Теоретические основы проблемы формирования познавательной активности учащихся — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Теоретические основы проблемы формирования познавательной активности учащихся

2021-04-19 130
Теоретические основы проблемы формирования познавательной активности учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учёбно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов [24,4].

Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если он не стимулирует их учение, то никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать на занятиях. Поэтому проблема формирования познавательной активности учащихся является актуальной в обучении детей.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

развитие мышления, памяти, творческих способностей;

совершенствование учебных умений и навыков;

выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

В педагогической литературе (Ю.К. Бабинский, Н.Ф. Талызина, И.П. Волков) большое внимание уделяется средствам развития познавательной деятельности через оптимизацию, интенсификацию педагогических процессов.

Лихачев Б.Т., рассматривая познавательную активность учащихся, уделяет внимание применению игровых методов в процессе обучения.

Щукина Г.И. выделяет в процессе обучения необходимость стимулирования познавательной активности.

Организация обучения предполагает, педагог осуществляет педагогическую деятельность, включающую ряд компонентов, и параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов.

Источники информации и инструменты освоения учебного материала являются средствами и инструментами развития познавательной активности. Особое место в формировании познавательной активности младших подростков принадлежит игре.

Игра - один из тех видов деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения школьников способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми [17,27].

Например, в процесс познания формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, а в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Задачи всестороннего воспитания и обучения успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы познавательной активности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что с развитием познавательной активности связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, что является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Образование как необходимая составляющая человеческой жизни, условие самореализации человека и его права как мера и критерий качества образования, образование как связь времен - вот те гуманистические ценности, которые должны встать в центр педагогической деятельности.

Познавательная активность на уроках русского языка является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся [54,12].

За последние годы применения средств познавательной активности и их содержание при обучении русскому языку значительно оживилась. Это связано с тем, что учителя с каждым годом всё отчетливее осознают значение русского языка в овладении знаниями. Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. С другой стороны, растет живой интерес к слову, стремление овладеть словом и со стороны учащихся.

Личность учителя играет при этом весьма существенную роль в организации и проведении любых форм урока с применением средств для активизации познавательной деятельности.

Вместе с тем, организуя игры по русскому языку, многие учителя (особенно молодые) испытывают большие трудности: одни из них не знают, с чего начинать и как проводить такие занятия, другие затрудняются в подборе материала, а третьи не учитывают специфики такой работы, строят ее по образцу уроков или дополнительных занятий [29,4].

Между тем и цели и задачи занятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий, так как организуются только для желающих и интересующихся вопросами русского языка [56,27].

Познавательная активность на уроках русского языка имеет своё собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует следующие цели: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к языку как к учебному предмету, углубить и расширить знания, получаемые на уроках [55,7].

Недостаток педагогической литературы по данной теме ставит на сегодняшний день перед учителями русского языка множество вопросов.

Познавательная активность на уроках русского языка должна не только пробуждать интерес, но и эффективно углублять знания учащихся в различных областях науки о языке.

Объект исследования: процесс формирования познавательной активности учащихся.

Предмет исследования: исследовать возможности формирования познавательной активности учащихся (на уроках языка).

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы проблемы формирования познавательной активности, выделить ключевые понятия.

2. Охарактеризовать пути и средства развития познавательной активности у младших подростков.

3. Разработать систему формирования познавательной активности у младших подростков.

Гипотеза: проблема формирования познавательной активности младших подростков - одна из наиболее актуальных в теории и практике обучения.

Вместе с тем роль различных средств её активизации исследована недостаточно. От решения этой проблемы во многом зависит успешность усвоения учащимися знаний и умений не только в области русского языка, но и других учебных предметов. Можно способствовать развитию познавательной активности, если рассмотрены теоретические основы формирования познавательной активности, охарактеризованы пути и средства формирования познавательной активности, разработана система формирования познавательной активности.

Методы исследования:

- организационные методы;

эмпирические (наблюдения, беседа в процессе учебной деятельности и во внеурочное время, тестирование, эксперимент);

методы количественной и качественной обработки теоретического и эмпирического материала.

Теоретическое значение дипломной работы заключается в обосновании проблемы формирования познавательной активности, выявление основных средств её формирования.

Практическое значение работы заключается в разработке системы формирования познавательной активности (на уроках русского языка).

База исследования: 4 класс, Курумоченская школа, с. Курумоч, Волжский р-н, Самарская область.

Структура: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

 


Уровень грамотности

Детям 4 «г» класса = предложено написать сочинение «Как я провел лето».

Получены следующие результаты

По классу 4 «г».

Максимальное количество баллов - 9 - 76. - 3д. - 15%

Среднее количество баллов - 6-46. - 12д. - 60%

Низкий балл - 5д. - 25%

Уровень грамотности учащихся по русскому языку недопустимо низок, четверть всех учащихся получили низкий бал - 5 детей - 25% от общего количества. При написании сочинения «Как я провел лето» - были допущены как орфографические, так и синтаксические ошибки.

Сочинения детей, получивших низкий балл за работу, малосодержательны, написаны сухим языком, дети не используют эпитеты, речь неразвита, много ошибок, дети не стремились поделиться своими впечатлениями, таким образом, показав свою низкую познавательную активность, низкий уровень грамотности.

Лишь у 3 детей в классе работы выполнены грамотно, сочинения написаны интересным языком с применением эпитетов, эмоционально, в соответствии с требованиями к уровню знаний учащихся 4 класса.

Все исследования по вышеуказанным методикам проводились в естественных для детей условиях - (в учебное время).

Проведение исследования на первом этапе эксперимента по представленным методикам позволило сделать следующие выводы:

Уровень сформированности познавательной активности у учащихся 4 «Г» класса недостаточен.

На основании полученных данных была построена система работы по формированию познавательной активности у учащихся 4 класса.

Формирующий эксперимент предполагал включение в учебный процесс занимательных упражнений, дидактических игр, методов стимулирования учебной деятельности учащихся, видов внеклассной работы по русскому языку - занимательных материалов по русскому языку, ребусов, кроссвордов.

В ходе формирующего эксперимента проводилась следующая работа.

1. Составлен перспективный план работы по русскому языку с учащимися 4«Г» класса.

2. Разработан план внеклассной работы по русскому языку.

 

Перспективный план работы по русскому языку в 4 классе «Г» - на первое полугодие 2012-2013 уч. года

№ п/п

Тема Количество часов Игры

1

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения 1 Найди и докажи Распредели по группам Сообщение Знайки

2

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства 1 Поймай грамматическую основу История фразеологизма Найди обстоятельство

3

Второстепенные члены предложения. Определения 1 0 чем поведал Знайка? Путешествие по схеме Грамматическая путаница

4

Второстепенные члены предложения. Дополнения 1 Сообщение Знайки Поймай жука Грамматическая путаница Чья схема лучше?

5

Главные и второстепенные члены предложения 1 Сильный - слабый Умные пословицы

6

Проверочное списывание 1 Самый быстрый Путешественники Запоминайка (стр. 58-59)

7

Диктант 1  

8

Работа над ошибками 1  

9

Однородные члены предложения 1 Найди пару Интересные пары (стр. 88)

10

Связь однородных членов предложения с помощью союзов или интонации перечисления 1 Какие буквы убежали? (стр. 88) Метаграммы (стр. 89)
11

Связь однородных членов предложения. Запятая между однородными членами предложения

1 Назови человека (стр. 109) Кто самый внимательный (стр. 111)
12

Запятая между однородными членами предложения

1 Подбери союз Подбери рифму
13

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзом м.

1 У кого больше синонимов? Ошибкоопасные места
14

Предложения с однородными членами, соединенными союзами. Утвердительные и отрицательные предложения

1 Найди ошибку Верните пропажу
15

Однородные члены предложения

4 Сообщение Знайки Грамматическая эстафета (стр. 238)
16

Проверочная работа (тест)

1 Разгадай ребус Парный выход (стр. 239)
17

Диктант

1 Запоминалки Этимолог
18

Работа над ошибками

1 Подбор знакомств Поймай основу (стр. 241)
19

Простые и сложные предложения

3 Лесенки (стр. 66-67) У кого больше баллов?
20

Изложение

1  
21

Работа над ошибками

1  
22

Прямая речь

2 Состязание Знаек Подбери синоним и антоним Развяжи узелок
23

Обращение

2 Быстрый тест Кто больше?
24

Имя существительное

1 Лучшее доказательство Поставь оценку
25

Изменение имен существительных по числам

1  
26

Род имен существительных

1  
27

Диктант

1 Кто самый быстрый Путешествие по схеме
28

Работа над ошибками

1 Горка (стр. 69) Смотри в корень (стр. 73)
29

Упражнение в склонении имен существительных и распознавании падежной формы

1 Подбери слова У кого больше?
30

Распознавание падежей имен существительных

2 Подбери обращение Убери врага
31

Именительный и винительный падежи имен существительных

1 Каждому свое (стр. 119) Исключите лишнее Мы местами поменяемся
32

Проверочная работа

1 Слово рассыпалось Шутки - загадки
33

Основные типы склонений имен существительных

1 Поединок знаков Ребус
34

Первое склонение имен существительных

1  
35

Второе склонение имен существительных

2  
36

Изложение

1 Занимательные квадраты (стр. 122-123)
37

Работа над ошибками

1 Продиктуй товарищу Кто быстрее?
38

Третье склонение имен существительных

2 Цепочка (стр. 126) Образуй существительное (стр. 126)
39

Проверочная работа (тест)

1 Придумай схему Запоминалки Ребусы
40

Контрольное списывание

1  
41

Окончания имен существительных единственного числа

1 Догадайся (128) Ребус
42

Проверка безударных падежных окончаний имен существительных 1 - го, 2-го, 3-го склонения

1 Кто быстрее? Любознайка
43

Окончания имен существительных 1-го и 3-го склонения в Р., Д., П. падежах

1 Кто самый быстрый Большая или маленькая?
44

Окончания имен существительных единственного числа

3 Остановка «Загадки» Прочитай предложение (стр. 128)
45

Правописание окончаний существительных в винительном падеже

1  
46

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже

1  
47

Окончания имен существительных единственного числа

1 Сбор урожая Подбери пару (стр. 129)
48

Диктант

1 Угадай слово (стр. 130) Волшебный треугольник
49

Работа над ошибками

1  
50

Окончания имен существительных единственного числа

2  
51

Подготовительный диктант

1 Поймай слово Сообщение Знайки
52

Падежные окончания имен существительных единственного числа

1 Кто быстрее заполнит таблицу? Четыре по пять (стр. 138)
53

Изложение

1 Сбор урожая Третий - лишний (стр. 140)
54

Работа над ошибками

1 Занимательные фигуры (стр. 141) Поймай свое слово (стр. 141)
55

Правописание падежных окончаний существительных множественного числа

1 Кто быстрее? (стр. 137) Догадки
56

Контрольное списывание

1 Ребус Вставь слово (стр. 143)
57

Правописание падежных окончаний существительных множественного числа

2 Кто такой? (стр. 152) Загадывай - отгадывай (стр. 153)
58

Обобщение знаний об имени существительном (урок-игра)

1 Хитрые вопросы (стр. 40) Эстафета (стр. 40-41)
59

Контрольный диктант за I полугодие

1 Посчитаем (стр. 41) Как зовут мастера (стр. 68-69)
60

Работа над ошибками

1  
61

Резервный урок

1 Замени слово Альпинисты
         

 

Во внеурочное время проводилась работа по следующему плану.

 

План внеурочной работы по формированию познавательной активности

  Тема проведенного мероприятия Ответственный за проведение Время Методическое обеспечение
 1 Путешествие игры по стране «Русский язык» Учитель, библиотекарь 23 сентября Арсирий А.Т. занимательные материалы по русскому языку. М., 1995 Давыдова М.М. «Развивающие игры для детей». М., 1998 Шкатова Л.А. «Подумай и ответь» Кроссворды для детей / Сост. Курдюмов В. - М., 1996. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. - М, 1986.
2 «День имени Существительного» Учитель от каждой команды 1 ученик 14 октября Артемова С.И. Конкурсы, ребусы, шарады. М., 2005 Данилова А.Д. Учись думать. М., 1999 Занимательная литература
3 КВН по русскому • языку Учитель, ответственный за команду 8 ноября Лапшина Л.А. «Мини - КВН». М., 2007 Дужникова С.А. Слово, М., 1999
4 «День грамотного паучка» Учитель, старший по команде 18 ноября 1. Занимательные уроки./ Орлова С.А.
5 Классная олимпиада по русскому языку Учитель, старший по тройке 25 ноября 1. Давыдова М.М. Развивающие игры для детей. М., 1998 2. Весело, ловко, интересно/ Под ред. Исаковой Л.А., М. 2004

 

Наиболее успешно прошли следующие мероприятия: «Игра - шествие по стране Русский язык», «День грамотного паучка», «День именисуществительного».

Рассмотрим одно из них более подробно -

путешествие по стране «Русский язык»

Цель игры: расширить и систематизировать знания учащихся в V классе с изученным в IV классе, возбудить интерес к русскому языку.

Задачи игры: а) расширить знания учащихся в области лексикологии, фонетики, синтаксиса; б) развивать логическое и образное мышление учащихся; в) воспитывать бережное отношение к родному языку.

Педагогическая инструментировка: карточки-задания, карточки-указатели, карточки-вопросы, схемы, ребусы, кроссворды, выставки книг, рабочие тетради.

Описание игры. Перед началом игры формируются две команды. Каждая команда подразделяется на участников (5 человек) и болельщиков (все остальные). Разница между ними в том, что участники работают у доски, болельщики отвечают с места. Болельщики могут помочь своим товарищам, отвечающим у доски, если те затрудняются. Все письменные задания дети выполняют в рабочих тетрадях.

За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание команда получает очко, а участник - жетон. При подведении итогов подсчитывается количество полученных очков и определяется команда-победитель. Игра рассчитана на 1 час учебного времени.

Содержание игры

. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что русский язык - удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Сегодня отправляются в путешествие две команды. Поприветствуем участников команд!. А болельщики? Они тоже отправляются вместе с командами в путешествие и принимают активное участие в решении спорных, но очень интересных вопросов связанных с изучением русского языка. Наш маршрут пройдет по городам: Звукоград, Лексикоград, Часгереченск, Синтаксисград, Угадайск. Вам необходимо быть очень внимательными, чтобы вы смогли записать все самое интересное, новое, что, сегодня откроете для себя и узнаете, то, что вам понравится, и о чем, конечно, вы захотите рассказать своим друзьям.

. Игра ЗВУКОГРАД

Задания:

1. Сколько звуков [ш] в предложении:

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож?

2. Сколько звуков [ц] в предложении:

Наша ученица Куницына собирается {отправиться в Братск?

3. Метаграммы - это загадки, в которых нужно отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим. (Дети записывают слово метаграмма в свои тетради.)

)   Со звуком [с] я не вкусна.

Но в пище каждому нужна.

С [м] берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

(Соль, моль.)

)   С [к] я в школе на стене. - Горы, реки есть на мне.

С [п] - от вас не утаю - Тоже в классе я стою.

(Карта, парта.)

) Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но [к] на [ц] перемени

Я по болоту зашагаю.

(Капля, цапля.)

)|С [б] мучительной бываю,

С [м] одежду пожираю

С [р] актеру я нужна,

С [с] для повара важна.

(Боль, моль, роль, соль.)

. Логогриф - от греческих слов логос «слово» и грифос «загадка». Это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв). (Дети записывают в тетрадях слово логогриф)) Готов вас напоить водой,

Но[э] прибавите в начале,

И соберу перед собой

Язрителей в квартире, в зале.                              (Кран, экран.)

) Несет меня с трудом старик.

Но если ю прибавить, вмиг

К нему придет на помощь тот.

Кто без труда меня несет.                                     (Ноша, юноша)

ЛЕКСИКОГРАД

Задания:

1. На доске записаны слова, которые нужно запомнить:

2. метаграмма, кроссворд,

.   логогриф, ребус,

.   антонимы, криптограмма.

.   синонимы.

(Слова дети должны записать в тетради, запомнить их правописание и что они означают.)

. Кроссворд. Запишите    синонимы к словам:

торопиться - (спешить), учить - (изучать), бежать - (нестись),

осилить - (одолеть), известие - (новость), удивить - (изумить),

фантазировать - (мечтать).

На доске получается следующая запись:

 

С п Е ш и Т ь
И 3 У ч А Т ь
Н Е С т и с ь
О д 0 л Е т ь
Н о в о С т ь
И 3 У м и т ь
М Е ч т А т ь

 


3. Антонимы.

)   Я - антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада, А зовут меня…

(Прохлада.)

2)  Я - антоним слова лето,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама.

Потому что я…

(Зима.)

3)  Я - антоним к слову смех.

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли.

От обиды, неудач.

Догадались? Это…

(Плач.)

4)  Я - антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна. Называюсь…

(Тишина.)

ЧАСТЕРЕЧЕНСК

Каждая команда выбирает себе карточки с заданиями (дается одна минута для размышления):

.Дать определение имени существительного.

. Дать определение местоимения.

. Дать определение предлога.

. Дать определение союза.

. Дать определение глагола.

. Дать определение имени прилагательного.

СИНТАКСИСГРАД

Задания:

Составьте предложения по схемам:

Расставьте знаки препинания, дайте характеристику предложения, начертите схему:

а) В поле в лесу в роще звенели птичьи голоса.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными обстоятельствами.)

б) Солнечные лучи заливают цветочную клумбу темную зелень сирени и

садовые аллеи.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными дополнениями.)

. Устное конструирование предложений с обращениями. (Учащиеся берут карточки-вопросы.)

а) Обратитесь с просьбой, с приветствием.

Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на странице 43. - Уважаемые господа! Приветствую вас на сегодняшнем заседании нашего кружка.

б) Обратитесь с вопросом, с призывом:

Иван Иванович, сколько сейчас времени?

Который час?

Дорогие ребята! Призываю вас принять участие в спортивных соревнованиях за честь школы.

УГАДАЙСК

Задания (карточки «С» и «П»):

. Терминологический диктант:

· главные члены предложения;

· служебные части речи;


 

С П  
Сказуемое Союз Суффикс Существительное Словосочетание

Подлежащее Предлог Приставка Прилагательное Предложение

 

1. «Волшебный круг»

2. Сколько слов можно прочитать в этом круге?

 

 

Словами являются и предлоги, и союзы! (Читать по кругу по часовой стрелке.)

. Криптограмма (дети записывают в тетрадь) - надпись, сделанная одним из способов тайного письма (криптография «тайнопись»), крипто (греческого происхождения) - «тайный, скрытый».

Дана пословица: «Кто много читает, тот и много знает».

 

1 2 3 4 5 3 6 3 7 8 2 9 10 2
                           
2 3 2 8 4 5 3 6 3 11 5 9 10 2
                           

 

Дополни предложения ключевыми словами, которые помогут прочитать пословицу.

1) 1, 5, 8, 6, 9 - лучший друг человека.

2) В этом году была холодная 11, 8, 4, 9.

3) 11, 9, 7, 10, 4 ты это сделал?

4) Дети слушали сказку «1, 3, 2 в сапогах»

(Книга, зима, зачем, кот)

. Ребус (от латинского res «вещь») загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, знаков. (Записать слово в тетради.)

3. Подведение итогов игры.

4. Заключительное слово учителя

- Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, знавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!

Использованная литература:

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995

Давыдова М.М. Развивающие игры для детей. - М., 1998.

Кроссворды для детей / Сост. Курдюмов В. - М., 1996.

Откупщиков Ю.В. К Истокам слова. - М, 1986.

Шкатова Л.А. Подумай и ответь. - М., 1989

Применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков, повышают познавательную активность учащихся.

Особенно это важно в начале изучения курса в 4 классах. Если учащиеся поймут всю важность задачи, поставленной перед ними, и полюбят наш предмет, то успех в обучении почти обеспечен.

С учащимися 4 класса урок начинается с беседы о русском языке.Кроме высказываний о русском языке Л. Успенского, К.Г. Паустовского,которые приведены в учебнике 5 класса, используются высказыванияМ.В. Ломоносова, И.С. Тургенева.

Учащиеся под руководством учителя изготовили альбом, в котором красочно оформлены высказывания о русском языке многих видных государственных деятелей, писателей, помещены их портреты.

Однако, как показало исследование, дальше успех будет зависеть от того, как учитель сможет поддерживать интерес к предмету от урока к уроку, от класса к классу. Большое значение имеет живое, научно-популярное объяснение нового материала; такое объяснение, при котором неизвестные учащимся факты преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждаетшкольников в том, что овладеть языком - значит, действительно повысить культуру речи, понять тайну языка, научиться говорить еще точнее и ярче. В тех случаях, когда материал в какой-то мере знаком ученикам, его необходимо дополнить такими сведениями, о которых ребята и не подозревали. Например, при изучении рода имен существительных можно рассказать пятиклассникам о том, что не во всех языках существительные имеют три рода. Есть языки, в которых только 2 рода; есть языки, в которых существительные вообще не распределяются по родам. В настоящее время нам непонятно, почему одно слово мужского рода, другое женского или среднего.

В древние времена категория рода была объяснима. Предлагаю ученикам «изобрести» какое-нибудь слово. «Перевернем» существительное лампа, получим не существующее в языке слово «апмал». Определяем его род - мужской. Почему? Потому что в современном русском языке род существительных чаще всего определяется по окончаниям. Все существительные на твердый согласный мужского рода.

На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.

В 4 классе для лучшего усвоения темы «Одушевленные и неодушевленные существительные» используются красочные рисунки, изображение разных предметов, загадку, учащиеся отгадывают предмет.

Что за рыжий огонек

Прячет хвостик за пенек?

Выходи - я не боюсь,

Яморковкой поделюсь.

Ребята отвечают: «Это белка». Я показываю рисунок, где изображена белка. Учащиеся ставят вопрос к слову белка. Кто?

Сидит Пахом на коне верхом.

Книжку читает, а грамоты не знает.

Что это?                                                                  «Очки».

Оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок.

Загадки - распространенная и любимая детьми форма народного творчества. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка сообразительности. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль.

Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать предметы и явления природы. Использовать загадки можно при проверке и закреплении изученного материала, а также при объяснении и самостоятельной работе. Часто используются загадки для словарных диктантов, когда учащиеся записывают только отгадки. При изучении темы «Сложные имена существительные» используются загадки для словарных диктантов.

 

Чудо-дворник перед нами

Загребущими руками

Заодну минуту сгреб

Преогромнейший сугроб.

«Это снегоочиститель».

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

«Пылесос».

Черная речка под землей

Сотни километров течет.

«Нефтепровод».

 

Изучая тему «Правописание падежных окончаний имен существительных», мы используем загадки, которые учащиеся записывают полностью, а также отгадывают их, выделяют окончания существительных.

В поле родился, на заводе варился, на столе растворился.

«Сахар».

Сидит на ложке, свесив ножки.

«Лапша».

На странице букваря 33 богатыря. Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.

«Алфавит».

К теме «Правописание суффиксов имен существительных» мы подобрали такие загадки:

 

Красненький котеночек по жердочке бежит.                 «Огонь».

Мальчик с пальчик, одежка беленькая, а шапочка красненькая.   «Гриб».

Белый зайчик прыгает по черному полю.            «Мел и доска».

Пять мальчиков - пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик.

«Перчатки».

В золотой клубочек спрятался дубочек.                                  «Желудь».

Белый камушек растаял,

на доске следы оставил.             «Мел».

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета.

Для зимы - другого цвета.                                     «Заяц».

К теме «Буква О после шипящих в суффиксах имен существительных» подходят такие загадки:

Под соснами, под елками

Бежит мешок с иголками.                                           «Еж».

Цветной теремок шириною с вершок.

Сестры в тереме живут.

Отгадай, как их зовут.

«Спички».

 

К теме «Частица НЕ с именами существительными» подобраны такие загадки:

 

Круглая, а не месяц, желтая, а не солнце!

Сладкая, а не сахар, с хвостом, а не мышь                   «Репа»

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего не шьет,

А в иголках круглый год.

«Ель».

Не девица, а в зеркало глядится,

Не старуха, а голова серебрится.                                   «Ива».

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.

«Осёл».

К теме «Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных, краткие прилагательные» нами подобраны такие загадки:

Бархатные лапки, на лапках царапки.                  «Кошка».

В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка?              «Рябина».

Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко. «Земляника».


При изучении темы «Имя существительное» и темы «Имя прилагательное» проводятся выборочные диктанты с использованием карточек. Читаю текст, ребята выписывают только словосочетания существительное + прилагательное. Проверку провожу так: один из учеников читает выписанные словосочетания, а все остальные поднимают карточки с буквой, обозначающей падеж. При такой проверке сразу видно, кто из учащихся затрудняется в определении падежей существительных, а поэтому допускает ошибки в окончаниях. Такая работа проводится по проверке усвоения склонения существительных, правописания суффиксов прилагательных.

Часто проводим грамматические игры. С удовольствием ребята играют в «Четвертый лишний»: среди названных слов надо найти «лишнее» существительное или прилагательное и объяснить, чем оно отличается от остальных. Диктую слова:

плащ                      печь

нож                        мышь

рожь                      тишь

врач                       камыш

Учащиеся легко справляются с заданием.

После изучения темы «Качественные и относительные имена прилагательные» тоже используется игра «Четвертый лишний». Читаю снова:

красный         летнийдобрый

сахарный

зеленый стеклянный синий сельскийРебята находят «лишние» слова и объясняют их правописание. При изучении темы «Сложные прилагательные» провожу игру «Одним словом». Ученики получили задание заменить оп


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.258 с.