Сказка о дэве , который хотел погубить сына мельника — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Сказка о дэве , который хотел погубить сына мельника

2021-01-31 115
Сказка о дэве , который хотел погубить сына мельника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Было, да и не было ничего – жил на свете один царь, и была у него единственная дочь.

Отец держал свою дочь в высокой башне, каждый день заходил к ней и взвешивал, чтобы знать – прибавила она или сбавила в весе.

Недалеко от того замка жил один крестьянин-мельник. И был у него единственный сын.

Умер тот мельник, и остался сын сиротой. Вскоре умерла и мать.

А юноша растет: кто растет по годам, а он по дням.

Смотрит дочь царя из своего замка, каждый день видит того юношу. Подросла она, и полюбился ей этот сын крестьянина, да боится она отца-царя.

Решилась все же девушка и бросила письмо юноше.

Задумался юноша, раздобыл потом длинную веревку, привязал на конце камень и забросил в окно. Поймала дочь царя веревку, привязала к ножке стола. Взобрался юноша по веревке, и стали они жить вместе в той башне. Как приходить отцу – спрячется он. А отец все взвешивает дочь. Вот и заметил он, что очень уж прибавила она в весе.

Догадалась дочь, заподозрил ее отец, сказала юноше:

– Надо нам бежать.

Спустились они по той веревке, и повел сын крестьянина жену в свою лачугу.

Доложили царю, что нет его дочери в башне.

Разослал царь гонцов во все стороны – разузнать, где она. Узнали слуги царя, что живет она в лачуге сына мельника.

Послал царь семь своих царедворцев, чтобы взять дочь его и того юношу и привести к нему.

Пошли царедворцы. А сын мельника во дворе, умывается. Увидели его царедворцы, побежали, хотят схватить его. Бросился он в дом, вынес саблю и изрубил всех, только одного в живых оставил.

– Пойди скажи своему царю, чтоб не присылал больше никого, – сказал он ему. – Она мне жена и будет жить со мною.

Разгневался царь, велел вооружиться двенадцати царедворцам, идти взять его. Пришли те, хотят схватить его, да не тут-то было. Выхватил он саблю, одиннадцать царедворцев зарубил, двенадцатого в живых оставил и сказал:

– Пойди скажи царю, чтоб не присылал больше никого.

А жена и говорит мужу:

– Уйдем лучше отсюда, все равно не даст покоя отец. Согласился он. Собрали свое добро, пошли.

Пустил юноша стрелу, – решили, где она упадет, там и жить им.

Полетела стрела за девять высоких гор, упала у дома девяти братьев-дэвов.

Увидели дэвы, что залетела во двор стрела, побежали достать ее из земли, да сдвинуть не могут.

Пришли муж с женой. Взглянули на них дэвы и говорят:

– Вот нам и ужин.

Достал юноша свою стрелу из земли, поклонился дэвам. А дэвы стоят, дивятся – они, девять дэвов, и сдвинуть стрелу не могли, а он одной левой рукой ее из земли выхватил. Решили:

– Испытаем его, вправду ли он так силен.

Был у дэвов один котел, в котором они еду варили. Ухватятся за него все девять дэвов, еле на огонь поставят:

Сказали дэвы юноше:

– Сними-ка тот котел с огня.

Подошел он, схватил котел, вмиг снял его.

Поняли дэвы, что силен юноша и что не им побороть его, решили жить с ним в ладу. Не выдержали все же дэвы, заспорили с ним о чем-то, затеяли драку. Перебил сын мельника восемь дэвов, а девятый, хромой дэв, спрятался в яме и уцелел. Осталось все дэвово добро мужу с женой. Живут они тихо да ладно.

Вот вскоре захотелось юноше пойти на охоту, и говорит он жене:

– Смотри, пока не постучусь три раза, не открывай дверь, чтоб чужой кто не забрался.

А хромой дэв слышит все.

Ушел муж на охоту, а дэв вылез из своей ямы, подобрался к дверям и постучал, как муж уговорился, три раза.

Поняла она все же, что это не муж, не отворяет дверей. Просит ее дэв:

– Люблю я тебя. Не хочешь отворить дверь, хоть мизинец просунь в щелку, поцелую и уйду.

Просунула она в щелку мизинец, а он как схватил его зубами. Закричала она от боли.

– Отвори дверь, – говорит дэв, – не то откушу палец.

Не выдержала она, отворила.

Вошел дэв.

Вернулся к вечеру муж. Постучался. Впустила она мужа, когда дэв спрятаться успел.

Наутро ушел опять муж на охоту.

Остались хромой дэв да жена одни, и говорит дэв:

– Надо нам убить его.

– Как же его убить? – спрашивает она.

Научил ее дэв:

– Как придет он, притворись больной. Спросит он, что с тобой и что тебя излечит, ты и скажи, что есть один дикий кабан и только его печень тебя излечит: «Добудешь ту печень – хорошо, а нет – умру я». Пойдет он на кабана и погибнет. Освободимся от него.

Вернулся муж с охоты. Вошел в дом, видит – лежит жена, стонет, умирает.

– Что с тобой? – спрашивает муж.

Говорит жена:

– Слышала я, есть один дикий кабан, принесешь его печень – выздоровлю, а нет – умру.

А кабан тот живет в лесу, под дубом.

Пошел юноша, взобрался на тот дуб, сидит. Почуял кабан человечий дух, бросился к своему дубу, видит – человек на дереве.

Разбежался кабан, подбежал, хватил клыками по дубу, прорезал ствол наполовину, хватил в другой раз, не попал от ярости, вонзил клыки в корни и двинуться с места не может.

Спустился юноша на нижнюю ветвь, ткнул кабана саблей, колет его, дразнит, смотрит – вырвет он клыки или нет. Тянет кабан, тянет, никак не вытянет клыков из корней.

Соскочил тогда юноша, хватил саблей, отрубил кабану голову. Разрубил его надвое, достал печень и пошел.

Приходит, стучит. А жена с дэвом развлекаются, думают – погиб уже он.

Услышали его стук, вскочили. Спрятался дэв, а жена отворяет двери.

Сварил муж печень кабана, дал поесть жене, выздоровела она.

Наутро опять муж ушел на охоту. Вышел дэв, подучил жену опять притвориться больной и сказать мужу, что только печень дикого оленя вылечит ее.

– Пойдет он на того оленя, там и смерть найдет, избавимся от него.

Вернулся муж с охоты, опять жена стонет:

– Что с тобой? – говорит муж.

– Принеси мне печень дикого оленя, принесешь – выздоровлю, а нет – умру, – говорит жена.

Пошел он на охоту за тем диким оленем.

Долго ли шел или недолго, а только дошел до одной горы. Перед горой поле, а в поле двенадцать человек косарей, не разгибаясь, траву косят.

Крикнул юноша:

– Мир вам!

Не отвечают косари.

Крикнул во второй раз:

– Мир вам!

Только один и отозвался:

– Какой там еще мир! Не скосим всей травы со всего поля к вечеру да не поставим три стога, придет олень, всех нас перебьет да поест.

Сказал юноша:

– Идите все ко мне.

Подошли они. Усадил он их, спрашивает, как и с какой стороны приходит тот олень. Узнал все, взял потом косу у одного из косарей, скосил всю траву, увязал три стога и поставил один с той стороны, откуда олень придет, другой – посередине, а третий – в конце, и сам под третьим стогом схоронился.

Показался олень. Проглотил один стог, другой, пошел к третьему. Выскочил юноша, пустил стрелу, свалил оленя.

Освежевали оленя, содрали кожу. Достал юноша печень и домой отправился.

А жена с дэвом сидят, радуются, думают – оттуда-то уж не вернется он живым.

Вдруг слышат – стучит он.

Спрятался дэв. Отворила жена, вошел он, сварил печень, дал жене, выздоровела она.

Опять ушел юноша на охоту, а дэв и говорит жене:

– Притворись еще раз больной, а как спросит, что с тобой, скажи, что только вода бессмертия тебя излечит. Пойдет за водой, а оттуда-то уж не вернуться ему, останемся мы одни.

Возвращается муж домой, а жена опять больна.

– Что с тобой? – спрашивает муж.

– Ох, – говорит жена, – принесешь воду бессмертия – выздоровлю, а нет – умру.

Пошел он, идет, встречает в пути коня. А конь тот чудесный, и говорит он юноше:

– Не дойти тебе до того места без меня. Садись, повезу.

Обрадовался юноша.

Сел на коня. Едет, едет, видит – скала. Смотрит – разверзлась скала и вновь сомкнулась.

Говорит конь:

– Ударь меня три раза, да так, чтобы три полосы кожи с меня содрать.

Как разверзлась скала, ударил юноша коня трижды, взвился конь и пролетел сквозь скалу, только хвост ему оторвало.

Поехали дальше. Едут, видят – горит огромный костер, ни обойти, ни объехать.

Сказал конь:

– Ударь меня с другой стороны, да так, чтобы три полосы кожи содрать.

Ударил юноша, взвился конь и перелетел через костер.

Доехали так до того места, где вода бессмертия ключом бьет.

Разнуздал юноша коня, пустил попастись, подошел к воде бессмертия, умылся, напился воды, прилег отдохнуть и заснул.

А там, невдалеке, стоит большой, в четыре этажа дом. И живет в том доме девушка-ведунья и с нею семь ее учениц.

Учуяла она, что пришел какой-то юноша, послала одну из своих учениц, узнать, кто это.

Пришла девушка, увидела юношу. Красив юноша, нет сил глаз оторвать. Ошалела девушка, стоит, не движется, как зачарованная. Послала ведунья вторую девушку, третью, четвертую. Ни одна не вернулась.

Все семь девушек, как взглянут на юношу, так и оторопеют, двинуться не могут. Пошла сама ведунья. Отослала учениц, разбудила юношу и говорит ему (ведунья ведь она, все знает):

– Твоя жена неверна тебе, дэва любит. Задумали они сгубить тебя, не возвращайся к ним.

Не поверил он. Набрал воды бессмертия в кувшин, сел на коня и поехал.

Приехал, стучит. Спрятался опять дэв, а жена отворяет двери. Выпила она той воды, выздоровела.

На другой день, как ушел он на охоту, дэв и говорит жене:

– Не погубить нам его, если не узнаешь, в чем его сила.

Вернулся муж, а жена встретила его, ласкает, обнимает, сама просит:

– Скажи мне, в чем твоя сила?

Засмеялся он и говорит:

– В пальцах моя сила.

– А ну, обмотай их веревкой, посмотрим, разорвешь ли?

Обмотала жена веревкой пальцы мужа. Двинул он пальцами, разорвал все веревки.

– В чем же твоя сила? – спрашивает опять жена.

– В плечах, – говорит муж.

– А ну, садись в этот котел, поведи плечами, разнеси его, – говорит жена.

Сел он в котел (в большой, что у дэвов был для каши), а дэв выскочил, закрыл вместе с женой котел, забил крышку. Взвалил хромой дэв на спину этот котел и понес. Донес до одной скалы, сбросил в пропасть, что и глазом до дна не оглядеть, и пошел домой. А на дне пропасти река, и течет та река мимо того места, где вода бессмертия находится да та девушка-ведунья живет.

Позвала девушка-ведунья своих учениц:

– Пойдите, в реке что-то плывет, посмотрите.

Пошли ученицы, вынесли котел на берег, принесли ведунье. Открыли крышку, лежит юноша, уже не дышит, избитый весь.

Разрезала его ведунья на части, промыла в воде бессмертия, сложила как надо и оживила. Очнулся юноша и встал; обрадовалась ведунья, обнимает, целует юношу.

Сказал он:

– Не поверил я тебе, а ты всю правду мне сказала. Пойду сейчас, разделаюсь с ними, вернусь, поженимся и будем жить вместе.

Пошел он. Входит в дом. Видит: сидят дэв с его женой, веселятся, рады, что избавились от него, убили. Подошел он, схватил дэва за ногу, прижал вторую своей ногой к земле и разорвал надвое. И жену свою убил.

Вернулся потом к той девушке-ведунье, женился на ней. Отпраздновали большую свадьбу. И я на той свадьбе был, вино пил, да одну девушку-ученицу в жены заполучил.

Три сестры

Было то или не было – жили муж с женой. Было у них три дочери и больше ничего – ни именья, ни владенья. Вот однажды мать убирала полку, и упали с полки три хлебных зернышка. Подобрали эти зернышки, отнесли их в поле, да в землю и посадили. Взошли хлеба, да какие! Дурной глаз не сглазит. Стоит нива, волнуется, как море колышется. Смотрят муж с женой, радуются. Созрело зерно, пошли все в поле, сжали, увязали в снопы и поставили огромный скирд о шести подпорках. Поставили и пошли домой.

На другой день послал отец старшую дочь взглянуть на хлеб.

Пришла она, видит: обвернулся вокруг их хлеба большущий гвелешапи, обхватил весь скирд и хвост свой во рту держит. Чуть не умерла со страху старшая дочь. Побежала домой, рассказала обо всем.

Послал отец среднюю дочь:

– Пойди спроси, что ему надо, зачем пришел?

Пошла средняя дочь, увидела гвелешапи, перепугалась, ничего не спросила, так домой побежала.

Послал отец младшую дочь. Пришла она к гвелешапи, спрашивает:

– Скажи, что тебе надо, зачем пришел? Сказал гвелешапи:

– Пойди скажи твоему отцу, пусть отдаст одну из дочерей мне в жены. Пошла она и рассказала отцу.

Спросил отец старшую дочь:

– Дочь моя, пойдешь за гвелешапи?

– Как же! – говорит старшая дочь. – Дождетесь, пойду я за него, только мне и дела, что за гвелешапи замуж идти!

И средняя так же ответила отцу. Подошел черед младшей. Младшая сказала:

– Пойду!

Взял ее гвелешапи и увел. Ползет гвелешапи, тянется, спешит за ним невеста. Миновали они деревню, встал гвелешапи, скинул кожу – стал таким прекрасным юношей, лучше и не вообразить. Обрадовалась невеста. Рассказал он ей:

– В моей стране по-каджетски говорят. Скажет тебе мать: разбей кувшин – надо принести кувшин; скажет: разлей воду – надо принести воду; скажет: разбери печь – надо затопить печь; скажет: убери со стола – ты накрой на стол; скажет: побей тарелки – ты принеси их.

Так научил ее всему и повел домой.

Пришли они в каджетскую страну. Приказала свекровь снохе:

– Пойди пролей воду!

Встала сноха, пошла и принесла ей воды. Все делала, как ее муж научил. Дивятся все «Только привели ее, а уж все понимает и весь наш порядок знает». Пришлась новая сноха всем по сердцу.

Вскоре затяжелела она. Как пришло время родить, повели ее в дом к родителям. Увидели сестры, позавидовали хорошей ее жизни с мужем. Родила она сына, пришел и муж за женой.

Собираются они домой, пристала старшая сестра: возьми да возьми меня с собой.

Говорит ей младшая:

– Не ходи, моя свекровь недобрая женщина, не уживешься с ней.

Нет, не отстает сестра, так и пошла с ними. Идут они, сестра и говорит зятю:

– Мать держит ребенка, тяжело ей, я возьму у нее ребенка, а ты иди вперед, мы тебя догоним.

Пошел он вперед, а сестры отстали. Идут они, видят – стоит яблоня высокая, ствол голый, без сучьев, а сверху вся плодами увешана. Говорит старшая сестра младшей:

– Я тебя подсажу, полезай на дерево, собери плодов; только переоденься в мое платье, чтоб свое не испортить, и ребенка дай мне подержать.

Послушалась сестра – могла ли она что подумать! Отдала сына сестре, переоделась ее платье, влезла с ее помощью на дерево и стала срывать яблоки. А сестра взяла peбенка и побежала вдогонку за зятем. Плачет ребенок, плачет, с кулачок слезы роняет, – да кому до него дело? Только мать, что на дереве осталась, слышит, как сын убивается, не выдержала, крикнула сестре:

Ты – сестра, – ты с грудью сучьей,

Сына моего не мучай!..

Возврати скорей его мне –

Дам ему я молока.

А сестра бежит, увидала зятя, и кричит ему:

– Обожди, молоко у меня высохло, ребенок плачет, убивается.

Остановился зять. Не распознал ее, думает – жена его: и одета и убрана, как его жена. Идут домой, ведут и сына.

– А где же сестра твоя? – спрашивает зять.

– Сказала я ей, что не уживется со свекровью, и домой вернула.

Пришли домой, говорит свекровь:

– Невестушка, разбей кувшин!

Та возьмет, да как грохнет кувшин: чах-чах! – только и слышно.

– Разбей тарелки! – та и бьет во все руки.

– Разбери печь! – взяла топор и давай бить что есть силы. Все перебила, что было утвари в доме. Усомнились все – неладно что-то с ней. Нет у ней молока, завели корову, растят малого молоком той коровы. Подрос мальчик, стал водить свою корову в поле. Пасется корова, ходит за ней мальчик, кормит ее.

А мать осталась одна на дереве, плачет, убивается, так вся слезами и изошла; где слезы и кровь пролились, – выросли из земли камыши, что лес, да тысячи равных цвет да трав.

Повел однажды мальчик свою корову, и пришли они к той яблоне. Сорвал мальчик камышинку, надрезал ногтем и заиграл. Запела свирель:

Свирель, что стон твой значит?

О чем свирель все плачет?

Плачет то мать твоя, сын мой!

Сын, дорогой мой, любимый!

Поет свирель все одно и то же. Обнял ее мальчик, прижал к сердцу, не расстается с ней. Принес домой, играет, а свирель все то же поет. Услыхала мачеха, – как огнем ее опалило. Схватила она свирель, всю на куски изломала, а кусочек свирели упал и запел:

Свирель, что стон твой значит?

О чем свирель все плачет?

Плачет то мать твоя, сын мой!

Сын, дорогой мой, любимый!

Услыхала мачеха, отняла у ребенка все кусочки и в печь бросила. Сгорели они, сложился из их золы портрет несчастной матери и лег на стенке печи. Сидит мальчик у печи, плачет. Глянула мачеха в печь, увидела портрет, обозлилась, разворотила золу, выгребла и развеяла по кровле. Вырос на кровле прекрасный тополь. Увидел гвелешапи тот тополь, обрадовался, понес свою постель, постелил под тополем; ляжет он ночью, заснет, а тополь отпустит ветви, обнимает мужа, ласкает его. Бесится мачеха, умирает от злости. Притворилась она больной и говорит мужу:

– Если срежешь тот тополь да вырубишь из него корыто, чтобы мне искупаться в нем, – выздоровлю, а нет – так умру.

– Ну и умирай, черт с тобой, освободи меня, – сказал муж.

Ушел гвелешапи на охоту, а жена позвала работников, велела срубить тополь и вырубить из него корыто. А купаться не стала, зачем ей купаться, от какой болезни?

Вернулся муж, рассердился очень, а чем теперь делу поможешь?

Упала одна щепа с того тополя на кровлю одной старушки. Нашла ее старушка, взяла в дом и покрыла ею квашню. Как уйдет старушка из дому, поднимется щепа, обернется женщиной, вымоет всю посуду, подметет, уберет все, станет опять щепкой и покроет квашню. Вернется старушка.- все убрано, вычищено, вымыто. Дивится старушка, идет к соседям, то того благодарит, то другого. Все сказали ей, что и ногой к ней не ступали, не чистили и не убирали у нее вовсе. «Подстереги лучше, сама узнаешь, кто это». Так и сделала старушка. Вышла она, будто идет куда, спряталась за дверь и ждет. Подумала щепа, что ушла старушка, стала женщиной и давай чистить да убирать. Подкралась старушка, хвать – и поймала ее.

– О, горе мне! – закричала женщина.

– Не бойся, ты дочь, а я мать, – говорит старушка, – одна я, нет у меня детей, хоть ты будь моей дочерью.

Обрадовалась та. Зажили они вместе дружно и счастливо.

Попросила раз женщина старушку:

– Мать моя дорогая, пригласи ко мне в гости гвелешапи, что здесь живет, вместе с женой и сыном.

Согласилась старушка:

– Отчего же нет, доченька, приглашу, исполню твое желание.

Приготовила женщина обед, пригласила своего мужа, сестру и сына. За обедом, когда начались тосты, взяла хозяйка стакан, налила и сказала:

– Будьте здоровы все: ты, супруг мой, ты, сын мой, и ты, сестра моя.

Понял муж, кто его жена. Рассказала она все, как было.

Взял муж изменницу, привязал ее к конским хвостам. Растерзали ее кони на части. Женился опять на своей жене. Если раньше им сладости недостало, так теперь насладились.

Мор там, пир здесь,

Высевки там, мука здесь.

Мастер и ученик

Жил один бедный крестьянин, и был у него один сын. Пристала к крестьянину жена:

– Научи сына какому-нибудь ремеслу. Не хочу, чтоб оставался неучем, как ты.

Не дает жена покоя, пришлось крестьянину подчиниться. Взял он сына и пошел отыскивать какого-нибудь мастера. Дорогой подошли к источнику, крестьянин припал к воде, пил, пил, а как напился, поднял голову и воскликнул:

– Ах, как хорошо!

Вдруг выскочил из воды черт в облике человека и говорит:

– Зачем ты звал меня? Ахкахар – это я.

– Я тебя не звал, я сказал: ах, какая хорошая вода.

– Все равно, скажи, что за нужда у тебя. Поведал крестьянин ему свою нужду. Черт сказал:

– Отдай мне сына в ученики. Год буду учить его. Через год приходи, узнаешь его – хорошо, нет – так останется моим, не тронь его.

У черта было много таких учеников. За год он так изменял их, что родители не узнавали своих детей, и они оставались навсегда в услужении у черта.

Крестьянин не знал этого и согласился, оставил сына черту и вернулся домой. Прошел год. Пришел отец за сыном. А черта дома нет. Видит крестьянин – во дворе много юношей в возрасте его сына, но сына среди них нет. Приуныл отец: «Не узнаю уж, видно», – подумал он.

Тут подходит к нему один юноша и говорит:

– Это я, отец. Сейчас придет наш хозяин, обратит нас всех в голубей. Как будем улетать, я полечу впереди всех, а полетим обратно, я отстану. Спросит тебя хозяин, который твой сын, ты и укажи на меня.

Обрадовался отец, ждет мастера с надеждой.

Появился мастер, обратил всех учеников в голубей, взлетели они на глазах у крестьянина. Полетели голуби обратно, а сын крестьянина отстал, летит позади всех.

– Ну, узнай, который твой сын? – говорит черт.

Крестьянин тотчас указал на последнего голубя.

Рассердился черт, понял, что ученик сам научил отца, но что было делать, пришлось вернуть сына крестьянину.

Идут отец с сыном.

– Чему же научил тебя мастер? – спросил отец.

Только он проговорил это, как сын прыгнул в колючий кустарник, а оттуда выкатилось золотое яйцо. Погнался старик за яйцом, а оно в колючки, и не догнать его. Выскочил сын из кустарника, а отец ему:

– Видно, нет у тебя счастья, вот совсем близко было золотое яйцо, да закатилось в колючки.

Только проговорил это отец, сын прыгнул в кустарник, а по земле побежала, переваливаясь, золотая курица. Погнался за нею старик, не догнал, а сын опять к нему возвратился.

– Эх, нет у тебя счастья, – вздохнул снова старик.

И вдруг видит – бежит золотой заяц. Погнался за ним, заяц – тоже в кусты, а оттуда уж сын выходит. Рассердился старик:

– Чему же учил тебя мастер? Как счастье – тебя и нет, а ушло счастье – ты тут как тут.

– Не сердись, отец, – сказал сын. – И золотой заяц, и золотая курица, и яйцо – это все был я.

Обрадовался старик, и пошли они дальше. Вышли в поле. Видят: князья охотятся. Напустили на одного зайца уйму гончих, да никак не поймают. Говорит сын отцу:

– Ты иди лесом, выгони зайца, я превращусь в гончую и на глазах у князей поймаю его. Пристанут к тебе князья – будут просить продать меня, ты долго не соглашайся, запроси побольше – любую цену дадут. Потом я улучу время, сбегу и догоню тебя.

Так и сделали: отец пошел в лес, выгнал зайца, сын превратился в гончую, погнался за зайцем и на глазах у князей так ловко схватил его, что князья чуть с ума не сошли. Бросились к отцу, кричат: «Хочешь не хочешь, продавай собаку!»

Крестьянин долго отказывался, но когда уж очень подняли цену, согласился, взял деньги и отдал собаку. Взяли ее князья на цепь и повели.

Вспугнули князья другого зайца и напустили на него новую гончую, та погналась за зайцем, отбежала подальше и, скрывшись с глаз новых хозяев, обернулась опять юношей.

Сын скоро догнал отца. Идут отец с сыном.

– Надо еще как-нибудь денег достать, – сказал сын.

Идут, видят другую группу князей, эти соколиной охотой заняты. Напустили на фазана соколов, носятся те, никак не поймают.

Обернулся юноша соколом, взыграл сокол на глазах у всех князей, схватил фазана. С ума посходили князья, так им сокол понравился. Кричат крестьянину: «Хочешь – не хочешь, отдавай сокола!»

Крестьянин и тут поприжал их хорошенько, а когда набавили цену князья, отдал сокола и отправился домой.

Князья дорогой напустили сокола на другого фазана. Полетал, полетал сокол, отлетел подальше, скрылся с глаз новых хозяев, опустился на землю, обернулся человеком и стал догонять отца.

Идут отец с сыном, несут деньги, но сыну все кажется мало, вот и говорит он отцу:

– Я стану конем, садись на меня, поезжай в город и продай, помни только – не отдавай меня пестроглазому человеку, а если отдашь – продавай без узды, не то, знай, – погубишь.

Сказано – сделано. Оборотился сын прекрасным конем, сел отец на него и погнал к городу. Набросились на коня покупатели, а больше всех один пестроглазый торгуется: навалил золота столько, что совсем коня золотом засыпал. Не удержался старик, продал коня пестроглазому. Взялся тот за узду, а отец не отдает. Пестроглазый, а это был черт, поднял тут крик: «Как это, за такую цену и без узды отдавать коня!» Что делать? Пришлось отдать и узду. Сел на коня черт, погнал его: не едет – летит от радости, что так легко вернул своего ученика. Приехал домой, загнал коня в конюшню и накрепко запер его.

Затосковал ученик, видит – помощи неоткуда ждать. Идет время, ничего не может придумать. Однажды заметил он в темноте луч солнца, пригляделся, видит – в стене маленькая щель. Обернулся мышью и вылез. Увидел это хозяин, обернулся кошкой, погнался за мышью. Бежит мышь, гонится за нею кошка, вот-вот догонит, а мышь обернулась рыбкой и шмыг в воду. Хозяин сетью бросился за ней. Плывет рыбка, настигает ее сеть; тут рыбка обернулась фазаном и взвилась в небо. Коршуном понесся за ним хозяин.

Летит фазан, догоняет его коршун, вот-вот вонзит в него когти. Ученик оборотился красным яблоком и упал прямо царю в корзинку. А черт обернулся ножом в руках царя. Только собрался царь разрезать яблоко, как ученик рассыпался зерном. Черт превратился в наседку с цыплятами, и стали они клевать зерно. Все зерно было выклевали, только хотела наседка склевать последнее зернышко, как покатилось оно иголкой. Тотчас в ушко проделась нитка; обкрутилась нитка вокруг иголки, вот-вот закрепит ее, а иголка прыг в огонь – и прошла через него. Нитка сгорела, а игла вышла из огня, как была.

Так уничтожил своего хозяина ученик. Избавившись от черта, юноша пошел к отцу, и зажили они вместе счастливо.

Подарки черного ворона

Было то или не было – только жили на свете муж и жена. Были они очень бедны. Пошла однажды жена к соседям просить пшеницы. Дали все по горсточке, и набрала она целый коди.

– Иди, посей, – сказала жена мужу. – Может, уродится что-нибудь и не будем так голодать.

Пошел муж, целый день работал. И вспахал поле, и засеял. Взошла нива всем на удивление.

Когда наступило время жатвы, взял бедняк серп и пошел жать.

Подошел он к полю и видит: птицы со всего света слетелись, покрыли все поле и поедают хлеб.

Рассердился он, стал ругать и проклинать птиц.

Вдруг один черный ворон отделился от птиц, подлетел к нему и сказал:

– Эти птицы – мои гости. Я пригласил их, и если ты меня не осрамишь перед ними, то исполню три любые твои просьбы и дам тебе все, что попросишь.

Согласился крестьянин и пошел домой. Жена спрашивает:

– Где хлеб?

– Не созрел еще, – обманул муж жену. Прошло время.

– Почему не идешь жать? – пристает жена к мужу.

Тут вспомнил муж черного ворона и решил пойти попросить у него что-нибудь взамен своего хлеба.

Идет и не знает, куда идти, не знает, где дом черного ворона. Идет, а навстречу ему бабка дэва.

Уронила бабка веретено и говорит:

– Подними, сынок, не могу нагнуться.

Поднял он веретено и подал ей.

– Куда идешь, сынок? – спросила бабка.

Рассказал он обо всем, что с ним было.

Бабка сказала:

– Твое счастье, сынок, что встретил меня, иначе никогда бы не нашел ты дорогу к черному ворону. Иди прямо, иди, пока не настанет вечер. А настанет вечер – остановись, и черный ворон сам тебя найдет. Поведет домой, принесет тебе много золота, серебра, драгоценных камней и скажет: «Возьми столько, сколько сможешь». А ты скажи: «Ничего я не хочу, кроме твоей ручной мельницы».

– Хорошо, – сказал он, – все исполню по твоему совету.

Пошел. Идет, идет, наступил вечер. Остановился бедняк, ждет. Вышли навстречу ему черные вороны, повели в дом, усадили на ковер, разложили перед ним золото, серебро, жемчуга, драгоценные камни и говорят:

– Бери, сколько поднимешь.

– Не хочу я ни золота, ни серебра, ни жемчуга, ни драгоценных камней, – сказал бедняк, – дайте мне вашу ручную мельницу.

Огорчились черные вороны, но что делать – нельзя же нарушить слово, дали ему ручную мельницу.

Взял бедняк мельницу и понес. Тащит, да так тяжела она, что пот градом катится с него.

– Что сделала со мной проклятая бабка, за что погубила меня: столько золота и серебра давали, а я взял мельницу, что в пот меня вогнала! Зачем мне она, мало ли таких у нас в деревне?

Идет он, тащит мельницу, ворчит, а навстречу ему бабка.

– Ставь мельницу, верти, – говорит она.

Завертел бедняк, и стала мельница осыпать землю всеми лучшими кушаньями, какие только есть на свете. Сели они и хорошенько закусили. Поблагодарил бедняк бабку и понес домой мельницу. Приходит и говорит жене:

– А ну, прибери все хорошенько.

Жена подмела, прибрала все.

Завертел он мельницу, посыпались кушанья. Обрадовалась жена, сели за стол: что съели – съели, что не съели – выбросили.

Зажили муж с женой без нужды.

Радуется муж: «Прокормит нас ручная мельница, не придется второй раз беспокоить черных воронов».

Прошло много времени.

– Не будет того, чтобы я не пригласил царя, – сказал мужик.

Жена сказала:

– Зачем нам приглашать царя?

Но муж все же пригласил царя.

Царь сказал:

– Приму приглашение, но горе тебе, если плохо меня встретишь.

Пришел царь со всеми своими войсками и челядью.

Накрыли стол, подносят ему самые разнообразные кушанья, какие только может пожелать душа.

Царь послал своих советников узнать, кто готовит такие блюда. Вернулись советники и доложили, что сидит одна старуха, крутит мельницу и все кушанья выходят готовыми.

Перестал царь есть, ни до чего не дотрагивается.

Испугался бедняк, спрашивает советников:

– Отчего не изволит царь кушать?

Сказали они, что требует царь его мельницу, иначе не будет кушать.

Что ему оставалось делать? Согласился бедняк:

– Пусть изволит обедать, отдам мельницу.

Забрал царь мельницу, и стал бедняк опять голодать.

Напал на жену его такой гнев, что чуть не задушила мужа. Вспомнил бедняк про обещание ворона. «Ведь он обещал исполнить три моих просьбы, а я у него был только один раз. Пойду-ка снова к нему».

И пошел. Дорогой опять встретил бабку:

– Куда идешь, сынок? – спросила бабка.

Рассказал он ей асе.

Бабка сказала:

– Когда придешь туда, не бери ни золота, ни серебра, ни жемчуга, ни драгоценных камней, скажи: «Ничего я не хочу, кроме вашего осла».

– Хорошо, – ответил он, – все сделаю по твоему совету.

Пришел бедняк к дому черных воронов. Вышли черные вороны, ввели его в дом, обласкали, угостили и разложили перед ним золото, серебро, жемчуг и драгоценные камни.

– Выбирай, что душе угодно.

– Ничего я не хочу, – говорит он, – дайте мне вашего осла.

Упали у воронов сердца: «Чем мы будем жить, если отдадим ему и осла?» Но что делать, нельзя отступать от слова – дали ему осла.

Ведет он осла и думает: «Проклятая бабка, что она со мной сделала, столько золота Мне давали, а я выбрал этого осла, у которого одна кожа да кости, на что он мне?»

Идет, а навстречу бабка – и говорит ослу:

– А ну, закричи, да засыпь его золотом.

Осел закричал – и высыпал столько золота, что совсем не видно под ним крестьянина.

– Теперь вытащи его, – приказала бабка.

Ударил осел копытом, разрыл золото и вытащил из него крестьянина. Обрадовался бедняк, поблагодарил бабку и отправился со своим ослом домой.

Приходит и говорит:

– Дай-ка напиться, старуха.

Та побежала к колодцу, достала свежей воды и подала ему. Напился крестьянин, повернулся к ослу и говорит:

– А ну, закричи, да поставь мне дом о шестнадцати окнах.

Осел закричал, и тотчас появился такой дом, как хотел крестьянин.

Опять зажили мужик с женой счастливо и богато. Опять пригласил крестьянин царя обедать. Потребовал царь в подарок того осла. Отдали ему осла. Царь ушел, а старуха набросилась на мужа и давай его бить.

– Иди сейчас же к воронам, проси у них милости.

Отправился опять бедняк. Шел, шел, видит – навстречу бабка.

– Куда идешь?

– К черным воронам.

– Не бери у них ничего, кроме дубинки, – сказала бабка.

Пошел бедняк к дому черных воронов, вышли к нему черные вороны, ввели его в дом, обласкали, угостили, разложили перед ним золото, серебро и драгоценные камни. От всего отказался мужик, попросил дать ему только дубинку. Удивились вороны, но исполнили его просьбу. Идет крестьянин, несет дубинку и думает: какое-то еще чудо скрыто в ней? Идет, а навстречу ему бабка.

– А ну, – сказала бабка, – завертись, дубинушка, убивать не убивай, но хорошенько проучи дурака за то, что нет у него ума-разума.

Завертелась дубинка и так отколотила крестьянина, что еле доволок он домой ноги.

Приходит и говорит дубинке:

– А ну, завертись, да хорошенько поучи мою старуху.

Завертелась дубинка и отколотила жену.

На другой день взял он чудесную дубинку и пошел к царю. Не пускают его царедворцы.

– А ну, дубинка, – сказал крестьянин, – завертись и хорошенько поучи их!

Завертелась дубинка и так их отколотила, что все с ног попадали.

Вошел он во дворец и прямо к царю:

– Отдавай мою мельницу и моего осла!

Царь разгневался и приказал:

– Выбросьте его вон!

Тогда крестьянин приказал дубинке:

– А ну, дубинушка, если можешь, прояви теперь свою силу!

Завертелась дубинка, взвыл царь и закричал:

– Отдайте ему и мельницу, и осла, и денег подбавьте, только бы убрался поскорей со своей дубинкой!

Так вернул крестьянин и мельницу, и осла, и много еще денег принес в дом.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.23 с.