Тема 8. Государственное регулирование национальной экономики. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 8. Государственное регулирование национальной экономики.

2021-02-01 69
Тема 8. Государственное регулирование национальной экономики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экономическая политика государства.(2 ч.)

Лекция № 12. (2 ч.)

1.Финансовая система: необходимость, сущность, структура и функции финансов. Государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг

2.Налоговая система и налоговая политика

3.Денежно-кредитная система и факторы ее стабилизации

 

1. Финансовая система: необходимость, сущность, структура и функции финансов. Государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг

Термин «финансы» происходит от латинского «finantia» что в переводе означает «доход», «платеж». В дальнейшем этот термин начали связывать с системой денежных отношений, формированием денежных ресурсов, которые мобилизуются государством для выполнения своих функций.

Финансыэто: 1) система экономических отношений, которые возникают в обществе в процессе формирования и использования его денежных ресурсов; 2) целевые денежные фонды (средства) общего назначения, которые формируются, создаются, перераспределяются государством и его органами.

Сущность финансов раскрывают их функции.

Распределительная функция проявляется в том, что финансы принимают активное участие в распределении и перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода между субъектами экономики, областями, регионами, сферами материального и нематериального производства. Через распределительную функцию осуществляется первичное распределение стоимости ВВП и формирование первичных доходов, денежных поступлений в разные сферы и секторы экономики.

Воспроизводственная функция финансов заключается в том, что они являются системой образования и использования денежных ресурсов, которые обеспечивают процесс расширенного воспроизводства. Например, в производстве они органически вписываются в кругооборот и оборот капитала, обслуживают его беспрерывное движение через последовательное изменение денежной, производительной и товарной форм капитала.

Контрольная функция означает, что финансы являются универсальным средством учета и контроля со стороны общества за процессом воспроизводства, соблюдением установленного порядка формирования, распределения и использования каждого вида денежных ресурсов на всех уровнях хозяйствования.

Стимулирующая функция сводится к использованию финансов как инструмента экономического стимулирования, их влиянию на развитие производства, повышение его эффективности, что является мощным средством мотивации к труду. В составе финансовых стимулов можно выделить рациональное инвестирование, образование поощрительных фондов, использование бюджетных средств для содействия развитию производства, установление финансовых льгот или применение финансовых санкций.

Все указанные функции взаимосвязаны. Их выполнение зависит от четких действий государственных финансовых структур, предприятий разных форм собственности, стабильного функционирования хозяйственного и правового механизмов.

Финансовые отношения представляют собой органическую составляющую экономических отношений, которые отображают денежные связи между субъектами экономики на разных уровнях. Основными субъектами финансовых отношений являются:

Ø государство, которое владеет государственными средствами и распределяет их, а также получает платежи и налоги, формирует государственный и местный бюджеты;

Ø предприятия, учреждения, организации всех областей и сфер экономики, а также предприниматели, которые получают средства от государства или от потребителей – покупателей их продукции и тратят их на оплату производственных затрат, налогов, осуществление других затрат;

Ø домохозяйства – семьи, которые получают деньги от государства, предприятий и организаций в виде заработной платы, пенсий, стипендий, денежной помощи и других доходов, которые идут на удовлетворение личных нужд или на накопление.

По субъектам различают государственные финансы, финансы субъектов хозяйствования и финансы домохозяйств.

Государственные финансы (общегосударственные, региональные, муниципальные, финансы государственных предприятий, финансы государственных учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность) – это система фондов денежных ресурсов, сконцентрированных в руках государства для обеспечения выполнения им присущих ему функций, а также совокупность форм и методов, с помощью которых эти функции реализуются.

Финансы субъектов хозяйствования – это денежные ресурсы, которые обеспечивают процесс производства и воспроизводства в пределах данного предприятия (фирмы), а также совокупность форм и методов их создания и использования.

Финансы домохозяйств – это денежные фонды, которые состоят из доходов, полученных гражданами в результате трудовой, хозяйственной или другой формы деятельности. Их затратная часть – это все затраты и сбережения населения.

Названные выше подсистемы финансов тесно взаимосвязанные между собой.

Система финансовых отношений разных уровней, и институтов, которые обеспечивают их функционирование, образует финансовую систему страны (рис. 3.23). Самым важным звеном финансовой системы государства является государственный бюджет. Функции государственного бюджета:

Фискальная функция бюджета состоит в изъятии с помощью налогов и других источников, которые имеют вспомогательный характер, части доходов граждан, предприятий, учреждений, организаций для содержания государственного аппарата, производства общественных благ, то есть обеспечения тех видов деятельности, которые не имеют собственных источников доходов (природоохранные меры, архивы, библиотеки и т.п.), или же имеют недостаточные для обеспечения надлежащего уровня развития источника финансирования (фундаментальные научные исследования, театры, музеи и т.п.).

Распределительная функция бюджета заключается в том, что аккумулированные в государственном бюджете денежные средства правительство использует для перераспределения, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, инвестирование в капиталоемкие области с продолжительным сроком окупаемости затрат, на структурную перестройку, ускорение НТП, рост жизненного уровня населения, решение социальных проблем.

 

 

 

 

 

Рисунок 3.23 – Финансовая система

Стимулирующая функция бюджета проявляется в том, что, меняя базу и ставки налогообложения, используя льготы, тарифы и т.п., правительство осуществляет стимулирующую (ограничительную) политику, влияя на циклические колебания экономики, изменение ее структуры и т.п.

Контрольная функция бюджета выполняется благодаря тому, что он в денежном выражении отражает воспроизведенный общественный процесс, выявляет экономические пропорции, отклонение от равновесия и т.п.

Главные источники формирования поступлений в государственный бюджет:

– налоги всех видов и уровней;

– отчисления на соцстрах и другие виды отчислений;

– государственные займы (внутренние и внешние);

– продажа государственного имущества;

– другие поступления.

Формы выплат из государственного бюджета:

ассигнования – расходы на содержание государственных предприятий и учреждений;

субсидии   – государственная   помощь  организациям,  учреждениям, гражданам;

субвенции – государственная денежная помощь местным органам власти или отдельным отраслевым хозяйственным органам для развития;

дотации – помощь предприятиям, организациям, учреждениям для покрытия убытков с целью их поддержки.

Предоставление бюджетных средств предприятиям, учреждениям и организациям для полного или частичного покрытия их затрат на мероприятия, предусмотренные бюджетом, называют бюджетным финансированием.

Бюджет – это денежное выражение сбалансированной сметы доходов и расходов за определенный период.

Состояние госбюджета:

Ø сбалансированный    когда расходная часть госбюджета  равняется доходной;

Ø дефицитный – когда расходы превышают доходы;

Ø профицитный – когда доходы превышают расходы.

Дефицит госбюджета не несет опасности для экономики в целом, если он находится на уровне 2-3% от ВВП. В противном случае он отрицательно отражается на функционировании денежно-кредитной системы и всей экономики в целом.

В последние годы госбюджет Украины носит хронически дефицитный характер, а размер дефицита госбюджета страны постоянно возрастает. К основным причинам бюджетного дефицита в Украине относятся:

· рост выплат по государственному долгу;

· значительный объем социальных трансфертных платежей;

· уклонение от уплаты налогов через высокое налоговое давление и низкую финансовую дисциплину, что приводит к снижению налоговых поступлений;

· значительные затраты на государственное управление и др. Государственным (или правительственным) долгом называется накопленная сумма одолженных правительством средств для финансирования дефицитов бюджета. Государственный долг – это сумма задолженности государства перед кредиторами.

Государственный долг состоит из:

· задолженности по выпущенным и непогашенным внутренним государственным займам – внутренний государственный долг;

· финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату – внешний государственный долг.

Общий объем внутренней задолженности государства может быть разделен на две части:

1. Монетизированный долг, который состоит из долгов опосредствованных кредитными отношениями государства с банками.

2. Немонетизированный долг, который состоит из:

а) невыполненных государством финансовых обязательств, предусмотренных действующим законодательством (задолженность по выплате пенсий, стипендий, социальных выплатах, заработной плате и других;

б) задолженности по хозяйственным отношениям с реальным сектором экономики (задолженность по оплате государственных заказов, компенсации НДС, предоставлению услуг государственными учреждениями).

Внешний долг состоит из обязательств государства перед нерезидентами, которые возникают вследствие международных займов или продажи финансовых активов за границу.

Экономические последствия государственного долга:

– увеличение расходов госбюджета за счет сокращения социальных выплат и других статей расходов;

– вытеснение частного капитала, что ограничивает дальнейший рост экономики;

– увеличение налогов на предпринимателей для поиска средств для обслуживания государственного долга выступает антистимулом экономической активности;

– перераспределение доходов госбюджета страны в пользу владельцев государственных облигаций.

Управление государственным долгом – это целый ряд мер государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов, с выплатой процентов по займам, проведением конверсий (изменением условий доходности государственных ценных бумаг) и консолидаций (изменением сроков погашения) займов, определение ставок процентов по государственному кредиту, а также погашение прежде выпущенных займов, срок действия которых закончился.

Рефинансирование государственного долга – выпуск новых государственных облигаций для того, чтобы рассчитаться с владельцами облигаций старого займа.Налоговая система и налоговая политика

Основным источником доходов государственного бюджета во всем мире выступают налоги. Налоги – это финансовые отношения между государством и налогоплательщиками с целью создания общегосударственного централизованного фонда денежных средств, необходимых для выполнения государством его функций.

Налоговая политика – это деятельность государства в сферах внедрения, правовой регламентации и организации взыскания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды государства.

Результатом налоговой политики, которая проводится в государстве и формируется государственными структурами является налоговая система – совокупность налогов и обязательных платежей, законодательно установленных в стране с целью пополнения доходной части бюджетов разных уровней.

Функции налогов представлены на рисунке 3.24.

Источником налогообложения, независимо от объекта налогообложения, является чистый доход общества. Объектами налогообложения являются:

· доходы (предприятий, организаций или населения);

· имущество (недвижимое и движимое).

По механизмам формирования налоги делятся на две основные группы: прямые и косвенные.

 

 

 

Рисунок 3.24 – Функции налогов

 

Прямые налоги изымаются непосредственно у владельцев имущества и получателей доходов и делятся на:

– налоги на землю, на недвижимость, на доходы по ценным бумагам;

– налог на доходы населения:

– налог на прибыль корпораций;

– налог на прирост капитала;

– налог на наследство и дарение;

– имущественный налог.

Косвенные налоги изымаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, и уплачиваются покупателем данного товара или услуги в момент их приобретения. К ним относятся:

– налог на добавленную стоимость (НДС);

– акцизы на отдельные виды товаров (алкоголь, табак);

– таможенные пошлины на экспортные и импортные товары.

По целям формирования налоги делятся на фискальные,                            протекционистские, антидемпинговые.

В зависимости от изменения величины ставок налогов при изменении размера доходов налогообложение может быть: прогрессивным (растет доход, растет налоговая ставка), регрессивным (растет доход, а налоговая ставка при этом уменьшается) и пропорциональным (ставка налога остается неизменной для любой величины доходов налогоплательщика).

Связь между изменением налоговых ставок (Т) (от нулевой до 100% от размера дохода) и объемом налоговых поступлений в бюджет T(Y) в долгосрочной перспективе показывает кривая Лаффера (рис. 3.25).

 

T

Tmax

TA(Y)   T(Y)

Рисунок 3.25 Кривая Лаффера

Анализ кривой показывает, что вначале, по мере роста ставок налогообложения, доходы госбюджета также растут, достигая своего максимума в точке А. Потом наблюдается обратная картина: ставки налогообложения растут, а доходы бюджета начинают сокращаться, что объясняется рядом причин, и прежде всего падением частных инвестиций предпринимателей из-за высоких налоговых ставок, а также формированием теневой экономики. Поэтому, для каждой страны необходимо определить такой размер налоговых ставок, при которых доходы бюджета будут максимальными (от 10% до 30-40%).

К основным факторам, которые влияют на формирование доходов осударственного бюджета относятся:

– состояние экономической конъюнктуры (рост или спад в экономике);

– несовершенство налогового законодательства;

– огромный размер теневой экономики;

– низкая финансовая дисциплина всех субъектов хозяйствования;

– виртуальное перераспределение собственности;

– наличие значительных льгот в налогообложении;

– криминализация экономической деятельности;

– низкая конкурентоспособность продукции;

– нестабильность национальной валюты;

– инфляционные процессы и другие.

Государственные расходы – это денежные отношения по поводу распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства с целью финансирования общегосударственных нужд социально-экономического развития.

Государственные расходы делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы – это расходы бюджета на финансирование государственных предприятий, учреждений, организаций, органов государственного управления, армию, органы охраны правопорядка, определенные на начало бюджетного года, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения и выплата процентов по государственному долгу.

Капитальные расходы (расходы развития) это расходы бюджета на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности государства, а именно:

· капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения;

· финансирование структурной перестройки народного хозяйства;

· субвенции   и другие  расходы,    связанные    с расширенным воспроизводством.

Функциональная                 структура  расходов  строится  согласно  основным функциям государства.

Потребление в государственном секторе:

Ø заработная плата работникам государственного сектора;

Ø платежи за товары, которые покупаются для текущего потребления

Государственные инвестиции:

Ø капитальные затраты (например, строительство дорог, портов и др.). Трансферты государственному сектору:

Ø страхование на случай безработицы;

Ø льготы ветеранам;

Ø помощь малообеспеченным семьям.

Проценты по государственным долгам:

Ø внутренние займы;

Ø внешние займы.

На формирование расходов бюджета в Украине в современных условиях влияют:

1. Экономический кризис, который вызывает:

- рост расходов на социальную защиту населения;

- рост расходов на финансовую поддержку предприятий государственного сектора от банкротства;

- рост расходов на поддержку социальной сферы.

2. Рост монетизированного государственного долга, который предопределяет:

- рост расходов на покрытие государственного долга;

- вытеснение     инвестиций     из   сферы    производства      (эффект

«вытеснения»).

3. Рост немонетизированного государственного долга требует выделения средств на покрытие задолженностей, которые возникли в предыдущие года по заработной плате работников бюджетных учреждений, по стипендиям и другим социальным выплатам.

4. Дефицит бюджетов всех уровней (государственного, областных, городских, районных, сельских) требует жесткого режима экономии средств, сокращения расходов по всем статьям, в том числе и на содержание аппарата госуправления.

5. Все большее привлечение внешних ресурсов для покрытия бюджетного дефицита (рост внешнего и внутреннего займов) приводит к росту платежей по процентам на их обслуживание.

Политика государства, направленная на изменение экономической ситуации в стране путем регулирования величины налоговых поступлений и расходов госбюджета называется фискальной политикой.

Дискреционная фискальная политика это политика, при которой правительство сознательно манипулирует налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля за инфляцией и ускорения темпов экономического роста.

Основные средства (инструменты) дискреционной фискальной политики:

· изменение величины государственных расходов в зависимости от фазы делового цикла (рост расходов в годы кризиса и их сокращение в годы бума в экономическом развитии);

· изменение уровня налоговых ставок (уменьшение ставок налогообложения в годы кризиса и их увеличение с целью борьбы с инфляцией). Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

При кризисе проводится дискреционная фискальная политика экономического роста. Для увеличения объема ВВП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был больше мультипликатора налогов. Итогом является уменьшение спада производства. Дискреционная фискальная политика с целью стимулирования совокупного спроса в период кризиса предусматривает целенаправленное сознательное формирование дефицитного государственного бюджета.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности – сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВВП.

Дискреционная фискальная политика пролонгирована во времени, потому что изменения структуры государственных расходов или ставок налогообложения предусматривают продолжительное обсуждение этих мер в высшем законодательном органе.

Автоматическая фискальная политика базируется на действии встроенных стабилизаторов, которые обеспечивают естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.

Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла.

К автоматическим (встроенным) стабилизаторам относятся:

а) автоматическое изменение величины налоговых поступлений в зависимости от фазы делового цикла;

б) автоматическое изменение размера социальных выплат из госбюджета также в зависимости от экономической конъюнктуры. В годы кризиса их размер автоматически увеличивается, что смягчает падение совокупного спроса, а в годы экономического роста сокращается.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада экономики.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

Из сказанного видно, какое большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

 

2. Денежно-кредитная система, причины ее нестабильности и мероприятия по ее стабилизации

В процессе расширенного общественного воспроизводства движение денег формирует денежное обращение, которое влияет на все его стадии. По характеру движения денежных средств обращение денег делится на финансы, кредит и денежное обращение. Формы организации денежного обращения образуют денежную систему.

Денежно-кредитная система – это форма организации денежного обращения, которая исторически и законодательно сложилась в той или иной стране. Она состоит из элементов денежной системы: денежной единицы страны, масштаба цен, эмиссионной системы, институтов денежной системы (банки, центральный банк), валютной системы.

При этом только центральный банк страны (в частности, Национальный банк Украины) определяет денежную единицу, масштаб цен, порядок денежной эмиссии, характер обеспечения денег, формы безналичного обращения и др.

История знает два основных типа денежных систем: металлическую и бумажно-кредитную. Первый тип – металлическое обращение. Он выступает в двух формах: биметаллизм, когда роль денег законодательно закрепляется за двумя металлами (золотом и серебром), и монометаллизм, когда роль денег выполняет один металл (золото). Различают четыре разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт, золотодевизный стандарт, золотодолларовый стандарт.

Второй тип – бумажно-кредитная система денежного обращения, в основе которой лежат бумажные и кредитные деньги. В бумажно-кредитной системе функционируют бумажные и кредитные деньги. Первые классические кредитные деньги отличались от бумажных (рис. 3.26).

Наиболее распространенной формой денег в современных условиях становятся кредитные деньги.

Кредитные деньги – это знаки стоимости, которые возникают и функционируют на основе кредитного соглашения и выражают отношения между кредитором и должником.

Виды кредитных денег: вексель, депозитные деньги, банкнота, чек, кредитная карточка, электронные деньги.

Вексель – долговое обязательство заемщика кредитору о выплате долга в обозначенный срок. Депозитные деньги – система специальных расчетов между банками на основе банковских переводов с одного счета на другой.

Банкнота (банковский билет) – дензнаки, которые выпущены эмиссионными банками. В современных банкнотах отсутствует собственная внутренняя стоимость.

 

 

Рисунок 3.26 – Отличия между кредитными и бумажными деньгами

Чек – приказ владельца счета (чекодателя) кредитному учреждению, которое обслуживает его, уплатить определенную сумму денег чекодержателю.

Кредитная карточка – именной платежно-расчетный документ, который удостоверяет лицо владельца счета в банке и предоставляет ему право на приобретение товаров и услуг в кредит без оплаты наличностью.

Электронные деньги – магнитные носители платежной информации, которые заменяют бумажные деньги, чеки и другие денежные документы в безналичных расчетах между клиентами и банками с помощью электронно- информационных систем.

В самом общем виде эволюция денежных форм может быть представлена следующим образом (рис. 3.27).

Временно свободные денежные средства создают материальную основу для кредитных отношений. Кредит (лат. credit – он верит) – предоставление в долг товаров и денег на условиях возврата через известное время эквивалента суммы долга плюс процент. Коммерческим называют такой кредит, который предоставляется товарами с отсрочкой платежа. Он возникает часто, когда покупатель продукции не может немедленно вслед за получением ее расплатиться наличными деньгами. В этом случае средством обращения выступает, как правило, вексель – специальное долговое обязательство заемщика уплатить определенную сумму денег в указанный срок. Зачастую предприниматель, получивший вексель, делает на нем передаточную надпись

 (индоссамент) и использует вместо денег для покупки нужных благ у другого продавца, а тот – у третьего и т.д. Тем самым, попадая в торговый оборот, вексель становится простейшим видом кредитных денег.

 

 

Рисунок 3.27 – Эволюция денежных форм

 

Коммерческий заем является основой кредитной системы, поскольку он непосредственно обслуживает движение капитала в сфере производства. Этот кредит имеет определенные границы применения: он возможен только между фирмами, непосредственно связанными хозяйственными отношениями (лишь теми предприятиями, которые создают средства производства, и теми фирмами, которые их потребляют). Его невозможно использовать, например, для оплаты труда работников.

Универсальный характер имеет банковский кредит. Денежные капиталисты, банки и другие кредитные учреждения выдают его предпринимателям в виде денежных ссуд. В отличие от коммерческого данный кредит может предоставляться в значительно большем объеме, на более длительные сроки каждому бизнесмену и на любые цели.

В сфере кредитных отношений распространены и другие их формы:

а) потребительский кредит (продажа отдельным лицам товаров через розничные магазины с отсрочкой платежа, предоставление банками ссуды на потребительские цели);

б) ипотечный кредит (долгосрочный заем под залог недвижимости – земли, зданий); в) межхозяйственный кредит (выпуск предприятиями и организациями для предоставления друг другу акций, облигаций и других ценных бумаг);

г) государственный кредит (выпуск облигаций государственных займов, покупаемых бизнесменами и населением).

  Процент за кредит – это самостоятельная экономическая категория, которая возникает на основе кредитного отношения. Уровень процента на денежном рынке является базовым для определения процента на всем рынке заемных капиталов, и поэтому его регулирование выступает важным средством денежно-кредитной политики государства.

В зависимости от использования средств, которые оборачиваются на денежном рынке, в нем можно выделить два сегмента: рынок денег и рынок капиталов. На денежном рынке продаются и покупаются краткосрочные (до 1 года) денежные средства; на рынке капиталов – средне- и долгосрочные денежные средства.

Субъекты денежно-кредитной системы могут быть представлены разными уровнями:

а) общегосударственный уровень субъектов в лице центрального банка, министерства финансов, казначейства (казны), органов надзора за деятельностью банков, институтов, которые осуществляют страхование депозитов, а также организаций, которые осуществляют контроль за денежным обращением, и т.п.;

б) уровень коммерческих банков, которые не только ускоряют движение денежных средств, но и принимают участие в продуцировании кредитных денег благодаря мультипликации банковских депозитов;

в) уровень небанковских финансовых и кредитных учреждений;

г) уровень нефинансового сектора экономики, который включает в себя нефинансовый предпринимательский сектор и сектор домохозяйств.

Субъектом денежно-кредитной системы могут выступать международные финансовые организации и денежно-кредитные институты других стран.

Особенности современных денежно-кредитных систем:

Ø их основой выступают бумажные и кредитные деньги;

Ø объем безналичного денежного обращения намного превышает объем наличного обращения. В наиболее развитых странах мира банкноты и разменная монета составляют меньше 10 % всех денежных средств.

Ø инфляционные процессы являются постоянными и неотвратимыми;

Ø увеличение роли государства в стабилизации денежного обращения;

Ø усиление влияния мировых финансовых рынков на состояние денежно-кредитных систем национальных государств.

Причины нестабильности денежно-кредитной системы и мероприятия по ее стабилизации:

Среди основных причин, которые вызывают нарушения в функционировании денежно-кредитной системы, необходимо отметить следующие:

· нестабильность курса национальной валюты;

· просчеты в денежно-кредитной политике Центрального банка;

· неадекватная фискальная политика;

· отсутствие системы страхования депозитов и т.п.

  Мероприятия по стабилизации денежно-кредитной системы в Украине:

Ø Усовершенствование банковского законодательства. Адаптация общих законодательных условий функционирования банков к международным правовым нормам с целью интеграции банковской системы Украины в мировую банковскую систему.

Ø Приведение в соответствие к мировым нормам уровня минимальных банковских резервов и уровня учетной ставки. Снижение уровня обязательных резервов с одновременным и одинаковым для всех субъектов снижением учетной ставки Национального банка.

Ø Развитие новых форм кредитно-банковских услуг и регулирования объема кредитного рынка. Приоритетное использование гибких валютно- политических инструментов (в частности, операции на «открытом рынке»), развитие рынка государственных ценных бумаг и др.

Валютная система – это совокупность форм денежных расчетов и финансово-кредитных инструментов организации валютных отношений. Различают национальную, региональную и мировую валютные системы.

Национальная валютная система – совокупность форм и инструментов организации валютных отношений в данной стране и с другими странами и международными экономическими и политическими структурами. Национальная валютная система имеет такие элементы:

· национальная валюта – денежная единица страны;

· состав, режим формирования и использование валютных средств, прежде всего золотовалютных резервов;

· валютный паритет и режим курса национальной валюты;

· формы и организация международных расчетов;

· статус национальных учреждений, которые регулируют валютное отношения и др.

Валюта – в широком понимании означает денежную единицу любой страны (доллар, юань, рубль, евро, гривна и т.п.). Однако нередко этот термин используется для обозначения денежных единиц только иностранных государств, то есть денег другой страны.

В зависимости от страны – эмитента валютных средств валюту разделяют на иностранную и национальную, экспортера и импортера; в зависимости от режима использования – на конвертируемую (полностью или частично) и неконвертируемую; в зависимости от сферы и целей использования – на валюту платежа, клиринга, цены, операций, валюту векселя и т.п. Валютными ценностями страны согласно Закону Украины «О внешнеэкономической деятельности» являются: во-первых, наличная иностранная валюта; во-вторых, платежные документы (чеки, векселя, трасты, депозитные сертификаты, аккредитивы и др. в иностранной валюте); в-третьих, ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, боны и др.) в иностранной валюте; в-четвертых, золото и другие драгоценные металлы в виде слитков, пластин и монет, а также сертификаты, облигации, гарантии и другие ценные бумаги, номинал которых выражен в золоте или ценных камнях.

Национальная валютная система юридически определяется национальным законодательством с учетом норм международного права. Ее назначение состоит в обеспечении расчетно-платежных операций экономических субъектов страны с внешним миром, накоплении золотовалютных резервов, регулировании сотрудничества в сфере международных экономических отношений.

Региональная валютная система – это форма организации валютных отношений группы стран с целью содействия их внешнеэкономическим отношениям путем стабилизации валютных курсов. Примером может быть Европейская валютная система стран – членов ЕС. Она включает такие основные элементы:

– обязательство стран – участниц системы поддерживать колебание валютно


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.168 с.