История развития местного самоуправления в России — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития местного самоуправления в России

2021-02-01 145
История развития местного самоуправления в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г. НИКОЛЬСКОЕ»

 

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

 

«РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II В ОБЛАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

 

                                                                Выполнил: Стариков Константин Александрович,

ученик

 МБОУ СОШ №2 г. Никольское,

Тосненский район

 

                                                                Руководитель: Кретова Наталья Андреевна,

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №2 г. Никольское,

Тосненский район

 

Никольское 

  2017


Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………………….…3

1. История развития местного самоуправления в России………………………....................5

2. Реформы Екатерины II……………………………………………………………………....7

2.1. Губернская реформа……………………………….........................................................7

2.2. Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления……………………………………………………………………………...11

3. Значение реформ Екатерины II в области местного самоуправления…………………..17

Заключение……………………………………………………………………………………...20

Список используемой литературы…………………………………………………………….22

Приложения……………………………………………………………………………………..23


Введение

Актуальность исследования очевидна: Конституция Российской Федерации поставила проблему самоуправления в ранг одной из ключевых проблем формирования власти в постсоветской России, в связи с чем и возник вопрос о принципиальной способности России воспринять самоуправление.

Любая форма осуществления местного самоуправления связана с решением задач, призванных обеспечивать приемлемые условия жизни граждан на местном уровне - от рытья колодцев и сбора общинных податей до надзорно-карательных функций, содержания в надлежащем состоянии культовых и административных зданий, объектов науки и культуры, планирования городов и обслуживания их инфраструктуры.

«Профессиональный» характер этих проблем, выходя на первый план, заслоняет стратегическое значение местного самоуправления, которое, как показала история, начиная со средневековья, имело решающее значение для развития гражданских свобод, демократии, цивилизационной эффективности общества и государства.

Местное самоуправление всегда и везде было подзаконно. Повсеместно, где в той или иной мере действовало местное самоуправление, его осуществляли на низовом уровне местные общины, являясь одновременно органами государственного управления, что давало государству возможность сэкономить на создании собственных органов управления. Конечно, об эффективном исполнении местными общинами государственных полномочий можно говорить лишь тогда, когда они обеспечиваются соответствующими финансовыми средствами со стороны государства.

Объект исследования. Реформы Екатерины II в области местного самоуправления.

Предмет исследования. Процесс становления местного самоуправления при Екатерине II.

Цель. Проанализировать реформы Екатерины II в области местного самоуправления.

Задачи.

· Изучить историю развития местного самоуправления в России,

· проанализировать реформы Екатерины II,

· дать оценку Губернской реформе,

· осветить изменения сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления выявить значение реформ Екатерины II в области местного самоуправления.

3

Степень изученности. Рассматриваемая тема изучалась многими историками на протяжении длительного времени. Так, историки К. Валишевский, Н. И. Павленко, Н. Д. Чечулин, В.О. Ключевский, Л.В. Гильченко, С.М. Соловьев и др., в своих публикациях исследовали развитие местного самоуправления во второй половине XVII века. Ими была подробно рассмотрена данная тема, которую, опираясь на архивы, они раскрыли и сохранили до наших дней.

Исследования на тему реформ Екатерины II были всегда актуальны и рассматривались многими историками в разное время, поэтому, ища информацию в различных источниках, можно узнать различные мнения по данному вопросу.

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, двух параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений, в которых представлены: 1)  «Наставление губернаторам» 1764; 2) Учреждения для управления губерний Всероссийской империи 1775; 3) Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства.

 

 

4

 

Реформы Екатерины II

Заключение

В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

1. Зарождение местного самоуправления, по мнению различных авторов, относится:

Во-первых, ко времени становления и развития общинного строя у славян зарождение общинного самоуправления в России, объединения производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделения власти на центральную и местную;

Во-вторых, к широко распространенной в ранней до монгольской Руси традиции решать на вече;

В-третьих, к первой земской реформой царя Ивана IV в середине XVI в.

При Петре Великом наблюдается жесткая централизация власти и ослаблением местного самоуправления.

2. Только при Екатерине II были заложены основы, ставшие определяющими до введения земских учреждений в 1864 г. Екатерина II стремилась создать из всех сословий местные органы с правами по внутреннему управлению и задачами местного управления. Учреждались губернские и уездные дворянские собрания, избиравшие должностных лиц местной администрации и суда. Сословным обществам предоставлялось право замещать по выбору значительную часть должностей губернской, городской и уездной администрации и суда.

3. Линия Екатерины II на укрепление абсолютизма в государственном управлении, его централизацию и подчинение лично императрице воплощена последовательно в губернской реформе. Ему подчинены таможни, магистраты, разные комиссии, полиция, ямские правления - все «гражданские места», «земские правительства». Губернатор получал огромную власть, функционировавшую прежде вне губернаторского и в сфере центрального подчинения. Вследствие крестьянской войны были выявлены недостатки губернской реформы, и она была модернизирована.

4. В 1785 г. были приняты Жалованная грамота городам и Городовое Положение, объединившие в себе производственный и территориальный принципы становления самоуправления в городах. Анализ Городового Положения 1785 г. показал, что все его нормы были нацелены на развитие мелкого и среднего производства, на создание как можно большего числа собственников в городах, на подъем инициативы людей, от которых зависело все.

В Жалованной грамоте дворянству дворянское звание рассматривалось, как неотъемлемое, потомственное и наследственное качество, распространявшееся на всех членов семьи дворянина.

Введена новая система управления государственными крестьянами: они управлялись губернскими казенными палатами, их уездными структурами, несли тяжелые подати и повинности и сохранили чрезмерно ограниченные законами права в социально-экономической сфере, ведении хозяйства, занятия промыслами.

Духовенство оказалось в полном подчинении у органов самодержавной власти и управления. В 60-е гг. было развернуто наступление на казачье сословное управление.

Решительно и радикально ущемлялись права казачества, расширялись сеть и сфера государственного чиновного люда в казачьем управлении.

 

 

20


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Научная литература:

1. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов 10.А. Эволюция феодализма в России. М. 2006. с. 54.

2. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. Составитель Титов Ю.П. М. 2003.

3. История государства и права России. Под ред. Кара-Мурзы. М. 2003. с. 187.

4. Наставление губернаторам. 21.04.1764 г. Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Нижний Новгород, 2004.

5. Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2007. № 3.

6. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. М., 1987; Т. 2-3. 2001; Т. 4-5. 2004.

7. Валишевский К. Екатерина Великая. Роман императрицы. 1892

8. Павленко Н. Екатерина Великая.2002

9.  Чечулин Н.Д. Екатерина II в борьбе за престол. 1924.

10. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т 25; Глава 2. 1762.

Интернет-ресурсы:

11. Реформы Екатерины II в области местного самоуправления: Курсовая работа: История (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://stud-baza.ru/

12. Государственное и муниципальное управление – Лекция 11 «История местного самоуправления» (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://webarhimed.ru/

 

 

22

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

«Наставление губернаторам» 1764

Желая укрепить местную власть, Екатерина II 21 апреля 1764 года издала «Наставление губернаторам», которое было первым важным документом ее царствования, созданным для дальнейшего усиления внутренней структуры государства.
По этому документу глава губернии подчинялся лишь императрице и Сенату и именовался «главой и хозяином губернии».

В «Наставлении…» губернии объявлялись главными частями России, «и они, – писала Екатерина, – самые те, которые более всего поправления требуют». И далее следовала сентенция о соотношении таких категорий, как «империя» и «губерния». «Все целое, не может быть отнюдь совершенно, если части его в непорядке и неустройстве пребудут». И для того, чтобы вся Россия пришла в порядок, Екатерина издала «Наставление…». По нему губернатор должен был следить за быстрым прохождением дел в губернской канцелярии; затем, чтобы в случае разногласий по делу, брать его под свой контроль и разрешать самому на основании законов. Пункт IV «Наставления…» гласил: «Губернатор недремлющим оком в Губернии своей взирает на то, чтобы все и каждый по званию своему исполнял с возможным радением свою должность, содержа в ненарушимом сохранении указы и узакононения наши, чтоб правосудие и истина во всех судебных, подчиненных ему местах обитали, и чтоб ни знатность вельмож, ни сила богатых совести и правды помрачать, а бедность вдов и сирот, тщетно проливая слезы, в делах справедливых утеснена не была». Если же эти «нерадивые или порочные люди» окажутся среди его чиновников, а еще хуже, если кто-то из них окажется взяточником, то губернатор должен отрешить таковых от должности и представить дело в Сенат на утверждение. Наконец, вменялось губернаторам один раз в три года объезжать губернию, чтобы лично убеждаться в состоянии дел и знать все воочию, а не понаслышке.

«На заре Екатерининского царствования, – резюмируя сказанное, указал академик Ю. В. Готье, – должность генерал-губернатора, там, где она сохранилась, например в Москве, стала приобретать во второй половине века более определенные черты экстраординарной должности государева наместника».

«Наставление Московскому и Санкт-Петербургскому генерал-губернаторам»
Придавая особенное значение двум столицам России, Екатерина развила и дополнила «Наставление губернаторам» от 21 апреля 1764 года еще одним документом – «Наставлением Московскому и Санкт-Петербургскому генерал-губернаторам», поскольку последние, как подчеркивала императрица, в отличие от прочих генерал-

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

губернаторов «указов ни от кого, кроме Нас и Сената Нашего на свою собственную персону не получают».

Московскому и Санкт-Петербургскому генерал-губернаторам давалось право отрешения от должности нерадивых судебных чиновников и осуществление надзора за судами, находящимися на территории их губерний. Они, как и другие губернаторы, должны были раз в три года объезжать вверенную им губернию, «и в проезде своем, поощряя поселян благоразумными к землепашеству увещеваниями и стараясь отвращать тот резиденциям нашим (то есть Москве и Санкт-Петербургу) вред, который происходит от единой только лености земледельцев, ибо окрест резиденции живущие крестьяне, полагаясь на непрочное приобретение малого через другие промыслы прибытка, оставляют полезное земледелие, и тем к собственному своему разорению принуждены покупать хлеб в резиденциях; отчего обитатели сих городов нередко терпят в хлебе дороговизну, тогда, когда могли бы они довольствоваться дешевизною, чрез подвоз хлеба чрез тех же поселян».

Завершалось «Наставление…» следующим: «Впрочем, смотрят сии губернаторы на выгоды и пользы обитающих в их губерниях жителей, и по тому располагаясь, предусматривают государственные пользы к приращению интереса, или неудобства ко вреду народному, и о том всем немедленно представлять Нашему Сенату, а в случае нужды и Нам Самим. Представления свои должны писать ясно и вразумительно, утверждая их неоспоримыми доказательствами и очевидным искусством препровождая; на что и ожидают Нашего решительного указа».


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Учреждения для управления губерний Всероссийской империи 1775

Учреждения для управления губерний Всероссийской империи — важнейший законодательный акт реформы местного управления, принятый 7 ноября 1775 г. в правление императрицы Екатерины II, заложивший основы административно-территориального управления России на длительный полуторавековой период имперского развития.

Кодекс содержал из XXVIII разделов и 412 статей на 215 страницах.

 

Выдержки из Кодекса:

Божиею милостию мы, Екатерина Вторая, императрица и самодержица Всероссийская и прочая, и прочая, и прочая, объявляем все нашим верноподданным…

Глава I. Примерный штат губернии, в коей столица

1. Дабы губерния порядочно могла быть управляема, полагается в оной от трех сот до четырех сот тысяч душ.

2. Для управления же губернии полагается главнокомандующий в отсутствии императорского величества.

3. В губернии учреждается правитель или губернатор.

4. В губернии учреждается правление губернское.

5. В губернском правлении заседает главнокомандующий, правитель или губернатор с двумя советниками.

6. В губернии учреждается палата уголовного суда.

7. В палате уголовного суда заседает председатель один, два советника и два ассесора.

8. В губернии учреждается палата гражданского суда.

9. В палате гражданского суда заседает председатель один, два советника и два асессора.

10. В губернии определяется губернский землемер.

11. В губернии учреждается палата для домостроительных дел и управления казенных доходов и. в.

12. В казенной палате заседает поручик правителя или вице-губернатор, директор экономии или домоводства, один советник, два асессора и один губернский казначей.

13. В губернии учреждается верхний земский суд, а буде обширность губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии более одного верхнего земского суда.

14. В верхнем земском суде заседает первый и второй председатель и десять заседателей.

15. Буде нужда того требует, то губернию разделить на области или провинции.

16. Губернии и области разделяются на уезды или округа.

17. В уезде, или округе считается от двадцати до тридцати тысяч душ.

18. В каждом уезде, или округе учреждается уездный, или окружный суд.

19. В уездном, или окружном суде заседают уездный, или окружный судья и два заседателя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

20. При каждом уездном суде учреждается место под названием: дворянская опека.

21. В дворянской опеке председает уездный дворянский предводитель и заседает уездный судья и его заседатели.

22. В каждом уезде или округе учреждается нижний земский суд.

23. В нижнем земском суде заседают земский исправник или капитан, и два или три заседателя, смотря на обширность уезда.

24. В каждом уезде или округе определяется уездный казначей один, землемер присяжный один, доктор один, лекарь один, подлекарей два и лекарских учеников два.

25. В каждом городе, где нет коменданта, определяется городничий, в столице же обер-полицеймейстер.

26. По городам и посадам старосты и судьи словесного суда остаются на прежнем основании.

27. Ратушам быть только по посадам.

28. В городах остаться имеют городовые магистраты.

29. В городовом магистрате присутствовать имеют два бургомистра и четыре ратмана.

30. При каждом городовом магистрате учреждается городовый сиротский суд.

31. В городовом сиротском суде председает городский глава и заседают два члена городового магистрата и городовый староста.

32. В губернии учреждается губернский магистрат, и буде обширность губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии более одного губернского магистрата.

33. В губернском магистрате заседает первый и вторый председатель и шесть заседателей.

34. В губернии учреждается по усмотрению главнокомандующего, соображаясь с обширностию губернии обстоятельствами разнообразных; уездов, для однодворцев и прочих, о коих в 335 статье ниже сего сказано, у каждых от 10 и 30 тысяч душ, по одному суду под названием: нижняя расправа.

35. В нижней расправе заседает расправный судья и восемь заседателей, из коих двое отсылаются для заседания в нижнем земском суде и двое для заседания в совестном суде, по делам до их селений касающимся.

36. В губернии, где учреждена одна или более, нижняя расправа, там учреждается и суд под названием: верхняя расправа; и буде обширность губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии более одной верхней расправы.

37. В верхней расправе заседают первый и вторый председатель и десять заседателей.

38. В губернии учреждается по одному приказу под названием: Приказ общественного призрения.

39. В Приказе общественного призрения председает губернатор сам и заседают двое заседателей верхнего земского суда, двое заседателей губернского магистрата, да двое заседателей верхней расправы (где есть; где же которых нет, то само собою разумеется, что в заседании не будет).

40. В губернии учреждается по одному суду под названием совестный суд.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

41. В совестном суде председает судья совестного суда той губернии, и заседают по дворянским делам двое дворян, по городовым делам двое граждан, по расправным делам двое поселян.

42. При губернском правлении и при палатах определяется губернский прокурор, губернский стряпчий казенных дел, и губернский стряпчий уголовных дел.

43. При верхнем земском суде определяется прокурор, стряпчий казенных дел и стряпчий уголовных дел.

44. При губернском магистрате определяется прокурор, стряпчий казенных дел и стряпчий уголовных дел.

45. При верхней расправе определяется прокурор, стряпчий казенных дел и стряпчий уголовных дел.

46. В каждом уезде, или округе определяется уездный стряпчий один.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

дозволяется в вотчинах их заводить местечки и в них торги и ярмонки. Благородным подтверждается право иметь или строить, или покупать домы в городах и в оных иметь рукоделие. Благородным дозволяется оптом продавать или из указных гаваней за моря отпускать товар, какой у каго родится, или на основании законов выделан будет, ибо им не запрещается иметь или заводить фабрики, рукоделия и всякие заводы.» Кроме того, отмечалось: «Благородной самолично изъемлется от личных податей.»

Процессуальные (судебные) права — дворянина мог судить только суд равных, лишение вышеуказанных в пп.1-2 прав осуществлялось только по суду.

Сословное самоуправление дворянства. Дворяне имели право создавать свои общества, то есть Дворянские Собрания. Эти Собрания обладали имущественными правами (например иметь свои финансы, служащих и т. д.) Имели Собрания и политические права: например, подавать свои «прожэкты» императору.

В состав Собрания входили все дворяне, имевшие имения в данной губернии. Управлял дворянским самоуправлением губернский предводитель дворянства. Кандидатура последнего утверждалась губернатором. Собрание избирало также заседателей в сословные суды и полицейских должностных лиц. Устранялись от выборов дворяне, не имевшие земель и не достигшие 25-летнего возраста. Ограничивались при выборе прав дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных судом исключали из состава собрания.

Составление дворянских родословных книг. Уездные предводители осуществляли составление родословных книг. Все потомственные дворяне обладали равными правами независимо от разницы в титулах и древности рода. В Родословные книги вносились только потомственные дворяне, личные дворяне в них не вносились.

Значение. Жалованная грамота дворянству завершила правовую консолидацию этого сословия, начатую Петром I (Указ о единонаследии).

Грамота, вслед за Манифестом Петра III, предоставила дворянам возможности развития их творческих и управленческих способностей, позволила ощутить себя реальной движущей силой общества. Все потомственные дворяне обладали равными правами независимо от разницы в титулах и древности рода. Закрепленные за дворянами права определялись как вечные и неизменные.

 

 

23


[1] ПРИЛОЖЕНИЕ 1

7

[2] ПРИЛОЖЕНИЕ 2

[3] Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов 10.А. Эволюция феодализма в России.М. 2006. с. 54.

8

[4] Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. Составитель Титов Ю.П.

М. 2003.

 

10

 

[5] ПРИЛОЖЕНИЕ 3

12

[6] История государства и права России. Под ред. Кара-Мурзы. М. 2003. с. 187.

14

[7] ПРИЛОЖЕНИЕ 2

17

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г. НИКОЛЬСКОЕ»

 

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

 

«РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II В ОБЛАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

 

                                                                Выполнил: Стариков Константин Александрович,

ученик

 МБОУ СОШ №2 г. Никольское,

Тосненский район

 

                                                                Руководитель: Кретова Наталья Андреевна,

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №2 г. Никольское,

Тосненский район

 

Никольское 

  2017


Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………………….…3

1. История развития местного самоуправления в России………………………....................5

2. Реформы Екатерины II……………………………………………………………………....7

2.1. Губернская реформа……………………………….........................................................7

2.2. Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления……………………………………………………………………………...11

3. Значение реформ Екатерины II в области местного самоуправления…………………..17

Заключение……………………………………………………………………………………...20

Список используемой литературы…………………………………………………………….22

Приложения……………………………………………………………………………………..23


Введение

Актуальность исследования очевидна: Конституция Российской Федерации поставила проблему самоуправления в ранг одной из ключевых проблем формирования власти в постсоветской России, в связи с чем и возник вопрос о принципиальной способности России воспринять самоуправление.

Любая форма осуществления местного самоуправления связана с решением задач, призванных обеспечивать приемлемые условия жизни граждан на местном уровне - от рытья колодцев и сбора общинных податей до надзорно-карательных функций, содержания в надлежащем состоянии культовых и административных зданий, объектов науки и культуры, планирования городов и обслуживания их инфраструктуры.

«Профессиональный» характер этих проблем, выходя на первый план, заслоняет стратегическое значение местного самоуправления, которое, как показала история, начиная со средневековья, имело решающее значение для развития гражданских свобод, демократии, цивилизационной эффективности общества и государства.

Местное самоуправление всегда и везде было подзаконно. Повсеместно, где в той или иной мере действовало местное самоуправление, его осуществляли на низовом уровне местные общины, являясь одновременно органами государственного управления, что давало государству возможность сэкономить на создании собственных органов управления. Конечно, об эффективном исполнении местными общинами государственных полномочий можно говорить лишь тогда, когда они обеспечиваются соответствующими финансовыми средствами со стороны государства.

Объект исследования. Реформы Екатерины II в области местного самоуправления.

Предмет исследования. Процесс становления местного самоуправления при Екатерине II.

Цель. Проанализировать реформы Екатерины II в области местного самоуправления.

Задачи.

· Изучить историю развития местного самоуправления в России,

· проанализировать реформы Екатерины II,

· дать оценку Губернской реформе,

· осветить изменения сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления выявить значение реформ Екатерины II в области местного самоуправления.

3

Степень изученности. Рассматриваемая тема изучалась многими историками на протяжении длительного времени. Так, историки К. Валишевский, Н. И. Павленко, Н. Д. Чечулин, В.О. Ключевский, Л.В. Гильченко, С.М. Соловьев и др., в своих публикациях исследовали развитие местного самоуправления во второй половине XVII века. Ими была подробно рассмотрена данная тема, которую, опираясь на архивы, они раскрыли и сохранили до наших дней.

Исследования на тему реформ Екатерины II были всегда актуальны и рассматривались многими историками в разное время, поэтому, ища информацию в различных источниках, можно узнать различные мнения по данному вопросу.

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, двух параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений, в которых представлены: 1)  «Наставление губернаторам» 1764; 2) Учреждения для управления губерний Всероссийской империи 1775; 3) Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства.

 

 

4

 

История развития местного самоуправления в России

В современной науке не сложилось единого мнения о времени зарождения российского самоуправления. Ряд авторов относят зарождение общинного самоуправления в России ко времени становления и развития общинного строя у славян, объединения производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделения власти на центральную и местную.Другие авторы ведут отсчет российского городского самоуправления от широко распространенной в ранней домонгольской Руси (X - XI вв.) традиции решать на вече (от старославянского «веет» - совет) важнейшие вопросы общественной жизни вплоть до приглашения или изгнания князя. Наиболее полно идея вечевого правления была реализована в двух русских феодальных республиках - Новгороде и Пскове, ликвидированных уже во времена Ивана Грозного, где считали вече органом народной власти. Из Новгородской республики идут первые идеи об общественной самостоятельности как основе власти.

Третья группа авторов связывает начальный этап зарождения российского самоуправления с первой земской реформой царя Ивана IV в середине XVI в. По их мнению, с этого времени началось развитие ростков, отдельных элементов местного самоуправления в России. В 1555 г. Иван IV упраздняет систему кормления и вводит земские учреждения, которые уже не имели всесословного характера и в их участии не принимали служилые люди. Земские учреждения обладали экономической, финансовой, полицейской и судебной властью.

В XVII веке устанавливается система приказного воеводского управления на местах, местное управление бюрократизируется. Одновременно существуют губные и земские учреждения. Позднее воевода по отношению к губным учреждениям становится начальником. Земские учреждения в финансовой и экономической деятельности сохранили свою самостоятельность.

Начала земской системы местного самоуправления наряду с бюрократической и сословной существовали и при Петре I. Существовали бурмистерские палаты, земские избы под председательством бурмистра. В 20-е годы XVIII века эти органы заменяются на магистраты и суд отделяется от администрации. Губернаторы и воеводы не могли вмешиваться в деятельность суда, хотя могли приостановить исполнение судебных решений. В последствии магистраты были упразднены преемниками Петра I, оставались губернаторы и воеводы.

5

Имя Петра Великого всегда связывают с реформами в России. Реформировалась, и причем радикально, система управления русским государством. Реформы сопровождались резким усилением центральной власти и ослаблением местного самоуправления (как и следует из общей теории, согласно которой в чрезвычайных обстоятельствах централизация власти необходима в том числе и для скорейшего выхода их них).

Для эпохи Петра I характерно усиление государственного вмешательства в частные дела, рост бюрократической опеки над обществом. Следует признать, что Петр добился решения чрезвычайно важных для России задач, но добился этого чрезвычайными методами с помощью чрезмерной централизации власти в своих руках.

Только при Екатерине II, в последней четверти XVIII века были заложены основы, ставшие определяющими до введения земских учреждений в 1864 г. Екатерина II стремилась создать из всех сословий местные органы с правами по внутреннему управлению и задачами местного управления. Учреждались губернские и уездные дворянские собрания, избиравшие должностных лиц местной администрации и суда. Сословным обществам предоставлялось право замещать по выбору значительную часть должностей губернской, городской и уездной администрации и суда.

 

6

 

Реформы Екатерины II


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.