Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-11-19 | 801 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Сознание — это отношение к миру со знанием его собственных объективных свойств и возможностей.
Во всех определениях подчеркивается, что человеческое сознание имеет общественный характер и по своему содержанию, и по его детерминации. Сознание развилось у человека в процессе совместной, общественной трудовой деятельности людей, вместе со становлением его речевых функций как средства коммуникации и передачи знаний между людьми.
Сознание всегда предполагает познавательное отношение к объекту, находящемуся во внешнем мире. Однако предметом осознания могут стать и собственные психические явления и переживания. Поэтому сознание в психологическом плане — это процесс осознания человеком внешнего мира и самого себя, способность отдавать отчет в том, что происходит в окружающей среде и в своем духовном мире. Сознание есть как бы социальный контакт человека с самим собой, в процессе которого происходит формирование определенного представления о себе самом, субъективного образа своего Я. Это отношение субъекта к своему осознанному бытию в психологии обозначают термином самосознание.
Понятие бессознательного в широком смысле включает в себя все психические явления вне сферы сознания — те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. В качестве примера можно привести факт неосознаваемости сигналов, непрерывно поступающих в головной мозг из самого организма, его внутренних органов, мышц, суставов. Они начинают осознаваться в основном при патологии соответствующего органа, когда нарушается его функция. Однако в норме они создают определенный положительный чувственный фон, обеспечивающий нормальное самочувствие человека.
|
Глоссарий к дисциплине «Клинические основы дефектологии»
1. Автоматизация (звука) – этап при коррекции неправильного звукопроизношения,
следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного
произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном
введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
2. Автоматизированные речевые ряды – речевые действия, реализуемые безнепосредственного участия сознания.
3. Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при
определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.
4. Аграмматизм –нарушениепонимания и употребления грамматических средств
языка.
5. Адаптация –приспособление организма к условиям существования.
6. Акалькулия –нарушение счета и счетных опреаций как следствие пораженияразличных областей коры головного мозга.
7. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и
первично сохранном интеллекте.
8. Алексия – невозможность процесса чтения.
9. Аморфные слова – это грамматически неизменяемые слова-корни, «аномальные
слова» детской речи – слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова), словазвукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия,ситуацию), контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение иколичество слогов).
10. Амнезия –нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение
образовавшихся в прошлом представлении и понятий.
11. Анамнез – совокупность сведений (об условиях жизни человека, о
предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самогообследуемого и (или) знающих его лиц; используется для установления диагноза,прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.
|
12. Анкилоглоссия –укороченная подъязычная связка.
13. Антиципации – способность предвидеть проявление результатов действия,«опережающее отражение», например, преждевременная запись звуков, входящих вконечных двигательных актов.
14. Апраксия – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, неявляющихся следствием параличей и порезов, а относящихся к расстройствам высшегоуровня организации двигательных актов.
15. Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуковречи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
16. Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающихобразование звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки,гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
17. Атаксия – расстройство/отсутствие координации движений.
18. Атрофия – патологические структурные изменения в тканях, связанные угнетением обмена веществ (обусловленные расстройством их питания).
19. Астения – слабость.
20. Асфиксия – удушье плода и новорожденного – прекращение дыхания припродолжающейся сердечной деятельности вследствие понижения или утратывозбудимости дыхательного центра.
21. Аудиограмма – графическое изображение данных исследования слуха с помощьюприбора (аудиометра).
22. Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальнымипоражениями головного мозга.
Основные формы афазии:
23. акустико-гностическая (сенсорная) – нарушение фонематического восприятия;
24. акустико-мнестическая – нарушение слухоречевой памяти;
25. семантическая – нарушение понимания логико-грамматических конструкций;
26. афферентная моторная – кинестетическая и артикуляторная апраксия;
27. эфферентная моторная – нарушение кинетической основы серий речевых движений;
28. динамическая – нарушения последовательной организации высказывания, планирования высказывания.
29. Афферентный кинестетический праксис – это способность воспроизводитьизолированные звуки речи, их артикуляционные уклады (позы), которые часто называюттакже речевыми кинестезиями или артикулемами.
30. Афония – отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи;непосредственная причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чегопри фонации происходит утечка воздуха. Афония возникаем в результате органическихили функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевойдеятельности.
|
31. Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
32. Брока Центр – участок коры головного мозга, расположенный в задней третинижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторнуюорганизацию речи (ответственный за экспрессивную речь).
33. Вернике Центр – область коры головного мозга в заднем отделе верхней височнойизвилины доминантного полушария, обеспечивающий понимание речи (ответственный заимпрессивную речь).
34. Гаммацизм – недостаток произношения звуков [Г], [Гь].
35. Гемиплегия – паралич мышц одной половины тела.
36. Гиперкинез – автоматические насильственные движения вследствиенепроизвольных сокращений мышц.
37. Гипоксия – кислородное голодание организма. Гипоксией у новорожденныхназывают патологию плода, развившуюся во время беременности (хроническая) илиродов (острая) вследствие кислородной недостаточности. Недостаток обеспечениякислородом плода в начале беременности может стать причиной задержки или нарушении развития плода, а на поздних сроках затрагивает нервную систему малыша, что можетсущественно повлиять на речевое развитие.
38. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленноенедостаточностью иннервации речевого аппарата.
39. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраннойиннервации речевого аппарата.
40. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения,обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций ипроявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
41. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма,обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и
проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
42. Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития от возрастной
нормы речевого развития в возрасте до 3 лет. С 3 лет и старше несформированность всехкомпонентов речи квалифицируется как ОНР (общее недоразвитие речи).
|
43. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленноесудорожным состоянием мышц речевого аппарата.
44. Звукоподражания – условное воспроизведение звуков природы и звучаний,сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криковживотных.
45. Импрессивная речь – восприятие, понимание речи.
46. Иннервация – обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью сцентральной нервной системой.
47. Инсульт – вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового
кровообращения (ОНМК) с развитием стойких симптомов поражения центральной
нервной системы. Геморрагический инсульт обусловлен кровоизлиянием в головной мозгили его оболочки, ишемический инсульт обусловлен прекращением или значительнымуменьшением кровоснабжения участка мозга, тромботический инсульт обусловлензакупоркой сосуда мозга тромбом, эмболический инсульт обусловлен закупоркой сосудамозга эмболом.
48. Каппацизм – недостаток произношения звуков [К], [Кь].
49. Кинестетические ощущения – ощущения положения и движения органов.
50. Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки психическихфункций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
51. Контаминация – ошибочное воспроизведение слов, заключающиеся вобъединении в одно слово слогов, относящимся к различным словам.
52. Ламбдацизм – неправильное произношение звуков [Л], [Ль].
53. Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления иустранения средствами специального обучения и воспитания.
54. Логопедический массаж — одна из логопедических техник, способствующаянормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц,страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную
медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых,
страдающих речевыми нарушениями.
55. Логоррея – безудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющийпустой набор отдельных слов, лишенных логической связи. Наблюдается при сенсорнойафазии.
56. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различныедвижения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
57. Логоритмика —форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путемразвития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
58. Локализация функций – согласно теории системной динамической локализациивысших психических функций мозг рассматривается как субстрат, состоящий из
дифференцированных по своим функциям отделов, работающих как единое целое.
|
59. Локальный – местный, ограниченный определенной областью, участком.
60. Макроглоссия – патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальномразвитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При М.
наблюдаются значительные нарушения произношения.
61. Микроглоссия – аномалия развития, малые размеры языка.
62. Модуляция голоса – изменение высоты голоса, при снижении слуха М. г.нарушается, что делает речь монотонной.
63. Мутация голоса – изменение голоса, наступающее в результате возрастныхизменений в голосовом аппарате (13-15 лет).
64. Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствиепсихической травмы.
65. Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие
патологических изменений голосообразующего аппарата.
66. Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в
данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях(звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройстваминормального функционирования психофизиологических механизмов речевойдеятельности.
67. Нейропсихология – наука о мозговой организации высших психических функций
человека. Н. изучает психологическую структуру, мозговую организацию неречевых ВПФи речевой функции. Н. изучает нарушения речевой и других ВПФ в зависимости отхарактера поражения мозга (локального, диффузного, межзональных связей), а такжедиагностику этих нарушений и методы коррекционно-восстановительной работы.
68. Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства,при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,
относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
69. Отраженная речь – повторенная за кем-либо речь.
70. Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкой
моторики у детей. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие
стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.
71. Парафазия –нарушения речевого высказывания, проявляющиеся в пропусках,
ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия,
напримермоколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов
другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в
устной и письменной речи.
72. Патогенез – механизм развития конкретной болезни, патологического процесса
или состояния.
73. Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто
вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.
74. Пренатальный период – относящийся к периоду перед рождением.
75. Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений
вследствие локальных поражений мозга.
76. Рефлекс – в физиологии – опосредованная нервной системой закономерная
ответная реакция организма на раздражитель.
77. Растормаживание – прекращение состояния внутреннего торможения в коре
больших полушарий головного мозга под влиянием посторонних раздражителей.
78. Растормаживание речи у детей – активизация развития речи у детей с задержкой
речевого развития.
79. Растормаживание речи у взрослых – восстановление речевой функции у
безречевых больных.
80. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в
результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования вносовой
полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления
голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой
полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.
81. Различают открытую, закрытую и смешаннуюринолалию.
82. Ротацизм – расстройство произношения звуков [Р], [Рь].
83. Сенсорный – чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.
84. Сигматизм – расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и
шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.
85. Синдром – закономерное сочетание признаков (симптомов), имеющих общий
патогенез и характеризующих определенное болезненное состояние.
86. Симультанный – одновременный.
87. Соматический – термин, применяемый для обозначения разного рода явлений в
организме, связанных с телом, в противоположность психике.
88. Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя или более
лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.
89. Судороги – непроизвольные сокращения мышц, возникающие при эпилепсии,
травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях. Судороги характерны для
состояния возбуждения подкорковых образований, могут быть вызваны рефлекторно.
90. Клонические судороги характеризуются быстрой сменой сокращения и
расслабления мышц. Тонические судороги характеризуются длительным сокращением
мышц, что вызывает продолжительное вынужденное напряженное положение.
91. Сукцессивный –последовательный.
92. Тахилалия –нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду), родственное по своей природе баттаризму. В отличие от последнего,
тахилалия представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее
темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и
грамматического строя.
93. Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д.
при поражении нервной системы.
94. Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования
произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
95. Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу
звуковой структуры слова.
96. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий
способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих
звуковую оболочку слова.
97. Фониатрия – раздел медицины, изучающий проблемы зубов и патологии
голосовых связок и гортани, приводящие к нарушениям голоса (дисфония), методы
лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального
голоса в желаемую сторону. Нарушение голосообразования может возникать также
вследствие определённых психологических расстройств. Решение некоторых проблем
фониатрии тесно связаны с проблемами логопедии.
98. Фониатр – врач, специалист по проблемам голосовых связок и занимается их
лечением, а так же профилактикой заболеваний.
99. Церебральный – мозговой, принадлежащий головному мозгу.
100. Экспрессивная речь – активное устное и письменное высказывание.
101. Этиология – причина возникновения болезни или патологического состояния.
102. Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.
102.
Отчет по практике
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!