Глава 1. Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 1. Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях

2021-04-19 122
Глава 1. Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАН РАБОТЫ

Введение

1. Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях

1.1 "Родительские отношения": виды, критерии

1.2 Характеристика гуманных отношений и путей их развития в психолого-педагогической литературе

1.3 Сущность понятия "социально-неблагополучная семья"

1.4 Виды, особенности детско-родительских отношений в неблагополучных семьях

2. Психолого-педагогические условия гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях

2.1 Характеристика МДОУ детского сада № 9 комбинированного вида

2.2 Традиционные виды работы с неблагополучными семьями

2.3 Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в неблагополучной семье

2.4 Разработка программы по созданию психолого-педагогических условий гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях

Заключение

Библиография

Приложения

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях развития нашего общества именно семья получает больше всего ударов. Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги "ударили" прежде всего по семье. В Российской Федерации, согласно статистике 1992 года наблюдается уменьшение населения. Если в 1995году прирост населения составил 749,9 тысяч человек, то в 2001году смертность превысила рождаемость на 880 тысяч [4,ст.53]. Из этого можно сделать вывод, что из-за низкого уровня жизни современная семья урезает себя не только в жилье и одежде, но и питании. Резко снизились материальные возможности семьи 69% семей сегодня относится к малообеспеченным и только 31% - к средне обеспеченным [16,ст.31].

В настоящее время в связи с резкой дифференциацией доходов, появлением безработицы, невыплатой зарплаты резко обострились экономические проблемы многих семей, имеющих детей, и в первую очередь многодетных семей. Значительное число несовершеннолетних правонарушителей воспитывается в неполных семьях, около 30%. В незарегистрированном браке рождается 30% детей, и доля таких семей постоянно растёт. Ежегодно около 600 000 семей разводится, при этом в разрушившихся семьях остаётся свыше 100 000 детей [5,ст.9].

К наиболее острым общим проблемам семьи можно отнести:

- резко продолжающееся расслоение общества на бедных и богатых;

- постоянный дефицит государственного бюджета;

- демографическая убыль населения;

- миграция населения;

- ухудшение здоровья нации, в том числе и семьи;

- рост числа неполных семей;

- повышение иждивенчества;

- насилие и конфронтация в семье;

- увеличение социального сиротства;

- изменение традиционных ролей, особенно женщины в семье.

Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи. Экономические факторы процесс активизируют процесс распада семьи, большинство детей воспитывается в неполной семье, растёт число детей, рождённых вне брака, родители уклоняются от воспитания детей.

Ослабление воспитательной функции семьи повлекло за собой неблагополучное детство. Истинной причиной неблагополучия является критическое положение российской семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, состоящих на учёте как не способных обеспечить детям надлежащее содержание и воспитание, очень велико, 184 тысяч семей, в которых проживает 348 тысяч детей [3,ст.242]. По данным Комиссии по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за один год рассматривается более 650 тысяч дел несовершеннолетних и около 140 тысяч дел родителей, не занимающихся детьми. По данным исследования ИС ЭПИ РАМ, в настоящее время в области социального неблагополучия находится 50% людей. Причём, из них 20% - люди, чьи доходы ниже прожиточного минимума, а 7% - просто неимущие, для которых проблемой является даже поддержание физиологических стандартов питания, а 105 – это социальное дно, люди, отторгнутые обществом и вычеркнутые из жизни.

В связи с таким положением появился термин "социально-неблагополучные семьи", которые нуждаются в особой поддержке.

Проблема заключается в определении методов и форм работы с такими семьями.

Объектом нашего исследования становятся социально неблагополучные семьи.

Предмет: гуманизация детско-родительских отношений в социально-неблагополучных семьях на основе взаимодействия с ДОУ.

Цель нашей работы: выявить формы взаимодействия ДОУ с социально-неблагополучными семьями, обеспечивающие гуманизацию детско – родительских отношений в этих семьях.

Объект работы: социально неблагополучные семьи.

Гипотеза: гуманизаций детско-родительских отношений в неблагополучных семьях будет способствовать включение родителей в совместную с детьми познавательную, трудовую и досуговую деятельность.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Дать характеристику социально-неблагополучной семье.

2.Выявить формы и методы социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи.

3.Изучить опыт работы Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения детского сада № 9 комбинированного вида г. Воткинска с социально-неблагополучными семьями.

4.Провести диагностику детско – родительских отнощений в неблагополучных семьях.

5.Разработать программу по созданию психолого-педагогических условий гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях. социальный неблагополучный детский родительский гуманизация

В нашей работе мы будем использовать эмпирические, теоретические, технологические методы исследования. К эмпирическим мы относим: изучение документально-информационного; будем использовать наблюдение, опросы. Из теоретических методов исследования будем использовать: анализ, синтез, психодиагностику, педагогический эксперимент.


Характеристика Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения детского сада № 9 комбинированного вида

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида существует 35 лет. Функционируют 11 групп. Списочный состав 250 человек, в том числе 85 детей раннего возраста и 165 дошкольного. В среднем детский сад посещает 200 – 210 человек.

Имеется спортивный и тренажерный зал, музыкальный зал. В Дошкольном Образовательном Учреждении функционирует 2 группы коррекции речи. Занятия в логопедической группе проводит специалист высшей квалификационной категории, учитель-логопед Ивченко Е.П.

Воспитывают детей 27 педагогов. Из них 15 человек с высшим образованием, 12человек имеют среднее специальное образование. С первой квалификационной категорией – 7 человек, со второй квалификационной категорией – 16 человек. Два педагога имеют звания "Отличник народного образования". 5 воспитателей работают в дошкольном образовании более 25 лет. Средний стаж работы педагогического коллектива – 15 лет. Дошкольное Образовательное Учреждение работает по программе "Истоки" под редакцией Л.Н. Парамоновой, где центральной фигурой образовательного процесса является ребенок. Цель программы – разностороннее развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей. Приоритетным направлением работы Дошкольного Образовательного Учреждения является воспитание нравственных качеств через театрализованную деятельность.

По статистическим данным на 1 сентября 2009 года, из социального паспорта Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения детского сада №9 комбинированного вида.

Большое внимание было уделено изучению контингента семей по национальному, социальному признакам. Получены следующие результаты:

- по национальному признаку: 75% составляют русские; 12% - удмурты; 10% - татары; прочие – 3%.

- по социальному признаку: достаточно широко представлена социальная группа учителей, воспитателей, медсестер (24,5%).

Анкетирование родителей, индивидуальное собеседование показывали, что дошкольное учреждение пользуется авторитетом у 120 родителей из 156 семей, заполнявших анкеты, и непопулярно у 13 семей. 96 родителей работа педагогов устраивает полностью, 13 – не устраивает совсем, а 47 – устраивает частично.

130 детей ходят в детский сад с удовольствием, 20 – чаще с удовольствием, 6 детей – со слезами.

136 родителей считают, что дети получают интересные знания и навыки культурного общения, 4 – что их дети не получают ничего нового, а 16 – считают получаемую информацию недостаточной.

На вопрос: "Как Вы осведомлены о работе детского сада?", "Частично", - ответили 110 родителей; 35 считают, что "вообще не получают информацию", а 11 семей предпочитают её не иметь.

Родители отмечают, что черпают информацию из наглядной агитации и получают её от воспитателей (127); на собраниях – 29 семей, от заведующей – 0.

Степень включенности родителей в организацию образовательного процесса: пассивные наблюдатели – 85%; "заказчики" - 12%; активные участники – 3%. Таким образом, не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями дошкольного учреждения. При этом они не ищут причины в себе, своей семье, а всю ответственность возлагают на дошкольное учреждение.

Детский сад выделяет всего 6 семей группы риска по перечню, разработанному Городским Метод Кабинетом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья - это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, в которой вырабатывается совокупность норм, поведения, взаимодействия родителей и детей. В этом взаимодействии каждый должен выполнять определенную функцию, занимать определенное место в системе ролевых отношений. В своей жизни каждый человек имеет две семьи: в которой он родился и воспитывался и ту, которую создаст или создал сам.

Понятие "социально-неблагополучная семья" появилось ещё в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Неблагополучные семьи имеют низкий социальный статус, как правило в нескольких сферах жизнедеятельности не справляются с возложенными на них функциями. Это понятие позволяло выделить категории людей, семей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются "трудные" дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.

Детей из неблагополучных семей можно разделить на две группы. К первой мы относит детей, нуждающихся в защите от семьи. Ко второй группе относим детей, нуждающиеся в восстановлении утраченных контактов с семьей. Дети приобретают столь "неприглядный" социальный облик под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. К неблагополучным семьям мы относим: семьи алкоголиков, наркоманов, психически неуравновешенных людей, неполные и малообеспеченные, многодетные и нетрудоспособные семьи, имеющие детей или родителей инвалидов, молодые и безработные семьи, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми, а также семьи, в которых родители заняты индивидуальной трудовой деятельностью, сопряжённой с разъездами.

Мы можем выделить ряд общих проблем характерных для всех неблагополучных семей. Это проблемы материально-бытовые (финансовые), жилищные, трудоустройства, психолого-педагогические, медицинские. А также проблемы в социализации, во взаимоотношениях с другими детьми и родителями, проблемы братьев и сестер внутри семьи.

Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства. Одной из основных причин взаимодействия родителей с детьми является нарушение детско-родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений.

На основе проведенной работы можно сформулировать следующие выводы:

1. Проведенный анализ литературы позволил выявить проблемы развития гуманных детско-родительских отношении в социально-неблагополучных семьях.

2. Для исследования особенностей изучения детско-родительских отношений использовались: рисуночный тест "Кинетический рисунок семьи" (Р. Бернс и С. Коуфман) и методика "Неоконченные предложения". При работе с родителями нами были использованы следующие методы: анкетирование и тестирование "Родительское отношение к детям" (А.Я. Варга, В.В. Столин).

3. Выявлены педагогические условия: создание предметно-развивающей среды, формирование эмпатических чувств, привлечение родителей к сотрудничеству; которые будут положены в основу формирующего эксперимента.

4. разработана коррекционная программапо созданию психолого-педагогических условий детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абраменкова В. В, "Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре". М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО"МОДЭК", 2000 – 416 с.

2. Арнаутова Е.П. "В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей". М., 2004 – 208 с.

3. Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. – СПб.: Сударыня, 1999.

4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., Издательский центр "Академия", 2001.

5. Вестник психосоциальной, коррекционно-реабилитационной работы. 2005 №2, ст. 21-31.

6. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: Издательство "Речь", 2003.

7. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.-М., 1997.

8. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.

9. Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис. канд. псих. наук. – Улан-Удэ, 1998. – 166 с.

10. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.

11. Методика и технологии работы социального педагога:  / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.

12. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ "Сфера",2001.

13. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия/ Сост и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.

14. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.

15. Фесюкова Л.Б. "От трех до семи" М.: "Аист" 2000 – 524 с.

16. "Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и в семье"/ под. ред. Котырло В.К. – М.,1987

17. Шакурова М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа "Семья".// 2006 №1 ст. 87-99.

18. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. – М., 1993. – С.62.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

С кем проживает ребёнок

С родителями:_________________________________________________

С матерью:____________________________________________________

С отцом:______________________________________________________

С другими родственниками: ____________________________________

(сведения о них)

Сведения о других детях в семье: ________________________________

(степень их родства, возраст)

Бытовые условия жизни ребёнка ________________________________

(общие условия, условия для игры, занятий, отдыха)

 

Посещение ребёнка на дому

Дата Результаты посещения (кратко)
   
   

 

Круг интересов членов семьи (хобби):

Взаимоотношения ребёнка с родителями и другими членами семьи:

- атмосфера в семье дружелюбная, теплая;

- отношения близкие, доверительные;

- отношения отчужденные;

- взаимопонимание ребёнка с родителями;

- отсутствие взаимопонимания.

Особенности семейного воспитания:

- строгий контроль за поведением ребёнка;

- ограничение самостоятельности;

- большая самостоятельность ребёнка;

- родители сотрудничают с воспитателями;

- вступают в противоречие с воспитателями.

Формы участия членов семьи в жизни группы, дошкольного учреждения:

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Социальная ценность семьи.

1. В какой сфере трудятся родители

2. Удовлетворены ли своей работой

3. Делятся ли родители успехами в своей работе в семье, при каких обстоятельствах

4. Какую общественную работу выполняют родители, любят ли её, как о ней отзываются

5. Знают ли об общественной работе родителей их дети

6. Интересуются ли родители взаимоотношениями своего ребёнка в группе, как на них влияют

7. Какую помощь могут оказать родители детскому саду

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Перечень критериев определения неблагополучных семей

1. Родители систематически несвоевременно забирают ребёнка из ДОУ.

2. Родители (либо один из них) приходят в ДОУ в нетрезвом виде.

3. Систематически поручают забирать ребёнка из ДОУ различным родственникам, знакомым, несовершеннолетним детям.

4. При поступлении в ДОУ у ребёнка на теле имеются следы жестокого физического обращения (синяки, ссадины, ушибы и т.п.).

5. Верхняя одежда, бельё, обувь ребёнка не соответствует гигиеническим требованиям.

6. Плохие жилищные условия:

· излишняя скученность, порождающая большую нервозность всех членов семьи;

· отсутствие у ребёнка собственной постели, места для игр и занятий;

· несоблюдение правил гигиены и санитарии;

· отсутствие у ребёнка игрушек, книг, карандашей, красок, альбомов и т.д., что сказывается на реализации права ребёнка на образование и развитие его индивидуальных особенностей.

7. В общении со сверстниками и взрослыми ребёнок проявляет агрессивность, нецензурные выражения.

8. В сюжетно-ролевых играх отражает негативные стороны семейных отношений.

9. Низкие семейные доходы, наличие систематической задолженности оплаты содержания ребёнка в ДОУ.

10. Неполные семьи с постоянной сменой "сожителей", проживающих с родителями ребёнка.

11. Постоянное проживание ребёнка без родителей (у бабушек, дедушек, тетей и других родственников) без оформления опеки над ним.

12. Частые заболевания ребёнка "социальными болезнями" (педикулез, микроспория, чесотка, венерические заболевания).

13. Высокий уровень тревожности ребёнка, отрицательные показатели диагностики его эмоционального состояния, семейного статуса.

Примечание: По одному критерию семья не может быть отнесена к разряду неблагополучных. Для данного заключения требуется наличие 2 и более признаков.

Составитель: Пасынкова И.В.

Методист ГМК

Т. 3-85-86


ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Анкета для родителей по выявлению уровня знаний о ребенке. 1. Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)2. Насколько самостоятелен Ваш ребёнок?3. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?4. Насколько контактен с окружающими ваш ребёнок?5. Является ли Ваш ребёнок "кумиром семьи"?6. Что в Вашем ребёнка вас раздражает; как вы с этим справляетесь?7. Как ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные "Почему"?8. Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?9. Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?10. Решаете ли вы с ним его проблемы?
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) Инструкция: "Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ "верно", если оно совпадает с вашим отношение к своему ребёнку, или "не верно", если не совпадает.1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.3. Я уважаю своего ребёнка.4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.5. Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.8. Мой ребёнок часто неприятен мне.9. Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит емубольшую пользу.11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.12. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.16. Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.17. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как "губка".18. Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.19. Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.21. Я принимаю участие в своём ребёнке.22. К моему ребёнку "липнет" всё дурное.23. Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.25. Я жалею своего ребёнка.26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.27. Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свободное время.28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностьювспоминаю его маленьким.29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него.32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.34. Я очень интересуюсь жизнью моего ребёнка.35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.37. Я всегда считаюсь с ребёнком.38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.41. Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.46. Мой ребёнок часто раздражает меня.47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.49. Я не доверяю своему ребёнку.50. За строгое воспитание дети благодарят потом.51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.53. Я разделяю интересы своего ребёнка.54. Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.55. Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни.56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.Высокий тестовый балл интерпретируется как:- отвержение;- социальная желательность;- симбиоз;- гиперсоциализация;- инфантилизация (инвалидизация).

 

ПЛАН РАБОТЫ

Введение

1. Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях

1.1 "Родительские отношения": виды, критерии

1.2 Характеристика гуманных отношений и путей их развития в психолого-педагогической литературе

1.3 Сущность понятия "социально-неблагополучная семья"

1.4 Виды, особенности детско-родительских отношений в неблагополучных семьях

2. Психолого-педагогические условия гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях

2.1 Характеристика МДОУ детского сада № 9 комбинированного вида

2.2 Традиционные виды работы с неблагополучными семьями

2.3 Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в неблагополучной семье

2.4 Разработка программы по созданию психолого-педагогических условий гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях

Заключение

Библиография

Приложения

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях развития нашего общества именно семья получает больше всего ударов. Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги "ударили" прежде всего по семье. В Российской Федерации, согласно статистике 1992 года наблюдается уменьшение населения. Если в 1995году прирост населения составил 749,9 тысяч человек, то в 2001году смертность превысила рождаемость на 880 тысяч [4,ст.53]. Из этого можно сделать вывод, что из-за низкого уровня жизни современная семья урезает себя не только в жилье и одежде, но и питании. Резко снизились материальные возможности семьи 69% семей сегодня относится к малообеспеченным и только 31% - к средне обеспеченным [16,ст.31].

В настоящее время в связи с резкой дифференциацией доходов, появлением безработицы, невыплатой зарплаты резко обострились экономические проблемы многих семей, имеющих детей, и в первую очередь многодетных семей. Значительное число несовершеннолетних правонарушителей воспитывается в неполных семьях, около 30%. В незарегистрированном браке рождается 30% детей, и доля таких семей постоянно растёт. Ежегодно около 600 000 семей разводится, при этом в разрушившихся семьях остаётся свыше 100 000 детей [5,ст.9].

К наиболее острым общим проблемам семьи можно отнести:

- резко продолжающееся расслоение общества на бедных и богатых;

- постоянный дефицит государственного бюджета;

- демографическая убыль населения;

- миграция населения;

- ухудшение здоровья нации, в том числе и семьи;

- рост числа неполных семей;

- повышение иждивенчества;

- насилие и конфронтация в семье;

- увеличение социального сиротства;

- изменение традиционных ролей, особенно женщины в семье.

Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи. Экономические факторы процесс активизируют процесс распада семьи, большинство детей воспитывается в неполной семье, растёт число детей, рождённых вне брака, родители уклоняются от воспитания детей.

Ослабление воспитательной функции семьи повлекло за собой неблагополучное детство. Истинной причиной неблагополучия является критическое положение российской семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, состоящих на учёте как не способных обеспечить детям надлежащее содержание и воспитание, очень велико, 184 тысяч семей, в которых проживает 348 тысяч детей [3,ст.242]. По данным Комиссии по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за один год рассматривается более 650 тысяч дел несовершеннолетних и около 140 тысяч дел родителей, не занимающихся детьми. По данным исследования ИС ЭПИ РАМ, в настоящее время в области социального неблагополучия находится 50% людей. Причём, из них 20% - люди, чьи доходы ниже прожиточного минимума, а 7% - просто неимущие, для которых проблемой является даже поддержание физиологических стандартов питания, а 105 – это социальное дно, люди, отторгнутые обществом и вычеркнутые из жизни.

В связи с таким положением появился термин "социально-неблагополучные семьи", которые нуждаются в особой поддержке.

Проблема заключается в определении методов и форм работы с такими семьями.

Объектом нашего исследования становятся социально неблагополучные семьи.

Предмет: гуманизация детско-родительских отношений в социально-неблагополучных семьях на основе взаимодействия с ДОУ.

Цель нашей работы: выявить формы взаимодействия ДОУ с социально-неблагополучными семьями, обеспечивающие гуманизацию детско – родительских отношений в этих семьях.

Объект работы: социально неблагополучные семьи.

Гипотеза: гуманизаций детско-родительских отношений в неблагополучных семьях будет способствовать включение родителей в совместную с детьми познавательную, трудовую и досуговую деятельность.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Дать характеристику социально-неблагополучной семье.

2.Выявить формы и методы социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи.

3.Изучить опыт работы Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения детского сада № 9 комбинированного вида г. Воткинска с социально-неблагополучными семьями.

4.Провести диагностику детско – родительских отнощений в неблагополучных семьях.

5.Разработать программу по созданию психолого-педагогических условий гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях. социальный неблагополучный детский родительский гуманизация

В нашей работе мы будем использовать эмпирические, теоретические, технологические методы исследования. К эмпирическим мы относим: изучение документально-информационного; будем использовать наблюдение, опросы. Из теоретических методов исследования будем использовать: анализ, синтез, психодиагностику, педагогический эксперимент.


Глава 1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ

1.1 "Родительские отношения": виды, критерии

Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни. Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия "семья", хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи:"Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений".По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, "семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена".В социологии семья рассматривается как:· первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека;· основной фактор в социализации;· социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе;· социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;· общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, "семейное воспитание" – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на определённых принципах:· гуманность и милосердие к растущему человеку;· вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;· открытость и доверительность отношений с детьми;· оптимистичность взаимоотношений в семье;· последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);· оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:1. Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.2. Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.3. Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.4. Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, "родительские отношения" – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее. П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:1. Родители не обраща

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.