Упадеша Сара Шри Бхагавана Раманы Махарши, — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Упадеша Сара Шри Бхагавана Раманы Махарши,

2021-04-19 124
Упадеша Сара Шри Бхагавана Раманы Махарши, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С комментариями  Свами Видьянанды Сарасвати.

Транскрипция - Дягилев С.А.

Редакция и коррекция - Дягилева М.Н.

Публикация - Адвайта Веданта в России, advaitavedanta. ru

Разрешается копирование и публикация на сайтах без изменения содержимого и со ссылкой на сайт http:// www.advaitavedanta.ru

По вопросам иного использования обращаться по адресу [email protected]


Предисловие

 

       Веданта - глубокая и серьёзная тема, которую трудно объяснить простыми словами, не вдаваясь в абстрактные философские рассуждения. Но эта трудная задача с легкостью была решена Шри Раманой Махарши в его коротком замечательном произведении «Упадеша Сара». Человек по своей природе является бесконечной Сат-Чит-Анандой, но, не зная себя, и считая себя ограниченным существом, он пытается найти удовлетворение в ограниченных объектах этого мира. Всё, что надо для открытия своего бесконечного потенциала и обнаружения нескончаемого источника блаженства - это понимание своей собственной природы. Но только разум, открытый и внимательный к знанию, полный энтузиазма, наблюдательный и понимающий, куда следует направлять свои усилия, может найти ответ на загадку собственного существования. Понимание себя освобождает от оков ограниченности и приводит к Самореализации. «Упадеша Сара» мягко и понятно объясняет каждый шаг на пути понимания.

       Приводимый ниже текст является транскрипцией лекций, прочитанных Свами Видьянандой Сарасвати в течение недельной гьяна-ягьи, проходившей в первую неделю 2011 года в Крыму.

       Особая благодарность всем тем, кто присутствовал в качестве слушателей и далее работал над записью текста, транскрибируя, редактируя и обрабатывая его, без чего эта книга не могла бы появиться на свет.

 

Любовь и Ом!

 

Свамини Видьянанда Сарасвати

 


 

 

День первый. Вечер.

 

 

Очень приятно встретить опять вас всех в новом году. Хочется пожелать первым делом успехов и здоровья не только в новом году, но и вообще по жизни. Это очень правильное время, для того чтобы собраться и начать год с размышлений о вечном, о непреходящем. Очень приятно так же, что уже несколько дней мы тут разговаривали о многом.

Практически все темы, которые поднимались  за прошедшие несколько дней, будут обсуждаться развернуто на наших лекциях. Хочется несколько поменять формат лекций по сравнению с  тем, что было до этого, когда мы собирались и лекции шли в течение месяца один раз в день. Сейчас это будет более интенсивно и за более короткое время. В течение недели два раза в день мы будем обсуждать заявленный текст «Упадеша Сара» («Сущность учения») знаменитого Шри Рамана Махарши. Все темы, которые были затронуты и интересуют слушателей, уже включены в этот текст.

Новый год – это более чем подходящее время, чтобы начать его с глубокого изучения нового текста. Есть очень правильная практика, принятая в религиозных кругах, - начинать день с молитвы, начинать день с благодарности. Я просыпаюсь утром и вспоминаю все то, за что я благодарен. Я проснулся, впереди целый день, я вижу весь огромный мир вокруг меня, и я говорю: «Спасибо!». Если день начинается с этого «спасибо», которое отдаётся не кому-то конкретно, а  отдаётся всему окружающему миру или отдаётся Богу - в зависимости от склонностей, в зависимости от понимания; если день начинается с этого, с небольших усилий для того,  чтобы встать на точку зрения отдавания и почувствовать благодарность,  вероятность того, что день пройдет благоприятно для меня, в позитивном настрое, очень сильно повышается. Этот день имеет шансы очень сильно отличаться от дней, которые начинаются с более грубых эгоистических позиций. Именно поэтому в русской традиции есть очень похожая  поговорка: «Как начнешь год, так его и проведешь». Начать год с мыслей о важном  очень благоприятно. Мы попробуем сделать именно так.

Мы попробуем впитать то, о чем мы будем говорить, то о чем говорит Рамана, то, о чем говорит Шива, для того, чтобы это стало основой, базисом для наших действий в течение всего года. Открывая год таким образом, мы повышаем шансы того, что весь год пройдет именно в таком ключе. Ещё один повод - то, что день рождения автора этого текста, Раманы Махарши, был совсем недавно, 30 декабря.

 Сам Рамана никогда не праздновал своего дня рождения, потому что всю свою жизнь, всей своей жизнью он показывал, что Я не есть тело. Он открыл то, что он есть на самом деле. Он обнаружил то, что является истиной, сущностью Рамана Махарши. Поэтому, празднуя этот день, 30 декабря, мы не отмечаем день рождения тела, мы отмечаем рождение Истины, Знания, которое не рождено.

Рамана не является чем-то ограниченным. Поэтому, Рамана - это не имя, не ярлык на этом теле. Рамана - это ещё одно название для того, что неизменно, из чего все появляется, то, что существует постоянно, то, что открыл Рамана. Рамана - это другое название для того, что можно назвать Брахманом, Атманом, Сущностью, большой буквой Икс. Так как Рамана - это обычное имя, в общем-то, любое имя - это тоже указатель на то же самое. Имя Серёжа или Марина - это тоже не ярлык, приделанный к телу, это ещё один указатель, ещё одно имя этого Бесконечного. Того Бесконечного, что открыл Рамана, того, чем он и всё является. Любое имя, любое название не только человека, любое слово в нашем    мире - это ещё одно название для неизменной основы всего.

Хотелось бы, чтобы эта неделя прошла в духе отдавания. Мы проводим не просто сатсанг, не просто ритрит, не просто встречу хорошо знакомых товарищей, а мы проводим гьяна-ягью. Гьяна – это знание, ягья – это жертвоприношение. Но жертвоприношение не совсем верное слово. Сейчас я объясню, в каком смысле мы будем употреблять это слово, в каком духе мы хотим провести это мероприятие. Ягья – это отдавание.

       Изначально, когда можно сказать ничего не было, из чего Бог сотворяет этот мир? Нет другого материала, помимо его самого. Поэтому всё здесь является изначально этой самой субстанцией, которую можно назвать Богом. Все является вот этой самой искомой субстанцией, которая забывается, от которой отвлекаются, глядя на множество разных объектов, но изначально всё состоит из одного и того же. В Бхагават-Гите Кришна говорит о том, что можно поднести ему. Что можно поднести, что можно отдать в ягье Богу, который, в общем-то, и есть здесь всё? Можно поднести все, что угодно. Это не отдавание чего-то, что принадлежит мне. Это отдавание того, что изначально мне никогда не принадлежало. Это не что-то я отрываю от себя что-то свое и отдаю. Я отдаю то, что всегда было не моим.

       И, собственно, человеческая проблема, проблема невежества, состоит в том, что человек считает, что это вот моё, моё тело, мои мысли, мой дом, моя крепость, моя жена, моя страна, мой мир. Это всё - моё, принадлежит мне. С этого начинает выстраиваться вся система невежества, которая потом и приводит к интересным проблемам и вопросам. Эта система полна внутренних противоречий. Это не то, как есть «на самом деле». И, в конце концов, человек сталкивается с этими противоречиями и начинает задавать вопросы. Самая большая проблема - это то, что человек считает своим то, что ему не принадлежит, и никогда не принадлежало. Если просто посмотреть вокруг, если просто посмотреть на то, как работает окружающий мир, мы видим, что действия происходят, но за этим нет идеи «я» и «моё». Солнце светит не потому, что оно хочет чего-то добиться, не потому что оно имеет перед собой какую-то цель – хочет полить наш урожай, хочет посветить на хороших людей и не хочет посветить на плохих людей. Оно просто светит. Оно пребывает в своей собственной природе. Оно просто отдаёт, не спрашивая зачем, не спрашивая почему – это в его природе, оно отдаёт. Тучи на небе бегут, из них льётся дождь, который поливает землю, из-за него из земли растут разные растения. Это тоже случается не для того, чтобы этой туче стало лучше, не для того, чтобы она что-то приобрела в результате своего действия. Это всё происходит просто потому, что это в природе - отдавать. В природе, в окружающем мире постоянно происходит обмен, абсолютно без эгоистических помыслов. Цветок цветет не для того, чтобы что-то получить для себя, он просто пребывает в своей природе. Пчела прилетает на цветок и не требует, чтобы ей сказали спасибо за то, что она опылила этот цветок. Пчела тоже занята своим делом и абсолютно без чувства «я» и «моё» она делает свое дело и за счет всего этого жизнь поддерживается.

       Человек тоже часть этой системы, он включен в эту систему, но человек - единственная часть этой системы, которая в своих мыслях может почувствовать себя исключенной из этого прекрасного круговорота. Только человек может ставить перед собой цели, ограничивать себя, считать себя отделённым, ставить границы - из-за них я считаю это своим. И никто не должен трогать это, никто не должен посягнуть на «это мое», на «чувство меня», на мои достижения, на мои материальные владения.

       Человек ограничивает себя понятиями «я», «другой», «свое», «чужое», и, таким образом, за счет этого ограничения он оказывается в изоляции. Ограничивание себя происходит исключительно в голове человека, в его мыслях, в его заключениях. Человек делает заключение о том, что «это моё» и его интересы после этого ограничиваются только тем, что вот это-вот - моё. Если человек думает о чем-то, то можно со стопроцентной гарантией сказать, что это к нему как-то относится. То, что происходит на какой-нибудь дальней планете и меня абсолютно не касается – меня абсолютно не беспокоит. Если меня беспокоит что-то происходящее в моей стране, то это потому что именно в МОЕЙ стране. Если что-то происходит с человеком, которого я считаю с собой связанным, тогда я считаю, что это ко мне относится, тогда я могу быть в этом как-то заинтересованным, - потому что он входит в сферу «моих» интересов.

       Входя в такие ограничения, рамки «я» и «моё», человек забывает и перестает замечать то, что происходит в огромном окружающем мире, этот постоянный процесс отдавания без требования ничего взамен, без каких-либо эгоистических целей. Как туча отдаёт дождь, как из земли растет цветок, как цветок завядает и из него появляется плод, как солнце светит для всех, как река бежит и даёт воду и питание и местообитания для всего того, что живет в ней и на ее берегах - всё происходит, не прося за это себе какой-то особой благодарности, не требуя себе дополнительных благ, не пытаясь что-то присвоить себе, потому что «я это делаю». Этот процесс естественного отдавания и есть ягья. Весь мир вокруг нас - это непрерывная ягья. Только за счет этого мир и существует. Это постоянный процесс отдавания. Это взаимосвязанность. Все находится на своих местах, делает свое дело, связано со всем. И только человек отделяет себя, не видит своей связи со всем остальным и с этого начинаются проблемы отделённости, проблемы одиночества и любые другие проблемы.

       Проблема в том, что человек не чувствует себя связанным с миром, чувствует себя отдельным. Лишить жизни человека можно просто изолировав его от его окружения. Если представить гипотетическую ситуацию, где человек со всеми его мыслями и представлениями о том, что является моим или не моим, окажется в некоей среде без привычного окружающего мира, то он не сможет поддерживать свою жизнь, несмотря на все свои идеи, несмотря на то, что он никогда не замечал окружающий мир, и, если лишить его того, что он никогда не замечал, то человек не может существовать. Личность, человек может существовать только в связи с этим огромным миром, за счет того, что он получает так много. За счет того, что солнце даёт свет, за счет того, что кто-то для него что-то делает. За счет того, что из тучи льётся вода, за счет того, что где-то кто-то вырастил для меня чай, за счет того, что кто-то вырастил яблоки, кто-то сделал этот дом и так далее - огромное количество людей и факторов поучаствовало в том, что бы наша текущая ситуация стала возможна. Мы сидим, слушаем друг друга, у нас есть для этого уши, у нас есть для этого язык, голова работает, память внезапно не отказала, запись идёт на совершенно волшебное устройство – компьютер, по проводам бежит электричество, которое, кстати, никто не знает что это такое. Прямо здесь и сейчас, прямо в этот момент происходит это отдавание. Электричество «даёт» нам свет, не прося ни чего для себя взамен, оно просто отдаёт по своей собственной природе. Мы существуем только за счет того, что мы получаем огромное количество всего не за какие-то наши заслуги. Не за то, что мы такие хорошие и достойные. Просто по факту нашего существования мы уже имеем так много. И человек не замечает этого.

       Ограничение себя тем, что это мое, за это я скажу спасибо, за это я не скажу спасибо, - это то, как человек с помощью своего разума выстраивает свои отношения с окружающем миром, исходя из своих понятий отделённости. Если что-то я считаю своим, то это мне отдать очень сложно. Если я считаю что это принадлежит мне, предложение отдать это кому-то ещё звучит как «меня пытаются ограбить, у меня пытаются что-то забрать», в то время как всё, что у меня есть, дано мне за просто так, но я этого не замечаю.

       Ягья - это отдавание того, что изначально мне никак не принадлежит, отдавание того, что я считаю своим только в силу своей ограниченности. Этот процесс отдавания - необходимый начальный этап новой стадии развития.

       Человек рождается в этот мир и сначала он пытается чётко установить кто я, что я могу сделать в этом мире. Это похоже на начальное движение маятника в одну сторону, как маятник, человек на первом этапе, рождаясь в этот мир, пытается исследовать этот мир. Самое важное для него в этот период - это ограниченное я. Я исследую свои возможности, я постигаю мир, я пытаюсь узнать - кто я такой в этом мире. В какой-то момент маятник достигает крайней точки своего движения в этом направлении. Это очень важный момент, это период развитого человека, который достаточно пожил в этом мире, исследовал свои способности и свои возможности и понял, что, несмотря на все свои огромные прошлые и будущие достижения, чего-то в этом мире ему не хватает. Вот в этот момент маятник готов качнуться в другую сторону. Аналогия с маятником не совсем хороша, так как маятник качается в одной плоскости. Здесь же возвращение к изначальному единству происходит не совсем по тому же пути, который проделал маятник на предыдущем этапе. Адвайта не занимается движением «в мир», для этого есть множество других наук. Адвайта отлично знает, по каким законам это происходит. Но путь к самому себе, путь к открытию истины, основы начинается с момента, когда маятник замедляется в своем движении «в мир» и начинается движение в противоположную сторону.

       В этот момент происходят очень интересные процессы. У человека есть два типа знания: интеллектуальное и практическое. Практическое знание - это то, что ребёнок с большой интенсивностью и с большим трудом познаёт в первые несколько лет жизни. Это самые простые навыки: не пронести ложку мимо рта, стоять на двух ногах, делать шаг или вдох и т.п. Человеку, чтобы полноценно функционировать в этом мире, этих навыков не так много и надо. Обычно годам к десяти эти практические навыки уже сформированы. Это основные навыки, которые человек не забудет в течении всей свей жизни. Если он научился не проносить ложку мимо рта, то, беря ложку, человек не думает по какой траектории её надо нести в рот. Человек, не задумываясь, использует этот навык. Это то, что называется практическое понимание. Мы берем и делаем, и не забываем до конца жизни, если только не происходят какие-то экстраординарные события. Это очень простые навыки, которые доступны даже маленькому человечку.

       У нас тут есть сосед, которого считают немножко не в себе, его уровень развития примерно как у десятилетнего ребенка. Но все практические навыки для жизни в этом мире у него сформированы. Он вполне успешно дожил до своих шестидесяти лет. Этого уже вполне достаточно: дойти до холодильника, открыть дверь, намазать масло на хлеб, не пронести еду мимо рта, ночью лечь в постель, не есть камни - очень простые вещи.

       Когда рождается ребёнок, он не знает ничего и все предметы тянет в рот. Он на практике исследует этот мир и научается, что камни в рот тащить не надо. Потом, когда ребёнок вырастает, у него даже идеи не возникает, чтобы тащить на улице в рот каждый предмет. Он уже практически знает, что надо делать, а что не надо. Практическое знание - это знание на таком уровне, когда мне не надо задумываться о том, что я делаю, почему я делаю, я просто это знаю и использую эти практические навыки совершенно естественным образом.

       Начиная лет с семи - десяти, когда ребёнок начинает ходить в школу, начинается поток совсем другого типа знания – это интеллектуальное знание. Два плюс два равно четыре, не путать острова и города, есть планета Венера и т.п. Это такие знания, которые находятся в качестве мыслей и идей в голове, которые не требуют практического подтверждения. От того, что в солнечной системе семь, восемь или девять планет, никак не зависит то, что я делаю каждый день. Стакан мимо рта я не пронесу, а то, что есть там Венера или нет, на меня это никак не действует. Это другой тип знания – интеллектуальное.

       Так как практическое знание накапливается в очень раннем возрасте, упор в школе, институте, аспирантуре и далее по жизни делается только на интеллектуальное знание, и нам обычно не рассказывают о том, что есть два типа знания. И поэтому забывается о том, что необходимы практические навыки. Обычно всё знание считается чисто интеллектуальным и считается, что достаточно что-то понять для того, чтобы это знать. На самом деле это не так.

       Интеллектуальное - это одно понимание, практическое - это другое понимание. Можно прочитать, запомнить, переписать всю поваренную книгу, но до тех пор, пока я не начну собственно готовить по рецептам их этой книги, это знание так и будет из области интеллектуального.

       Когда маятник исследования мира начинает идти в другую сторону, абсолютно необходимо практически, именно практически, научиться каким-то совсем другим навыкам, очень простым навыкам, которые доступны абсолютно каждому. Но для того чтобы движение в другую сторону происходило без препятствий и могло дойти до своей окончательной точки в другую сторону необходимо начать в точке разворота приобретать совсем другие - практические - понимания, очень простые. Это не то, что постигается разумом. Это то, что должно быть прожито с помощью сознательных усилий. Прожито до такой степени, чтобы больше не задумываться, как я это делаю, чтобы не задумываться об этом в момент, когда это происходит. Я начинаю делать это естественным образом. Эти действия очень простые. Это даже не действия в нашем привычном понимании. Это именно практическое понимание некоторых аспектов, которые должны быть прожиты. Как ребёнок в начале жизни учится не тащить в рот всякую гадость. Точно также мы должны научиться для успешного движения маятника в другую сторону каким-то простым вещам.

Эта простая вещь – ягья. Ягья – это отдавание того, что мне не принадлежит, на разных уровнях. Хочется, чтобы в течение этой недели вы не просто слушали, а научились практически навыку отдавания. Потом, если мы этому научимся, если это перестанет быть для нас проблемой, тогда отдавать можно будет на любом уровне: на ментальном, на физическом, на уровне действий, на самых разных уровнях. Если есть навык отдавания, тогда отдавание на более тонких уровнях для меня не будет составлять проблем. Этот навык отдавания – это тот практический навык, без которого невозможно дальнейшее движение в обратную сторону, в сторону познания себя и освобождения. Это те, очень простые, исключительно простые вещи, с которых мы начнем говорить, и без которых последующие рассуждения не будут иметь смысла. Без практического понимания, как происходит отдавание, без практического навыка этого отдавания разговоры о том, кто есть «Я», разговоры об основе всего, Сознании и Освобождении будут лишены практической основы.

Недвойственное знание, адвайта, то, о чем говорят мудрые, - это не знание в привычном нам смысле, не интеллектуальное знание. Это именно знание проживанием. Оно базируется на таких простых вещах, практических навыках.

Отдавание должно стать естественным. В конце концов, мы говорим о том, что я должен отдать все идеи о себе. Отдать всё очень сложно. Начинать надо с малого. Отдавание всего без практического проживания самого отдавания так и будет ментальным упражнением, которое не будет иметь смысла без его практического приложения в жизни.

Поэтому начинать надо с простых вещей. Текст начинается с простых вещей. Ягья начинается с простых вещей. Из-за того, что мы привыкли к интеллектуальному пониманию, этот момент очень часто просто проскакивается, не замечается. Считается, что это слишком просто, чтобы заострять на этом внимание, ведь любой умеет отдавать; но, если этот момент практически не прожит, возникают проблемы на дальнейших этапах, когда человек садится в медитацию и не может оторваться от мыслей, - он не может их отдать. Когда человек не замечает, что эмоции - это те же самые мысли, которые являются объектами, от которых можно как-то освободиться, когда он продолжает быть вовлеченным в мысли своего разума, не зная, что это то, что можно отдать, от чего можно отделиться, от чего можно отойти на несколько шагов.

Без практических навыков отдавания, исключительно простых, доступных каждому, дальнейшее движение до конца, до просветления и понимания, становится невозможным. Люди имеют самые различные проблемы потому, что проскакивают такие базовые вещи, считая, что они выше этого, считая, что это и ежу понятно, считая, что это не может составить проблемы, - «ведь это так просто!». Из-за неуделения этому своего сознательного внимания, из-за прохождения мимо этого, потом возникают самые разные проблемы.

       В каком смысле происходит отдавание в этой ягье?

       Самое первое – гьяна-ягья (отдавание знания). Я со своей стороны что-то отдаю, и вас я попрошу что-то отдавать. Я отдаю знания. Я отдаю знания не для чего-то. Не для того даже, чтобы вы вынесли из этого какие-то практические выводы. Я просто отдаю знание, просто вникуда. Вы просто сидите рядом и греетесь, что сможете получить, то и будет ваше. Отдавание знания, отдавание того, что мне никогда не принадлежало. Слова могут быть мои, форма слов может быть моя, но сами слова это то, что было вложено в меня в детстве обществом, нашим русским языком, благодаря родителям, благодаря школе. Даже слова не мои и никогда не были моими. Знание, которое отдаётся, - это тоже не мое. Мы изучаем текст Рамана Махарши. Я потом расскажу, что это даже не слова Рамана Махарши, это слова Шивы. Слова Шивы - это слова истины, которые никак не могут никому принадлежать, потому что Истина - это самоочевидная вещь сама в себе, то в чем заключено всё. И то, что в ней заключено, не может никак сказать, что это - моё. Это то, на что невозможно наложить лапу, невозможно сказать: «Это моё». Поэтому это просто отдавание из любви. Мне очень нравилось читать этот текст, изучать этот текст. Сейчас я делюсь с вами этой любовью и знаниями.

       Что я хочу, чтобы отдали вы? Сейчас мы начинаем с этого, хотя обычно к вопросу отдавания чего-то подходят в конце. Что я прошу от вас, не для себя - это отдавание ожидания. Вы уже приехали сюда, уже была поставлена цель, куплены билеты. С того момента, когда вы купили билеты и зашли в вагон, поезд везёт вас, вы уже занимаетесь своими делами, а поезд везёт вас к той точке, куда вы наметили. Поэтому считайте, что вы сделали всё от вас зависящее, чтобы определить для себя цель и направиться к ней. Дальше уже поезд едет сам и везёт вас. Отсутствие ожиданий - это отдавание ожиданий. Это очень интересный момент, потому что ожидания - это ограничения в моей голове, когда я знаю, что я должен получить в результате, я согласен только на это и любой другой результат встречается в штыки. Эти штыки я и предлагаю вам отдать. Вы заранее приняли решение и уже приехали сюда, а здесь я прошу вас отдать свои ожидания.

       Это невозможно потребовать от простого человека с улицы или от соседки, хотя она и прекрасный человек, - они не решали прийти сюда для изучения чего-либо. Решение приехать сюда, решение послушать Раману Махарши было сделано вами. Всё. Теперь вы можете этому только не мешать.

       Вы можете отдать сопротивление этому решению, вы можете отдать то, что мешает; отдать ожидания. Ожидания - это то, что уже есть у вас в голове. Это та ментальная структура мира, понятия о том, как всё сделано, как всё должно быть, почему мы здесь, о чем надо говорить, о чем не надо говорить. Это ментальная структура ожидания. Если слова приходят в туда, где эта структура уже существует, то эти слова воспринимаются очень ограниченно. Слова раскладываются на полочку моего прошлого понимания. Что это значит? Это значит, что все слова - поток неизвестного, поток любви, поток мудрости, поток истины - дробится на знакомые мне частички, и я складываю их на чердак своего прошлого понимания. Это слово я узнал и положил его на одну полку своих ментальных конструктов, то слово я узнал, положил его на другую полку, а это я уже слышал, только в другом контексте и потому вообще не понял - при таком подходе слышится только то, что я уже знаю, то, что у меня узнается и фрагментируется; а не то, что должно быть целым. Отсутствие ожиданий - это значит, что я не ставлю никаких границ тому, что ко мне приходит. Это значит, что я очищаю в своем разуме небольшое местечко, где эта структура новых знаний будет строиться сама.

       То, что мы будем обсуждать – самодостаточно. Эта структура сама по себе, если только дать ей возможность построить саму себя. Поэтому внимание должно быть направлено на то, что говорится. Но это должно быть внимательными наблюдением, а не попыткой проанализировать сразу то, что ко мне приходит. Попытка проанализировать, попытка всунуть это в мои уже известные рамки очень сильно ограничивает эффективность того, что по идее должно здесь происходить. Если же у меня нет ожиданий, то на этом небольшом кусочке в моем разуме, свободном от ожиданий, эта структура будет простроена от самых простых вещей до самых сложных вещей. Это - самодостаточная структура. Эта структура, которую потом можно будет сравнить с моей прошлой структурой. Увидеть, что это прекрасная самодостаточная структура, структура, которая сама может служить «полочкой». То есть вместо того, чтобы получаемое - нечто новое - раскладывать на полочки моих ожиданий, это будет новая структура сама по себе, куда уже можно будет положить мои знания о жизни, которые у меня были до этого.     Преимущества этой новой структуры, которая выстроится в течение ритрита, по сравнению с той структурой, которая есть, у меня есть сейчас, - в том, что она не имеет внутренних противоречий; в том, что она складывается сама в себя, в том, что она по мере её использования сначала выстраивается, а затем - саморазрушается. Эта структура постепенно убирает сама себя. Это структура, пока у меня нет достаточного понимания, может служить как основа, как руководство к действию. Но в ней заложен как бы «часовой механизм». Когда я достигаю какого-то уровня, она понемногу начинает саморазрушаться. То есть эта структура не нужна нам навечно.

       Пробуждение, просветление предполагает свободу от любых структур. И предлагаемое знание нужно нам только для того, чтобы чего-то понять. Когда это понимание происходит, эта структура становится не нужной. Структура, которая существует сейчас в моей голове, структура моего привычного понимания мира не уничтожается сама по себе. Эта структура жёсткая, которую можно только наращивать новыми фактами и понятиями до бесконечности, которая не предполагает в себе механизма самоликвидации. Но эта другая альтернативная структура имеет в себе механизм самоликвидации. Для того чтобы эта структура могла возникнуть и простроить себя, необходимо на время убрать мою существующую структуру, чтобы она не мешала. Мы потом к ней сможем вернуться, но сейчас - на эту неделю, чтобы она не мешала, пожалуйста, уберите ожидания, ожидания какого-то определённого результата, потому что ожидания определённого результата - это ограничения. Я ограничиваю себя тем, что, якобы, я знаю сейчас что мне надо. На самом деле всем вам надо совсем другое. Поэтому убирание ожидания, временная замена старой структуры на альтернативную структуру решает очень многие вопросы.

       Старая привычная структура позволяет «маятнику» идти только в одну сторону, только в сторону исследования окружающего мира. Познание окружающего мира не имеет границ. Можно бесконечно исследовать объект, смотреть на его детали. В этих деталях проводочки будут соединены таким определённым образом, в проводках атомы и молекулы. Атомы и молекулы, опять-таки, делимы до бесконечности. То есть, мы можем до бесконечности углубляться в изучение абсолютно любого объекта. В мире бесконечное множество объектов. То есть мир бесконечно непознаваем. Существующая у нас структура наших понятий позволяла нам очень эффективно работать с окружающим миром. Она предназначена для движения «маятника» только в одну сторону. Сейчас мы пытаемся простроить структуру, которая позволит двигаться «маятнику» в другую сторону. Это отдавание - отодвигание в сторону - является совершенно необходимым, очень простым навыком. Так же как в детстве мы учились не тащить в рот всякую гадость, научитесь не тащить в рот «гадость» ожидания. Сейчас наша ягья в том, что мы отдаём своё ожидание. Поезд уже везёт нас, нашим поездом будет этот текст. Поезд сам везёт нас туда, куда вы решили. Своим решением приехать сюда, посвятить свое время изучению этого текста, вы уже купили билет на этот поезд, и теперь внутри этого поезда уже можно расслабиться. Поезд приедет туда, куда надо, тогда, когда надо. С отдавания ожиданий мы пытаемся начать наш путь.

       Само отдавание гораздо шире, чем просто отдавание ожиданий.

       Сначала хочется, чтобы всю эту неделю помнилось об этом конкретном типе отдавания, чтобы это практиковалось, чтобы это не было только ментальной записью в голове: «Необходимо отдавать!», и мы продолжаем заниматься своими делами. Это необходимо прожить! Это значит, необходимо прямо сейчас начать делать сознательные усилия, отодвигать в сторону свои ожидания.

Обычно традиционная ягья связана с огнем. Огонь - это замечательный очищающий агент, имеющий колоссальное символическое значение, прекрасная штука. Обычно ягья начинается чисто ритуально, чисто визуально с разжигания огня. Используются специально подготовленные дрова, специально обустроенное место. Я хочу предложить вам, чтобы отдавание происходило не только на уровне ума. Когда есть поддержка на физическом уровне, когда я делаю это и руками тоже, тогда это делается гораздо легче. К этому принципу мы вернемся в нашем тексте, он описан несколько раз с разных точек зрения. Мы помогаем своим мыслям, приняв решение в уме, тем, что делаем это сразу же и на физическом уровне. Огонь в этом отношении предлагает нам свою помощь. Источников огня у нас много. У нас есть прекрасный камин, и если будет холодно, у нас есть печка, у нас есть свечи. Пусть каждый участвует в поддержании огня. Кладя дрова или зажигая маленькую свечу, остановитесь на несколько мгновений и сделайте сознательное усилие: «Я отдаю». Отдаю не для кого-то, не для чего-то. Я отдаю свои ожидания в огонь, пусть они сгорят и от них ничего не останется.

Огонь считается очищающим агентом ещё по таким причинам. У любого объекта в этом мире есть пять компонентов. Три из них, сат-чит-ананда, - это три компонента от неизменной основы. И два компонента от изменяемого мира нама и рупа (имя и форма). Сат-чит-ананда: сат – это существование; я это вижу, вижу это существующим. Сам принцип существования за существованием любого объекта, и включающий в себя и этот объект тоже, это и есть то неизменное, которое лежит за всем и является всем. Существование этого конкретного объекта ограниченно временем. Если я порву эту бумажку, то этот объект более не существует, вместо него существуют обрывки. Существование стакана кажется немного другим, отличающимся от существования бумажки. Существование меня как тела кажется ещё каким-то. Существование чего-то будет другим, но и это существование ограничено, любое объектное существование ограниченно. Но сам принцип существования - это то, что объединяет всё это, что является неизменным во всем этом. Сам принцип существования уничтожить уже не возможно. Можно уничтожить любой объект, но сам принцип существования остаётся незатронутым.

       Чит – это осознание. Если я могу сказать, что этот объект существует, если я обнаруживаю его существование, то я уже осознаю, я уже в системе, я осознаю существование этого объекта. То есть этот объект не только существует, но там ещё есть и осознавание. Я могу осознавать это, я могу осознавать то, я могу осознавать миллион разных вещей, но сам принцип осознания остаётся одним и тем же. Если объект существует, он не просто существует, а ещё это существование и осознаётся.

       Ананда – это полнота, блаженство. Любой объект мне или нравится, или не нравится, или я к нему безразличен. Нравится он мне, потому что мне кажется, что он даёт мне счастье, не нравится мне, потому что он препятствует моему счастью. И то и другое - это две стороны одной и той же медали «Я хочу быть счастливым». Каждый объект не только осознается мной, не только показывает мне принцип существования, но и указывает мне на то, что я хочу быть счастливым. С помощью этого объекта или без этого объекта или в отсутствие этого объекта я хочу быть счастливым. Любой объект, относящийся ко мне, который я осознаю (осознаю я только относящееся ко мне), любой объект указывает мне и на принцип блаженства или полноты. Полное блаженство может быть только тогда, когда всё есть, ничего не потеряно, всё на месте, ничего не надо менять, никуда не надо бежать, ничего не надо достигать. Эта полнота, эта безграничность и есть А нанда.

       Нама – это имя. Это то, как мы называем объект - одно мы называем так, а другое как-то по - другому. На единый принцип Существования – Сознания - Блаженства мы наклеиваем ярлыки. Говорим, что этот кусочек сат-чит-ананды мы назовём стакан, этот кусочек мы назовём по-другому.

Рупа – это форма. Это то, что мы выделяем и начинаем считать, что эта форма нечто отдельное от неизменной основы. В то время, как отделить это не возможно, чётких границ нигде нет. Это - не неизменное разделение - в разных языках разделение на формы происходит по-разному, в каждом языке свои формы, свои названия. Разделение на названия и формы полезно для общения, передачи мысли, это инструмент, который обычно начинают считать самосуществующим и очевидным. Каждая форма, которую мы видим и называем - есть сат-чит-ананда (это то, что общее у всего) плюс имя и форма (это то, что отделяет). Каждая форма - это комбинация неизменного и изменяемого.

Огонь, как один из пяти элементов, считается ответственным за проявление имён и форм. Когда что-то попадает в огонь, то там не просто горит дерево или топливо, а огонь забирает с собой то, что было в объекте от элемента огня, т.е. огонь забирает с собой имя и форму. Что же остаётся? Остаётся неизменная основа всего, в данном примере - зола, одинаковый итог горения всего, что может сгореть. Отдавая что-то в огонь, мы сознательно делаем усилие для того, чтобы увидеть основу всего, отвлечься от имен и форм, пусть они будут забраны, в символическом смысле. Огонь забирает с собой имя и форму, оставляя только основу, то, что не доступно для изменений. Имена, цвета и формы того, что попадает в огонь, могут быть самыми разными, но потом от любого объекта остается только зола, основа, одинаковая для всего.

Пламя – прекрасный символ для любого человека. И вот, когда мы кладём что-то в этот камин, подбрасываем дрова или зажигаем свечу, я х


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.