Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2021-01-31 | 85 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Говоря о практической деятельности по развитию мелкой моторики рук, невозможно не сказать о таких авторах, как В.В. Цвынтарный, Т.Ткаченко, С.Ю. Афонькина, А.Е.Белая, А.В.Антонова.
Весомый вклад в развитие этой в развитие этой проблемы внес В.В. Цвынтарный. Его книга «Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем» является продолжением ставшей известной работы «Играем пальчиками и развиваем речь». В первой книге больше акцент сделан на невербальные упражнения. На наш взгляд, наибольшую ценность представляли упражнения, развивающие подвижность суставов рук. Как известно, дошкольники сенситивны к игровым методам обучения, поэтому вся работа построена на игровом материале. Хочется обратить внимание на два блока заданий: работа по созданию жестикуляторного образа стихотворения и работа со счетным материалом, сопровождающаяся рифмованными строчками. Привлекают внимание иллюстрации, демонстрирующие правильное выполнение упражнений, сопровождающие стихотворения.
Вторая работа, «Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем», сочетает развитие мелкой моторики рук и фонематического слуха. Автор предлагает, используя игровую методику и подражательные способности детей, развивать речевой слух. Игры и упражнения расположены автором в порядке усложнения.
Работа начинается с изолированного звука. Уточняется артикуляционный уклад, руками изображается символ звука («л» - колокольчик, «з» - комар). Затем звук включается в слоги, слова, предложения. Итогом работы являются небольшие стихи, рассказы.
Автор обращает внимание на обучение правильному дыханию, которое является энергетической основой нашей речи. Здесь также приводятся интересные, на наш взгляд, упражнения.
|
Мы полагаем, что книги этого автора станут хорошим подспорьем для работы по развитию словаря, фразовой и связной речи детей.
В статье воспитателя Г.Я.Ген «Развитие руки» обращается внимание на то, что в целостной системе воспитания и обучения дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. Но этой проблеме не всегда уделяется внимание в должной степени. И, когда 6-летний ребенок обучается письму, он испытывает огромные трудности из-за слабого развития мышц рук. Автор подчеркивает, что развитие тонкой моторики требует согласованного участия многих психических функций. «В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинается активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние участки»[11]. Одним из важных «соседей» является речевой центр.
Автор предлагает начинать работу по подготовке руки к письму задолго до поступления в школу. (Хотя на наш взгляд эти этапы можно использовать и для развития моторики, как предпосылки к формированию связной речи.)
Методике по подготовке руки к письму включает в себя:
· развитие ручной умелости (выполнение разнообразных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов и материалов)
· развитие пространственной ориентировки, в частности на листе бумаги
· развитие чувства ритма, умение согласовывать темп, ритм движения, слово и жест
· развитие изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений
Предложенные автором упражнения (авторские и адаптированные в ходе практики) соответствуют перечисленным этапам. Хочется отметить необходимость использования игр с прищепками, пластинами конструктора, тестом, бумагой, доступными предметами (см. Приложение № 1).
Говоря о проблеме подготовки детей к письму, невозможно не обратить внимание на работу А.В.Антоновой «Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи». На наш взгляд, это методика подходит для детей массовых групп, но имеющих проблемы со связной речью. Пособие рассчитано на два года. Предлагается начинать занятия с детьми 5 лет. 1-ый этап, подготовительный, включает в себя обследование детей по выявлению нарушений мелкой моторики, умения слушать, запоминать и выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкций педагога. На этом этапе с детьми ведется работа по коррекции обще и тонкой моторики. Обращается внимание на систематичность занятий, охват всех детей, включение упражнений в физкультурные и музыкально-ритмические занятия, деятельность во время прогулок, игр. Необходимые индивидуальные занятия с детьми, затрудняющимися выполнять движения.
|
Автор советует использовать для развития мелкой моторики различные мозаики, пирамидки, шнуровку, застегивание и растегивание пуговиц, складывание из палочек (спичек, семян) фигурок, плетение косичек, упражнения с эспандером, разглаживание мятой фольги т.д.
Автор подчеркивает, что главным является проведение специальных упражнений, гимнастики для пальцев, стимулирующих развитие речи. Невозможно не согласиться с утверждением, что «систематическое средство повышения работоспособности головного мозга».[12]
2-ой этап, непосредственное обучение графическим навыкам, включает в себя обучение ориентировке в тетради; рисование прямых линий, квадратов, косых линий, дуг, овалов по точкам и без них. Задания даны в пособии в порядке увеличения сложности.
Хочется отметить зрительные диктанты, приведенные в книге. Они, на наш взгляд, способствуют развитию, как мелкой моторики рук, так и зрительной памяти, пространственной ориентации, сенсорики.
При работе с 6-летними детьми, параллельно ведется тренировка рук и обучение графическим навыкам.
Упражнениям для тренировки пальцев предшествует массаж кистей рук. Затем детям предлагаются такие задания:
· сжать и раздать кулаки;
· ладонь – кулак – ребро;
· чередовать: колечко – ушки – рожки;
· соединить, разъединить скрещенные пальцы обеих рук
и т.д. постепенно усложняя задания.
Текст сопровождается рисунками, помогающими точнее выполнять задания.
|
Развитие графических навыков рекомендуется освоить в три этапа. На 1-ом дети учатся рисовать фигуры, состоящие из прямых линий, заштриховывать их.
На 2-ом – дети учатся письму наклонных линий, штриховке косыми линиями.
На 3-ем – учатся рисовать круги, полуовалы, овалы, петельки.
При подготовке детей письму, автор ставит такие цели: тренировать руку, развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, правильно держать ручку, ориентироваться на листе бумаги.
В пособии даны рекомендации по проведению занятий, которые, на наш взгляд, помогут сделать работу более эффективной и плодотворной.
Невозможно не обратить внимание на работу А.Е. Белой и В.И. Мирясовой. Хотя книга озаглавлена как «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», это не просто пальчиковые игры в узком смысле.
Каждый небольшой раздел, а их в книге 11, начинается, что очень важно, с рекомендаций родителям о важности этого вида занятий, о тех навыках, которые можно развить, а также особенностях проведения.
В каждой части авторы нашли интересные слова и приемы, которые «оживят», помогут сделать работу насыщенной, разнообразной и плодотворной. Стихи, используемые в пособии, придуманы авторами книги. Они помогают развить внимание, память детей. Хочется отметить иллюстрации к книге. Они не просто оформляют, а помогают представить ребенку, да и взрослому результаты, к которым хотелось бы стремиться. Например, если в разделе «Вкладывание букв» говорится об использовании мелких предметов (мозаики, веточек, орешков, толстых ниток и т.д.), то иллюстрации к стихотворению наглядно показывают буквы из печенья, желудей, семян, пуговиц.
Невозможно не обратить внимания, что книгу можно использовать не только дома, за столом. Представлены задания из природного материала, которые можно выполнить в парке, рисовать на снегу, асфальте, запотевшем окне. Даны игры на кухне, даче, в деревне…
Думаю, что пособие поможет в развитии речи дошкольников.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!