственного капитала.[65]

Для хода управления рентабельностью свойственны следующие этапы:

1.Стадия формирования вопроса в процессе управления прибыльностью. Она содержит определение основного уровня рентабельности, поскольку нужно установить присутствие проблемы (низкого уровня рентабельности), или убедиться, что деятельность корпорации достаточно результативна, и, следовательно, необходимо реализовать управление при существующих параметрах.

Определение основного уровня рентабельности обозначает расчет текущего показателя прибыльности, с целью оценивания складывающейся ситуации в корпорации. При осуществлении оценки становятся явными все факторы,   которые определяют основной уровень рентабельности, ставится оценка корректировок по каждому параметру, находятся причины изменения.

2. Этап формирования целей в управлении рентабельностью предусматривает определение некоторого уровня рентабельности.

Роль, которая корпорация ставит в качестве ориентира, изменяя процесс роста рентабельности, зависит от задач предприятия. Чтобы быть конкурентоспособным, выход на новый рынок сбыта заставляет ориентироваться на показатели рентабельности конкурентов, уже на нем присутствующих. Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность обычно задают уровень рентабельности на уровне среднеотраслевого.

3. Период планирования мер для достижения заданного уровня прибыльности состоит в определении характеристик, которые обеспечивают необходимый уровень рентабельности. Этот этап состоит в расчете параметров, который обеспечивает данный в корпорации уровень рентабельности, то есть расчеты необходимого уровня выручки, размера издержек и т.д. Следует выделить, что логично запланировать те параметры, на которые корпорация может воздействовать. Например, корректировка налоговых ставок не находится в полномочиях руководства предприятия, следовательно, не имеет смысла планирование осуществления данного уровня рентабельности по средством корректировки налоговой ставки.[66]

Следовательно, управление прибылью предприятия являет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем базовым сторонам ее развития, реализации, применения и планирования на предприятии.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.