Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

2021-02-01 61
Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стихийных бедствий

Донецкой Народной Республики

 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

                                              по дисциплине

                                     «Экономическая теория»

(наименование дисциплины согласно учебному плану)

 

вариативной части профессионального цикла

 

 

Специальность:         20.05.01 Пожарная безопасность  
Уровень образования: специалитет  

 

Семестр(ы) 3
Общая трудоёмкость в з.е./часах 5/144
Аудиторные занятия для очной формы обучения (ч), в том числе 68
Лекции (ч.) 34
Практические (семинарские) занятия (ч.) 34

 

Донецк, 2019 г.

 

Цель дисциплины:

Цель учебной дисциплины состоит в изучении экономических основ обеспечения пожарной безопасности, систематизация и закрепление знаний теории и практики хозяйствования в рыночной системе отношений, освоение принципов и методов организации и управления пожарной безопасностью объектов экономической системы.

Объектами профессиональной деятельности обучающихся, освоивших дисциплину «Экономическая теория», являются:

управленческие процессы, обеспечивающие достижение цели систем обеспечения пожарной безопасности.

Виды образовательной деятельности, к которым готовятся обучающиеся, освоившие дисциплину «Экономическая теория»:

- организационно-управленческая деятельность.

Обучающийся, освоивший дисциплину «Экономическая теория», в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована дисциплина, готов решать следующие профессиональные задачи:

организационно-управленческая деятельность:

- участие в решении вопросов рационального размещения новых производств с учетом минимизации неблагоприятного воздействия на среду обитания;

- расчет технико-экономической эффективности мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности производства и затрат на ликвидацию последствий аварий и катастроф для принятия обоснованных экономических решений;

- участие в разработке социально-экономических программ развития города, района, региона и их реализация.

Задачи дисциплины:

- изучение хозяйственных процессов, происходящих в структурных подразделениях предприятия;

- закрепление комплекса теоретических знаний и практических навыков принятия экономических решений и эффективного функционирования предприятия.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

- способностью принимать участие в решении вопросов рационального размещения новых производственных объектов на основе оценки пожарного риска (ПК-35);

- Знать:

-  закономерности функционирования современной экономики; основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов дисциплины; основные проблемы экономической теории, видеть их многообразие и взаимосвязь с процессами, происходящими в обществе. Уметь: использовать методы экономической науки в своей профессиональной деятельности; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на микро- и макро уровне; предлагать способы решения проблем и оценивать ожидаемые результаты; в письменной и в устной форме логично оформлять результаты своих исследований, отстаивать свою точку зрения. Владеть: категориальным аппаратом микро- и макроэкономики на уровне понимания и свободного воспроизведения; методикой расчета наиболее важных коэффициентов и показателей, методами анализа экономических явлений; навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике.-

-

Содержание лекционных занятий

Тема 1. Экономическая теория как наука. (4 ч.)

Лекция № 1. Предмет, структура и содержание дисциплины (2 ч.)

План.

1. Зарождение экономической науки (16-17 века). Направления и школы экономической науки. Школы экономической науки.

2.  Предмет экономической науки. Структура экономических отношений.

3. Функции экономической теории.

4. Разделы современной экономической теории: микроэкономика, макроэкономика, мегаэкономика (мировая экономика).

5. Вклад российских ученых-экономистов в развитие экономической теории.

 

1. Зарождение экономической науки (16-17 века). Направления и школы экономической науки. Школы экономической науки.

Экономическая теория является одной из древнейших наук, привлекавшей внимание ученых и всех образованных людей. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами.

Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями.

Как наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения.

В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов.

В XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.

В прошлом веке А.С. Пушкин, которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего, высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию.

И сегодня интерес образованных людей к экономической теории не иссякает. Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал ее «королевой наук», а создатели пролетарской политэкономии считали ее «анатомией человеческого общества». И действительно, как нет хорошего врача без знания анатомии, так нет хорошего экономиста, коммерсанта, предпринимателя без знания основ экономической теории.

П. Самуэльсон в известной всему миру книге «Экономикс» писал, что человек, который систематически не изучал экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего, стран Древнего Востока. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Экономика — это такая наука, которая изучает использование различных ограниченных ресурсов с целью обеспечения удовлетворения потребностей человека и людей в целом, а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность средств производства, которые используют люди с целью удовлетворения потребностей.

Экономика разделяется на две части научную и прикладную. Научная экономика еще называется экономической теорией — наукой о том, как отдельные люди так и общество в целом избирают способ использования дефицитных ресурсов, которые имеют многоцелевое значение. Прикладная экономика изучает возможности использования экономических законов, теорий и т.д., которые были разработаны экономической теорией, для работы разных элементов экономических систем.

Экономические школы

Первые экономические школы начинают зарождаться в XVI-XVII вв.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.

Экономические школы Период развития Представители
Меркантилизм 16-17 вв. Томас Ман (1571-1641)
Физиократы 18 век. Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономика конец 18 — 1-я пол.19 вв. Адам Смит (1723-1790)
Марксизм 2-я пол. 19 — 20 вв. Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория конец 19 — начало 21 вв. Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство 20 — начало 21 вв. Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм 20 — начало 21 вв. Джон Гелбрейт (1908-2006)
Неоконсерватизм (монетаризм) 20 — начало 21 вв. Милтон Фридмен (1912-2006)

Меркантилизм

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XVI в. – середина XVII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм возник во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний.

Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров.

Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

С выходом в свет книги Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 350 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что, источником богатства является только труд в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как "бесплодная" сфера, не создающая "чистого продукта".

Представители школы: Франсуа Кенэ, Робер Тюрго.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.