Раздел III. Повышение эффективности управления муниципальным имуществом сельского поселения — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Раздел III. Повышение эффективности управления муниципальным имуществом сельского поселения

2021-04-18 56
Раздел III. Повышение эффективности управления муниципальным имуществом сельского поселения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Потребность в совершенствовании управления муниципальным имуществом в Стрелецком сельском поселении связана, в первую очередь, с необходимостью обеспечения динамичного развития местного сообщества.

Ценность муниципального имущества определяется объемом тех материальных и социальных благ, которые может получить муниципальное образование в процессе ее использования. При этом муниципальное имущество, может служить источником доходов собственника, в данном случае - источником доходов местного бюджета. Однако основной целью деятельности местного самоуправления является все же не извлечение доходов, а создание условий для жизнедеятельности населения. Поэтому, во-первых, муниципальное имущество следует рассматривать как необходимый для достижения этой цели ресурс; во-вторых, доходы от использования муниципального имущества должны идти на покрытие расходов по обеспечению функционирования и развития муниципального образования.

Для того чтобы выявить наиболее эффективные направления использования муниципального имущества, необходимо изучить все имеющиеся в распоряжении местного самоуправления ресурсы.

Важнейшими ресурсами муниципалитетов традиционно выступают земля и другие объекты недвижимости.

В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере земельных отношений относятся:

изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;

иные полномочия на решение вопросов местного значения в области охраны и использования земель;

управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В настоящее время муниципальные земли, как правило, не приносят существенной выгоды своим владельцам. Поступления от аренды и продажи земли обычно не превышают 2-3 % доходной базы местного бюджета. Более того, низкие ставки арендной платы за земельные участки и постоянное уменьшение объемов муниципальных земель вследствие их приватизации приводят к постепенному сокращению и этих поступлений.

Вместе с тем международная практика показывает, что при квалифицированном использовании муниципальный земельный фонд способен генерировать значительные доходы как в виде рентных платежей, так и в ходе приватизации. Для этого должны быть созданы соответствующие базовые условия:

по рыночному принципу установлены ставки арендной платы за землю и цены выкупа прав аренды земельных участков;

разработаны единые, основанные на объективных критериях методики кадастровой оценки земельных участков;

созданы кредитно-финансовые инструменты и институты, обеспечивающие эффективное кредитование участников земельного рынка.

Не менее значимыми, чем муниципальный земельный фонд, являются другие объекты недвижимости, относящиеся к муниципальному имуществу.

В самом общем виде можно выделить следующие группы объектов недвижимости, с которыми приходится работать органам местного самоуправления: муниципальный жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры:

муниципальные социально значимые объекты недвижимости (школы, детские сады, больницы и т.п.);

муниципальная недвижимость, использование которой ведется в коммерческих целях.

Муниципальный жилищный фонд и инженерная инфраструктура выполняют как социальные функции, так и функции средств производства. В настоящее время и муниципальное жилье, и муниципальные инженерные объекты (теплосети, канализация, объекты утилизации отходов и мусоропереработки и т.п.) находятся в крайне изношенном состоянии. В этой связи основной задачей в отношении данной категории объектов недвижимости является:

повышение расходов на капитальный ремонт, что требует резкого увеличения доходной части местного бюджета;

активизация работы с органами государственной власти с целью привлечения государственных инвестиций на капитальный ремонт.

С одной стороны, второй вариант оправдан, так как в результате разграничения вопросов ведения муниципальные образования оказались заложниками своего положения. Во многом это связано с тем, что процесс шёл "сверху". С другой стороны, капитальный ремонт - это обслуживание объектов собственности, а это прямая обязанность собственника. Поэтому "выбивание" средств из федерального или областного бюджета представляется довольно сложным. Следовательно, остаётся перераспределение средств расходной части бюджета либо общее увеличение доходной части бюджета, в том числе за счёт повышения эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий.

Главная цель управления социально значимой муниципальной недвижимостью - снижение фактических затрат местного бюджета на ее содержание путем оптимизации расходов при обеспечении нормального функционирования данных объектов.

Основными целями управления коммерческой муниципальной недвижимостью являются:

обеспечение целевого использования в соответствии с планом зонирования сельского поселения;

повышение доходной части местного бюджета путем обеспечения максимальной доходности данной недвижимости;

увеличение ее рыночной стоимости;

использование недвижимости для активизации деловой активности на территории муниципального образования.

Объекты недвижимости, которые не являются жизненно важными для территории и не могут быть использованы для выполнения социально значимых функций, должны быть переданы эффективному собственнику.

При этом процесс приватизации (продажи) нерентабельных муниципальных объектов, способных привлечь частный бизнес, должен идти параллельно с созданием новой доходообразующей муниципальной собственности. Не обязательно, что расходы по созданию таких объектов муниципалитеты должны нести самостоятельно. Современное законодательство предоставляет органам местного самоуправления возможность участвовать в качестве соучредителя при создании предприятий с долевой собственностью. Помимо органов местного самоуправления участие в создании таких предприятий принимают и немуниципальные хозяйствующие субъекты (частные предприятия, некоммерческие организации, государственные органы управления и т.п.). Подобные предприятия могут иметь различные организационно-правовые формы: товарищества, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества (со 100 %-ным муниципальным капиталом, с контрольным пакетом акций у муниципалитета, с "золотой" акцией у местных органов власти). При этом район, наряду с другими партнерами, получает полное право на участие в прибылях такого предприятия и в управлении его деятельностью.

Важным направлением муниципального предпринимательства является инвестиционная деятельность органов местного самоуправления. Практика показывает, что для превращения инвестиционных ресурсов в действенный инструмент решения местных социально-экономических проблем муниципалитетам требуется, во-первых, четкая, детально проработанная программа действий и, во-вторых, серьезное содействие по ее реализации со стороны органов государственной власти субъектов РФ. При этом сам инвестиционный процесс в муниципальных образованиях целесообразнее разбить на два последовательных этапа.

На первом этапе основной задачей местных властей должно стать привлечение внешних инвестиций на свою территорию, что позволит увеличить налоговый потенциал муниципальных образований и, соответственно, укрепить доходную часть местных бюджетов. Помимо чисто экономического (доходообразующего) эффекта это создаст базовые предпосылки для осуществления второго этапа рассматриваемого процесса, на котором уже всерьез можно будет задуматься и о собственной инвестиционной деятельности муниципалитетов, т.е. о вложении относительно свободных местных средств в наиболее выгодные инвестиционные

В составе муниципального имущества доминирующие позиции принадлежат муниципальным предприятиям и учреждениям. В зависимости от степени доходности и характера предоставляемых товаров и услуг муниципальные организации могут быть поделены на две основные категории:

организации, деятельность которых изначально и неизбежно убыточна. К этой категории относятся унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. На муниципальном уровне они выступают в форме учреждений и создаются для предоставления общественных товаров и услуг в отраслях социальной сферы муниципального образования (школы, больницы, детские сады и пр.). Как правило, эти организации доминируют в составе муниципальной собственности;

предприятия, учреждаемые в расчете на коммерческий успех, а также предприятия, действующие на основе частичной или полной самоокупаемости. Данные хозяйствующие субъекты создаются в форме унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Направление их деятельности - предоставление квазиобщественных и "рыночных" товаров и услуг (предприятия ЖКХ, общественного транспорта, связи, торговли, общественного питания и т.п.).

Определенная часть доходов подобных предприятий может выступать в качестве источника финансирования местных бюджетов. Однако практика показывает, что зачастую и эта категория муниципальных предприятий, обладая потенциальной прибыльностью, не приносит должного экономического эффекта местным сообществам, что актуализирует потребность в совершенствовании механизма управления данными элементами муниципального имущества.

Стратегической целью в вопросе совершенствования структуры муниципальной собственности должен стать поиск возможностей увеличения состава прибыльных муниципальных предприятий, соответствующих природе муниципальной экономики, при одновременном сокращении количества убыточных объектов собственности, способных найти применение в частном секторе.

Основой эффективного управления является наличие соответствующей нормативной базы, устанавливающей порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом. Поэтому, с учетом практики работы, а также в целях приведения нормативной базы в соответствие действующему законодательству, в среднесрочной перспективе необходимо продолжить работу администрации Стрелецкого сельского поселения Красногвардейского района Белгородской области по дальнейшему совершенствованию нормативной базы. Со своей стороны, Земское собрание Стрелецкого сельского поселения Красногвардейского района Белгородской области должно утвердить стратегическую целевую программу "Развитие имущественных отношений в Стрелецком сельском поселении" и вынести соответствующее Положение. В этом Положении предположительно должно быть отражены следующие аспекты:

изучение зарубежного опыты управления недвижимостью;

разработка маркетинговой стратегии на основе исследования (анализа) и мониторинга рынка недвижимости Стрелецкого сельского поселения;

полная инвентаризация объектов муниципальной недвижимости и её оценка для различных целей использования;

создание единой системы учета, кадастра муниципальной недвижимости;

решить проблемы приватизации муниципальной недвижимости, совершенствовать прогнозный план по приватизации;

отладить регламент приема и рассмотрения заявлений по земельным вопросам;

совершенствовать порядок предоставления земельных участков;

совершенствовать арендные отношения нежилых помещений;

совершенствовать арендные отношения с земельными участками;

изыскать пути устранения задолженности по оплате, как в судебном, так и во внесудебном порядке;

создать официальный интернет-сайт администрации Стрелецкого сельского поселения Красногвардейского района Белгородской области или дополнить существующий районный.

В соответствии с тройственной сущностью муниципального имущества (как физического объекта, как объекта экономических отношений и как объекта правовых отношений) в течение всего периода деятельности администрация сельского поселения параллельно выполнять три цикла:

правовой;

экономический;

физический.

Остановимся подробнее на отдельных направлениях совершенствования управления муниципальным имуществом.

Разработка стратегии маркетинга муниципальной программы "Развитие имущественных отношений в Стрелецком сельском поселении" может быть представлена следующим алгоритмом:

Стратегический анализ

Потребительский анализ муниципальной недвижимости

Анализ конкурентов

Акции стимулирования сбыта

Создание web-сайта КУМИ Стрелецкого сельского поселения

Дополнение существующего муниципального интернет портала

Маркетинговую стратегию следует понимать как соответствие между характеристиками объекта недвижимости, теми возможностями, что определяют его позицию на рынке и в портфеле недвижимости администрации. Для организации полноценной работы над программой создаются временные рабочие группы, "мозговые центры". Во временных группах определяются ответственные. На основе стратегического анализа определяются задачи и сроки их решения, обязательно просчитываются необходимые затраты и ожидаемый эффект от реализации.

При разработке маркетинговой стратегии основной акцент следует делать на оценке факторов внешней и внутренней среды муниципального образования "Стрелецкое сельское поселение Красногвардейского района Белгородской области". К первым относятся его современное состояние и тенденции развития рынка муниципальной недвижимости, существующее нормативное регулирование, ко вторым - состояние объекта муниципальной недвижимости, инвестиционные возможности и имеющиеся управленческие ресурсы в администрации.

Чтобы определить, насколько та или иная стратегия вписывается в характер спроса и предложения на рынке муниципальной недвижимости, администрация Стрелецкого сельского поселения должно провести исследование мониторинг местного рынка недвижимости.

Мониторинг рынка недвижимости представляет собой самостоятельный вид деятельности, имеющий целью обеспечение объективной информацией администрации Стрелецкого сельского поселения. В ходе данного анализа изучается статус объекта недвижимости, оценивается соотношение спроса и предложения на рынке и делается вывод о целесообразности избранной стратегии управления. Далее провидятся маркетинговые акции - реклама, стимулирование сбыта путем скидок с цены, связи с общественностью - с целью продвижения объекта муниципальной недвижимости на рынок.

Можно выделить следующие направления изучения рынка недвижимости Стрелецкого сельского поселения:

анализ состояния рынка, определяющий объемы спроса и предложения арендных услуг коммерческой недвижимости, тенденции и динамику развития рынка;

анализ ценовой ситуации по аренде и видам объектов муниципальной недвижимости;

маркетинговый анализ рынка по определению наиболее эффективных мероприятий по продвижению объекта муниципальной недвижимости на рынок;

анализ эффективности вложений в муниципальную недвижимость с целью определения наиболее выгодных вариантов инвестирования.

С принятием маркетинговой стратегии управления, у администрации Стрелецкого сельского поселения снимаются основные проблемы. Сотрудники, определившись в главном, вместо дискуссий о выборе наилучшего варианта управления обращают внимание на детали - конкретные мероприятия: анализ рынка недвижимости, разработку местного Положения о порядке передачи в аренду имущества, упрощенную методику расчета арендной платы, учитывающая качество сдаваемых в аренду земельных участков и помещений, их местонахождение, наличие инфраструктуры, льготы по аренде исходя из предпринимательской деятельности, приватизацию (продажу) муниципального имущества. Мероприятия по планированию доходов и расходов объекта недвижимости, обеспечение точной информации для клиента, устранению других недостатков.

Проведение полной инвентаризации и оценки объектов муниципального имущества. Процедура инвентаризации может быть представлена в виде последовательности мероприятий, основная цель которых - внесение объекта недвижимости (нежилого помещения или земельного участка) в базу данных администрации Стрелецкого сельского поселения и определение возможных вариантов его использования.

Для точной идентификации правообладателей земельных участков инвентаризацию муниципальных земель можно провести совместно с налоговым управлением Красногвардейского района.

Далее необходимо оценить стоимость каждого объекта, спрогнозировать размер возможных косвенных доходов и затрат на его эксплуатацию. При этом в процессе оценки определяется стоимость не самого недвижимого имущества, а совокупности прав, которые может предоставить администрация Стрелецкого сельского поселения. Объектом стоимостной оценки может стать право собственности земельного участка или его аренды.

Качество (ценность, достоинства) земельных участков могут оцениваться с точки зрения градостроительства. В этом случае качество земельного участка может выражаться в баллах или каких-либо других единицах шкалы качества.

Рыночная стоимость муниципального земельного участка определяется только в денежных единицах (рублях, условных единицах).

Оценка стоимости муниципальной недвижимости Стрелецкого сельского поселения - сложный процесс, требующий высокой квалификации оценщика, понимания принципов и методов оценки, свободной ориентации на рынке недвижимости, знания состояния и тенденций спроса и предложения.

Из всего многообразия целей, которые может преследовать оценка муниципальной недвижимости, вытекает и многообразие видов её стоимости.

Так, муниципальная недвижимость Стрелецкого сельского поселения обладает стоимостью только в том случае, когда она может быть полезной потенциальному собственнику. Таким образом, стоимость муниципальной недвижимости в Стрелецком сельском поселении - это сумма, которую гипотетический покупатель готов на неё заплатить.

В силу различий в потребностях покупателей и состоянии муниципальной недвижимости Стрелецкого сельского поселения выделю два основных вида её стоимости: стоимость в обмене и стоимость в пользовании.

Стоимость в использовании отражает стоимость объекта для конкретного пользователя без учета эффективного использования этой собственности или величины денежной суммы, которая могла быть получена от ее продажи. К этому виду, например, относится инвестиционная стоимость - стоимость муниципальной недвижимости для конкретного инвестора. В этом случае расчет стоимости должен основываться на оценке издержек и доходов этого инвестора.

С точки зрения привлечения инвесторов важную роль играет совершенствование процесса осуществления операций с муниципальной недвижимостью: упрощение согласования, утверждения, регистрации. В настоящее время в администрации Стрелецкого сельского поселения для оформления операций с муниципальной недвижимостью для инвесторов требуются сроки, исчисляемые месяцами, а иногда и до года. Такая ситуация способствует процветанию многочисленных посреднических структур, развитию "теневого" рынка с крупными оборотами в обход муниципального бюджета.

Инвестирование в социальную сферу муниципального образования нацелено, прежде всего, не на экономический эффект в виде дохода, прибыли инвесторов, а на достижение социального результата, который, в конечном итоге, выражается в улучшении качества жизни населения Стрелецкого сельского поселения. Эта особенность накладывает определенную специфику на методы обоснования и реализации инвестиционных проектов, работы с ними сотрудников администрации.

Оценка эффективности при обосновании инвестиционных проектов в социальной сфере муниципального образования предполагает не только определение состава и размера затрат и круга последствий, результатов, к которым они приводят, но и решения задач сопоставления показателей, имеющих различное измерение (например, стоимостное и натуральное).

Совершенствование управления муниципальным имуществом с точки зрения инвестиционных проектов проявляется в плановой разработке муниципальной инвестиционной политики, осуществляемой на основе концепции социально-экономического развития сельского поселения.

Одним из важнейших вопросов осуществления муниципальной инвестиционной политики сельского поселения является ее ресурсное, в частности, финансовое обеспечение, что особенно актуально в условиях дефицита местного бюджета.

При оценке стоимости муниципальной недвижимости важной задачей совершенствования управления является создание компьютеризированных кадастров, позволяющих вести учет всех объектов муниципальной недвижимости и прав на неё.

Организация единой системы учета муниципального имущества. Создание единой системы учета муниципального образования позволит вносить в кадастр следующие сведения:

физические размеры и характеристики конкретного объекта муниципальной недвижимости;

сравнительный маркетинговый анализ по различным вариантам использования объекта муниципальной недвижимости;

наличие обременений и других ограничений прав собственности;

общие затраты на эксплуатацию и содержание объекта недвижимости.

Сегодня в муниципалитетах для этой цели уже задействованы некоторые решения с использованием компьютеров. К сожалению, эти решения не носят системного характера; в лучшем случае они представляют собой каталогизированный набор электронных документов (КНЭД). В итоге даже при наличии электронной версии каждого документа получение информации по какому-либо запросу ничем в принципе не отличается от работы с бумажным архивом.

На наш взгляд, такая система в руководстве муниципального образования не обеспечивают надежного хранения информации, не позволяют отслеживать "историю" объекта муниципальной недвижимости, не предоставляют средств автоматического контроля корректности вводимой информации.

Рассматривая недостатки существующей системы, мы видим, что ненадежность КНЭД как системы хранения документов носит двоякий характер. При таком способе хранения информации возможны потери как документа в целом, так и искажения информации в каждом из них, поскольку нет системы отслеживания редакций документа.

Что касается "истории" объекта недвижимости, то, как правило, в КНЭД хранится только текущая информацию об объекте, а предыдущая редакция "скидывается" в файловые архивы, которые со временем практически невозможно использовать как источник информации в силу бессистемности процессов создания и хранения.

Чрезмерно большое влияние "человеческого" фактора в КНЭД муниципального образования вызвано тем, что в них нет системы разграничения доступа, практически не используется система справочников, отсутствует система контроля ввода по "маске" и прочих возможностей для минимизации такого рода ошибок.

На данный момент на рынке программного обеспечения РФ существует целый ряд программных продуктов, позволяющих эффективно решить задачу учёта объектов недвижимости. Но, к сожалению, эти системы предполагает приобретение помимо предлагаемой программы еще и специального программного обеспечения (например, дорогостоящей системы управления базами данных).

Такого рода "тяжелые" решения требуют значительных усилий и расходов на адаптацию их к нуждам муниципального образования.

В этой связи, предлагаю к внедрению программный комплекс "Учет муниципальной недвижимости", который позволяет в короткий срок начать эффективную работу по ведению базы объектов недвижимости. При его разработке я постарался учесть недостатки существующих систем.

В качестве базового объекта предлагается Объект недвижимости. Это правильно и с технической и с нормативной точки зрения (в ныне используемых нормативно-технических документах земельные участки Пушкинского района рассматриваются без отрыва строений как единый объект учёта). Другие два базовых объекта - Документы и Субъекты Права (арендаторы, собственники).

Объекты учета имеют необходимый набор предопределенных атрибутов, который может быть расширен конечным пользователем (оператором-специалистом).

В состав предлагаемого комплекса входят модули:

Формирование БД (входные формы);

Администратор;

Пакет для Руководителя (ведущего специалиста);

К первому блоку при необходимости могут быть дополнительно разработаны утилиты или технологические инструкции для переноса информации из других систем учета и баз данных. Модуль Администратор предназначен для управления доступа к БД, редактирования атрибутов объектов учета, создания и управления типовыми запросами и отчетами. Пакет Руководителя позволяет получать оперативную отчетность, необходимую для управленческого анализа и принятия решений.

Такая автоматизированная система кадастра недвижимости муниципального образования позволит:

научно управлять процессом земельных отношений, с высокой степенью точности контролировать процессы межевания земель и их целевого использования;

формировать налогооблагаемую базу;

повышать инвестиционную привлекательность муниципального имущества.

Таким образом, для выработки реальных предложений по улучшению управления муниципальным имуществом Стрелецкого сельского поселения необходимо сосредоточить нормотворческие, организационные и управленческие усилия на следующих основных направлениях:

. Обеспечение надлежащего (т.е. полного и своевременного) учета муниципального имущества и ведение его реестра, включающего многоаспектное (техническое, экономическое, правовое) описание соответствующих объектов учета.

. Обеспечение оптимальности управленческих решений по распоряжению муниципальным имуществом (соблюдение взвешенного баланса социальных, фискальных и инвестиционных целей), в том числе при его отчуждении, закреплении в хозяйственном ведении или оперативном управлении, передаче в пользование или доверительное управление, внесении в качестве вклада при создании хозяйственных обществ, использования в качестве обеспечения кредитных обязательств (ипотека).

. Обеспечение надлежащего содержания и эффективного использования муниципального имущества, включая меры по повышению инвестиционной привлекательности муниципальной недвижимости. Обеспечение эффективного контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества.


Заключение

 

Целью написания данного дипломного проекта ставилось изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом. При поэтапном изучении вопроса были сделаны следующие выводы.

Анализ теоретических положений позволил определить, что муниципальное имущество составляет ресурсную основу для выполнения социальных функций органов местного самоуправления и служит для эффективного осуществления конституционных полномочий местного самоуправления, решения основных задач жизнеобеспечения населения. Использование муниципального имущества должно обеспечивать возможность оказания услуг населению, в том числе функционирование муниципальных учреждений, оказывающих эти услуги, получение дополнительных доходов в местный бюджет и снижение расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения.

Исследование состава муниципального имущества позволила определить, что к нему относится: имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы; имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. Муниципальное имущество, в зависимости от его назначения, может быть разделено на две основные группы: имущество, позволяющее вести хозяйственную деятельность, производить товары и оказывать услуги, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления

При изучении вопроса управления муниципальной собственностью нами проанализировано федеральное законодательство, нормативные правовые акты муниципального образования. Конституция наделяет муниципальные образования правом самостоятельно управлять своим имуществом для обеспечения самостоятельности самоуправления в целом. Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет использование муниципального имущества через передачу его муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям. При этом важной особенностью является законодательно зафиксированная защищённость собственника от потери своего имущества в следствие неуспешной деятельности руководства предприятия (учреждения) по управлению этим имуществом. Регулирование отношений муниципальной собственности осуществляется также в соответствии с Федеральными законами ("Об общих принципах МСУ", "О финансовых основах МСУ", "О приватизации государственной и муниципальной собственности"). Они устанавливают общие принципы организации управления муниципальным имуществом, а также принципы и способы использования муниципального имущества. Управление и распоряжение муниципальным имуществом представляет собой организационно-распорядительную деятельность органов местного самоуправления в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в целях ее наиболее эффективного использования, направленная на обеспечение бесперебойного, стабильного функционирования городского хозяйства, решение задач социально-экономического развития города, организацию развитой системы услуг населению. Такое управление нацелено на: оптимизацию структуры муниципальной собственности, предназначенной для решения вопросов местного значения; выполнения отдельных государственных полномочий и максимизацию неналоговых доходов бюджета, на основе эффективного управления муниципальной собственностью.

Анализ муниципальных нормативных правовых актов позволил раскрыть компетенцию органов местного самоуправления Стрелецкого сельского поселения по участию в управлении муниципальным имуществом; выявить схожесть в подходах к организации местной системы управления собственностью с федеральной, а также общие подходы к определению целей и способов использования муниципального имущества.

Рассмотрение муниципального имущества Стрелецкого сельского поселения показало, что число объектов муниципальной собственности является не значительным и при этом немалая её часть находится в ненадлежащем, зачастую малопригодном для эксплуатации состоянии. И это создаёт значительные трудности в использовании муниципального имущества. На капитальный ремонт требуются значительные средства, которые можно было бы направить на другие - также социально значимые - нужды, на развитие тех или иных отраслей городского хозяйства.

Как упоминалось выше, основной целью управления муниципального имущества является извлечение доходов, получение финансовых средств, участвующих в формировании доходной части бюджета. А доходная часть бюджета, в свою очередь, перераспределяется по расходным статьям местного бюджета. При этом акцент должен быть сделан на обеспечении социально-экономических интересов граждан.

В дипломном проекте рассмотрена система управления муниципальным имуществом, состоящая из органов МСУ. При этом органы МСУ в процессе управления муниципальной собственностью занимаются решением основных вопросов. В частности, администрация сельского поселения определяет порядок реализации муниципальной политики управления имуществом и выступает участником гражданских правоотношений в этой связи. Структурные подразделения администрации занимаются работой по реализации соответствующих действий согласно направлению работы отделов. Ими осуществляются функции в области планирования, экономики, управления имуществом и финансами.

Проведённый анализ эффективности функционирования органов, участвующих в управлении муниципальным имуществом, показал в целом верное направление использования муниципального имущества (аренда). Была выявлена положительная тенденция. Но при этом рост показателей мог быть и большим. Однако недостаточная результативность соответствующей деятельности местных властей обусловлена большой изношенностью жилищного фонда и коммунального хозяйства.

Помимо упомянутой проблемы с ветхостью значительного числа объектов муниципального имущества существуют и другие проблемы: во-первых, в сфере управления муниципального имущества. Данная проблема заключается в слабой управляемости руководителей муниципальных предприятий, что влечёт за собой снижение эффективности деятельности этих организаций. Во-вторых, регламентированная правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций отсутствует. При этом анализ данных, полученных в результате проведённых проверок, показал, что большое количество учреждений использует закреплённое за ними имущество в коммерческих целях. При этом доходы от использования имущества не перечисляются и не учитываются в бюджете.

Таким образом, видно, что большинство проблем возникает из-за несовершенства законодательства, а также "несправедливого" распределения объектов собственности между "центром" и муниципальными образованиями.

В ходе проведённого анализа был выявлен ряд проблем, препятствующих наиболее эффективному использованию муниципального имущества. А это - в свою очередь - "отвлекает" стратегические ресурсы, которые могли быть направлены, к примеру, инфраструктуре района. Соответственно выявленным проблемам, в дипломном проекте были предложены следующие пути решения:

планомерно, но последовательно перестроить отношения с руководителями муниципальных предприятий, чтобы повысить управляемость ими;

подготовка кадров в сфере муниципального управления;

внедрение в сферу управления муниципальным имуществом системы управление по "слабым сигналам" населения как элемента демократии "на местах", что даёт возможность наладить более конструктивные отношения с населением.

организовать систему учета муниципального имущества и ведение его реестра, включающего многоаспектное (техническое, экономическое, правовое) описание соответствующих объектов учета.

ввести систему эффективного контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества.

разработать долгосрочную программу управления муниципальным имуществом в сельском поселении.

Исходя из представленного здесь анализа, можно констатировать - задачи, стоящие перед автором работы, выполнены, что позволяет нам говорить о достижении цели дипломного проекта.



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.