Формирование культуры межнационального общения в педагогическом процессе ДОУ в условиях поликультурной среды ДОУ — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Формирование культуры межнационального общения в педагогическом процессе ДОУ в условиях поликультурной среды ДОУ

2021-04-19 122
Формирование культуры межнационального общения в педагогическом процессе ДОУ в условиях поликультурной среды ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Старший дошкольный возраст - период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность (не успешность) его социализации и др.(54,24).

Ребенок старшего дошкольного возраста нуждается в сверстниках, в товарищах. В общении с ними он проводит 50-70% времени (16,19).

Ребенок как партнер по общению становится намного притягательнее, нежели взрослый. Совместные действия протекают более бурно. Их основная характеристика - острейший эмоциональный накал (13,23). Ежедневно он помногу раз вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Если удовлетворяется любознательность ребенка, его потребность в личностном общении и совместной деятельности, у него возникает чувство доверия к окружающим, известная широта социальных контактов. Ребенок этого возраста приобретает умение наблюдать за игрой сверстников, просить их о чем-то, благодарить, вежливо обращаться к партнеру по общению. Для детей старшего дошкольного возраста характерны объединения из 2-5 человек. Иногда в играх объединяются до 11-13 детей. Длительность общения составляет от 2-3 до 30-35 минут. При чем в играх общение может длиться в течение 30-40 минут, но совместные поручения выполняются всего за 5-7 минут (16,20). В данном возрасте дети начинают осознавать свою национальную принадлежность, а также национальность сверстника.

В данном возрасте появляются внеситуативное общение (общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации). Существует 2 формы внеситуативного общения: познавательная и личностная. Познавательное общение происходит тогда, когда ребенок хорошо владеет речью, разговаривает с взрослыми и детьми о вещах, не находящихся в поле зрения (17,66).

Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его (55,11). В старшем дошкольном возрасте дети хотят разговаривать не только на познавательные темы, но и на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте - внеситуативно-личностная форма общения. Теперь для него становится очень важным получение оценки тех или иных качеств и поступков (как своих, так и других детей). У ребенка возникает потребность во взаимопонимании - отличительная особенность личностной формы общения (17,67). Главное содержание общения - деловое сотрудничество совместное игровая деятельность. Резко возрастает количество и острота конфликтов. Усиливается напряженность в отношениях. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой, при чем сравнение направлено не на поиск общности, а на противопоставление себя и другого. Потребность в его признании, уважении становится главной в общении, как с взрослым, так и с ровесником (49,64).

При рассмотрении психолого-педагогических предпосылок детских взаимоотношений следует подчеркнуть, что одним из важных компонентов этих отношений выступает воля. Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характере его отношений с другими детьми, умение преодолевать трудности, сдерживать свои желания, считаться с интересами товарищей, коллективов в целом, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. Таким образом, предпосылками формирования положительных отношений детей старшего дошкольного возраста являются развитие самостоятельной деятельности (игры и общения), воспитания общественной мотивации, интересов, чувств, навыков и привычек поведения, речи (увеличение словарного запаса) и воли (55,13).

Отношение ребенка к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение (37,33). Люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения - родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочие. Поэтому уже в дошкольном учреждении у детей необходимо формировать представление о многообразии человеческих отношений, вооружить моделями поведения, которые помогут им в жизни (47,72). Современные дошкольные учреждения характеризуются пестрым национальным составом, и не удивительно, что этот факт вызывает определенные трудности(44,44). Вопросы совершенствования межнациональных отношений, в том числе формирования их культуры у подрастающего поколения, утверждение идей толерантности и дружбы народов, становится в центре внимания представителей педагогической науки во всех многонациональных государствах (3,111).Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры, взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательным (57,25). Система методов и форм воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигаются взаимосвязь и взаимодействие, направленные на формирование опыта межнационального общения (21,116). Педагогический процесс в многонациональном ДОУ, несомненно, сохраняет все свои структурные компоненты. Его содержание находится в зависимости от социально-этнической среды детской группы. При этом необходимо сконцентрировать внимание педагога на отборе методов и форм организации педагогического процесса. Исследования в области педагогики подтвердили, что ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, с людьми окружающими его (53,118). Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у детей представление о себе и других, как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимодействии их с «другими» детьми, отличающимися от них.

В укреплении культурных традиций, в привитии детям норм и ценностей поведения, характерных для разных культур, большую роль играют педагоги дошкольных учреждений (25,21)

Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей - необходимое условие для воспитания правильных отношений и общения детей между собой. Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит многое (14,11). Надо сказать, что дети редко различают друг друга по национальности (12,31).

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, - особая задача педагога ДОУ. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умении оценить поведение сверстников и свое.

Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, воспитателю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности. Наблюдения позволяют ему судить об авторитетности того или иного ребенка, выделить организаторов и малоактивных детей, понять, на какой основе образуются детские объединения, что побуждает детей быть их участниками. Необходимо поощрять развитие объединений с гуманным и равноправным характером отношений и, наоборот, показывать непривлекательность неравноправных отношений.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Воспитывая у детей отношение доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом (14,13)

При организации педагогического процесса воспитатель должен стремиться, прежде всего, создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Это положительное эмоциональное состояние детей, их занятость полезной деятельностью, постоянное речевое общение. Кроме того, в процессе формирования правильных межнациональных взаимоотношений, предусмотреть, чтобы дети, объединяющиеся в группы, отличались разными уровнями взаимоотношений, и по возможности были разных наций. Именно это обуславливает положительное влияние их друг на друга (55,50).

Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, во время совместной деятельности (14,14). Если у детей непривычные, труднопроизносимые национальные имена, их можно поменять на интернациональные или русские, например Эльтхана - на Жана или Женя, Ризида - Рита, Мархаба - Маша и т.д. (12,31). Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться друг к другу. Так в игре, важно инициировать смену лидера независимо от национальной принадлежности ребенка (21,117).

Воспитатель обращает внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника. Педагог ДОУ должен заботиться не только об усвоении ребенком норм поведения в коллективе, но и о благополучии его отношений с другими детьми. Воспитателю необходимо знать: владеет ли тот или иной дошкольник необходимыми игровыми навыками и умениями, может ли понять игровой замысел другого (14,16). Педагог планирует педагогический процесс, сочетая разные виды деятельности: игру, труд, учебную, спортивную, художественную деятельность.

На первом, подготовительном этапе педагогического процесса педагог уточняет, какие национальности представлены в группе. Одновременно выясняет уровень межличностных отношений детей в целом. Применяются известные методики, (в большинстве своем социометрические методы), затем изучается характер отношений, ставятся задачи применительно к конкретным детям, подбираются методики и приемы воздействия на них, доступные и понятные средства, прогнозируется желаемый результат. Далее воспитатель планирует педагогическую деятельность, наращивая методический материал по культурам народов, представленных в группе.

На втором, основном этапе педагогического процесса воспитатель должен раскрыть перед дошкольниками многообразие и самоценность национальных культур, представленных в группе. Педагогу необходимо в процессе формирования дружеских взаимоотношений, показать не только различия между народами, но и сконцентрировать внимание дошкольников на том, что их объединяет (2,51). Например: праздники у разных народов отмечаются со своим национальным колоритом. Поэтому целесообразно знакомить детей со сходством и различием в праздновании аналогичных событий у разных народов. Такой подход развивает кругозор ребят и позволяет использовать имеющиеся представления в формировании правильного общения между детьми (53,121).

Во время своей работы дошкольный педагог ведет оперативный контроль над качественными изменениями, происходящими в знании и умении детей (знание произведений народного творчества, родного и государственного языка, содержание взаимоотношений, предпочтения, выбор детей и т.д.).

На заключительном этапе воспитатель анализирует результаты, успехи и неудачи, сравнивает достигнутое с тем, что запланировано на подготовительном этапе. Данный вид анализа предполагает наблюдение ответной реакции ребенка, изменений, произошедших в его отношениях к окружающим, общении с ними, поведении. С учетом уровня решенности проблемы, воспитатель планирует свою дальнейшую деятельность. Различия языков, традиций и культуры в целом, помогут воспитателю обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем (2,53).

Педагогу необходимо формировать положительные взаимоотношения между детьми группы. Прежде всего, нужно изменить негативное или равнодушное отношение сверстников к детям, испытывающим трудности в налаживании отношений со сверстниками, содействовать возникновению положительного отношения к ним (5,42). Ведь у каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он вступает во взаимоотношения с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент времени (38,548). На первых порах их целесообразно объединять с наиболее доброжелательными детьми группы, обладающими ярко выраженными положительными качествами (5,43).

Из всего выше изложенного мы сделали следующий вывод - процесс формирования отношений, общения ребенка в условиях, когда в группе представлены две и более наций, должен осуществляться через освоение элементов культуры, как своего народа, так и культуры людей, принадлежавших к другой нации. Воспитатель должен знать и уметь, как регулировать отношения дошкольников, возникающих при взаимодействии их с «другими» детьми, отличными от них. Педагог дошкольного учреждения должен строить педагогический процесс так, чтобы основным достоинством воспитания дети считали формирование таких отношений как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие. В воспитании ребенка воспитатель предлагает формирование умения понимать другого, творить добро, ориентироваться в общественно принятых нормах взаимоотношений.

Таким образом, процесс педагогического руководства формированием детских взаимоотношений можно представить как одновременное влияние педагога на личностные качества ребенка, на его деятельность, и непосредственное руководство детскими взаимоотношениями.

Различия языков, традиции и культуры в целом помогут воспитателю обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем, помогут сформировать правильные, положительные взаимоотношения между детьми в группе детей с разными национальностями. Продуманность подбора методического материала, развевающей среды, совместной игры детей, знакомство с традициями и обычаями разных народов, станут основой комфортного полноценного развития как личности в частности, так и развитие и формирования детских взаимоотношений в целом.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.