Функции социальной политики. Уровень и качество жизни. Потребительская корзина и минимальный потребительский бюджет. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Функции социальной политики. Уровень и качество жизни. Потребительская корзина и минимальный потребительский бюджет.

2021-02-01 70
Функции социальной политики. Уровень и качество жизни. Потребительская корзина и минимальный потребительский бюджет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная политика выполняет ряд функций: 1.Обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества.

Обеспечение политическую устойчивость власти. 3.Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел. 4.Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. 5.-Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности. 6.Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищѐнности как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.Задачи и функции социальной политики категории соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах определяется ее социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи социальной политики имеют исходное значение по отношению к ее функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В свою очередь, функции социальной политики представляют собой средство реализации, выполнения ее задач.

 

Как было отмечено, показатели общего объема производства и национального дохода, а также различные индексы, позволяющие рассчитывать реальные показатели, характеризуют состояние экономики в стране и уровень экономической активности в обществе.

Однако они не всегда могут отразить уровень общественного благосостояния. Для этого необходимо рассмотреть такие категории, как потребительская корзина, прожиточный минимум, номинальные и реальные доходы населения и другие проблемы. Наиболее ярким показателем, характеризующим уровень жизни населения той или иной страны, является состав и стоимость потребительской корзины.

Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Состав потребительской корзины меняется со временем и различен в разных странах. C ростом богатства общества доля предметов первой необходимости в потребительской корзине сокращается, растет* доля услуг и товаров длительного пользования. В России размер и состав потребительской корзины определяется не реже одного раза в 5 лет и устанавливается законом. Размер и состав потребительской корзины в России установлены Федеральным законом от 20.11.99 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и используются для расчета величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ, а также для определения размеров государственной социальной помощи. Потребительская корзина в целом по РФ включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в расчете на одного человека в год, выраженный в натуральных показателях, и устанавливается для трех основных социально-демографических групп населения: трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Потребительская корзина включает 10 агрегированных групп продуктов питания, 14 групп непродовольственных товаров (в том числе товары индивидуального и общесемейного пользования), 6 конкретных видов платных услуг. Так, в соответствии с Законом РФ, на одного трудоспособного человека в среднем в год положено: 152 кг хлеба и макаронных изделий, 123,6 кг картофеля, 89,4 кг овощей, 16,7 кг свежих фруктов, 2,3 кг сахара и кондитерских изделий, 31,5 кг мясопродуктов, 13,7 кг рыбопродуктов, 210,7 л молока, 166 шт. яиц, 12 кг масла и т. д.

Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, определяется потребностями мужчины трудоспособного возраста, по РФ и отдельным регионам, и рассчитывается на основе единых объемов потребления, установленных постановлением Правительства РФ от 17.02.98 г. «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ». Указанный показатель может быть использован для анализа межрегиональных изменений цен по фиксированной корзине товаров с едиными объемами потребления продуктов питания. Так, стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг (потребительской корзины, включающей 83 наименования) в среднем по России в конце декабря 2003 г. составляла 3572 руб.

в расчете на месяц. В феврале 2005 г. в Центральном федеральном округе она составила 4717,9 руб., в Северо- Западном — 4569,8 руб., в Южном — 3973,8 руб., в Приволжском— 3957,2 руб., в Уральском — 4353,3 руб., в Сибирском — 4214,6 руб., в Дальневосточном — 5796,9 руб. Существенные различия наблюдаются и внутри федеральных округов. Так, например, в Центральном федеральном округе: в г. Москве стоимость потребительской корзины в феврале 2005 г. составила 6515,2 руб., тогда как в Брянской области — 3585,0 руб.

Как уже было отмечено, целью индекса потребительских цен является измерение сдвигов стоимости неизменного образа жизни. Но на самом деле образ жизни меняется достаточно быстро. Поэтому многие критики считают, что индекс потребительских цен завышает показатели роста стоимости жизни. Некоторые экономисты считают, что ИПЦ, наоборот, существенно занижает показатель инфляции для покупателей, которые не могут позволить себе приобретать все товары, входящие в состав потребительской корзины, поскольку, согласно данным Госкомстата, 53 % расходов граждан России приходится на продукты питания. Поэтому в каждой стране устанавливается стоимостная оценка потребительской корзины с учетом обязательных платежей и сборов, так называемый уровень прожиточного минимума.

Прожиточный минимум — уровень доходов, обеспечивающий приобретение материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны и сложившихся потребностей населения. Прожиточный минимум рассчитывается на душу населения и различается в зависимости от пола и возраста. Жизненно необходимый уровень потребления включает только расходы на питание, самые необходимые предметы санитарии и гигиены, коммунальные услуги, а также обязательные платежи и сборы.

По представлению Министерства здравоохранения и социального развития РФ величина прожиточного минимума в целом по РФ в расчете на душу населения установлена в размере 2 293 руб. на 1 квартал 2004 г. и 2 363 руб. на 2 квартал 2004 г. В частности, для трудоспособного населения 2 502 руб. и 2588 руб. соответственно; для пенсионеров 1 747 руб. и 1 793 руб.; для детей 2 259 руб. и 2 313 руб.

Согласно сделанным ранее прогнозам Министерства экономического развития и торговли, в 2004 г. прожиточный минимум должен был составить 2 399 руб. на человека, в 2005 г. — от 2 685 руб. до 2 965 руб. Предполагалось, что численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2004 г. сократится до 17,5 % от общей численности населения РФ (с более чем 30 млн человек на конец 2003 г. до приблизительно 20 млн человек).

Величина прожиточного минимума является основой для установления минимального размера оплаты труда (Правительство РФ постановило, что с 1 января 2005 г. МРОТ устанавливается в размере 720 руб.) и минимального размера пенсий по старости, а также размеров стипендий и других социальных выплат, которые должны поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума.

Итак, расчет прожиточного минимума предназначен для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики, для обоснования устанавливаемых государством уровня минимального размера оплаты труда и минимальных размеров пенсий, стипендий и социальных выплат, а также для формирования федерального бюджета. C понятием прожиточного минимума тесно связано понятие уровня жизни.

Уровень жизни — совокупность условий жизни населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития.

Учеными не раз предпринимались попытки разработать универсальные показатели благосостояния. Например, в 1970-е гг. американские экономисты В. Нордхаус и Д. Тобин выдвинули идею о «чистом экономическом благосостоянии» и предложили использовать новый показатель для его измерения. Этот показатель был призван скорректировать то, что упущено в показателях объема национального производства, и отразить все, что способствует увеличению благосостоянию страны, в частности:

- использование свободного времени для повышения образования, воспитания детей, труд домохозяек и т. п.;

- уровень загрязнения окружающей среды (проблема состоит в том, что отходы не учитываются в ВНП, а стоимость очистных сооружений включается в ВНП);

- проблемы перенаселения городов;

- другие негативные последствия урбанизации и ускорения НТП;

- показатель ВНП не учитывает и некоторые положительные сдвиги с точки зрения улучшения благосостояния, например сокращение рабочей недели, которая с 53 ч. в неделю сократилась до 40 еще в 1950-е гг., а сейчас в среднем составляет 35 ч., хотя наиболее высокооплачиваемая категория граждан чаще всего имеет ненормированный рабочий день, т. е. люди работают по 14-16 часов в сутки;

- ВНП не учитывает деятельность общественных фондов, фондов милосердия, меценатство и т. д. — все то, что не имеет рыночной стоимости.

Несмотря на отдельные попытки вывести универсальный показатель благосостояния с учетом всех недостатков таких показателей, как ВНП, ЧНП, НД и др., они до сих пор не увенчались успехом. Именно поэтому на сегодняшний день считается, что наиболее обоснованной характеристикой экономического благосостояния является показатель выпуска продукции в расчете на душу населения.

Но самый главный недостаток показателей совокупного объема производства в среднем на душу населения заключается в том, что они не затрагивают проблему реального распределения этого совокупного продукта.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.