Система работы по формированию познавательной активности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Система работы по формированию познавательной активности

2021-04-19 126
Система работы по формированию познавательной активности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности младших подростков проводилась на базе Курумоченской школы с учащимися 4 класса.

В эксперименте принимали участие учащиеся 4 «Г» класса - 25 человек.

Система работы по формированию познавательной активности учащихся в процессе игровой деятельности включает в себя работу на уроках русского языка и внеклассную работу по русскому языку.

Занимательность в обучении - фактор повышения интереса к занятиям по языку, она осуществляется в процессе обучения использованием различных занимательных материалов, игр, иллюстративного материала, демонстраций, художественной литературы, изобразительного искусства, музыки. Эти средства воздействуют на эмоциональную сферу, развивают познавательные интересы. Однако не все в обучении может быть занимательным: процесс обучения должен быть связан с преодолением трудностей, с систематическим трудом, с усвоением серьезного научного материала.

Занимательные материалы по русскому языку - дидактические материалы, способствующие занимательности обучения: элементы истории языка, этимологии слов и фразеологических единиц; типологические сопоставления двух или нескольких языков; элементы исследования, например, местных топонимов, имен и фамилий, записи местных говоров; привлечение дополнительной научно-популярной литературы; занимательные, нестандартные, проблемные задачи по грамматике, орфографии, лексике, фразеологии; языковые игры, ребусы, шарады, загадки, кроссворды, анаграммы и пр.

Активность в обучении русскому языку - интенсивность направленности школьника на учебную деятельность дидактический принцип, требующий такой постановки процесса обучения, при которой учащийся становится субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность, самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, речи, памяти, творческого воображения. Активность в обучении обеспечивается применением соответствующих методов, приемов работы, оборудования, пособий. Активность в обучении понимается как «добывание» знаний, как исследования самого учащегося; приэтом вводится понятие «степень познавательной активности и самостоятельности». Наиболее эффективными с точки зрения активности в обучении признаются следующие методы и приемы: разрешение проблемных ситуаций, творческие работы (сочинения и т.п.), виды языкового анализа с элементами исследования, построение алгоритмов решения орфографических и грамматических задач, различные текстовые упражнения, работа со словарями и иной справочной литературой, совершенствование (редактирование) написанного текста и пр. Степень активности учащихся может быть повышена путем усиления самостоятельности при выполнении обычных упражнений: диктантов, списывания с заданиями, грамматического разбора, орфографического комментирования, конструктивных упражнений и пр., а также построения таблиц, схем, моделей, реферирования и пр.

Игры по русскому языку - вид дидактического материала, используемого на уроках и внеклассных занятиях с целью повышения познавательных интересов учащихся, они содержат не только развлекательный материал, но и обогащают учащихся новыми знаниями, умениями. Примеры Игры: викторины, ребусы, кроссворды, загадки, логогрифы, анаграммы. Игры в слова («Отгадай слово!», «Продолжай начатое слово!», Подберите слова на букву!»), словесное лото, каламбуры, эпиграммы и пр.

Каждая игра может быть определена, например анаграмма - Игра - задача на перестановку букв в слове, обычно - в стихах:

Географию со мной изучают в школе дети

Дай порядок букв иной -

И найдешь меня в буфете (Атлас - салат).

Доля игры в учебном процессе велика в начальных классах и сокращается по мере взросления учащихся: от Игры - к исследовательской деятельности и к творчеству.

Внеклассная работа по русскому языку - целенаправленные, организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся языковые занятия с ними, выходящие за рамки уроков, а иногда и за рамки программы, с целью углубления знаний, умений, укрепления навыков, развития способностей и общественной активности детей. Виды внеклассной работы по русскому языку: кружки русского языка (например, по изучению местных топонимов, по истории слов и фразеологизмов, по изучению языка писателей, по изучению иностранных языков, кружки литературно-творческие, театральные, юного журналиста и пр.); встречи с писателями, библиотечными работниками, литературоведами, лингвистами; олимпиады и конкурсы по русскому языку и литературе, по иностранным языкам; сборники литературно-творческих работ учащихся, школьные журналы и газеты, конференции. В процессе внеклассной работы по русскому языку используются занимательные материалы по языку, языковые и литературные игры, ребусы, кроссворды и т.п.

Диагностика познавательных процессов в обучении русскому языку позволяет научно обосновать определение причин тех или иных недочетов, ошибок, пробелов в знаниях: орфографических ошибок того или иного типа, помогает предупреждать ошибки, устраняет причины, их вызывающие, а также позволяет прогнозировать возможные недостатки или положительные явления плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху напишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны с ним, или «-», если не согласны. (Опросник см. приложение 1).

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», т.е. ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, - это проявление тревожности. При обработке подсчитывается:

- общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности;

- число совпадений по каждому из восьми синдромов (факторов) тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

 

Синдром (фактор) Номер вопроса
1. Общая тревожность в школе 2, 4, 7,12,16,21,23,26, 28, 46, 47, 48, 49, 50,51,52, 53,54, 55, 56, 57, 58 = 22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15,20, 24, 30, 33,36,39, 42, 44 =11
3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1,3,6, 11, 17, 19, 25,29, 32,35, 38,41,43 =13
4. Страх самовыражения 27,31,34,37,40,45 =6
5. Страх ситуации проверки знаний 2,7,12,16,21,26 = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17,22 = 5
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14,18,23,28 = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32,35,41,44,47 Е=8

 

Результаты:

Число несовпадений знаков («+» - «да», «-» - «нет»

по каждому синдрому (фактору) - абсолютное число несовпадений в

процентах: < 50%; > 50%; > 75%. Для каждого респондента:

· Число несовпадений по каждому измерению для всего класса (абсолютное значение): < 50%; > 50%; > 75%.

· Количество учащихся, имеющих число несовпадений по определенному синдрому (фактору): > 50% и > 75% (для всех синдромов (факторов).

· Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

•   Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

. Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Для учащихся экспериментального класса 4 «г» проводились занятия в учебной и внеурочной форме в специально организованных условиях (к каждому занятию подобраны специальные игровые упражнения, дидактические и занимательные игры, развивающие познавательную активность учащихся).

Опытно - экспериментальная работа проходила в три этапа. I э тап - констатирующий эксперимент

Цель этого этапа - определить отношения учащихся к учению, активность на уроках русского языка. II этап - формирующий эксперимент.

Цель эксперимента - сформировать у учащихся познавательную активность на уроках русского языка в процессе игровой деятельности. При помощи включения в учебный процесс занимательных упражнений, дидактических игр, методов стимулирования учебной деятельности учащихся, видов внеклассной работы по русскому языку, занимательных материалов по русскому языку, ребусов, кроссвордов. III этап - контрольный.

Цель эксперимента - выявить уровень познавательной активности после проведения формирующего эксперимента, определить отношение к учебной деятельности и уровень грамотности в классе, проверить правильность гипотезы.

При проведении эксперимента использовали следующие методики.

1. Тест Филипса (определение школьной тревожности - позволяет определить отношение младших подростков к школе и учению.

. Целью работы является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у младших подростков.

2. Тест состоит из 58 вопросов. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет».

.   Инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов.

.   Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

.   Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

.   Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность адекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

.   Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

1. Методика анализа уровня сформированности интеллектуальных умений и активности учащихся (предложена Н.И. Шевандриным).

Цель: выявить уровень сформированности интеллектуальных умений и активности учащихся.

Уровень сформированности интеллектуальных умений оценивается следующими баллами: 2 - умение ярко выражено; 1 - умение имеет место; 0 - умение не сформировано.

.   Учащийся умеет слушать:

1) объяснения учителя, не опирающиеся на средства наглядности 2, 1, 0

2) объяснения учителя, опирающиеся на средства наглядности 2, 1,0

3) вопросы учителя «к средствам наглядности» 2, 1, 0

4) вопросы учителя о связях между явлениями, представленными в наглядной форме 2, 1, 0

) ответы товарищей во время опроса 2, 1,0

) оценивать свой собственный ответ, т.е. слушать себя самого 2, 1,0

2. Учащийся умеет работать с наглядностью:

1) формулировать вопросы к иллюстрируемым фактам и явлениям 2, 1, 0

2) схематизировать текст, представить его в таблице, схеме 2, 1, 0

3) самостоятельно изготовить наглядное пособие на основании чтения 2,1,0

4) дать обоснование, когда наглядное пособие может быть использовано 2,1,0

)    давать наглядное и логическое объяснение материала на основании cамостоятельно изготовленного наглядного пособия 2, 1, 0

)   формулировать вопросы к наглядным пособиям и оценивать их 2,1,0

3. Учащийся умеет работать с текстом:

1. излагать текст своими словами....... 2, I, 0

2. разделять текст на логические части и составлять план 2,1,0

.   систематизировать учебный материал 2, 1, 0

.   делать вступление к своему сообщению 2, 1, 0

.   строить логически законченный рассказ    2, 1, 0

.   раскрывать материал в сравнении    2, 1, 0

4. Учащийся умеет оперировать знаниями:

4) пользоваться справочной литературой 2,1,0

5) на основании ряда изложенных фактов делать обобщение 2,1,0

6) формулировать познавательную задачу, содержащуюся в тексте 2, 1, 0

7) высказывать собственное отношение к фактам и событиям 2, 1, 0

8) самостоятельно формулировать вопросы 2, 1, 0

9) сопоставлять новый материал с уже известными фактами, положениями

2, 1,0

5. Учащийся умеет проявлять творческую самостоятельность в обучении:

1) при решении учебных задач, предлагаемых учителем на уроке 2,1,0

2) при решении учебных задач, выполняя домашнее задание 2,1,0

)   проводить элементарное исследование на основании нескольких

)   источников (документов, наблюдений, экспериментов) 2, 1, 0

)   проводить анализ, сравнения, сопоставления 2, 1, 0

6) делать выводы 2,1,0

7) делать обобщения на основании ряда фактов, положений

6. Учащийся умеет применять знания на практике:

1) формулировать гипотезу в исследовательском поиске 2,1,0

) намечать пути проверки гипотезы 2,1,0

) проводить элементарное исследование в связи с привлечением дополнительного материала к изучаемой теме 2,1,0

) осуществлять перенос ранее усвоенных знаний на рассмотрение новых фактов, явлений 2,1,0

) осуществлять перенос знаний на рассмотрение текущих событий 2, 1,0 6) применять знания в своей общественной деятельности (в школе и вне ее) 2,1,0

Приведенная выше методика может использоваться учащимися для самоанализа уровня сформированности у них интеллектуальных умений по предметам, наиболее и наименее трудным для их усвоения. Такой самоанализ в свою очередь может способствовать переносу интеллектуальных умений с одного предмета на другой.

2. Определение уровня грамотности по итогам сочинения «Как я провел (а) лето».

Цель: определить уровень грамотности учащихся.

Практическая грамотность работы учащегося оценивается на основании проверки всей работы в целом (с учетом положения о грубых и негрубых, однотипных ошибках). Критерии оценки грамотности учащегося отражены в таблице (см. Приложение 2).

При оценке грамотности (Г 1-Г4) следует учитывать объем сочинения. Если объем сочинения составляет 30 - 50 слов, то такая работа оценивается по критериям, данным в таблице.

Если объем сочинения менее 30 слов, то такая работа оценивается нулем баллов по критериям Г 1-Г4.

При оценке сочинения объемом от 30 до - 40 слов число допустимых ошибок всех четырех видов уменьшается: 1 балл по критериям Г 1, Г 2, Г 4 ставится, если в работе допущено не более 3 ошибок; по критерию Г 3 - не более 1.

Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей работы, - 32 балла.

Школьные отметки (вне зависимости от выбранной модели) могут быть выставлены по пятибалльной шкале в соответствии со следующими рекомендациями:

 

Таблица 1.

Школьная оценка «2» «3»  «4»  «5»
Первичный балл 0-8 9-17 18-27 28-32
Минимальный балл от общего числа баллов за выполнение (сочинение) К 1- К 5, Р 1 - Р6, П-Г4   9 14 16
Минимальный балл за грамотность из числа минимальных баллов за выполнение всех письменных работ (сочинение) Г 1- Г 4   4 6 7

 

Итоги констатирующего эксперимента представлены в таблицах.

 

Таблица 2. Уровень тревожности (тест Филипса)

  Факторы Баллы средние % 4 «г»
1 Общая тревожность в школе 38%
2 Переживание социального стресса 37%
3 Фрустрация потребности в достижении успеха 44%
4 Страх ситуации проверки знаний 47%
5 Страх не соответствовать ожиданиями окружающих 42%
6 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 47%
7 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 46%
8 Страх самовыражения 43%

 

По классу 4 «г»

высокий уровень тревожности - 7д. - 35%

средний уровень тревожности - 7д. - 35%

низкий уровень тревожности - 6д. - 30%.

Таким образом, полученные результаты исследования дают возможность говорить о том, что у детей низкая сопротивляемость стрессу - 47% от общего количества детей, есть проблемы и страхи в отношениях с учителями - 46%, а значит и высокий уровень тревожности - 35%, у трети детей в классе. Дети стремятся добиваться успехов в школе, и когда этого не происходит, возникает чувство фрустрации - 44%.

Таким образом, дети нуждаются в применении форм деятельности на уроке, которые позволят им расслабиться, почувствовать уверенность. Преодолеть страх, уменьшить тревожность.

 

Таблица 3. Уровень сформированности интеллектуальных умений и активности учащихся

ФакторыБаллы средние % 4 «г»    
1 Умение слушать 38%
2 Умение работать с наглядностью 37%
3 Умение работать с текстом 44%
4 Умение оперировать знаниями 47%
5 Умение проявлять творческую самостоятельность в обучении 42%
6 Умение применять знания на практике 47%

 

По классу 4 «г» 

Активность ярко выражена - 4д. - 20%

Активность имеет место - 11д. - 55%

Активность не сформирована - 5д. - 25%

По полученным данным исследования уровня активности учащихся, лишь 4 детей из всего класса достаточно активны, 11 детей - активны, но не достигают успеха, либо активность нецеленаправленна, у 5 детей активность не сформирована совсем, дети на уроке ведут себя незаинтересованно, их трудно увлечь, им скучно.

Уровень грамотности

Детям 4 «г» класса = предложено написать сочинение «Как я провел лето».

Получены следующие результаты

По классу 4 «г».

Максимальное количество баллов - 9 - 76. - 3д. - 15%

Среднее количество баллов - 6-46. - 12д. - 60%

Низкий балл - 5д. - 25%

Уровень грамотности учащихся по русскому языку недопустимо низок, четверть всех учащихся получили низкий бал - 5 детей - 25% от общего количества. При написании сочинения «Как я провел лето» - были допущены как орфографические, так и синтаксические ошибки.

Сочинения детей, получивших низкий балл за работу, малосодержательны, написаны сухим языком, дети не используют эпитеты, речь неразвита, много ошибок, дети не стремились поделиться своими впечатлениями, таким образом, показав свою низкую познавательную активность, низкий уровень грамотности.

Лишь у 3 детей в классе работы выполнены грамотно, сочинения написаны интересным языком с применением эпитетов, эмоционально, в соответствии с требованиями к уровню знаний учащихся 4 класса.

Все исследования по вышеуказанным методикам проводились в естественных для детей условиях - (в учебное время).

Проведение исследования на первом этапе эксперимента по представленным методикам позволило сделать следующие выводы:

Уровень сформированности познавательной активности у учащихся 4 «Г» класса недостаточен.

На основании полученных данных была построена система работы по формированию познавательной активности у учащихся 4 класса.

Формирующий эксперимент предполагал включение в учебный процесс занимательных упражнений, дидактических игр, методов стимулирования учебной деятельности учащихся, видов внеклассной работы по русскому языку - занимательных материалов по русскому языку, ребусов, кроссвордов.

В ходе формирующего эксперимента проводилась следующая работа.

1. Составлен перспективный план работы по русскому языку с учащимися 4 «Г» класса.

2. Разработан план внеклассной работы по русскому языку.

 

Перспективный план работы по русскому языку в 4 классе «Г» - на первое полугодие 2012-2013 уч. года

№ п/п

Тема Количество часов Игры

1

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения 1 Найди и докажи Распредели по группам Сообщение Знайки

2

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства 1 Поймай грамматическую основу История фразеологизма Найди обстоятельство

3

Второстепенные члены предложения. Определения 1 0 чем поведал Знайка? Путешествие по схеме Грамматическая путаница

4

Второстепенные члены предложения. Дополнения 1 Сообщение Знайки Поймай жука Грамматическая путаница Чья схема лучше?

5

Главные и второстепенные члены предложения 1 Сильный - слабый Умные пословицы

6

Проверочное списывание 1 Самый быстрый Путешественники Запоминайка (стр. 58-59)

7

Диктант 1  

8

Работа над ошибками 1  

9

Однородные члены предложения 1 Найди пару Интересные пары (стр. 88)

10

Связь однородных членов предложения с помощью союзов или интонации перечисления 1 Какие буквы убежали? (стр. 88) Метаграммы (стр. 89)
11

Связь однородных членов предложения. Запятая между однородными членами предложения

1 Назови человека (стр. 109) Кто самый внимательный (стр. 111)
12

Запятая между однородными членами предложения

1 Подбери союз Подбери рифму
13

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзом м.

1 У кого больше синонимов? Ошибкоопасные места
14

Предложения с однородными членами, соединенными союзами. Утвердительные и отрицательные предложения

1 Найди ошибку Верните пропажу
15

Однородные члены предложения

4 Сообщение Знайки Грамматическая эстафета (стр. 238)
16

Проверочная работа (тест)

1 Разгадай ребус Парный выход (стр. 239)
17

Диктант

1 Запоминалки Этимолог
18

Работа над ошибками

1 Подбор знакомств Поймай основу (стр. 241)
19

Простые и сложные предложения

3 Лесенки (стр. 66-67) У кого больше баллов?
20

Изложение

1  
21

Работа над ошибками

1  
22

Прямая речь

2 Состязание Знаек Подбери синоним и антоним Развяжи узелок
23

Обращение

2 Быстрый тест Кто больше?
24

Имя существительное

1 Лучшее доказательство Поставь оценку
25

Изменение имен существительных по числам

1  
26

Род имен существительных

1  
27

Диктант

1 Кто самый быстрый Путешествие по схеме
28

Работа над ошибками

1 Горка (стр. 69) Смотри в корень (стр. 73)
29

Упражнение в склонении имен существительных и распознавании падежной формы

1 Подбери слова У кого больше?
30

Распознавание падежей имен существительных

2 Подбери обращение Убери врага
31

Именительный и винительный падежи имен существительных

1 Каждому свое (стр. 119) Исключите лишнее Мы местами поменяемся
32

Проверочная работа

1 Слово рассыпалось Шутки - загадки
33

Основные типы склонений имен существительных

1 Поединок знаков Ребус
34

Первое склонение имен существительных

1  
35

Второе склонение имен существительных

2  
36

Изложение

1 Занимательные квадраты (стр. 122-123)
37

Работа над ошибками

1 Продиктуй товарищу Кто быстрее?
38

Третье склонение имен существительных

2 Цепочка (стр. 126) Образуй существительное (стр. 126)
39

Проверочная работа (тест)

1 Придумай схему Запоминалки Ребусы
40

Контрольное списывание

1  
41

Окончания имен существительных единственного числа

1 Догадайся (128) Ребус
42

Проверка безударных падежных окончаний имен существительных 1 - го, 2-го, 3-го склонения

1 Кто быстрее? Любознайка
43

Окончания имен существительных 1-го и 3-го склонения в Р., Д., П. падежах

1 Кто самый быстрый Большая или маленькая?
44

Окончания имен существительных единственного числа

3 Остановка «Загадки» Прочитай предложение (стр. 128)
45

Правописание окончаний существительных в винительном падеже

1  
46

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже

1  
47

Окончания имен существительных единственного числа

1 Сбор урожая Подбери пару (стр. 129)
48

Диктант

1 Угадай слово (стр. 130) Волшебный треугольник
49

Работа над ошибками

1  
50

Окончания имен существительных единственного числа

2  
51

Подготовительный диктант

1 Поймай слово Сообщение Знайки
52

Падежные окончания имен существительных единственного числа

1 Кто быстрее заполнит таблицу? Четыре по пять (стр. 138)
53

Изложение

1 Сбор урожая Третий - лишний (стр. 140)
54

Работа над ошибками

1 Занимательные фигуры (стр. 141) Поймай свое слово (стр. 141)
55

Правописание падежных окончаний существительных множественного числа

1 Кто быстрее? (стр. 137) Догадки
56

Контрольное списывание

1 Ребус Вставь слово (стр. 143)
57

Правописание падежных окончаний существительных множественного числа

2 Кто такой? (стр. 152) Загадывай - отгадывай (стр. 153)
58

Обобщение знаний об имени существительном (урок-игра)

1 Хитрые вопросы (стр. 40) Эстафета (стр. 40-41)
59

Контрольный диктант за I полугодие

1 Посчитаем (стр. 41) Как зовут мастера (стр. 68-69)
60

Работа над ошибками

1  
61

Резервный урок

1 Замени слово Альпинисты
         

 

Во внеурочное время проводилась работа по следующему плану.

 

План внеурочной работы по формированию познавательной активности

  Тема проведенного мероприятия Ответственный за проведение Время Методическое обеспечение
 1 Путешествие игры по стране «Русский язык» Учитель, библиотекарь 23 сентября Арсирий А.Т. занимательные материалы по русскому языку. М., 1995 Давыдова М.М. «Развивающие игры для детей». М., 1998 Шкатова Л.А. «Подумай и ответь» Кроссворды для детей / Сост. Курдюмов В. - М., 1996. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. - М, 1986.
2 «День имени Существительного» Учитель от каждой команды 1 ученик 14 октября Артемова С.И. Конкурсы, ребусы, шарады. М., 2005 Данилова А.Д. Учись думать. М., 1999 Занимательная литература
3 КВН по русскому • языку Учитель, ответственный за команду 8 ноября Лапшина Л.А. «Мини - КВН». М., 2007 Дужникова С.А. Слово, М., 1999
4 «День грамотного паучка» Учитель, старший по команде 18 ноября 1. Занимательные уроки./ Орлова С.А.
5 Классная олимпиада по русскому языку Учитель, старший по тройке 25 ноября 1. Давыдова М.М. Развивающие игры для детей. М., 1998 2. Весело, ловко, интересно/ Под ред. Исаковой Л.А., М. 2004

 

Наиболее успешно прошли следующие мероприятия: «Игра - шествие по стране Русский язык», «День грамотного паучка», «День именисуществительного».

Рассмотрим одно из них более подробно -

путешествие по стране «Русский язык»

Цель игры: расширить и систематизировать знания учащихся в V классе с изученным в IV классе, возбудить интерес к русскому языку.

Задачи игры: а) расширить знания учащихся в области лексикологии, фонетики, синтаксиса; б) развивать логическое и образное мышление учащихся; в) воспитывать бережное отношение к родному языку.

Педагогическая инструментировка: карточки-задания, карточки-указатели, карточки-вопросы, схемы, ребусы, кроссворды, выставки книг, рабочие тетради.

Описание игры. Перед началом игры формируются две команды. Каждая команда подразделяется на участников (5 человек) и болельщиков (все остальные). Разница между ними в том, что участники работают у доски, болельщики отвечают с места. Болельщики могут помочь своим товарищам, отвечающим у доски, если те затрудняются. Все письменные задания дети выполняют в рабочих тетрадях.

За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание команда получает очко, а участник - жетон. При подведении итогов подсчитывается количество полученных очков и определяется команда-победитель. Игра рассчитана на 1 час учебного времени.

Содержание игры

. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что русский язык - удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Сегодня отправляются в путешествие две команды. Поприветствуем участников команд!. А болельщики? Они тоже отправляются вместе с командами в путешествие и принимают активное участие в решении спорных, но очень интересных вопросов связанных с изучением русского языка. Наш маршрут пройдет по городам: Звукоград, Лексикоград, Часгереченск, Синтаксисград, Угадайск. Вам необходимо быть очень внимательными, чтобы вы смогли записать все самое интересное, новое, что, сегодня откроете для себя и узнаете, то, что вам понравится, и о чем, конечно, вы захотите рассказать своим друзьям.

. Игра ЗВУКОГРАД

Задания:

1. Сколько звуков [ш] в предложении:

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож?

2. Сколько звуков [ц] в предложении:

Наша ученица Куницына собирается {отправиться в Братск?

3. Метаграммы - это загадки, в которых нужно отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим. (Дети записывают слово метаграмма в свои тетради.)

)   Со звуком [с] я не вкусна.

Но в пище каждому нужна.

С [м] берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

(Соль, моль.)

)   С [к] я в школе на стене. - Горы, реки есть на мне.

С [п] - от вас не утаю - Тоже в классе я стою.

(Карта, парта.)

) Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но [к] на [ц] перемени

Я по болоту зашагаю.

(Капля, цапля.)

)|С [б] мучительной бываю,

С [м] одежду пожираю

С [р] актеру я нужна,

С [с] для повара важна.

(Боль, моль, роль, соль.)

. Логогриф - от греческих слов логос «слово» и грифос «загадка». Это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв). (Дети записывают в тетрадях слово логогриф)) Готов вас напоить водой,

Но [э] прибавите в начале,

И соберу перед собой

Язрителей в квартире, в зале.                              (Кран, экран.)

) Несет меня с трудом старик.

Но если ю прибавить, вмиг

К нему придет на помощь тот.

Кто без труда меня несет.                                     (Ноша, юноша)

ЛЕКСИКОГРАД

Задания:

1. На доске записаны слова, которые нужно запомнить:

2. метаграмма, кроссворд,

.   логогриф, ребус,

.   антонимы, криптограмма.

.   синонимы.

(Слова дети должны записать в тетради, запомнить их правописание и что они означают.)

. Кроссворд. Запишите    синонимы к словам:

торопиться - (спешить), учить - (изучать), бежать - (нестись),

осилить - (одолеть), известие - (новость), удивить - (изумить),

фантазировать - (мечтать).

На доске получается следующая запись:

 

С п Е ш и Т ь
И 3 У ч А Т ь
Н Е С т и с ь
О д 0 л Е т ь
Н о в о С т ь
И 3 У м и т ь
М Е ч т А т ь

 


3. Антонимы.

)   Я - антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада, А зовут меня…

(Прохлада.)

2)  Я - антоним слова лето,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама.

Потому что я…

(Зима.)

3)  Я - антоним к слову смех.

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли.

От обиды, неудач.

Догадались? Это…

(Плач.)

4)  Я - антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна. Называюсь…

(Тишина.)

ЧАСТЕРЕЧЕНСК

Каждая кома


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.213 с.