Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-04-18 | 68 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Лицензирование банковской деятельности
Банк России контролирует процессы создания новых кредитных организаций, расширения сферы их деятельности и реорганизации действующих кредитных организаций. В целях выявления проблем, которые могут возникнуть у банка на возможно более ранних этапах его деятельности, законом установлены порядок регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление банковских операций. В соответствии с действующей редакцией Закона о Банке России государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности осуществляется Банком России. На этом этапе Банк России проверяет на предмет соответствия законодательству устав, учредительные документы кредитной организации, вносимые в них изменения и дополнения. Кроме того, кандидатуры на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации должны быть согласованы с Банком России с целью проверки их соответствия предъявляемым квалификационным требованиям.)
Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.)
Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.
|
Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Кредитная организация обязана информировать Банк России об изменении сведений, указанных в п.1.ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о кредитной организации.
Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации после ее государственной регистрации.
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Федеральным законом.
Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.
Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.
В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
|
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.)
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным.
Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» вправе осуществлять банковские операции, право на осуществление, которых предоставлено ей на основании Федерального закона «О банке развития»).
Коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией и осуществляющая функции центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом «О клиринге и клиринговой деятельности», вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России, операции, указанные в пункте 6 части первой ст. 5 настоящего Федерального закона, при заключении на бирже договоров о приобретении (об отчуждении) иностранной валюты в целях выполнения функций центрального контрагента).
Согласно ст.15 Закона о банках, принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев. Этот срок устанавливает Банк России.
Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
|
На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.
Банк России, не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации кредитной организации, уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц.
Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.
Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России, реквизиты которого указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций.
При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
Закон о регистрации предусматривает дополнительные требования по регистрации и выдаче лицензий для кредитных организаций с иностранными инвестициями).
Для государственной регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями, филиалов иностранных банков, а также получения ими лицензии на осуществление банковских операций, помимо указанных выше документов дополнительно представляются следующие документы:
|
) решение об участии иностранного инвестора в создании кредитной организации на территории РФ или об открытии филиала иностранного банка;
) документ, подтверждающий регистрацию иностранного инвестора как юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;
) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны местопребывания иностранного инвестора на участие в создании кредитной организации на территории РФ или на открытие филиала иностранного банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.
Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе РФ устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ.
Банк России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков при достижении установленной квоты.
Банк России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ.
Банк России вправе по согласованию с Правительством Российской Федерации устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности.
Банк России имеет право устанавливать дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков относительно порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций.
В 2011 году зарегистрированы 3 вновь созданные кредитные организации (в 2010 году - 2), а 18 кредитных организаций, или 1,8% от общего числа действующих кредитных организаций (в 2010 году- 32, или 3,2%), расширили свою деятельность путем получения лицензий (при этом 2 банкам выдано несколько видов лицензий), из них: - 4 банкам выданы генеральные лицензии на осуществление банковских операций, в том числе 1 из них- в результате реорганизации в форме присоединения одновременно с выдачей лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 6 банкам выданы лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, в том числе 1 банку- в результате реорганизации в форме присоединения одновременно с выдачей генеральной лицензии на осуществление банковских операций и 1 банку- одновременно с выдачей лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте; 3 банкам- участникам системы страхования вкладов, имевшим лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, были выданы лицензии на проведение соответствующих операций в иностранной валюте; 5 банкам выданы лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, из них:1 банку- одновременно с выдачей лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 1 банку выдана лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права при влечения во вклады денежных средств физических лиц); 1 небанковской кредитной организации выдана лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, содержащая более широкий перечень банковских операций по сравнению с ранее выданной лицензией.
|
В 2011 году Банк России отказал в расширении деятельности 9 кредитным организациям (в 2010 году- 3 кредитным организациям) в связи с несоответствием требованиям Федерального закона от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Кроме того, 1 небанковской кредитной организации было отказано в получении статуса банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) в связи с несоответствием требованиям нормативных актов Банка России.
В 2011 году 4 кредитные организации изменили организационно-правовую форму с общества с ограниченной ответственностью на акционерное общество.
По состоянию на 1.01.2012 из 978 действующих кредитных организаций 797, или 81,5%, имели лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц; 661, или 67,6%,- лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте; 273, или 27,9%,-генеральную лицензию; 207, или 21,2%, -лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов).
Дистанционный надзор
В 2011 году в условиях роста банковской активности, в частности увеличения объемов кредитования, основные усилия по совершенствованию банковского надзора были направлены на развитие содержательных риск-ориентированных подходов при оценке устойчивости кредитных организаций и надзорных действий, ориентированных на защиту интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций и поддержание стабильности банковского сектора. Дистанционный надзор в 2011 году был сосредоточен на выявлении проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения, оценке перспектив их устранения собственниками и руководством кредитной организации и определении характера надзорных действий, отвечающих ситуации. Проводилась работа по интенсификации надзора за крупнейшими банками федерального и регионального значения, входящими во «второй контур» надзора, в том числе проводился более детальный анализ всех аспектов их деятельности. В процессе осуществления риск-ориентированных подходов к надзору проводился анализ основных аспектов деятельности кредитных организаций. Кроме того, оценивались экономическая природа проводимых операций, уровень принятых рисков, состояние ликвидности, качество управления рисками и внутреннего контроля. При этом первостепенное внимание уделялось выяснению реального качества активов кредитных организаций, установлению величины их обязательств, собственных средств (капитала), а также оценке реальности бизнеса их клиентов, в том числе заемщиков. Повышение прозрачности операций кредитных организаций и адекватное отражение в отчетности принятых рисков являлось важным направлением работы дистанционного надзора Банка России. Особое внимание обращалось на экономическую целесообразность осуществляемых операций по размещению средств, в том числе изучались факты наличия активов, длительное время остающихся без движения, активов со значительными оборотами, не приносящих сопоставимых доходов, операции с нерезидентами. Изучались последствия, связанные с возможным обесценением вложений банков в ценные бумаги, качество управления рыночным риском в банках и проводимые ими стресс тесты. Значительное внимание уделялось также достоверности сведений о наличии прав на эмиссионные ценные бумаги, фактическому наличию ценных бумаг, выявлению искусственного формирования кредитными организациями котировок, реальности хозяйственной деятельности эмитентов ценных бумаг. В 2011 году развивалось взаимодействие Банка России с ФСФР России, а также органами банковского и финансового надзора зарубежных стран по вопросам оценки рисков кредитных организаций. Внимание в 2011 году уделялось выявлению и анализу операций, проводимых кредитными организациями с контрагентами нерезидентами, включая зарегистрированные на территориях офшорных зон, в том числе в части движения денежных средств и иных финансовых активов при формировании источников собственных средств (капитала) банков. Банк России проводил работу по развитию надзора за банками на консолидированной основе. Проводился содержательный анализ достоверности отражения отдельных операций в балансах дочерних банков. Осуществлялась работа по установлению взаимосвязей между банками- участниками неформальных групп, в том числе в целях более адекватной оценки принятых ими рисков. При необходимости по результатам работы предпринимались меры надзорного реагирования. В отчетный период продолжилась работа по выявлению высокой концентрации рисков кредитных организаций, особенно рисков, принятых в связи с обслуживанием бизнеса собственников и иных аффилированных с банком лиц. В целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков банка в ходе дистанционного надзора на регулярной основе при проведении комплексного анализа деятельности кредитных организаций изучалась проводимая банками политика по привлечению вкладов физических лиц. С кредитными организациями, проводившими агрессивную политику на рынке вкладов, проводилась работа, в том числе изучались качество и доходность активов; в адрес кредитных организаций направлялись рекомендации по корректировке политики, в отдельных случаях вводились ограничения на проведение банковских операций. В 2011 году к кредитным организациям применялись преимущественно предупредительные меры воздействия. Принудительные меры воздействия в виде требований об устранении нарушений применены в отношении 519 кредитных организаций, штрафных санкций- 296 кредитных организаций, ограничений отдельных операций- 68 кредитных организаций, запретов на осуществление отдельных банковских операций - 25 кредитных организаций, запретов на открытие филиалов- 35 кредитных организаций).
Инспектирование кредитных организаций
Неотъемлемой частью надзорной деятельности является инспекционная работа. Надзор и инспектирование осуществляются в отношении конкретного банка и направлены на обеспечение его устойчивости путем выявления недостатков и нарушений в его деятельности, которые могут привести к банкротству. При этом отличие надзора от инспектирования заключается в том, что надзор осуществляется на основании изучения банковских документов (официальной отчетности), представляемых в соответствующие территориальные учреждения Банка России. Инспектирование предполагает выход рабочей группы инспекторов территориального учреждения или Главной инспекции кредитных организаций Банка России (далее - Главная инспекция) непосредственно в банк для изучения вопросов его финансового состояния на месте по первичным документам и обследования отдельных участков внутрибанковской деятельности (кассовый узел, хранилище, депозитарий и т.д.).
Инспектирование и надзор построено в соответствии со следующей логикой: в ходе надзора изучается ситуация в банке на основе регулярного анализа поступающей от банка финансовой отчетности и иных отражающих ситуацию в банке материалов, и затем формулируются вопросы, на которые невозможно получить ответы в процессе изучения отчетности, но которые необходимы для объективной оценки положения в банке. Результаты такого анализа передаются в инспекционные подразделения для детального изучения и проведения предпроверочной подготовки.
Рабочая группа инспекторов после проведения предпроверочной подготовки выходит на место (в банк) с целью дополнительного изучения вопросов. Результаты проверки передаются в подразделение надзора для последующего принятия мер надзорного реагирования в соответствии с действующим законодательством). Естественно, в приведенной упрощенной схеме не учитывается, что инспекционные проверки проводятся в соответствии с планом, поскольку действующее законодательство обусловливает периодичность обязательных проверок, а также не учитывается, что ряд проверок проводится на внеплановой основе, в том числе в случае грубого нарушения банком действующих норм и правил. Кроме того, определенные аспекты деятельности банка также подлежат обязательной периодической проверке (например, кассовые операции, валютные операции и др.).
В недавнем прошлом преобладало мнение, что в надзоре за банковской деятельностью ведущие и решающие роли принадлежат дистанционному надзору, а инспектирование в лучшем случае должно играть второстепенную, вспомогательную роль. Однако события последних лет заставили посмотреть на проблему под иным углом зрения, и актуальность инспектирования существенно возросла. Прежде всего, это связано с включением в сферу надзора таких областей, как управление, информационные технологии, а в скором будущем, несомненно, и платежных систем).
Перечисленные сферы характеризуются тем, что они «неосязаемые», не имеют материальной формы. Системы управления или информационные технологии, регламенты платежных систем, от строгого соблюдения которых зависит четкость проведения расчетов и платежей, можно оценить только в процессе реального ознакомления с ними на месте. Дистанционное изучение документов по этим предметам удовлетворительного результата дать не может).
Кроме того, никто не отменял прямой обязанности выявлять при инспектировании нарушения банковского законодательства и нормативных правовых актов на месте. Понятно, что в официальной отчетности их увидеть невозможно. В первую очередь речь идет о различных регулировочных схемах, операциях на грани легальности, а также нарушениях (намеренных или случайных), которые в деятельности кредитной организации недопустимы, поскольку банковское дело требует исключительной правовой чистоты. Более того, специфика банка такова, что в его работе второстепенных и незначительных ошибок не бывает. Каждая неточность (особенно в условиях активного внедрения компьютерных технологий) несет в себе серьезную угрозу благополучному функционированию банка.
В этой связи можно отметить, что инспекционная деятельность развивается по двум взаимосвязанным, но все-таки самостоятельным направлениям.
Первое традиционно связано с выявлением различного рода нарушений установленных норм и правил, регламентов совершения операций. Причем работа на этом направлении дополняется новым содержанием, в основном потребностями выявления операционных псевдолегальных схем, формально находящихся в правовом поле, а в действительности предназначенных для осуществления незаконных операций, в частности по крупномасштабному обналичиванию средств или выводу за рубеж крупных сумм денег.
Повышенное внимание к раскрытию псевдолегальных схем имеет прямое отношение к обеспечению устойчивости банковской системы. Банки, использующиеся для такого рода операций, встроенные в «схемы» и «цепочки», ориентируются не на эффективную работу на рынке, не на оптимизацию работы в терминах «риск - доходность». Таким образом, они являются малополезным с общественной и макроэкономической точки зрения звеном экономического механизма. Их деятельность замыкается на интересах узкой группы лиц, как правило, далеких от общественно полезной деятельности.
Банки - участники схем и цепочек - во многом зависят от бизнеса, который является неустойчивым. Таким образом, эти банки по своей сути не ориентированы на долговременную деятельность и в силу этих причин являются уязвимым звеном банковской системы, которое может выпасть практически в любой момент. При этом методами дистанционного надзора отследить признаки приближающегося события практически невозможно, поскольку по официальной отчетности у таких банков ситуация вполне благополучная, если не считать каких-либо косвенных признаков, на основании которых надзорные подразделения не вправе принимать меры надзорного реагирования. В данном случае инспектирование выполняет профилактическую функцию.
Второе направление в большей степени ориентируется на надзорную практику. Основная задача инспектирования на этом направлении - выяснение на месте вопросов, касающихся устойчивости и финансового благополучия банка, которые трудно или невозможно выяснить с помощью дистанционного (документарного) надзора. Это направление получило импульс развития как в связи с ориентацией надзора на преимущественное выяснение устойчивости, так и в связи с необходимостью включения в сферу надзора таких сфер банковской деятельности, как информационные технологии и платежные системы.
Риск-ориентированный и пруденциальный надзор (а именно такие требования выдвигаются на первый план) не может быть реализован без инспекционной деятельности. Собственная отчетность банка, служащая основой для деятельности дистанционного надзора, не может давать адекватные и объективные ответы по самой своей природе хотя бы потому, что проблемы банка серьезно проявляются в официальной отчетности только тогда, когда впору вызывать ликвидационную команду. То есть тогда, когда риски уже реализовались. Понятно, что в этом случае ни о какой «пруденциальности» уже не может идти и речи, равно как и о риск-ориентированности. Такая информация может быть полезна только в качестве прецедента и сигнала об опасности для других банков. Но задача современного надзора - не приносить жертвы, а предостерегать от них, то есть работать на опережение с целью предупреждения и раннего распознавания проблем.
Инспектирование в известной мере подтверждает или не подтверждает правильность предварительных выводов надзора, сделанных на основании представленной Банку России документации (прежде всего официальной отчетности), поскольку на вопросы, касающиеся деятельности банка, получить более четкие и достоверные ответы возможно именно на месте. Таким образом, инспекционная деятельность в известной мере стимулирует дистанционный надзор к более продуманным и обоснованным выводам.
Инспектирование выполняет функцию по обеспечению достоверности отчетности банков, которая служит информационной базой для дистанционного надзора. Инспекционные проверки, затрагивающие вопросы правильности ведения бухгалтерского учета, обеспечивают методологическую правильность и достоверность формирования отчетности банков.
Здесь уместно заметить, что информационная база надзора, отношения между банками и регулятором требуют незамедлительного и коренного пересмотра. В настоящее время коммерческие банки перегружены отчетностью. Надзорная практика, особенно при реализации новых направлений, неизбежно потребует представления новых показателей. Современные средства коммуникации и информационные технологии позволяют решить эту задачу, как на новом технологическом уровне, так и на перспективу.
Сегодня существует необходимость включения информационных технологий в орбиту интересов инспекционных подразделений. Речь идет не о безопасности, конфиденциальности или технической надежности данного направления. Интересы надзора будут сосредоточены на основных направлениях банковских рисков, реально угрожающих устойчивости банков и банковской системы в целом. Следует отметить, что на сегодня данные риски практически не изучены. Таким образом, необходимо оперативно решать вопросы о разработке и внедрении регламентов (стандартов), применении информационных технологий в банках, требованиях к программному обеспечению и всестороннему контролю). Инспекционная деятельность может сыграть существенную роль в совершенствовании законодательной базы. В ходе инспекционной деятельности выявляются и фиксируются определенные нарушения. Анализ причин таких нарушений дает основание для понимания оправданности существования тех или иных правовых норм. В зависимости от массовости нарушений (разовые, характерные для большинства банков, для определенной категории банков и т.д.) и их причин (низкая квалификация персонала в конкретном банке, недостаточная методологическая проработанность со стороны регулятора, несоответствие нормы сложившимся потребностям и условиям банковской деятельности и т.д.) должны вырабатываться предложения по внесению изменений в нормативную базу. Инспекционная деятельность, по сути, дает ответ - насколько эффективно работает нормативно-правовая база, в какой степени она отвечает конкретным целям надзорной практики.
Начиная с 1 января 2012 года в единую структуру инспектирования вошли 43 субъекта РФ. Усилия инспекционных подразделений Банка России были направлены в первую очередь на определении профиля рисков, их концентрации оценки качества активов и капитала, выявлении конечных получателей заемных средств и источников погашения ссудной задолженности. По отчетам ЦБ РФ за 2011 год основная доля проверок (76,6%) была проведена в соответствии со «Сводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2011 год». На внеплановой основе проведено 268 проверок. По результатам инспекционной деятельности были зафиксированы нарушения, связанные в основном с недооценкой кредитных рисков (30,7% всех нарушений), а также в сфере законодательства и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (24,3%). Отдельные нарушения были связаны с организацией работы по ведению бухгалтерского учета (7,0%), несоблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации и нормативных актов органов валютного регулирования (5,3%), организацией кассовой работы (4,0%). Информация по операциям и сделкам кредитных организаций, содержавших признаки возможных нарушений в сфере экономики, направлялась в органы прокуратуры Российской Федерации).
Актуальными задачами инспектирования в Российской Федерации на современном этапе являются:
прозрачность деятельности (публикация финансовых отчетов);
разработка и внедрение системы раннего реагирования;
разработка и осуществление особой системы надзора за крупными банками;
разработка действенного механизма предупреждения банкротства кредитных организаций и их ликвидации в рамках банкротства;
надзор за банковскими группами - консолидированный надзор;
надзор за функционированием и совершенствованием национальной платежной системы;
установление и совершенствование правил бухгалтерского учета и отчетности.
Важно четко представлять, что инспектирование и надзор как процесс внешнего контроля за деятельностью кредитных организаций, включая различные аспекты проверок и мониторинга банковской деятельности в целом, не должны и не могут ставить целью применение карательных мер. Банковский надзор должен проводиться с целью своевременного выявления допущенных кредитной организацией ошибок, для выяснения реальных возможностей и способностей выполнять принятые на себя обязательства в ближайшем будущем и в обозримой перспективе. Надзор, кроме того, должен обеспечивать не только стабильность банковской системы в целом, но и стабильность каждого ее элемента, и прежде всего - коммерческого банка. В этой связи отрадно отметить, что развивающаяся практика введения Банком России института уполномоченных инспекторов, закрепленных за каждым коммерческим банком, несомненно, должна принести ожидаемые позитивные плоды уже в скором времени.
Банковский надзор необходим и самим банкам. Он является важным элементом обеспечения доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности. Надзор также полезен тем банкам, которые выступают в качестве кредиторов на межбанковском рынке.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!