Особенности правового регулирования деятельности Банка России по контролю за созданием кредитных организаций и надзору за их деятельностью — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности правового регулирования деятельности Банка России по контролю за созданием кредитных организаций и надзору за их деятельностью

2021-04-18 68
Особенности правового регулирования деятельности Банка России по контролю за созданием кредитных организаций и надзору за их деятельностью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Лицензирование банковской деятельности

Банк России контролирует процессы создания новых кредитных организаций, расширения сферы их деятельности и реорганизации действующих кредитных организаций. В целях выявления проблем, которые могут возникнуть у банка на возможно более ранних этапах его деятельности, законом установлены порядок регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление банковских операций. В соответствии с действующей редакцией Закона о Банке России государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности осуществляется Банком России. На этом этапе Банк России проверяет на предмет соответствия законодательству устав, учредительные документы кредитной организации, вносимые в них изменения и дополнения. Кроме того, кандидатуры на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации должны быть согласованы с Банком России с целью проверки их соответствия предъявляемым квалификационным требованиям.)

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.)

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Кредитная организация обязана информировать Банк России об изменении сведений, указанных в п.1.ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о кредитной организации.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации после ее государственной регистрации.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Федеральным законом.

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.)

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» вправе осуществлять банковские операции, право на осуществление, которых предоставлено ей на основании Федерального закона «О банке развития»).

Коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией и осуществляющая функции центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом «О клиринге и клиринговой деятельности», вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России, операции, указанные в пункте 6 части первой ст. 5 настоящего Федерального закона, при заключении на бирже договоров о приобретении (об отчуждении) иностранной валюты в целях выполнения функций центрального контрагента).

Согласно ст.15 Закона о банках, принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев. Этот срок устанавливает Банк России.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Банк России, не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации кредитной организации, уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России, реквизиты которого указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Закон о регистрации предусматривает дополнительные требования по регистрации и выдаче лицензий для кредитных организаций с иностранными инвестициями).

Для государственной регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями, филиалов иностранных банков, а также получения ими лицензии на осуществление банковских операций, помимо указанных выше документов дополнительно представляются следующие документы:

) решение об участии иностранного инвестора в создании кредитной организации на территории РФ или об открытии филиала иностранного банка;

) документ, подтверждающий регистрацию иностранного инвестора как юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;

) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны местопребывания иностранного инвестора на участие в создании кредитной организации на территории РФ или на открытие филиала иностранного банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.

Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе РФ устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ.

Банк России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков при достижении установленной квоты.

Банк России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ.

Банк России вправе по согласованию с Правительством Российской Федерации устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности.

Банк России имеет право устанавливать дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков относительно порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций.

В 2011 году зарегистрированы 3 вновь созданные кредитные организации (в 2010 году - 2), а 18 кредитных организаций, или 1,8% от общего числа действующих кредитных организаций (в 2010 году- 32, или 3,2%), расширили свою деятельность путем получения лицензий (при этом 2 банкам выдано несколько видов лицензий), из них: - 4 банкам выданы генеральные лицензии на осуществление банковских операций, в том числе 1 из них- в результате реорганизации в форме присоединения одновременно с выдачей лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 6 банкам выданы лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, в том числе 1 банку- в результате реорганизации в форме присоединения одновременно с выдачей генеральной лицензии на осуществление банковских операций и 1 банку- одновременно с выдачей лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте; 3 банкам- участникам системы страхования вкладов, имевшим лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, были выданы лицензии на проведение соответствующих операций в иностранной валюте; 5 банкам выданы лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, из них:1 банку- одновременно с выдачей лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 1 банку выдана лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права при влечения во вклады денежных средств физических лиц); 1 небанковской кредитной организации выдана лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, содержащая более широкий перечень банковских операций по сравнению с ранее выданной лицензией.

В 2011 году Банк России отказал в расширении деятельности 9 кредитным организациям (в 2010 году- 3 кредитным организациям) в связи с несоответствием требованиям Федерального закона от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Кроме того, 1 небанковской кредитной организации было отказано в получении статуса банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) в связи с несоответствием требованиям нормативных актов Банка России.

В 2011 году 4 кредитные организации изменили организационно-правовую форму с общества с ограниченной ответственностью на акционерное общество.

По состоянию на 1.01.2012 из 978 действующих кредитных организаций 797, или 81,5%, имели лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц; 661, или 67,6%,- лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте; 273, или 27,9%,-генеральную лицензию; 207, или 21,2%, -лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов).


Дистанционный надзор

В 2011 году в условиях роста банковской активности, в частности увеличения объемов кредитования, основные усилия по совершенствованию банковского надзора были направлены на развитие содержательных риск-ориентированных подходов при оценке устойчивости кредитных организаций и надзорных действий, ориентированных на защиту интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций и поддержание стабильности банковского сектора. Дистанционный надзор в 2011 году был сосредоточен на выявлении проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения, оценке перспектив их устранения собственниками и руководством кредитной организации и определении характера надзорных действий, отвечающих ситуации. Проводилась работа по интенсификации надзора за крупнейшими банками федерального и регионального значения, входящими во «второй контур» надзора, в том числе проводился более детальный анализ всех аспектов их деятельности. В процессе осуществления риск-ориентированных подходов к надзору проводился анализ основных аспектов деятельности кредитных организаций. Кроме того, оценивались экономическая природа проводимых операций, уровень принятых рисков, состояние ликвидности, качество управления рисками и внутреннего контроля. При этом первостепенное внимание уделялось выяснению реального качества активов кредитных организаций, установлению величины их обязательств, собственных средств (капитала), а также оценке реальности бизнеса их клиентов, в том числе заемщиков. Повышение прозрачности операций кредитных организаций и адекватное отражение в отчетности принятых рисков являлось важным направлением работы дистанционного надзора Банка России. Особое внимание обращалось на экономическую целесообразность осуществляемых операций по размещению средств, в том числе изучались факты наличия активов, длительное время остающихся без движения, активов со значительными оборотами, не приносящих сопоставимых доходов, операции с нерезидентами. Изучались последствия, связанные с возможным обесценением вложений банков в ценные бумаги, качество управления рыночным риском в банках и проводимые ими стресс тесты. Значительное внимание уделялось также достоверности сведений о наличии прав на эмиссионные ценные бумаги, фактическому наличию ценных бумаг, выявлению искусственного формирования кредитными организациями котировок, реальности хозяйственной деятельности эмитентов ценных бумаг. В 2011 году развивалось взаимодействие Банка России с ФСФР России, а также органами банковского и финансового надзора зарубежных стран по вопросам оценки рисков кредитных организаций. Внимание в 2011 году уделялось выявлению и анализу операций, проводимых кредитными организациями с контрагентами нерезидентами, включая зарегистрированные на территориях офшорных зон, в том числе в части движения денежных средств и иных финансовых активов при формировании источников собственных средств (капитала) банков. Банк России проводил работу по развитию надзора за банками на консолидированной основе. Проводился содержательный анализ достоверности отражения отдельных операций в балансах дочерних банков. Осуществлялась работа по установлению взаимосвязей между банками- участниками неформальных групп, в том числе в целях более адекватной оценки принятых ими рисков. При необходимости по результатам работы предпринимались меры надзорного реагирования. В отчетный период продолжилась работа по выявлению высокой концентрации рисков кредитных организаций, особенно рисков, принятых в связи с обслуживанием бизнеса собственников и иных аффилированных с банком лиц. В целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков банка в ходе дистанционного надзора на регулярной основе при проведении комплексного анализа деятельности кредитных организаций изучалась проводимая банками политика по привлечению вкладов физических лиц. С кредитными организациями, проводившими агрессивную политику на рынке вкладов, проводилась работа, в том числе изучались качество и доходность активов; в адрес кредитных организаций направлялись рекомендации по корректировке политики, в отдельных случаях вводились ограничения на проведение банковских операций. В 2011 году к кредитным организациям применялись преимущественно предупредительные меры воздействия. Принудительные меры воздействия в виде требований об устранении нарушений применены в отношении 519 кредитных организаций, штрафных санкций- 296 кредитных организаций, ограничений отдельных операций- 68 кредитных организаций, запретов на осуществление отдельных банковских операций - 25 кредитных организаций, запретов на открытие филиалов- 35 кредитных организаций).

    Инспектирование кредитных организаций

Неотъемлемой частью надзорной деятельности является инспекционная работа. Надзор и инспектирование осуществляются в отношении конкретного банка и направлены на обеспечение его устойчивости путем выявления недостатков и нарушений в его деятельности, которые могут привести к банкротству. При этом отличие надзора от инспектирования заключается в том, что надзор осуществляется на основании изучения банковских документов (официальной отчетности), представляемых в соответствующие территориальные учреждения Банка России. Инспектирование предполагает выход рабочей группы инспекторов территориального учреждения или Главной инспекции кредитных организаций Банка России (далее - Главная инспекция) непосредственно в банк для изучения вопросов его финансового состояния на месте по первичным документам и обследования отдельных участков внутрибанковской деятельности (кассовый узел, хранилище, депозитарий и т.д.).

Инспектирование и надзор построено в соответствии со следующей логикой: в ходе надзора изучается ситуация в банке на основе регулярного анализа поступающей от банка финансовой отчетности и иных отражающих ситуацию в банке материалов, и затем формулируются вопросы, на которые невозможно получить ответы в процессе изучения отчетности, но которые необходимы для объективной оценки положения в банке. Результаты такого анализа передаются в инспекционные подразделения для детального изучения и проведения предпроверочной подготовки.

Рабочая группа инспекторов после проведения предпроверочной подготовки выходит на место (в банк) с целью дополнительного изучения вопросов. Результаты проверки передаются в подразделение надзора для последующего принятия мер надзорного реагирования в соответствии с действующим законодательством). Естественно, в приведенной упрощенной схеме не учитывается, что инспекционные проверки проводятся в соответствии с планом, поскольку действующее законодательство обусловливает периодичность обязательных проверок, а также не учитывается, что ряд проверок проводится на внеплановой основе, в том числе в случае грубого нарушения банком действующих норм и правил. Кроме того, определенные аспекты деятельности банка также подлежат обязательной периодической проверке (например, кассовые операции, валютные операции и др.).

В недавнем прошлом преобладало мнение, что в надзоре за банковской деятельностью ведущие и решающие роли принадлежат дистанционному надзору, а инспектирование в лучшем случае должно играть второстепенную, вспомогательную роль. Однако события последних лет заставили посмотреть на проблему под иным углом зрения, и актуальность инспектирования существенно возросла. Прежде всего, это связано с включением в сферу надзора таких областей, как управление, информационные технологии, а в скором будущем, несомненно, и платежных систем).

Перечисленные сферы характеризуются тем, что они «неосязаемые», не имеют материальной формы. Системы управления или информационные технологии, регламенты платежных систем, от строгого соблюдения которых зависит четкость проведения расчетов и платежей, можно оценить только в процессе реального ознакомления с ними на месте. Дистанционное изучение документов по этим предметам удовлетворительного результата дать не может).

Кроме того, никто не отменял прямой обязанности выявлять при инспектировании нарушения банковского законодательства и нормативных правовых актов на месте. Понятно, что в официальной отчетности их увидеть невозможно. В первую очередь речь идет о различных регулировочных схемах, операциях на грани легальности, а также нарушениях (намеренных или случайных), которые в деятельности кредитной организации недопустимы, поскольку банковское дело требует исключительной правовой чистоты. Более того, специфика банка такова, что в его работе второстепенных и незначительных ошибок не бывает. Каждая неточность (особенно в условиях активного внедрения компьютерных технологий) несет в себе серьезную угрозу благополучному функционированию банка.

В этой связи можно отметить, что инспекционная деятельность развивается по двум взаимосвязанным, но все-таки самостоятельным направлениям.

Первое традиционно связано с выявлением различного рода нарушений установленных норм и правил, регламентов совершения операций. Причем работа на этом направлении дополняется новым содержанием, в основном потребностями выявления операционных псевдолегальных схем, формально находящихся в правовом поле, а в действительности предназначенных для осуществления незаконных операций, в частности по крупномасштабному обналичиванию средств или выводу за рубеж крупных сумм денег.

Повышенное внимание к раскрытию псевдолегальных схем имеет прямое отношение к обеспечению устойчивости банковской системы. Банки, использующиеся для такого рода операций, встроенные в «схемы» и «цепочки», ориентируются не на эффективную работу на рынке, не на оптимизацию работы в терминах «риск - доходность». Таким образом, они являются малополезным с общественной и макроэкономической точки зрения звеном экономического механизма. Их деятельность замыкается на интересах узкой группы лиц, как правило, далеких от общественно полезной деятельности.

Банки - участники схем и цепочек - во многом зависят от бизнеса, который является неустойчивым. Таким образом, эти банки по своей сути не ориентированы на долговременную деятельность и в силу этих причин являются уязвимым звеном банковской системы, которое может выпасть практически в любой момент. При этом методами дистанционного надзора отследить признаки приближающегося события практически невозможно, поскольку по официальной отчетности у таких банков ситуация вполне благополучная, если не считать каких-либо косвенных признаков, на основании которых надзорные подразделения не вправе принимать меры надзорного реагирования. В данном случае инспектирование выполняет профилактическую функцию.

Второе направление в большей степени ориентируется на надзорную практику. Основная задача инспектирования на этом направлении - выяснение на месте вопросов, касающихся устойчивости и финансового благополучия банка, которые трудно или невозможно выяснить с помощью дистанционного (документарного) надзора. Это направление получило импульс развития как в связи с ориентацией надзора на преимущественное выяснение устойчивости, так и в связи с необходимостью включения в сферу надзора таких сфер банковской деятельности, как информационные технологии и платежные системы.

Риск-ориентированный и пруденциальный надзор (а именно такие требования выдвигаются на первый план) не может быть реализован без инспекционной деятельности. Собственная отчетность банка, служащая основой для деятельности дистанционного надзора, не может давать адекватные и объективные ответы по самой своей природе хотя бы потому, что проблемы банка серьезно проявляются в официальной отчетности только тогда, когда впору вызывать ликвидационную команду. То есть тогда, когда риски уже реализовались. Понятно, что в этом случае ни о какой «пруденциальности» уже не может идти и речи, равно как и о риск-ориентированности. Такая информация может быть полезна только в качестве прецедента и сигнала об опасности для других банков. Но задача современного надзора - не приносить жертвы, а предостерегать от них, то есть работать на опережение с целью предупреждения и раннего распознавания проблем.

Инспектирование в известной мере подтверждает или не подтверждает правильность предварительных выводов надзора, сделанных на основании представленной Банку России документации (прежде всего официальной отчетности), поскольку на вопросы, касающиеся деятельности банка, получить более четкие и достоверные ответы возможно именно на месте. Таким образом, инспекционная деятельность в известной мере стимулирует дистанционный надзор к более продуманным и обоснованным выводам.

Инспектирование выполняет функцию по обеспечению достоверности отчетности банков, которая служит информационной базой для дистанционного надзора. Инспекционные проверки, затрагивающие вопросы правильности ведения бухгалтерского учета, обеспечивают методологическую правильность и достоверность формирования отчетности банков.

Здесь уместно заметить, что информационная база надзора, отношения между банками и регулятором требуют незамедлительного и коренного пересмотра. В настоящее время коммерческие банки перегружены отчетностью. Надзорная практика, особенно при реализации новых направлений, неизбежно потребует представления новых показателей. Современные средства коммуникации и информационные технологии позволяют решить эту задачу, как на новом технологическом уровне, так и на перспективу.

Сегодня существует необходимость включения информационных технологий в орбиту интересов инспекционных подразделений. Речь идет не о безопасности, конфиденциальности или технической надежности данного направления. Интересы надзора будут сосредоточены на основных направлениях банковских рисков, реально угрожающих устойчивости банков и банковской системы в целом. Следует отметить, что на сегодня данные риски практически не изучены. Таким образом, необходимо оперативно решать вопросы о разработке и внедрении регламентов (стандартов), применении информационных технологий в банках, требованиях к программному обеспечению и всестороннему контролю). Инспекционная деятельность может сыграть существенную роль в совершенствовании законодательной базы. В ходе инспекционной деятельности выявляются и фиксируются определенные нарушения. Анализ причин таких нарушений дает основание для понимания оправданности существования тех или иных правовых норм. В зависимости от массовости нарушений (разовые, характерные для большинства банков, для определенной категории банков и т.д.) и их причин (низкая квалификация персонала в конкретном банке, недостаточная методологическая проработанность со стороны регулятора, несоответствие нормы сложившимся потребностям и условиям банковской деятельности и т.д.) должны вырабатываться предложения по внесению изменений в нормативную базу. Инспекционная деятельность, по сути, дает ответ - насколько эффективно работает нормативно-правовая база, в какой степени она отвечает конкретным целям надзорной практики.

Начиная с 1 января 2012 года в единую структуру инспектирования вошли 43 субъекта РФ. Усилия инспекционных подразделений Банка России были направлены в первую очередь на определении профиля рисков, их концентрации оценки качества активов и капитала, выявлении конечных получателей заемных средств и источников погашения ссудной задолженности. По отчетам ЦБ РФ за 2011 год основная доля проверок (76,6%) была проведена в соответствии со «Сводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2011 год». На внеплановой основе проведено 268 проверок. По результатам инспекционной деятельности были зафиксированы нарушения, связанные в основном с недооценкой кредитных рисков (30,7% всех нарушений), а также в сфере законодательства и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (24,3%). Отдельные нарушения были связаны с организацией работы по ведению бухгалтерского учета (7,0%), несоблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации и нормативных актов органов валютного регулирования (5,3%), организацией кассовой работы (4,0%). Информация по операциям и сделкам кредитных организаций, содержавших признаки возможных нарушений в сфере экономики, направлялась в органы прокуратуры Российской Федерации).

Актуальными задачами инспектирования в Российской Федерации на современном этапе являются:

прозрачность деятельности (публикация финансовых отчетов);

разработка и внедрение системы раннего реагирования;

разработка и осуществление особой системы надзора за крупными банками;

разработка действенного механизма предупреждения банкротства кредитных организаций и их ликвидации в рамках банкротства;

надзор за банковскими группами - консолидированный надзор;

надзор за функционированием и совершенствованием национальной платежной системы;

установление и совершенствование правил бухгалтерского учета и отчетности.

Важно четко представлять, что инспектирование и надзор как процесс внешнего контроля за деятельностью кредитных организаций, включая различные аспекты проверок и мониторинга банковской деятельности в целом, не должны и не могут ставить целью применение карательных мер. Банковский надзор должен проводиться с целью своевременного выявления допущенных кредитной организацией ошибок, для выяснения реальных возможностей и способностей выполнять принятые на себя обязательства в ближайшем будущем и в обозримой перспективе. Надзор, кроме того, должен обеспечивать не только стабильность банковской системы в целом, но и стабильность каждого ее элемента, и прежде всего - коммерческого банка. В этой связи отрадно отметить, что развивающаяся практика введения Банком России института уполномоченных инспекторов, закрепленных за каждым коммерческим банком, несомненно, должна принести ожидаемые позитивные плоды уже в скором времени.

Банковский надзор необходим и самим банкам. Он является важным элементом обеспечения доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности. Надзор также полезен тем банкам, которые выступают в качестве кредиторов на межбанковском рынке.



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.