Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-04-19 | 60 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы жизнестойкости и совладающего поведения личности в трудных жизненных ситуациях
Понятие о жизнестойкости личности. Структура и модели
Представление о стратегиях совладающего поведения в психологии
Влияние личностных и социально-психологических факторов на выбор копинг-стратегии в трудных жизненных ситуациях
Глава 2. Эмпирическое исследование выраженности компонентов жизнестойкости личности и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях
2.1 Цели, предмет, гипотезы, задачи и методы исследования
Анализ выраженности различных параметров жизнестойкости у студентов и взрослых людей
Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов
2.2.2 Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у взрослых
Сравнительный анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей
2.3 Анализ выраженности различных стратегий совладающего поведения у студентов и взрослых людей
2.3.1 Анализ выраженности различных стратегий совладающего поведения у студентов
Анализ выраженности различных стратегий совладающего поведения у взрослых
Сравнительный анализ выраженности различных стратегий совладающего поведения у студентов и взрослых людей
Анализ взаимосвязей между выраженностью различных компонентов жизнестойкости и выраженностью стратегий совладающего поведения
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования
Актуальность данной темы определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. Вопрос построения собственной жизни, ее управляемость или зависимость от обстоятельств будет всегда волновать человека. Жизненный путь личности имеет единые для всех "измерения", но способ разрешения жизненных проблем, построения жизни, удовлетворенность ею глубоко индивидуальны (К.А. Абульханова, 2001, Е.Ю. Коржова,2008, Н.А. Логинова, 2001). Жизнестойкость или жизнеустойчивость личности становится для нее особенно важной в периоды социальных перемен, экономических и иных кризисов. Условия современной жизни по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связанно со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Поэтому современная социальная психология проявляет повышенный интерес к изучению жизнестойкости человека и ее роли в выборе совладающих стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях.
|
Как известно, понятие жизнестойкости было введено Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди и разрабатывалось на пересечении экзистенциальной психологии, психологии стресса и психологии совладающего поведения (Д.А.Леонтьев, 2006). Исходя из междисциплинарного подхода к явлению жизнестойкости человека, Д.А. Леонтьев считает, что данное свойство личности характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности. Такой подход к определению жизнестойкости указывает на ее связь со способами поведения человека в определенных, стрессогенных ситуациях.
Каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные, нарушающие привычный ход жизни. В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций, трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами, (Н.В. Гришина, 2001, К. Муздыбаев, 1998, Т.Л. Крюкова, 2004, И.П. Шкуратова, 2007). Изучение поведения, направленного на преодоление трудных ситуаций, в психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу “ coping ” - механизмов или “ coping behavior ” (Т. Л. Крюкова, 2004). Но в этих работах, еще недостаточно представлена проблема взаимосвязи выраженности жизнестойкости и преобладающих у личности стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях.
|
В связи с этим цель данного исследования заключается в определении взаимосвязей между выраженностью компонентов жизнестойкости личности и выраженностью стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Объект исследования: жизнестойкость и совладающее поведение личности.
Предмет исследования: выраженность компонентов жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях у студентов и взрослых людей.
Гипотеза исследования: между выраженностью компонентов жизнестойкости и выраженностью стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях могут существовать значимые взаимосвязи.
Задачи исследования:
Теоретические задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы выраженности жизнестойкости и совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Методические задачи:
3. Подобрать методики, направленные на выявление выраженности компонентов жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Эмпирические задачи:
4. Осуществить сравнительный анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей.
. Осуществить сравнительный анализ выраженности стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях у студентов и взрослых людей.
. Установить взаимосвязи между выраженностью различных компонентов жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Методики исследования:
1. Для определения компонентов выраженности жизнестойкости применялся тест жизнестойкости С. Мадди.
. Для определения выраженности стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях применялся копинг-тест Р.Лазаруса.
Объект эмпирического исследования: студенты - 30 человек в возрасте от 20 до 22 лет, взрослые - 30 человек, в возрасте от 25 до 60 лет.
|
Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании методов математической статистики: Т-критерий Стьюдента и коэффициента корреляции r-Пирсона. Применялись компьютерные программы Microsoft Office Excel 2003.
Таблица 4 Различия в выраженности совладающего поведения по критерию t-Стьюдента
Параметры копинг-стратегий | Mean | Mean | t-value | df | p | Valid N | Valid N |
взрослые | студенты | Взрослые | Студ-енты | ||||
Конф-тация | 8,13333 | 9,80000 | -2,20674 | 58 | 0,031305 | 30 | 30 |
Дистанц.. | 10,80000 | 8,66667 | 3,30055 | 58 | 0,001654 | 30 | 30 |
Самоконтоль | 13,96667 | 11,50000 | 2,88846 | 58 | 0,005434 | 30 | 30 |
Соц. подержка | 12,46667 | 11,96667 | 0,63794 | 58 | 0,526021 | 30 | 30 |
Отв-ность | 7,43333 | 7,60000 | -0,28356 | 58 | 0,777761 | 30 | 30 |
Бегство | 10,00000 | 11,50000 | -1,78335 | 58 | 0,079762 | 30 | 30 |
Планир. | 13,63333 | 11,66667 | 2,71758 | 58 | 0,008656 | 30 | 30 |
Переоценка | 13,10000 | 12,80000 | 0,31899 | 58 | 0,750880 | 30 | 30 |
Исходя из данных, приведенных в таблице 4, можно сделать следующие выводы:
. Существуют значимые различия между студентами и взрослыми в выраженности следующих стратегий совладания с трудными ситуациями: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, бегство - избегание, планирование решения проблемы.
. У студентов значительно выше уровень выраженности таких стратегий совладания, как конфронтация и бегство-избегание, а у взрослых людей - дистанцирование, самоконтроль, планирование решения проблемы.
. Отсутствуют различия между студентами и взрослыми людьми в выраженности таких стратегий совладания, как: поиск социальной поддержки, принятие ответственности, положительная переоценка.
В целом, как у студентов, так и у взрослых преобладают конструктивные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями. У студентов и взрослых выражены различные деструктивные стратегии совладания: у студентов - конфронтация и бегство-избегание, а у взрослых - дистанцирование.
Таблица 5. Корреляционные связи между выраженностью различных компонентов жизнестойкости и стратегиями совладания
Показатели | Вов-сть | Контр. | Принят. риска | Общий балл | Конфр. | Дистан. | Соц. Под-ка | Планир. | оценка |
Вовлеченность | 1,00 | 0,26 | 0,18 | 0,25 | 0,18 | ||||
Контроль | 1,00 | 0,24 | |||||||
Принятие риска | 1,00 | 0,33 | -0,26 | 0,18 | |||||
Интегральный балл | 1,00 | 0,34 | 0,21 | 0,19 |
|
Из данных, приведенных в таблице 5, следует, что показатели выраженности стратегии конфронтации имеют положительные значимые связи со всеми компонентами жизнестойкости и с ее интегральным показателем. Такой компонент жизнестойкости, как вовлеченность имеет также значимые связи со стратегией планирования решения проблемы и близкие к значимым связи со стратегией поиск социальной поддержки и положительная переоценка. Показатели выраженности «Принятия риска» имеют обратно пропорциональные связи со стратегий «дистанцирования». Интегральный показатель выраженности жизнестойкости имеет значимые связи с выраженностью стратегии конфронтации, и близкие к значимым связи со стратегией поиска социальной поддержки и планирования решения.
Таким образом, чем выше выраженность жизнестойкости, тем выше выражены такие стратегии совладания, как стратегия конфронтации, поиска социальной поддержки и планирования решения.
В зависимости от уровня выраженности того или иного компонента в структуре жизнестойкости будут преобладать различные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями. Так выраженность «вовлеченности» в структуре жизнестойкости будет способствовать развитию стратегий планирования решения проблемы, поиска социальной поддержки и положительной переоценки.
Выраженность «принятия риска» будет увеличивать выраженность стратегии конфронтации и уменьшать выраженность стратегии дистанцирования.
Заключение
На основе теоретического анализа мы пришли к выводу, что жизнестойкость личности оказывает существенное влияние на поведение человека в трудных жизненных ситуациях. Вслед за Д.А. Леонтьевым мы рассматривали жизнестойкость, как систему убеждений, которая включает три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска и способствует успешному совладанию с трудными ситуациями. В качестве копинг-стратегий или стратегий совладания мы рассматривали следующие стратегии: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, бегство - избегание, планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки, ответственность, позитивная переоценка.
В результате эмпирического исследования, цель которого состояла в поиске взаимосвязей между выраженностью компонентов жизнестойкости и стратегий совладания у студентов и взрослых, мы пришли к следующим выводам:
1. У большинства студентов-участников исследования наблюдается высокий уровень выраженности такого компонента жизнестойкости, как «принятие риска», следовательно, они стремятся к развитию, черпая знания из своего опыта. Они убеждены в том, что все то, что с ними случается, способствует их развитию, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.
|
. Около трети студентов - участников исследования имеют высокий уровень выраженности такого компонента жизнестойкости, как «контроль», указывающий на их стремление влиять на результаты происходящего, выбирать собственную деятельность, свой путь.
. Такой компонент жизнестойкости как «вовлеченность» имеет средний уровень выраженности у большинства студентов - участников исследования, следовательно, они получают удовольствие от собственной деятельности, чувствуют себя уверенными.
. У большинства взрослых - участников исследования наблюдается средний уровень выраженности таких компонентов жизнестойкости, как «принятие риска», «контроль», «вовлеченность».
. Большинство студентов - участников исследования имеют высокий или средний уровень выраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладает такой компонент как «принятие риска», а большинство взрослых - участников исследования имеют средний уровень выраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладают такие компоненты, как «контроль» и «вовлеченность».
. У студентов стратегии поиска социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях, положительная переоценка, а также планирование решения проблемы и принятие ответственности на себя, самоконтроль имеют более высокий уровень выраженности, чем стратегии конфронтации, дистанцирования и бегства - избегания.
. У взрослых участников исследования выше среднего выражены такие стратегии совладания, как самоконтроль, планирование решения, поиск социальной поддержки, положительная переоценка, но ниже среднего выражена такая стратегия совладания, как конфронтация.
. У студентов значимо выше уровень выраженности таких стратегий совладания, как конфронтация и бегство-избегание, а у взрослых людей - дистанцирование, самоконтроль, планирование решения проблемы.
. Отсутствуют различия между студентами и взрослыми людьми в выраженности таких стратегий совладания, как: поиск социальной поддержки, принятие ответственности, положительная переоценка.
. Как у студентов, так и у взрослых преобладают конструктивные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями. У студентов и взрослых выражены различные деструктивные стратегии совладания: у студентов - конфронтация и бегство-избегание, а у взрослых - дистанцирование.
. Чем выше выраженность жизнестойкости, тем выше выражены такие стратегии совладания, как стратегия конфронтации, поиска социальной поддержки и планирования решения.
. В зависимости от уровня выраженности того или иного компонента в структуре жизнестойкости преобладают различные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями. Выраженность «вовлеченности» в структуре жизнестойкости способствует развитию стратегий планирования решения проблемы, поиска социальной поддержки и положительной переоценки. Выраженность «принятия риска» увеличивает выраженность стратегии конфронтации и уменьшает выраженность стратегии дистанцирования.
Таким образом, результаты и выводы исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют о том, что между уровнем выраженности жизнестойкости и выбором стратегий совладания в трудных жизненных ситуациях существуют значимые взаимосвязи.
Приложения
Приложение 1. Методики исследования
Приложение 2. Математический анализ данных
Таблица 1. Показатели выраженности параметров жизнестойкости студентов (Тест Мадди)
Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска | |
1 | 58 | 27 | 18 | 13 |
2 | 107 | 41 | 39 | 27 |
3 | 103 | 41 | 40 | 22 |
4 | 79 | 27 | 28 | 24 |
5 | 94 | 38 | 35 | 21 |
6 | 93 | 41 | 34 | 18 |
7 | 85 | 41 | 29 | 15 |
8 | 99 | 47 | 29 | 23 |
9 | 68 | 29 | 24 | 5 |
10 | 82 | 33 | 30 | 19 |
11 | 77 | 33 | 22 | 22 |
12 | 94 | 42 | 36 | 16 |
13 | 111 | 49 | 40 | 22 |
14 | 83 | 27 | 36 | 20 |
15 | 94 | 33 | 37 | 24 |
16 | 55 | 28 | 18 | 9 |
17 | 85 | 33 | 32 | 20 |
18 | 42 | 15 | 17 | 11 |
19 | 113 | 43 | 46 | 24 |
20 | 109 | 44 | 43 | 22 |
21 | 73 | 37 | 17 | 19 |
22 | 72 | 34 | 20 | 18 |
23 | 84 | 44 | 27 | 13 |
24 | 97 | 41 | 35 | 21 |
25 | 102 | 44 | 38 | 20 |
26 | 51 | 32 | 12 | 7 |
27 | 103 | 27 | 30 | 26 |
28 | 99 | 42 | 3 | 20 |
29 | 92 | 37 | 31 | 24 |
30 | 109 | 45 | 41 | 23 |
Таблица 2. Показатели выраженности параметров жизнестойкости взрослых (Тест Мадди)
Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска | |
1 | 94 | 40 | 33 | 21 |
2 | 59 | 26 | 16 | 17 |
3 | 93 | 41 | 30 | 22 |
4 | 83 | 42 | 27 | 14 |
5 | 81 | 37 | 30 | 14 |
6 | 33 | 20 | 7 | 6 |
7 | 86 | 40 | 27 | 19 |
8 | 78 | 34 | 27 | 17 |
9 | 66 | 32 | 23 | 11 |
10 | 88 | 41 | 27 | 20 |
11 | 77 | 40 | 29 | 8 |
12 | 96 | 48 | 26 | 22 |
13 | 100 | 44 | 35 | 21 |
14 | 103 | 44 | 38 | 21 |
15 | 92 | 44 | 33 | 15 |
16 | 97 | 41 | 33 | 23 |
17 | 60 | 25 | 16 | 19 |
18 | 75 | 32 | 26 | 17 |
19 | 73 | 35 | 24 | 14 |
20 | 81 | 35 | 33 | 13 |
21 | 92 | 38 | 37 | 17 |
22 | 103 | 51 | 30 | 22 |
23 | 91 | 41 | 37 | 13 |
24 | 70 | 26 | 29 | 15 |
25 | 100 | 41 | 38 | 21 |
26 | 69 | 31 | 22 | 16 |
27 | 76 | 29 | 28 | 19 |
28 | 70 | 20 | 24 | 16 |
29 | 72 | 30 | 30 | 12 |
30 | 89 | 40 | 26 | 23 |
Таблица 3. Показатели выраженности копинг-стратегий у студентов (тест Р.Лазаруса)
конфронтационный копинг | дистанцирование | самоконтроль | поиск социальной поддержки | принятие ответственности | бегство-избегание | планирование решения проблемы | положит. переоценка | |
1 | 8 | 11 | 15 | 13 | 8 | 12 | 8 | 10 |
2 | 11 | 5 | 11 | 13 | 5 | 10 | 15 | 12 |
3 | 13 | 6 | 12 | 13 | 9 | 10 | 12 | 16 |
4 | 10 | 8 | 15 | 12 | 8 | 11 | 11 | 11 |
5 | 12 | 7 | 7 | 14 | 7 | 17 | 14 | 12 |
6 | 11 | 3 | 12 | 10 | 8 | 9 | 12 | 9 |
7 | 10 | 9 | 15 | 13 | 6 | 8 | 14 | 17 |
8 | 14 | 5 | 11 | 18 | 10 | 16 | 14 | 18 |
9 | 9 | 12 | 20 | 12 | 7 | 11 | 13 | 17 |
10 | 10 | 9 | 8 | 6 | 6 | 13 | 13 | 11 |
11 | 12 | 10 | 13 | 11 | 8 | 9 | 10 | 12 |
12 | 7 | 8 | 11 | 12 | 8 | 8 | 14 | 12 |
13 | 7 | 12 | 13 | 9 | 6 | 6 | 17 | 13 |
14 | 9 | 13 | 13 | 10 | 6 | 14 | 12 | 14 |
15 | 13 | 10 | 15 | 12 | 8 | 13 | 14 | 16 |
15 | 6 | 10 | 12 | 12 | 2 | 14 | 3 | 7 |
17 | 7 | 10 | 10 | 8 | 5 | 10 | 11 | 8 |
18 | 5 | 7 | 2 | 2 | 8 | 7 | 7 | 8 |
19 | 10 | 8 | 8 | 11 | 8 | 10 | 9 | 6 |
20 | 10 | 10 | 10 | 16 | 12 | 11 | 13 | 20 |
21 | 9 | 10 | 17 | 16 | 11 | 10 | 13 | 21 |
22 | 15 | 10 | 12 | 13 | 12 | 17 | 12 | 15 |
23 | 7 | 12 | 11 | 12 | 8 | 15 | 9 | 14 |
24 | 11 | 9 | 13 | 14 | 7 | 15 | 14 | 14 |
25 | 7 | 7 | 9 | 11 | 9 | 12 | 6 | 11 |
26 | 9 | 8 | 11 | 9 | 7 | 7 | 16 | 14 |
27 | 7 | 6 | 11 | 15 | 6 | 12 | 6 | 8 |
28 | 10 | 9 | 11 | 14 | 9 | 9 | 14 | 15 |
29 | 10 | 7 | 4 | 16 | 4 | 13 | 10 | 11 |
30 | 15 | 9 | 13 | 12 | 5 | 16 | 14 | 12 |
Таблица 4. Показатели выраженности копинг-стратегий у взрослых (тест Р.Лазаруса)
конфронтационный копинг | дистанцирование | самоконтроль | поиск социальной поддержки | принятие ответственности | бегство-избегание | планирование решения проблемы | положит. переоценка | |
1 | 10 | 12 | 12 | 16 | 11 | 13 | 13 | 17 |
2 | 8 | 10 | 17 | 15 | 8 | 9 | 16 | 13 |
3 | 10 | 12 | 14 | 14 | 10 | 11 | 13 | 18 |
4 | 8 | 10 | 15 | 13 | 7 | 9 | 14 | 11 |
5 | 10 | 15 | 15 | 11 | 9 | 9 | 17 | 18 |
6 | 5 | 6 | 6 | 14 | 10 | 17 | 9 | 6 |
7 | 6 | 8 | 14 | 12 | 5 | 6 | 9 | 18 |
8 | 11 | 14 | 18 | 15 | 9 | 10 | 14 | 16 |
9 | 9 | 10 | 16 | 13 | 6 | 12 | 13 | 13 |
10 | 3 | 16 | 12 | 7 | 6 | 7 | 12 | 8 |
11 | 6 | 11 | 12 | 9 | 8 | 9 | 12 | 16 |
12 | 11 | 6 | 12 | 13 | 8 | 10 | 12 | 11 |
13 | 9 | 10 | 14 | 15 | 7 | 9 | 15 | 14 |
14 | 8 | 11 | 17 | 16 | 7 | 9 | 13 | 14 |
15 | 9 | 11 | 10 | 13 | 6 | 10 | 10 | 9 |
15 | 10 | 11 | 14 | 9 | 9 | 14 | 16 | 10 |
17 | 10 | 8 | 12 | 8 | 7 | 7 | 12 | 13 |
18 | 5 | 11 | 18 | 10 | 6 | 6 | 12 | 13 |
19 | 7 | 14 | 18 | 15 | 5 | 9 | 15 | 20 |
20 | 2 | 9 | 16 | 12 | 8 | 9 | 16 | 19 |
21 | 9 | 13 | 14 | 8 | 7 | 8 | 15 | 14 |
22 | 13 | 9 | 17 | 12 | 8 | 17 | 14 | 11 |
23 | 15 | 12 | 8 | 15 | 3 | 13 | 17 | 8 |
24 | 5 | 11 | 14 | 13 | 7 | 12 | 13 | 15 |
25 | 9 | 13 | 14 | 9 | 5 | 2 | 13 | 10 |
26 | 2 | 15 | 16 | 7 | 9 | 9 | 15 | 11 |
27 | 8 | 9 | 8 | 16 | 7 | 15 | 12 | 10 |
28 | 12 | 10 | 15 | 17 | 9 | 15 | 14 | 14 |
29 | 11 | 12 | 16 | 13 | 9 | 9 | 12 | 11 |
30 | 3 | 5 | 15 | 14 | 7 | 5 | 14 | 12 |
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы жизнестойкости и совладающего поведения личности в трудных жизненных ситуациях
Понятие о жизнестойкости личности. Структура и модели
Представление о стратегиях совладающего поведения в психологии
Влияние личностных и социально-психологических факторов на выбор копинг-стратегии в трудных жизненных ситуациях
Глава 2. Эмпирическое исследование выраженности компонентов жизнестойкости личности и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях
2.1 Цели, предмет, гипотезы, задачи и методы исследования
Анализ выраженности различных параметров жизнестойкости у студентов и взрослых людей
Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов
2.2.2 Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у взрослых
Сравнительный анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей
2.3 Анализ выраженности различных стратегий совладающего поведения у студентов и взрослых людей
2.3.1 Анализ выраженности различных стратегий совладающего поведения у студентов
Анализ выраженности различных стратегий совладающего поведения у взрослых
Сравнительный анализ выраженности различных стратегий совладающего поведения у студентов и взрослых людей
Анализ взаимосвязей между выраженностью различных компонентов жизнестойкости и выраженностью стратегий совладающего поведения
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования
Актуальность данной темы определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. Вопрос построения собственной жизни, ее управляемость или зависимость от обстоятельств будет всегда волновать человека. Жизненный путь личности имеет единые для всех "измерения", но способ разрешения жизненных проблем, построения жизни, удовлетворенность ею глубоко индивидуальны (К.А. Абульханова, 2001, Е.Ю. Коржова,2008, Н.А. Логинова, 2001). Жизнестойкость или жизнеустойчивость личности становится для нее особенно важной в периоды социальных перемен, экономических и иных кризисов. Условия современной жизни по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связанно со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Поэтому современная социальная психология проявляет повышенный интерес к изучению жизнестойкости человека и ее роли в выборе совладающих стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях.
Как известно, понятие жизнестойкости было введено Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди и разрабатывалось на пересечении экзистенциальной психологии, психологии стресса и психологии совладающего поведения (Д.А.Леонтьев, 2006). Исходя из междисциплинарного подхода к явлению жизнестойкости человека, Д.А. Леонтьев считает, что данное свойство личности характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности. Такой подход к определению жизнестойкости указывает на ее связь со способами поведения человека в определенных, стрессогенных ситуациях.
Каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные, нарушающие привычный ход жизни. В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций, трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами, (Н.В. Гришина, 2001, К. Муздыбаев, 1998, Т.Л. Крюкова, 2004, И.П. Шкуратова, 2007). Изучение поведения, направленного на преодоление трудных ситуаций, в психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу “ coping ” - механизмов или “ coping behavior ” (Т. Л. Крюкова, 2004). Но в этих работах, еще недостаточно представлена проблема взаимосвязи выраженности жизнестойкости и преобладающих у личности стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях.
В связи с этим цель данного исследования заключается в определении взаимосвязей между выраженностью компонентов жизнестойкости личности и выраженностью стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Объект исследования: жизнестойкость и совладающее поведение личности.
Предмет исследования: выраженность компонентов жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях у студентов и взрослых людей.
Гипотеза исследования: между выраженностью компонентов жизнестойкости и выраженностью стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях могут существовать значимые взаимосвязи.
Задачи исследования:
Теоретические задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы выраженности жизнестойкости и совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Методические задачи:
3. Подобрать методики, направленные на выявление выраженности компонентов жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Эмпирические задачи:
4. Осуществить сравнительный анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей.
. Осуществить сравнительный анализ выраженности стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях у студентов и взрослых людей.
. Установить взаимосвязи между выраженностью различных компонентов жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Методики исследования:
1. Для определения компонентов выраженности жизнестойкости применялся тест жизнестойкости С. Мадди.
. Для определения выраженности стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях применялся копинг-тест Р.Лазаруса.
Объект эмпирического исследования: студенты - 30 человек в возрасте от 20 до 22 лет, взрослые - 30 человек, в возрасте от 25 до 60 лет.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании методов математической статистики: Т-критерий Стьюдента и коэффициента корреляции r-Пирсона. Применялись компьютерные программы Microsoft Office Excel 2003.
Структура и объём квалификационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, и приложений. Список литературы включает 32 наименований.
жизнестойкость психологический поведение студент
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!