Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-04-19 | 137 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В экспериментальную группу по диагностики индивидуальных проявлений мышления вошли 15 детей младшего школьного возраста (ученики 3 «А» класса МОУ СОШ № 101).
Для выявления индивидуальных особенностей мышления была проведена методика «Классификация понятий».
Полученные результаты проведения данной методики были занесены в диаграмму (рис.2):
Рис.2
1. Широта мышления 2. Поверхность суждений 3. Самостоятельность мышления 4. Гибкость мысли 5. Быстрота ума 6. Торопливость 7. Критичность 8. Наглядно-действенное мышление | 9. Наглядно-образное мышление 10. Словесно-логическое мышление 11. Сравнение 12. Анализ 13. Синтез 14. Абстракция 15. Обобщение |
По полученным данным делаем следующие выводы.
У 67% (10 человек) испытуемых было выявлены высокие балы по показателю «Широта мышления», что говорит о высокой способности этих детей охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей, они могут проникать в сущность сложных вопросов.
У 33 % учащихся (5 человек) в мыслительной деятельности преобладает поверхность мышления. эти дети склонны больше обращать внимание на мелочи и не видят главного.
Такое индивидуальное качество мышления как самостоятельность было обнаружено у 80 % испытуемых (12 человек). Эти дети умеют выдвигать новые задачи и находит пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Гибкость ума как индивидуальное проявление особенностей мышления было выявлено у 73% (11 учащихся). Этот показатель выражается в свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Способностью быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение было обнаружено у 9 учащихся испытуемой группы. Данная индивидуальная особенность называется быстрота ума. Это 60 % испытуемых.
|
У 3 ребят (20%) была обнаружена торопливость ума. Это означает, что эти дети не достаточно продумывают вопрос, выхватывая какую-либо одну сторону, спешат делать выводы и решения.
Критичность ума как индивидуальное проявление мышления было обнаружено у 80 % детей (12 человек). Этот показатель говорит о способности данных детей объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
У 12 детей преобладает словесно-логическое мышление. Это так же является проявлением индивидуальных особенностей мышления. У 1 испытуемого преобладающим видом мышления оказалось наглядно-действенное мышление, у 2-х испытуемых - наглядно-образное.
Нами были проанализированы так же операции мыслительной деятельности и их индивидуальные проявления.
Преобладание такой операции как сравнение - сопоставление вещей, явления и их свойств, выявление сходства и различия - было выявлено у 10 детей (67%).
Синтез как способность восстанавливать целое преобладает в мышлении у 6 детей (40 %).
Дети, больше способные выделять одну какую-либо сторону и отделять ее от всего предмета, составляют 47% (7 испытуемых).
Преобладающая способность к обобщению была выявлена у 8 испытуемых (53%). Это означает, что эти дети больше способны к отбрасыванию единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.
При проведении методики «Заселение домика» были получены следующие результаты: полностью и правильно задание выполнили 9 человек испытуемой группы, что говорит о хорошем развитии комбинаторных навыков. Средний результат показали 3 школьника, что свидетельствует о среднем уровне развития комбинаторных навыков.
2.3 Составление рекомендаций по организации учебного процесса в младшем школьном возрасте с учетом индивидуальных проявлений качеств ума
|
Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на серьезном учете в учебно-воспитательной работе возрастных, индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей детей.
Эффективный процесс обучения строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и на основе реализации принципов организации обучения. Без учета психологических свойств личности учащегося не может быть полноценного обучения и воспитания.
Между тем, зная индивидуальные черты своих учеников, педагог может по отношению к ним применять специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность.
При изучении психолого-педагогической литературы нами была предпринята попытка составления рекомендаций по организации учебного процесса в младшей школе с учетом индивидуальных проявлений качеств ума в младшем школьном возрасте.
При организации учебного процесса можно использовать следующие правила.
Не ставить ребенка с такими особенностями мышления как ригидность и торопливость ума в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Нельзя давать для усвоения всего класса в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски, различные по сложности и давать их постепенно, по мере усвоения;
Путем построения правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «умница», «молодец» и т.д.) нужно формировать у него уверенность в своих силах, в своих знаниях.
Можно разделить группу на несколько подгрупп и давать им задания, на решение которых влияет преобладание той или другой особенности мышления, не сочетать в этих подгруппах детей с преобладанием различных видов мышления.
Но наиболее эффективный путь воспитания состоит в том, чтобы помочь самому учащемуся найти наиболее подходящие именно для него приемы и способы организации своей деятельности, показать, как самому ученику преодолеть собственные трудности и развить свои преимущества и дарования. При этом нужно помнить о необходимости максимально использовать и развивать выявленные у них положительные особенности и за счет этого изыскивать пути компенсации тех качеств, которые препятствуют успешной учебе.
|
При организации учебного процесса учителю также необходимо использовать компенсаторные приемы, учитывающие положительные особенности учащихся с преобладанием различных видов мышления и индивидуальными проявлениями мыслительной деятельности.
Индивидуальные варианты таких приемов могут быть разнообразными.
Например, учитель может давать индивидуальные задания детям с различными видами мышления для постановки их в ситуацию успеха (доклады, вызовы к доске для решения задач с различной сложность и путями решения, работа по карточкам).
В работе была сделана попытка подобрать примерный перечень заданий, которые педагог может использовать в процессе обучения (см. в приложении 2). Необходимо давать упражнения и задания на развитие тех видов мышления, операций мыслительной деятельности, которые недостаточно развиты (см. приложение 3).
Своеобразие индивидуального подхода учителя, ищущего оптимальный метод преподавания, состоит в том, что он старается обеспечить благоприятные внешние условия обучения для всех учащихся, предусмотреть чаще всего возникающие у них трудности и вопросы и таким образом не дать проявиться таким качествам, которые могут привести к отставанию, к пробелам в усвоении знаний.
Работа учителя с учащимися должна строиться таким образом, чтобы они ясно знали, в чем преимущество их индивидуальных особенностей, а в чем недостаток. Это позволит направить усилия, с одной стороны, на закрепление их адекватных проявлений, а с другой - на преодоление или компенсацию нежелательных проявлений. Если ученик научится строить свою работу с учетом своего психофизиологического потенциала, он сможет избежать таких нежелательных состояний, как переутомление и перегрузка.
В работе при организации эмпирического изучения особенностей мышления в младшем школьном возрасте были использованы следующие методики:
. «Классификация понятий»;
2. «Заселение домика».
При обработке полученных результатов по всем использованным методикам получилось следующее:
|
У 67% (10 человек) испытуемых было выявлены высокие балы по показателю «Широта мышления», у 33 % учащихся (5 человек) в мыслительной деятельности преобладает поверхность мышления. Такое индивидуальное качество мышления как самостоятельность было обнаружено у 80 % испытуемых (12 человек). Гибкость ума как индивидуальное проявление особенностей мышления было выявлено у 73% (11 учащихся). Способностью быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение было обнаружено у 9 учащихся испытуемой группы. Данная индивидуальная особенность называется быстрота ума. Это 60 % испытуемых. У 3 ребят (20%) была обнаружена торопливость ума. Критичность ума как индивидуальное проявление мышления было обнаружено у 80 % детей (12 человек). У 12 детей преобладает словесно-логическое мышление. У 1 испытуемого преобладающим видом мышления оказалось наглядно-действенное мышление, у 2-х испытуемых - наглядно-образное.
Были проанализированы так же операции мыслительной деятельности и их индивидуальные проявления.
В данной главе была предпринята попытка составления рекомендаций по организации учебного процесса в младшем школьном звене с учетом индивидуальных качеств мышления.
Заключение
Младший школьный возраст является важным этапом в развитии личности человека. В этом возрасте идет становление и развитие всех познавательных процессов.
Мышление является высшим интеллектуальным познавательным процессом. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. Благодаря мышлению человек может проникнуть в микромир и макромир, познать законы, на основе которых возникают и существуют все предметы и явления на земле и в космосе. Познание законов посредством мышления возможно потому, что оно отражает предметы и явления в связях и отношениях.
Мышление, как и любое психическое явление, имеет у каждого человека свои индивидуальные особенности. У одних лучше функционирует наглядно-действенное мышление, направленное на решение практических задач, в связи с чем у них проявляется практический тип мышления. У других ведущую роль играет образное мышление и соответственно проявляется образный тип мышления. У третьих преобладает словесно-логическое мышление и имеет место логический тип мышления.
Учет этих индивидуальных особенностей мыслительной деятельности в организации эффективного учебного процесса необходим для тех педагогов, целью которых является гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка.
Именно этой актуальной проблеме посвящена данная работа, целью которой было изучить индивидуальные особенности мышления и их учет в организации учебного процесса.
|
Данная цель достигалась с помощью решения следующих задач:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
дать характеристику понятиям «мышление», «виды мышления», «младший школьный возраст»;
рассмотреть особенности организации учебного процесса в младшей школе;
изучить индивидуальные проявления качеств мышления у детей младшего школьного возраста;
подобрать рекомендации для педагогов по организации учебного процесса с учетом индивидуальных проявлений качеств ума.
Гипотезой работы являлось следующее предположение: при организации учебной деятельности младших школьников педагогам необходимо учитывать индивидуальные качества мышления для успешной школьной адаптации и гармоничного и всестороннего развития личности.
В работе был кратко охарактеризован младший школьный возраст, особенности личности и мыслительной деятельности детей этого возраста, раскрыто содержание понятий «мышление», «виды мышления», «индивидуальные проявления умственной деятельности», «учебный процесс».
Для выявления особенностей мышления были проведены методики «Заселение домика», «Классификация понятий». В исследовании участвовало 15 школьников младшего школьного возраста (3 «А» класс).
Выяснилось, что дети к концу младшего школьного возраста подходят не с одновременным развитием всех видом мышления. Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности мыслительной деятельности, влияющие на уровень усвоения школьной программы, и если учитывать эти индивидуальные проявления педагогом при организации учебного процесса, то школьная адаптация будет наиболее эффективной, а значит и всестороннее развитие личности.
Гипотеза доказана, цель и задачи работы достигнуты.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие. М.: Академия 1999
. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. Издательский центр «Академия». 1999
. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. Р-н-Дону. Феникс. 2008
. Кондаков И.М. Психологический словарь 2000
. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000
. Лихачев Б.Т. педагогика. Курс лекций. Прометей 1993
. Лысенко Е.М. Возрастная психология. Владос-пресс. Москва 2006
. Немов Р.С. Психология. Кн.1 Москва Владос 2003
. Немов Р.С. Психология. Кн.2 Москва Владос 2003
. Немов Р.С. Психология. Кн.3 Москва Владос 2003
. Петухов В.В. Психология мышления. Издательство Московского университета 1987
. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Владос 1999
. Рубинштейн Р.С. Основы общей психологии. Питер 2006
. Сорокун П.А. Психология Псков 2001
. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3. Феникс Р-н-Дону. 2000
. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестируем будущих первоклашек. Р-н-Дону. Феникс 2004
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!