Тайный подвиг Акинфия Демидова — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тайный подвиг Акинфия Демидова

2021-01-31 146
Тайный подвиг Акинфия Демидова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Память о многих великих сынах нашей родины, особенно когда они так или иначе связаны со старообрядчеством, нередко очерняется, обрастает множеством нелепых мифов. Биография Акинфия Демидова тем более дала обширный повод для легенд, что жизнь его действительно была таинственной и неоднозначной. О великом промышленнике писали, что он вел незаконные дела: потайную добычу золота и серебра, продажу оружия башкирским отрядам, печатал собственные рубли, заводил «дипломатические» связи с зарубежьем, вел политические интриги при дворе. Современники действительно не знали, сколько у него работает людей, сколько плавится чугуна, железа, меди.

                 

             Выставка «Демидовы и металл. Сплав на века»

Акинфий Демидов старался оставить о своей деятельности как можно меньше информации. Отчеты, которые он отсылал в Москву и Петербург, скорее скрывали, чем отражали его реальные дела. Документы исчезали странным и непонятным образом. Некоторых «проверяльщиков» он просто выгонял со своих заводов или, подкупив их, сам оформлял бланки ревизий и переписей. Главный Невьянский архив Демидовых исчез при пожаре. Сохранилась только часть документов и писем на Нижнетагильском заводе.

Мамин-Сибиряк писал о «странном характере» Акинфия Демидова. Авторы книг и советских фильмов часто «обнаруживали» признаки жадности и жестокости в его душе. Потомки не могли понять Акинфия Демидова потому, что не видели той духовной реальности, в которой он жил. Не придавали значения той великой трагедии, которая происходила в ту эпоху на Руси. Более двухсот лет пребывало старообрядчество в гонениях. Они временами то ослабевали, то снова усиливались, но никогда не прекращались.

Указ 1685 г. гласил:

· Раскольников, которые… будут продолжать упорствовать, «по трикратному у казни допросу, буде не покоряться, жечь в срубе»;

· Если покорятся, то отсылать под строгий надзор и испытание в монастыри; в случае вторичного совращения их в раскол казнить смертию;

· Тех, кто совершал вторичное крещение над людьми, уже раз крещеными, детьми и взрослыми (таковых казнить смертию), о тех, кто перекрещивались у раскольников сами, если раскаялись, то отсылать для исправления в монастыри, в случае же упорства казнить смертию… обвиняемых в расколе, но в нем не сознавшихся, а позднее уличенных, бить кнутом и ссылать в отдаленные города. Того, кто только укрывает раскольников, если сознается, то, смотря по вине, бить только кнутом или же ссылать в отдаленные города.

Позднее были введены другие наказания: «…за изготовление просвирок с четверосоставным (восьмиконечным) крестом с копием и тростию и со словами «Исус Христос» просвирницы (женщины, которые пекли просвирки, или просфоры — прим. авт.) сажались в монастырях, скованными на цепь». За пение вслух молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий…» при погребении усопших старообрядцев поющих предписывалось арестовывать, после чего назначалась тюрьма или каторга. За произнесение соборной молитвы: «Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» вырезался язык. За осенение себя двуперстным крестным знамением отрубалась рука.

При Петре первом исповедники старой веры стали источником доходов для правительства и для духовенства, никакими гражданскими правами в государстве они не пользовались. Старообрядцы делились на так называемых «записных» и «незаписных». Записными назывались те, кто состоял на особом учете и платил двойной налог; незаписные жили тайно, их ловили и ссылали на каторгу как врагов церкви и государства.

Акинфий Демидов укрывал «незаписных» на своих заводах, давал им работу, приют, позволял развивать свое дело, сохранять духовные традиции, молиться по древнему чину. Сохранилось немало свидетельств, что многие тульские мастера, Демидовы в том числе, исповедовали в душе и поддерживали долгие годы старую православную веру. Именно это могло быть причиной таинственной «скрытности» Акинфия. Любовь к Отечеству, родной культуре, а не к богатствам и деньгам, сделала его «тайным противником» новых, равнодушных к России, государственных деятелей — выходцев из Европы.

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

В годы правления императрицы Анны монарший фаворит Бирон ради личной выгоды использовал силу своей тайной власти против Демидовых.

«В 1728 году в ночь на 14 мая в третьем часу средний брат Демидовых Григорий был злодейски… «немыслимо кто, умысля воровски» застрелил его выстрелом «из ружья з затылку в голову до смерти». («Демидовы. Столетие побед». Юркин И. Н).

Трагичную историю гибели младшего брата Акинфия Бирон превратил в позорный суд над сыном Григория Демидова — Иваном. «После многочисленных жестоких пыток Иван «признался», что застрелил отца за то, что он хотел лишить его наследства... В 1728 году Ивана дважды пытали… от вышеупомянутых розысков имелся быть в жестокой болезни. Провел в тюрьме три года. Казнен был в Туле в феврале 1730 года». («Демидовы. Столетие побед». Юркин И. Н).

Татищев и государственные промышленники писали жалобы на Демидовых. Рудники в районе горы Благодатной, которые исследовал и разработал Акинфий, Бирон записал на себя. Ревизии шли одна за другой… Построить промышленность, может быть, было легче, чем выдержать особые духовные испытания…

Из письма Прокопия Демидова к императрице Анне мы узнаем даже об аресте Акинфия: «Сего 1735 году ноября 14-го дня господин капитан Лавров… не объявя Вашего Императорского Величества указ, сказал отцу моему словесной домовой арест и приставил… дву человек солдат… и поныне отца моего держат под жестоким арестом и под таким запрещением, чтобы отец мой о себе, куды надлежит, что он содержитца под арестом, не писал».

Акинфий Демидов вынес все испытания и дождался лучших времен, когда на престол взошла Елизавета. Тогда промышленник вошел в ближайшее окружение «дщери» Петра, снискав ее личную «протекцию». Гражданский подвиг Акинфия и заслуги перед Отечеством были увенчаны к концу жизни заслуженными наградами и почетом.

О Демидовых написано много. Авторов различных публикаций чаще всего интересуют экономические аспекты их деятельности. Но жизнь православного человека не определяется только внешними обстоятельствами. Акинфий явил своей жизнью подлинный крепкий характер настоящего русского патриота. Он творил благо для родины не только посредством богатств и умений, но всеми силами своей души, по совести, ради Бога.

Одно из писем, написанное незадолго до смерти, хранит свидетельство той скорби, которой сопровождался незримый подвиг уральского промышленника. Скорби до срыва, до малодушного отречения. Читая подлинные искренние строчки, напечатанные в «Демидовском временнике», мы понимаем, как было тяжело самому Акинфию скрывать на заводах беглых старообрядцев, как страдал даже сильнейший и могущественнейший сын нашего Отечества от гонений на русский дух, на русскую веру.

« А ежели при котором заводе явится пришлой, — писал Акинфий, — и будут в том на нас челобитчики, истинно будут отдавать ко ответом вашу братию без всякого отлагательства, понеже и сами вы совестно можете рассудить, что вины моей в том не имеется. А меня здесь за таких так обеспокаивают, что сказать невозможно…»

Послесловие

Благодаря духовным и гражданским подвигам Демидовых и старообрядцев многие современные жители Урала и Сибири до наших дней хранят бесценные сокровища русского православия, совершают богослужения так, как до Никоновских реформ молились люди на Руси.

«Отдельные районы Забайкалья и Горного Алтая, освоенные русской старобытностью, превратились в острова изобилия и строгонравственности, в них нечего было делать ни исправнику, ни уряднику. Уже в наше время остатки старообрядчества из последних сил удерживались своих традиций, и даже в эпоху застоя и запоя в колхозах и совхозах, возникших на земле раскольничьих общин, коровы недоеными не оставались и хлеба под снег не уходили. Что лишний раз доказывает, что нигде и никогда дух не может иметь прикладного значения.

Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то, в первую очередь, что на добрых три столетия оно продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба быть может не меньше, чем защита отечества на поле брани.

Что завещала Русь? Самую себя и завещала — себя, собранную предками по черточке, по капельке, по клеточке, по слову, по шагу. Свою самобытность и самостоятельность, свое достоинство, трезвость и творческие возможности… А осталось ли в нас хоть что-нибудь от этих заветов, способное остановить повальную распродажу, и готовы ли мы оставить заветы от себя? » (Распутин В.Г. Смысл давнего прошлого. // Россия: дни и времена. Иркутск, 1993).

«Нашу самую древнюю ветвь я наблюдал в богослужениях и беседах менее года назад в московских храмах, — и я свидетельствую вам о ее поразительной стойкости в вере (и против государственного угнетения — много стойче нас!) и о таком сохранении русского облика, речи и духа, какого уже и сыскать нельзя нигде больше на территории Советского Союза… сегодня в Сергиевом Посаде при стечении верующих идет вечная неумолчная служба над мощами преподобного Сергия Радонежского, — но богослужебные книги, по которым молился святой, мы сожгли на смоляных кострах как дьявольские. И это непоправимое гонение — самоуничтожение русского корня, русского духа, русской целости — продолжалось 250 лет (не 60, как сейчас) — и могло ли оно не отдаться ответным ударом всей России и всем нам? За эти столетия иные императоры склонны были прекратить гонения верных подданных — но высшие иерархи православной Церкви нашептывали и настаивали: гонения продолжать! 250 лет было отпущено нам для раскаяния, — а мы только и нашли в своем сердце: простить гонимых, простить им, как мы уничтожали их. Но и это был год, напомню, 1905-й — его цифры без объяснения сами горят, как валтасарова надпись на стене…» (Солженицын А. И. Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви // Публицистика. Т. 1. Ярославль, 1995. С. 199).

                 История Казани

Казань – город, расположенный на левом берегу реки Волга, столица Республики Татарстан, важный экономический и культурный центр России. Это не только древний город с многовековой историей, но и место встречи Европы и Азии, православия и ислама.

Существует несколько легенд, связанных с названием города. По самой распространенной из них «Казань» происходит от татарского слова «казан» - котел. Легенда гласит, что город был заложен на том месте, где без огня закипела вода в котле, врытом в землю. Символом города, изображенным на гербе, является мифическое драконоподобное существо Зилант.

В разные эпохи город был частью Волжской Булгарии, Золотой Орды, Московского царства, Российской империи и CCCР. Так более 1000 лет назад в северной части Волжской Булгарии построили крепость, в которой сошлись в один узел торговые караваны из Киевской Руси, Византийской империи и Ближнего Востока. Возраст города определили во время раскопок на территории Казанского кремля, когда была найдена чешская монета, датированная 929-930 годами, а также остатки каменной кладки и деревянной городской ограды, предметы утвари.

В 1438 году цитадель, выстроенная булгарами, пала под натиском войск золотоордынского хана Улу-Мухаммеда – город стал столицей Казанского ханства. Этот период ознаменован налаживанием торговых связей с Москвой, Крымом, Турцией и другими регионами. Казань активно развивается, превращаясь в важный торговый и политический центр в составе золотоордынского государства. Удачное географическое положение на пересечении крупных торговых путей способствовало процветанию территории. В русских летописях Казань начинает упоминаться с XIV-XV веков. Важной вехой стало начало чеканки собственных монет.

Становление Казани сопровождалась военными конфликтами. После череды распрей с Московским княжеством войска Ивана Грозного захватили Казань в 1552 году, большая часть города была разрушена, а татар переселили на болотистые берега озера Кабан, где впоследствии образовалась Старо-Татарская слобода. После окончательного подавления восстаний в Казанском крае город вступил в новую эпоху, связанную с Российским государством.

История Казани в составе Российской империи насчитывает немало знаменательных дат: строительство белокаменного Кремля, закладка первых мануфактур и ремесленных слобод. Стремительный экономический рост привел к тому, что в 1708 году Казань стала столицей Казанской губернии. Со временем в императорской Казани появилась городская Дума, герб города, генеральный план застройки, Ратуша, постоянный театр, обсерватория, общественный транспорт, телеграф и водопровод. В 1804 году открыли Казанский университет, самыми известными студентами которого считаются Владимир Ленин и Лев Толстой.

Начало XX века связано с большими потрясениями, которые Казань пережила, став одним из центров революции. Революционные волнения сменились ожесточенными боями в ходе гражданской войны. В 1920 году была образована Татарская АССР со столицей в Казани. В 30-е годы началась интенсивная индустриализация города, сопровождавшаяся быстрым ростом населения и расширением заречной части города.

В годы Великой Отечественной войны Казань была тыловой опорой страны, где нашли временное пристанище крупные заводы и научные центры. После войны город продолжил развитие, став одним из крупнейших промышленных, научных и культурных центров страны с численностью населения свыше миллиона человек. Город приобрел один из крупнейших речных портов и получил новый аэропорт.

Современная история Казани началась в 1990 году, когда она стала главным городом Республики Татарстан. Красочной страницей в историю города вошло празднование тысячелетия в 2005 году. В городе построили знаковые объекты – метрополитен, мечеть Кул-Шариф, мост Миллениум, новый ипподром, «Татнефть-Арена» и другие крупные сооружения. В 2008 году Казань объявили третьей столицей РФ, «спортивной столицей» и «общемировой столицей татар». Бурное развитие города не осталось незамеченным – Казань стали посещать около миллиона туристов в год. Столица Татарстана приобрела статус важного отечественного центра туризма, а Кремль – памятника ЮНЕСКО.

По данным на 1 января 2019 года, в Казани проживает 1 млн 251 тыс. 969 человек. Город продолжает активно развиваться, радуя своих горожан и привлекая новых туристов.

Между Востоком и Западом

Казань – один из ярких примеров того, как в одном городе мирно, в атмосфере дружелюбия и терпимости живут люди разных национальностей и вероисповеданий. Этническое и религиозное разнообразие в столице Татарстана сохраняется не один век. В городе действуют 125 культовых объектов, из них 65 мечетей, 45 православных храмов, 12 церквей других христианских направлений, 1 синагога, молельные дома Бахаи и Кришны.

В столице Татарстана проживают представители свыше 115 национальностей. Самые многочисленные из них по переписи населения 2010 года – русские (48,6%) и татары (47,6%). Также среди жителей Казани можно встретить чувашей, украинцев, марийцев, башкир и удмуртов.

Казань – образовательный центр

Казань – молодежный город, где сосредоточен научно-образовательный центр. В 2019 году город встретил участников мирового чемпионата по профессиональному мастерству «WorldSkills».

Возможность получения доступного и качественного высшего образования привлекает в столицу Татарстана иногородних и иностранных абитуриентов.

Будущие студенты могут выбрать любой из 29 вузов (13 государственных, 9 коммерческих, 7 филиалов вузов), также к их услугам – 34 профессиональных образовательных учреждения. Одним из старейших вузов страны является Казанский (Приволжский) федеральный университет, основанный в 1804 году и славящийся своей научной школой.

От Шаляпина до наших дней

Казань имеет уникальный культурный код. На карте города – более 1000 объектов, формирующих культурное многообразие столицы.

В городе открыты двери 34 музеев, 9 театров, 8 крупных концертных залов, 14 дворцов культуры, 50 библиотек и 50 детских школ искусств. В Казани постоянно формируются новые культурные площадки, например, креативное пространство «Штаб», Центр современного искусства «Смена», творческая лаборатория «Угол».

Казань известна на всю страну международными форумами: оперным фестивалем им.Ф.И.Шаляпина, фестивалем классического балета им.Р.Нуриева, фестивалем мусульманского кино, театральным фестивалем тюркских народов «Науруз». Ведущие театры России и звезды мировой величины традиционно включают Казань в свой маршрут гастролей, а музеи города периодически выставляют экспонаты Эрмитажа, Третьяковской галереи и Русского музея.

В 2019 году Казань вступила в сеть креативных городов ЮНЕСКО по направлению «музыка».


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.