Правовое регулирование наличного и безналичного — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Правовое регулирование наличного и безналичного

2021-04-19 66
Правовое регулирование наличного и безналичного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Денежного обращения

 

Деньги и особенность их обращения играют основополагающую роль в функционировании национальной экономики. В связи с этим большое значение приобретают правовые аспекты организации и регулирования денежного обращения и денежной системы России. Правовые основы организации денежного обращения в Российской Федерации заложены в Конституции РФ, федеральных законах «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Данные законы определяют распределение полномочий органов государственной власти по регулированию денежного обращения России [41, с.351].

Основой организации наличного денежного оборота служит Положение ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от от 31 октября 2002 года. В соответствии с этим Положением:

1. Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

2. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков.

3. Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31 и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 9 октября 2002 г. №199-П

4. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями.

5. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

6. Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней [8].

Следует иметь в виду, что, кроме всего прочего, банки заинтересованы в том, чтобы денежные средства организаций хранились бы на расчетных счетах, что позволяет им использовать их для проведения собственных коммерческих операций.

Порядок совершения и оформления кассовых операций регулируется также Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40. Порядок ведения кассовых операций регламентируется Центральным Банком Российской Федерации (ЦБ РФ). Он же устанавливает требования к помещению главной кассы [15].

Расчеты наличными деньгами в условиях нестабильных рыночных отношений широко востребованы, что обусловлено двумя важными обстоятельствами. Во-первых, они гарантируют оперативное и точное исполнение товарных или платежных обязательств. Действительно, покупатель получает товар и тут же за него расплачивается. Во-вторых, поступление и расход наличности контролируется главным бухгалтером и руководством предприятия, что при очень жесткой налоговой системе неизбежно провоцирует их не показывать официально весь свой денежный оборот. В этой связи ЦБ РФ регулярно устанавливает лимит (ограничение) наличных расчетов между юридическими лицами по одной операции в день. В настоящее время, согласно Указанию «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» от 14.11.2001 г. N 1050-У, лимит составляет 60 тыс. руб. [14].

В настоящее время главным государственным аппаратом регулирования денежного обращения в нашей стране является Центральный банк РФ, на который согласно Закону «О Центральном Банке» возложены функции организации налично-денежного обращения и безналичных расчетов. В сфере безналичных расчетов ЦБ лицензирует расчетные системы, устанавливает правовые формы и стандарты осуществления безналичных расчетов.

В целях организации налично-денежного обращения Банк России выполняет следующие функции:

§ прогнозирование и организация производства банкнот и монет;

§ определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

§ утверждение правил ведения кассовых операций кредитных организаций;

§ установление признаков платежности денежных знаков и порядка их замены и уничтожения.

Кроме того, наличное обращение в нашей стране регулируется Положением ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» с изм. и доп. от 22.01. 1999 г.

В соответствии с этим положением предусматриваются следующие принципы организации налично-денежного обращения:

1. Предприятия хранят свободные денежные средства в учреждениях банка на соответствующих счетах.

2. Наличные деньги, поступающие в кассу предприятия, подлежат зачислению на соответствующий счет в банке.

3. Предприятие должно иметь в своей кассе наличность в пределах лимита, ежегодно устанавливаемого банками по соглашению с руководством предприятия.

Таким образом, денежное обращение – достаточно сложная конструкция, соединяющая в себе как основные характеристики денег, так и механизмы, способы использования денег в целях экономического и социального развития страны.

В связи с этим роль денежного обращения проявляется в следующих моментах:

- отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы;

- способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на

товарном рынке;

- характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию.

Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства и прямо определяется приоритетами и целями правительства.

Такими конечными целями являются стабильность экономического роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Поскольку общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы, то Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики - стремится с помощью присущих ему методов воздействовать и влиять на успешное выполнение политики правительства. Автор Свиридов О.Ю. считает, что важнейшей задачей Центрального банка является обеспечение в стране без инфляционного денежного обращения, что достигается регулированием темпа роста денежной массы в национальной экономике. По его мнению, именно инфляция, масштабный и разрушительный характер которой стал с разной степенью интенсивности проявляться в отдельных странах со времен первой мировой войны, вызвала к жизни острейшую потребность регулирования денежного обращения со стороны Центрального банка [41, с. 256].

Особый смысл и значимость анализ и контроль состоянием денежного обращения, количеством необходимых для обращения денег имеют для современных условий России, характеризующихся общей экономической нестабильностью, инфляцией, кризисами неплатежей. Регулирование денежного обращения предполагает не только отслеживание общего количества, но и пропорций между видами денег. На практике, регулирование денежной эмиссии и денежного обращения для любого современного государства означает необходимость постоянного анализа, контроля, сравнения практикуемых и фактических величин нескольких важнейших показателей (банкноты в обращении и средства на расчетных счетах; денежные знаки на руках у населения и средства в кассах; средства в инвалюте, различные виды вкладов и д.) совокупной денежной массы в стране [30, с.127].

Говоря о регулирующей роли Центрального банка на денежное обращение нужно иметь в виду тот факт, что в необходимых случаях Центральный банк может и действительно прибегает к прямым действиям на денежном рынке, таким, как эмиссия денежных знаков или выпуск новых долговых обязательств. Однако эффективной формой осуществления регулирующей функции Центральным банком в условиях рыночной экономики является воздействие на денежное обращение через коммерческие банки и другие кредитные институты.

Необходимо отметить, что использование инструментов денежно-кредитной политики может быть эффективным только в условиях их тесной увязки с бюджетной, налоговой политикой, законодательством.

Денежно-кредитное регулирование экономики России, осуществляется Центральным банком РФ путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков. В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует коммерческие банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по своей учетной ставке и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов. Кроме того, Банк России устанавливает для банков ряд экономических нормативов, в частности минимальный размер уставного капитала; минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в процентном отношении к обязательствам банков; ограничения валютного и курсового рисков и др. Банк России осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации Банк России осуществляет следующие функции:

1. Прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов.

2. Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных операций.

3. Установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения.

4. Определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

 Следует подчеркнуть, что безналичный и наличный денежные обороты органически взаимосвязаны. Денежная масса, находящаяся в обращении, включает в себя как наличные деньги, так и денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, другие безусловные денежные обязательства банков.

Банк России осуществляет регулирование единого денежного оборота как путем установления определенных нормативов, касающихся непосредственно наличных денег (определяя порядок использования наличных денег, правила ведения кассовых операций, которые регулируются Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (Письмо Центрального Банка России № 40 от 22.09.1993 г.), так и путем проведения своей учетной политики, операций с ценными бумагами, установления обязательных резервов, депонируемых в Банке России, экономических нормативов для коммерческих банков и другими инструментами и методами. Деятельность Банка России по регулированию безналичных операций непосредственно влияет на состояние наличного денежного обращения. Например, около 30% предоставляемых банками кредитов в безналичном порядке превращается хозяйственными органами в процессе их использования в наличные деньги (выплата зарплаты, премий, заготовка сельхозпродукции и т. д.).

 Поэтому, в частности, ограничивая возможности коммерческих банков на выплату кредитов путем перечисления части их денежных средств в фонд обязательных резервов Банка России, этот банк непосредственно влияет на состояние наличного денежного обращения в стране.

Экономиче­ская наука использует понятие «денежная масса» как совокупности наличных и безналичных средств, обеспечивающих обращение това­ров (работ, услуг). Единство функционирования денежных потоков и движение массы денег влечет за собой и организационное единство системы участников, обеспечивающих данный оборот. Система уча­стников представляет собой некоторую совокупность специальных субъектов: банков и иных кредитных учреждений.

Механизм эмиссионно-кассового регулирования позволяет эко­номно и рационально регулировать и перераспределять наличную денежную массу на определенной территории, оперативно удовле­творять потребности регионов в денежных знаках.

Расчеты в безналичном порядке регламентируются в первую очередь нормами гражданского и финансового права. Важнейшими нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», указанные выше, Налоговый кодекс РФ.

Отдельные статьи Гражданского кодекса РФ носят императивный характер, другие диспозитивный. Императивные нормы не могут не соблюдаться хозяйствующими субъектами, т.е. ими следует руководствоваться только так, как указано в Кодексе. Примером могут служить главы 45,46 ГК РФ, посвященные договору банковского счета и механизму его реализации.

Нормы, носящие диспозитивный характер, действуют только тогда, когда иное не установлено договором [41, с. 364].

Главный регулирующий орган платежной системы – Центральный Банк Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 13 июля 2002 года, среди трех его основных задач, изложенных в начале закона, значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены:

§ установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяющихся при этом документов;

§ координация, регулирование, лицензирование организации расчетных систем [4].

Ключевым документом, регулирующим условия и правила безналичных расчетов является Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» [10].

В соответствии с Положением, списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством или договором между банком и клиентом.

Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями настоящего Положения, в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными организациями и их клиентами.

Порядок оформления, приема, обработки электронных платежных документов и осуществления расчетных операций с их использованием регулируется отдельными нормативными актами Банка России.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством (там же).

При недостаточности денежных средств на счете, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, статьей 855, для удовлетворения всех предъявленных требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

§ в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

§ во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

§ в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

§ в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

§ в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

§ в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности [1].

Таким образом, вследствие сложности и многообразия расчетные правоотношения регулируются множеством нормативных актов, что позволяет обеспечить соблюдение действующего российского законодательства.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.