Программа групповых занятий с детьми 5-6 лет — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Программа групповых занятий с детьми 5-6 лет

2021-02-01 199
Программа групповых занятий с детьми 5-6 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Трудное чувство «дружба»

 

Занятие 1. Что такое дружба?

Упражнение 1. «Приветствие».

Ведущий поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые вверх ладоши с ладошками ребенка, приговаривая: «Здравствуй,... (имя)». Ребенок отвечает: «Здравствуйте,... (имя ведущего)». Так ведущий проходит по всему детскому кругу.

Упражнение 2. «С кем я дружил летом».

Ведущий просит ребят вспомнить и рассказать о том, с кем и как они подружились летом.

Упражнение 3. Работа со сказкой.

Ведущий рассказывает детям сказку о цветке, которому никак не удавалось подружиться, просит их подумать, почему это произошло, а затем объяснить, как незабудка все-таки сумела сделать это.

Незабудка не смогла подружиться (Гавриченко О.)

Недалеко от большого города был лес, а в лесу была поляна, на которой росли разные лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве запевали свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.

Цветы на этой поляне были разнообразные, и они уме ли разговаривать. Каждый из цветов рассказывал другому лесные новости или играл в мячик из капелек росы.

Всем цветам было весело и интересно жить на этой лесной поляне.

Однажды утром на поляне появился новый цветок на тоненьком стебельке с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном.

¾ Ты похож на обыкновенную траву, — сказали большие красные цветы Мака, — ведь ты такой зеленый.

¾ Нет, — ответил новый цветок, — я цветок Незабудка.

¾ Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся! — сказали Ромашки, покачиваясь на тонких ножках. — Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно и цветов по имени Незабудка не знаем.

¾ Таких цветов не бывает, — зазвенел Колокольчик, — нас много живет на этой поляне, мы не знаем цветов по имени Незабудка.

И все цветы на поляне сказали:

¾ Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем дружить с тобой.

Маленькая тоненькая зеленая Незабудка посмотрела на себя: «Да. Я вся зеленая, и бутон мой не раскрылся, никто и говорить со мной не хочет, и играть тоже...» От этой мысли она почувствовала себя очень одинокой и всеми покинутой. Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, и нераспустившийся бутон наклонился к земле... Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил Незабудку спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки:

¾ Смотрите, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. Я похожа на солнце.

¾ А мы, — зазвенели колокольчики, — самые звонкие на всей поляне! Мы знаем много песен и лесных историй.

А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее никто и не слушал, ведь она была не похожа на цветок.

«Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился и они увидели, что я тоже цветок», — так думала Незабудка.

Вдруг на поляну пришли люди, и Незабудка испугалась, что на нее наступят и уже никто никогда ее не увидит, ведь она такая же зеленая и тонкая, как трава. Но этого не случилось.

На следующий день Незабудка так сильно постаралась, так сильно напрягла свои силы, что из бутона появился цветок — очень красивый, голубой с белым, по форме своей непохожий ни на один цветок на поляне.

На радостные голоса цветов прилетели птицы, которые стали щебетать:

¾ Летая по всему лесу, мы нигде не встречали такого прекрасного и необычного цветка.

Цветы устроили бал в честь Незабудки, где она танцевала и пела лучше всех и рассказала самую интересную лесную историю. Бал в ее честь продолжался целый месяц. Ее выбрали Королевой бала цветов, и на ее венчике засверкала корона. Незабудка на королевском троне испытала большое счастье и радость, ведь она сама смогла найти в себе силы для того, чтобы ее бутон раскрылся и все увидели, что она Незабудка — прекрасный цветок.

Упражнение 4. «Волшебник».

Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем одному из них завязывают глаза и переводят на другое место в кругу. Ему необходимо представить себя волшебником и, почувствовав плечи друзей, угадать, кто стоит рядом с ним.

Упражнение 5. «Всем-всем до свиданья».

Дети ставят свои кулачки «столбиком», затем громко кричат: «Всем-всем до свиданья», и убирают кулачки.

 

Занятие 2. Дружба – это помощь

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Дружба».

Дети мысленно рисуют картинку, а затем рассказывают о том, что у них получилось. В ходе обсуждения рассказов ведущий подводит детей к выводу, что во многих картинках присутствовала тема помощи. Значит, дружить — это не только вместе играть, но и помогать друг другу.

Упражнение 2. «Помоги другу, или Самая дружная пара».

Дети делятся на пары. Одному из пары завязывают глаза. Па полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку из пары необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.

Упражнение 3. «Пересядьте все, кто...»

Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Пересядьте все, кто любит мороженое,... плавать в реке,... ложиться спать вовремя,... убирать игрушки и т.п.» Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.

Упражнение 4. «Паровозика».

Ведущий выбирает одного из детей на роль паровозика. Дети вагоны становятся в круг. Паровозик подъезжает, здоровается с каждым: «Здравствуй (имя), ты мне очень нужен, чтобы везти (дядю, папу, молоко и т.н.)». Так паровозик подходит к каждому. Объявляет: «Загружаемся, поехали...» Затем: «Приехали...» Обращаясь к каждому по имени, говорит: «Спасибо тебе за то, что помог отвезти...»

Затем дети становятся в круг и хором повторяют слова: «Когда нас много, мы сильные и многое можем. Мы — это дети».

Упражнение 5. «Кого укусил комарик» (упражнение на расслабление).

Дети садятся кругом. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, одного из них незаметно от других он тихонько щиплет - «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и догадываются, кого «укусил комарик».

Упражнение 6. «Всем-всем до свиданья».

 

Занятие 3. Кто такой настоящий друг?

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Настоящий друг».

Ведущий предлагает детям нарисовать мысленную картинку, в которой бы присутствовал хороший друг, а затем рассказать о нем группе. Делается вывод, что хорошим другом может быть брат, сестра или сверстник, а может быть собака, кошка, цветок или даже капельки росы (в зависимости от рассказов детей).

Упражнение 2. «Маша — настоящий друг, потому что...»

В центр круга выходит один ребенок. Ему необходимо пригласить в круг своего настоящего друга из группы и закончить предложение: «(Имя) - настоящий друг, потому что...» Далее в круг приглашается другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока своих друзей в круг не пригласят все дети.

Упражнение 3. «Настоящий друг в нашей группе».

Каждый ребенок загадывает кого-либо в группе, которого он считает настоящим другом, а затем без слов изображает его походку и жесты. Остальным нужно догадаться, кто из ребят был задуман.

Упражнение 4. «Мои другие друзья».

Ведущий напоминает ребятам, что в числе друзей они называли и разных животных. Предлагает им по очереди изображать своих друзей животных.

Упражнение 5. «Всем-всем до свиданья».

 

Занятие 4. Дружба – это помощь

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Дружба».

Упражнение 2. «Я хочу с тобой подружиться».

Выбирается водящий, который произносит слова «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из детей. Ребенку нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему, пожать руку Далее водит он.

Упражнение 3. «Я не хочу подружиться».

Ведущий поочередно показывает ребятам картинки, на которых изображены дети, испытывающие разные чувства. Он просит сначала отгадать чувства, а затем сказать, с какими из изображенных на картинках детей им не хочется дружить и почему.

Упражнение 4. «С кем я подружился».

Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4 — 6 отверстиями по размеру детской руки. Соответственно 4 — 6 участников засовывают руки в коробку (ее придерживает ведущий), закрывают глаза. Затем находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились, подружились.

Упражнение 5. Работа со сказкой.

Дети слушают и обсуждают сказку о Бобердулике. Смелый Бобердулик (И. Орлова)

В один прекрасный весенний день в лесу появилось странное существо. Маленькое, с очень необычным хвостом и огромными зубами. Как оно попало в этот лес, никто не знал, и было ему очень одиноко, потому что он никого не знал и, судя по всему, просто заблудился.

Существо шло по дорожке и вдруг услышало с ветки: «Хи-хи, посмотрите, какой странный, какой-то урод!». Оно подняло голову и стало присматриваться. Это были белки, они прыгали с ветки на ветку и громко смеялись:

¾ Эй! Тебя как зовут?

¾ Бобердулик, — ответило существо.

¾ Как-как?

¾ Бо-бер-дулик,

¾ И имя у него какое-то дурацкое, — сказали белки, —

¾ А ты кто?

¾ Не знаю, — ответило существо. — А можно мне с вами поиграть?

¾ Нет, - ответили белки и убежали.

Бобердулику стало грустно, и он пошел дальше. Вдруг зашевелились кусты, и из кустов вышел зайчонок. Увидев Бобердулика, он закричал:

¾ Мама, мама, тут кто-то очень страшный!

¾ Я не страшный, — сказал Бобердулик. — Я никого не обижаю и не делаю ничего плохого. Почему надо мной смеются или меня боятся?

¾ А ты посмотри на себя, - сказал зайчонок. И ускакал прочь.

Грустно стало Бобердулику, и он заплакал. Он шел и плакал и не заметил, как вышел к реке, возле которой росло высокое дерево. Сел Бобердулик под дерево и так просидел до темноты, а потом заснул. Проснулся он от шума и странного запаха, которого раньше никогда не знал. Оказалось, что в лесу случился пожар, и звери выбежали к реке, но пламя подбиралось очень быстро, и единственным спасением было быстро перебраться через реку. Но все маленькие зверюшки не умели плавать. А наш Бобердулик был очень добрым. И поэтому ему захотелось помочь зверюшкам, хотя он тоже испугался огня и хотел убежать. Он стал грызть дерево, под которым спал ночью, и так быстро и ловко это у него получилось, что через несколько минут дерево уже упало и все звери перебежали на безопасный берег. Когда все успокоились, белки и зайчонок извинились перед Бобердуликом:

¾ Извини, мы не знали, что ты такой смелый.

И тут все вдруг услышали:

¾ Кар-кар!

Бобердулик поднял голову и увидел ворону.

¾ Что тут сидишь? — спросила ворона. — Твои родители ищут тебя.

И тут же из леса вышла семья бобров. И сразу все поняли, что странный и непонятный зверь оказался обыкновенным бобром, только маленьким. Родителям Бобердулика рассказали, что случилось с их сыном, и как он всех спас. Они очень порадовались за малыша, поблагодарили ворону и пошли домой. Уходя, Бобердулик сказал зверюшкам, что будет обязательно приходить в гости.

¾ Мы будем тебя ждать! - ответили ему белочки и зайчонок.

Упражнение 6. «Всем-всем до свиданья».

 

Занятие 5. Какие чувства мешают дружить

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Радость».

Упражнение 2. «Вспомним чувства».

Каждый ребенок получает картинку с изображением того или иного чувства (можно использовать для этого «Азбуку настроений»). Затем он без слов, используя только мимику, демонстрирует свое чувство группе. Детям необходимо догадаться, какое чувство было изображено у него на карточке.

Упражнение 3. «Какие чувства мешают дружить».

Ведущий говорит детям, что у каждого человека есть свое любимое чувство. Кто-то чаще радуется, кто-то обижается, кто-то злится, кто-то завидует. Кто-то всегда боится, а кто-то всех любит. Ведущий предлагает детям подумать, какие чувства помогают дружить, а какие — мешают.

Упражнение 4. «Сердитый мальчик — веселая девочка».

Ведущий на ушко дает детям по очереди задание изобразить сердитого мальчика, веселую девочку, обиженного мальчика, пугливую девочку. Остальные дети обсуждают, хочется ли им иметь такого друга и почему.

Упражнение 5. «Цветок дружбы».

Ведущий предлагает детям превратиться в красивые цветы, с которыми хочется дружить, Каждый ребенок выбирает себе цветок, в который он хотел бы превратиться. Затем ведущий работает поочередно со всеми детьми. Сначала он «сажает семечко» - ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает головку - он «семечко». Ведущий поглаживает его - «закапывает ямку». Затем из пипетки слегка капает на головку водой - поливает. «Семечко начинает расти» - ребенок тихонько встает, поднимая вверх руки. Ведущий помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастает», дети хором кричат ему: «Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой».

Упражнение 6. «Коровы, собаки, кошки».

Дети делятся на три группы, каждая из которых становится каким-либо животным. Затем детям завязывают глаза, и они несколько минут, «разговаривая на языке» этого животного, ходят, но группе. После этого по команде ведущего они начинают, прислушиваясь к мычанию, лаянью и мяуканью, искать своих «родственников», «говорящих на том же языке».

Упражнение 7. «Всем-всем до свиданья».

 

Занятие 6. Дружба

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Дружба».

Упражнение 2. «Подари подарок другу».

Дети бросают друг другу мячик и называют подарки, которые они подарили бы, если бы были волшебниками, например: «Я дарю тебе всегда голубое небо» и т.п.

Упражнение 3. Работа со сказкой.

Дети слушают и обсуждают сказку. Особенное растение (О. Хухлаева)

Наступила весна. Зазеленели листочки на деревьях, прилетели птицы, которые улетали на зиму в теплые края. В лесу на полянах стала появляться зеленая травка и первые растения. Одни росли на пригорках, где много солнышка, другие — в низинах и оврагах, а некоторые — вдоль дорог и лесных тропинок.

Днем все растения радовали людей своей красотой и весенним ароматом. А вечером, когда темнело и становилось тихо, разные растения рассказывали друг другу удивительные истории. Каждый вечер они выбирали кого-то одного и внимательно слушали его рассказ.

И вот однажды, когда рассказали свои истории одуванчик, мать-и-мачеха, осока и камыш, вдруг с дороги раздался тихий голос: «Я еще не рассказал свою историю». «Кто там пищит у дороги?» — басом спросил камыш. «Это я, подорожник. Я хотел бы...» — подорожник очень стеснялся говорить. «Ну и чего ты хотел бы? Неужели тоже историю рассказать? — заговорили все растения одновременно. — Да разве у тебя бывает в жизни что-то интересное, ты вечно в пыли! Какая от тебя польза?» Подорожник хотел ответить, но промолчал. И все скоро забыли о нем.

А подорожник начал разговор сам с собой: «Разве я могу сравниться с этими прекрасными растениями? Кто может сравниться с красотой камыша? А одуванчик? Только он так быстро умеет менять свои наряды! А какое варенье варят из него! А у меня нет ни запаха, ни красоты, ни красивого платья...» От этих мыслей подорожнику стало невыносимо горько, и он разрыдался. Медленно наступила ночь, в лесу становилось прохладно. Подорожник плакал и приговаривал: «Ну и пусть холодно. Пусть я заболею и умру. Все равно никому не нужен».

Проснулся он от ласкового прикосновения солнышка. Хотел улыбнуться, но вспомнил вчерашний день и загрустил. Вдруг с поляны раздался детский плач - это какой-то малыш упал и разбил коленку. Из ранки текла кровь, и мама его бегала по поляне и громко кричала: «Ну, где же подорожник? Только он может помочь!»

«Ой, это меня ищут. Это моя помощь требуется малышу», — подумал подорожник. И он стал изо всех сил шевелить листочками, привлекая к себе внимание. А когда женщина увидела его, то он протянул ей самый лучший листок. «Спасибо, подорожник, что ты есть», — сказала женщина, приложила листочек к ранке сына, и они пошли дальше.

И только тогда все растения увидели, какой он, маленький подорожник! Растения подружились с подорожником, который оказался еще и интересным собеседником, умевшим рассказывать замечательные истории.

Упражнение 4. «Всем-всем до свиданья».

Тема 2. Как можно изменить чувства другого человека

 

Занятие 7. Как помочь грустному человеку

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на свободную тему.

После того как ребенок опишет группе свою картинку, ведущий предлагает «подписать» под ней подходящее чувство.

Упражнение 2. «Грустная Маша».

Ведущий говорит детям, что некоторые мысленные картинки, нарисованные ими, были веселыми, а некоторые — грустными. И это понятно, потому что у детей в жизни бывают и веселые, и грустные ситуации. Предлагает поговорить сегодня о грустных ситуациях и вспомнить некоторые из них. Затем ведущий выбирает ребенка, который придумывал самые яркие ситуации, на роль грустной Маши. Грустная Маша садится на стульчик перед группой, делает грустное выражение лица. Дети по очереди подходят к ней и пытаются утешить ее. Ведущий помогает детям, предлагая различные способы воздействия: сказать добрые слова, погладить, позвать поиграть, рассмешить. Когда Маша улыбнется, она возвращается в круг. Ее место занимает тот, кому удалось заставить ее улыбнуться. В конце игры ведущий предлагает детям дома понаблюдать за мамой, когда она загрустит, и каким-нибудь способом утешить её.

Упражнение 3. «Веселые обезьянки».

Ведущий предполагает, что, может быть, в группе еще остались грустные ребята и тогда их нужно развеселить. Предлагает для этого провести «экскурсию в обезьянник». Дети встают в круг, ведущий изображает обезьянок (подражая мимике, жестам, движениям тела), дети повторяют за ним.

Упражнение 4. «Обезьянки уснули».

Детям сообщается, что обезьянки любят спать вместе, прижавшись друг к другу. Предлагается попробовать «лечь спать, как обезьянки», при этом не толкнуть и не обидеть друг друга.

Упражнение 5. «Всем-всем до свиданья».

 

Занятие 8. Как помочь сердитому человеку

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Я сержусь».

В процессе обсуждения делается вывод, что «сердитки» приводят либо к слезам, либо к кулакам, поэтому нужно помогать сердитому человеку избавиться от них.

Упражнение 2. «Миша рассердился».

Ведущий рассказывает детям о мальчике Мише, который рассердился на кого-то за что-то, и просит детей сначала показать, как будет выглядеть сердитый Миша, сердито произнести Мишины слова: «Отойди от меня», попробовать догадаться, почему же рассердился Миша. Далее обсуждается, было ли рассерженному Мише весело или грустно, можно ли его за что-либо пожалеть. Можно предложить одному из детей «превратиться» в Мишу, а остальным различными способами пожалеть его.

Упражнение 3. «Мама рассердилась».

Ведущий говорит детям, что взрослые тоже иногда сердятся, потом сами сильно от этого огорчаются, поэтому им нужно помогать избавляться от «сердиток». Далее один ребенок играет роль мамы, которая рассердилась. На что она рассердилась, он придумывает сам. Остальные по очереди играют роль ребенка, который пытается «снять сердитки с мамы». В конце игры дети хором проговаривают: «Чтоб сердиться мама перестала, я ей слово доброе сказала, а потом сердечно приласкала».

Упражнение 4. «Ласковое имя».

Детям предлагается поиграть в эту игру, потому что очень трудно сердиться, когда тебя называют ласково.

Упражнение 5. «Всем-всем до свиданья».

Тема 3. Герои русского фольклора – какие они?

 

Занятие 9. Баба Яга

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Что-то очень страшное».

Упражнение 2. «Конкурс на самую страшную Бабу Ягу».

Ведущий говорит о том, что один из самых страшных персонажей сказок — это Баба Яга, предлагает в нее превратиться. Дети по очереди выходят из комнаты, надевают маску Бабы Яги. Ведущий при этом проговаривает: «Была Саша — стала Баба Яга». Затем ребенок возвращается в группу и пугает остальных. Определяется, кому удалось показать самую страшную Бабу Ягу. Дети вспоминают секреты, выученные в прошлом году: «Чтобы не бояться, надо расслабляться. Чтобы не бояться, надо рассмеяться».

Упражнение 3. «У Бабы Яги заболели зубы».

Ведущий сажает на стульчик перед группой самую выразительную Бабу Ягу. Предлагает показать, как у нее заболели зубы, как ей больно и страшно идти в поликлинику, а ребят просит по очереди пожалеть ее.

Упражнение 4. «У Бабы Яги нет друзей».

Ведущий рассказывает детям, что они так хорошо пожалели Бабу Ягу, что у нее зубы болеть перестали, а сама она сильно подобрела («Чтобы злой подобрел, я его пожалел»). Но она все равно продолжает грустить, потому что у нее нет друзей. Далее ребята по очереди подходят к ней и жмут руку со словами: «Бабушка Яга, я хочу с тобой подружиться». Ведущему нужно следить за наличием при этом контакта глаз. Хорошо, если эту роль после ребят исполнит ведущий, воспитательница.

Упражнение 5. «Всем-всем до свиданья».

 

Занятие 10. Баба Яга

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Семья Бабы Яги».

Упражнение 2. «Когда Баба Яга была маленькой».

Детям необходимо придумать и изобразить Бабу Ягу в колясочке, в детском саду, в школе, влюбленную Бабу Ягу и т.п.

Упражнение 3. «Мы потерялись».

Ведущий просит детей представить себе, что они потерялись в глухом лесу и очень испуганы. И тут появляется страшная Баба Яга (ведущий надевает маску и сам играет ее роль). Куда детям деваться? Они просят ее: «Покажи, куда нам идти надо?» А Баба Яга отвечает: «Ладно, покажу, если вы скажете, в чем каждый из вас самый-самый. Кто самый смелый, кто самый ласковый, кто самый честный, кто самый веселый и т.п.». Далее каждый ребенок называет вслух какое-либо свое хорошее качество.

Упражнение 4. «Бабе Яге грустно».

Ведущий продолжает исполнять роль Бабы Яги. Он говорит, что отпускает детей домой и покажет дорогу, но просит напоследок сочинить про нее добрую сказку, потому что во всех сказках Баба Яга плохая, а ей очень хочется быть хорошей. Дети по кругу сочиняют эту сказку, добавляя каждый по нескольку предложений.

Упражнение 5. «Всем-всем до свиданья».

 

Занятие 11. Баба Яга

Упражнение 1. «Забывчивая Баба Яга».

Ведущий играет роль Бабы Яги, которая все-все про себя забыла: забыла свой характер, что надо ей делать, только имя помнит. Ведущий — Баба Яга просит детей помочь ей вспомнить, как нужно жить. После того как Баба Яга выслушает рассказы детей, она говорит, что ей надоело быть одной и той же, она хочет быть разной. И дети все вместе придумывают и танцуют танец «глупой Бабы Яги».

Упражнение 2. «Танец Бабы Яги».

Дети становятся в круг и придумывают танец Бабы Яги - сначала глупой, потом умной, злой, доброй.

Упражнение 3. «Бабе Яге надоело быть собой».

Ведущий Баба Яга сообщает детям, что ей надоело быть собой. Баба Яга показывает движения, дети повторяют. Кто ошибается, становится Бабой Ягой и показывает остальным движения.

Упражнение 4. «Рисунок "Баба Яга в гостях в нашем детском саду"».

Дети выполняют рисунок на эту тему.

Упражнение 5. «Всем-всем до свиданья».

 

Занятие 12. Змей Горыныч

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Самое страшное».

Упражнение 2. «Конкурс "боюсек"».

Дети по кругу в быстром темпе придумывают самые разные страхи людей. Тот, кто затрудняется назвать страх, выбывает из игры.

Упражнение 3. «Самый страшный Змей Горыныч».

Ребята по очереди играют роль Змея Горыныча: мимикой, жестами, походкой, голосом. Выбирается самый выразительный Змей Горыныч. С ним ведущий организует беседу: где он живет, с кем, что любит и чего боится? Далее Змей Горыныч пугает детей, а они вспоминают и отрабатывают «секреты», полученные на предыдущих занятиях.

 

Упражнение 4. «Один день из жизни Змея Горыныча».

Дети коллективно придумывают, как проходит день Змея Горыныча, как он просыпается, хочет ли вставать. Как умывается, завтракает. Как идет в детский сад, в школу или на работу и т.п.

Упражнение 5. «Смешной Змей Горыныч».

Ребята рисуют Змея Горыныча так, чтобы он получился как можно более смешным.

Упражнение 6. «Всем-всем до свиданья».

 

Занятие 13. Серый волк

Упражнение 1. «Веселая мысленная картинка».

Упражнение 2. «Иван-царевич и Серый волк».

Детям предлагается вспомнить сказку про Ивана-царевича я ситуацию, в которой ему помог Серый полк. Представить, как поначалу страшно было Ивану-царевичу мчаться на волке в неведомые страны. Но он доверял волку и приобрел с его помощью счастье. Затем дети делятся на пары — Ивана-царевича и его волка. Иванам-царевичам завязывают глаза. Они встают позади своих волков и берут их за локти. Затем по команде ведущего волки начинают двигаться по комнате и «возить» своих седоков, при этом им необходимо не допустить столкновений или падения Иванов-царевичей.

Упражнение 3. «Веселый волк — грустный волк».

Дети вспоминают известные им чувства и поочередно или все вместе изображают волка веселого, грустного, злого, испуганного и т.п. Затем дети рисуют волка так, чтобы, но рисунку можно было определить, что он чувствует (чувство для волка на своем рисунке они выбирают сами).

Упражнение 4. «Всем-всем до свиданья».

 

Занятие 14. Серый волк

Упражнение 1. «Страна Наоборот».

Ведущий приглашает детей побывать в стране «Наоборот». Дети принимают позу зайцев и лают, затем волков и мяукают. После этого один из детей принимает роль ребенка, который сначала ругает, а потом жалеет свою маму. Следующая пар — ребенок, который одевает воспитательницу, и т.п.

Упражнение 2. «"Репка" в стране Наоборот».

Выбираются дети на роли героев сказки «Репка», затем с помощью ведущего действия сказки инсценируются в обратном порядке (воткнули репку, убежала мышка, убежала кошка и т.п.)

Упражнение 3. «На, поноси».

Ребенок прикладывает к лицу какую либо страшную маску. Ведущий комментирует: «Шел некто страшный по городу. А один мальчик спрашивает его: "Ты кто?"». Ребенок в маске отвечает. Тогда ведущий говорит: «Я тоже хочу быть страшным». Ребенок отвечает: «На, поноси». Он становится добрым, а ведущий — страшным. То же самое повторяется с несколькими детьми.

Упражнение 4. «Как волк дружить научился».

Ведущий рассказывает сказку, а дети по ходу рассказа ее инсценируют. «Жил-был зЛОЙ волк. Он всех кусал, игрушки отнимал. Нравилось ему быть злым. То обругает кого-то, то толкнет и убежит. Надоело это зверям. Хотели они его побить, но мудрый орел сказал: "Давайте лучше уйдем от волка". Ушли звери. Волк сначала обрадовался, а потом загрустил, заскучал. Стал он звать зверей: "Идите ко мне, не буду кусаться, ругаться, драться, а только защищать всех буду". Поверили звери волку и вернулись. Только лиса все равно говорила: "Плохой волк, плохой волк". А тут как раз охотники в лес пришли за лисой охотиться. А волк их отогнал. И тогда и лиса, и все звери как закричат: "Какой волк смелый, какой волк хороший!"».

Упражнение 5. «Фотография на память».

Ведущий просит детей представить, что в детский сад пришел фотограф, а волк тоже попросил сделать его фотографию, чтобы послать ее своей маме. Дети сначала изображают улыбающегося на фотографии волка, а затем рисуют его.

Упражнение 6. «Всем-всем до свиданья».

 

Занятие 15. Медведь

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Я оказался в волшебном сказке».

Упражнение 2. «Животные в волшебных сказках».

Дети вспоминают животных, которые присутствуют в разных сказках, и по очереди изображают их.

Упражнение 3.  «Медведь страшный».

Ведущий просит детей вспомнить сказки, в которых героем является медведь, «нарисовать» его образ сначала словами (сильный, большой, страшный, злой), а затем изобразить его.

Упражнение 4. «Медведь Мишенька».

Ведущий приносит на занятие несколько игрушечных медведей, предлагает детям сначала подержать их в руках, а затем изобразить самого понравившегося медведя. Если дети захотят рассказать о своих любимых домашних игрушках-мишках, можно их послушать.

Упражнение 5. «Всем-всем до свиданья».

Тема 4. Сильный человек – это человек с сильной волей

 

Занятие 16. Сила человека — это сила его воли

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Сильный человек».

После обсуждения картинок подводятся итоги: в них присутствовали физически сильные герои. Ставится вопрос: может быть иногда сильнее совсем другая сила?

Упражнение 2. Работа со сказкой.

Сказка о двух братьях и сильной воле (О. Хухлаева)

Давным-давно в одной далекой стране жили-были два брата. Они жили очень дружно и все делали вместе. Оба брата хотели стать героями. Один брат сказал: «Герой должен быть сильным и смелым!» И он стал тренировать силу и ловкость. Он поднимал тяжелые камни, лазал, но горам, плавал в бурной реке. А другой брат считал, что должен быть упорным и настойчивым, и он стал тренировать силу воли. Если ему хотелось бросить работу, он упорно доводил ее до конца, если хотелось съесть

на завтрак пирожок — он оставлял его на ужин. Он научился говорить «нет» споим желаниям.

Шло время, братья выросли. Один из них стал самым сильным человеком в стране, а другой — самым настойчивым и упорным, стал человеком с сильной волей.

Однажды случилась беда: на страну напал страшный Черный Дракон. Он уносил скот, жег дома, похищал людей.

Братья решили спасти свой народ. «Я пойду и убью дракона», — сказал первый брат. «Сначала нужно узнать, в чем его слабость», — сказал другой брат. «Мне не нужно знать, в чем его слабость, — сказал силач, — главное, что я — сильный». И он отправился к высокой горе, на которой стоял Замок Черного Дракона. «Эй, дракон! Я пришел победить тебя! Выходи на бой!» — закричал силач. Ворота замка распахнулись, и навстречу ему вышел страшный Черный Дракон. Его черные крылья заслоняли небо, его глаза горели как факелы, а из пасти вырывался огонь. Увидев это чудовище, силач почувствовал, как страх входит в его сердце, он начал медленно отступать от дракона. А Дракон стал расти, расти, вдруг он щелкнул хвостом, и сильный брат превратился в камень.

Узнав о том, что случилось, брат силача решил, что пришел его черед сразиться Драконом. Но как его победить? И он решил спросить совета у мудрой Черепахи, которая жила на другом конце земли.

Путь к этой черепахе лежал через три очень опасных королевства. Первым было королевство «хочукалок». У человека, попавшего в это королевство, сразу появлялось множество желаний: ему хотелось получить красивую одежду, дорогие украшения, игрушки и лакомства, но стоило ему сказать «хочу», как он тут же превращался в «хочукалку» и навсегда оставался в этом королевстве. У нашего героя тоже появилось множество желаний, но он собрал всю свою силу воли, сказал им «нет» и миновал первое опасное королевство.

Далее попал брат в королевство «тыкалок». Его жители все время друг друга дергали и отвлекали от дел, поэтому там никто не мог ничего делать: ни работать, ни учиться, ни отдыхать. Нашему герою тоже захотелось подергать других за руки, поприставать к прохожим, но он снова использовал свою силу воли, в «тыкалку» не превратился и пошел дальше - в самое опасное третье королевство.

Называлось оно королевство «якалок». В нем жили люди, которые постоянно выкрикивали: «Я! Я! Вызовите меня! Спросите меня!», и никого не хотели слушать эти люди, кроме самих себя. Трудно пришлось нашему герою в этом королевстве. Понадобилась ему вся сила его воли, которую он тренировал много лет. Да и то приходилось ему свой рот рукой закрывать, чтобы эти «Я! Я! Я!» из него не выскочили. Он сумел все-таки благополучно миновать и это королевство и добраться до мудрой Черепахи.

«Здравствуй, Черепаха, - сказал он, — Научи меня, как победить Черного Дракона». - «Победить Дракона может только человек с очень сильной волей. Но ты прошел три опасных королевства, значит, воля твоя очень сильна. Л чем сильнее воля человека, тем слабее страшный дракон. Иди, ты победишь».

И Черепаха закрыла глаза, а наш герой поклонился ей и отправился обратно в свою страну.

Он подошел к воротам замка, где жил Черный Дракон, и вызвал его на бой. Дракон вышел из замка, расправил черные крылья и пошел навстречу смельчаку. Герою стало страшно при виде чудовища. Но он собрал всю свою силу воли и поборол страх. Он стоял на месте и не отступал ни на шаг. И вдруг... страшный Дракон начал уменьшаться, он становился все меньше и меньше, пока совсем не исчез. Черепаха сказала правду: чем сильнее воля человека, тем слабее дракон.

Как только дракон исчез, рассыпался и его черный замок, а навстречу герою выбежали живые и невредимые жители страны, и среди них был его брат. С тех пор они жили счастливо. Так сильная воля помогла герою победить зло.

Упражнение 3. «Щекоталки».

Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и замирают. Ведущий медленно считает до десяти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо сохранить неподвижность и не рассмеяться. Первый рассмеявшийся становится водящим.

Упражнение 4. «Хочукалки».

Ведущий кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую-либо известную детям букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а, преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.

Упражнение 5. «Человек с сильной волей».

Дети рисуют человека с сильной волей.

Упражнение 6. «Всем-всем до свиданья».

 

Занятие 17. Сила воли — уметь терпеть

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Человек сильной воли».

Упражнение 2. «Якалки».

Ведущий предлагает ребятам отгадать несколько простых загадок. После каждой загадки он спрашивает: «Кто догадался?» Детям необходимо не выкрикнуть ответе места, а немного потерпеть и по сигналу ведущего прошептать его хором.

Упражнение 3. «Кто последний встанет».

Ведущий говорит: «Встаньте те, у кого есть цвет голубой (зеленый, желтый и т.п.)». Детям необходимо проследить за встающими и постараться встать последним, но не засиживаться долго.

Упражнение 4. «Смехунчик».

Ведущий просит детей представить, что они, очень серьезные, сидят на каком-нибудь занятии, а в группу прибежал Смехунчик и пытается всех рассмешить, занятию помешать. Выбирается водящий - Смехунчик, который пытается различными способами рассмешить группу. Если хотя бы один ребенок рассмеется, значит, победил Смехунчик, а рассмеявшийся ребенок теперь играет его роль.

Упражнение 5. «Раз, два, три, фигура чувства замри».

Дети свободно ходят по кругу, ведущий «заказывает» чувство, дети замирают, изображая его. Когда ведущий


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.189 с.