Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-01-29 | 74 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Крупным центром судостроения и судосборки в Сибири была Тюмень. Всего в городе в 70-е гг. располагалось 8 судоремонтных и судостроительных заводов и верфей. Наиболее крупным из них был завод английского предпринимателя Гуллета (450 рабочих). В 1893 г. с его стапелей сошел пароход «Кормилец» — первый пассажирский из построенных в Тюмени. Общая численность судостроительных и судоремонтных рабочих в Тюмени на рубеже столетий достигла (с учетом временно занятых) 2 тыс. человек.
В целом же промышленное развитие Сибири существенно отставало от Европейской России. Рост производства начался только в 1890-е гг., после постройки железной дороги.
Однако влияние новой магистрали было неоднозначным. Некоторые отрасли сибирской промышленности в результате появления Транссиба оказались в неблагоприятных условиях, прежде всего черная металлургия. Ее оживление во время строительства железной дороги прекратилось с открытием регулярного сообщения, когда рынок Сибири оказался под влиянием более развитой уральской металлургии. Местная промышленность не могла выдержать конкуренции. В результате закрылись Николаевский и Личихинский заводы в Иркутской губернии, а затем Гурьевский, Петровский и Абаканский.
Вместе с тем Транссиб дал толчок развитию ведущей отрасли горной промышленности — золотодобывающей. Среднегодовая добыча золота в первое десятилетие XX в., по официальным данным, выросла на 127%; при этом надо учесть, что до половины добытого золота в отчетах не отражалось. Добыча золота была сосредоточена в руках двух мощных акционерных компаний - Российского золотопромышленного общества и Ленского золотопромышленного общества («Лензолото»). В 1908 г. «Лензолото», самая крупная в России золотодобывающая компания, было преобразовано в смешанное общество: 70% акций в нем принадлежало английской фирме «Лена-Гольдфильдс». В 1910 г. из добытых в России 3136 пудов золота 2224 приходилось на Сибирь.
|
Вторая по значению отрасль горной промышленности Сибири — угледобывающая — всецело обязана своим рождением Великому Сибирскому пути. Железные дороги требовали все больше угля, и если в 1895 г. в Сибири было добыто 20 тыс. тонн угля, то в 1913 г. — уже около 2 млн тонн. Сформировались районы угледобычи, примыкавшие к железной дороге: в Западной Сибири — Анжеро-Судженский, в Восточной Сибири — Черемховский и Забайкальский. В конце 1890-х гг. зарождается Кузнецкий угольный бассейн.
В 1912 г. было учреждено крупнейшее промышленное объединение — Акционерное общество «Копикуз» (Копи Кузбасса), которое наряду с добычей угля положило начало созданию в Кузбассе химической промышленности. Во время Первой мировой войны здесь началось строительство крупного завода для коксования углей, а для использования его отходов — химического завода. Получив от Главного артиллерийского управления крупные заказы на производство бензола и толуола, «Копикуз» обещал открыть химический завод в Щегловске (ныне город Кемерово) в 1916 г., однако строительство этого предприятия было завершено только в 1920-е гг.
В обрабатывающей промышленности наибольшее развитие в Сибири начала XX в. получили отрасли, которые базировались на переработке дешевого местного сырья и не конкурировали с Европейской Россией: лесопиление, мукомольное, кожевенное, винокуренное производства.
География торговли и транспорта Сибири
Сибирская торговля
В XVIII в. славу «знатнейшего» торгового города приобрел Тобольск. Там каждую весну после прибытия российских купцов с товарами разворачивалась ярмарочная торговля. В городах Таре, Томске, Енисейске, расположенных на главном сибирском пути, тоже проходили ежегодные ярмарки. В Восточной Сибири на первое место выдвинулся Иркутск, где ярмарки проходили дважды в год. Славу богатого торгового города сохранял Якутск, только там можно было купить лучшие сорта пушнины.
|
В XIX в. расширились внутренние торговые связи, что проявилось в увеличении числа ярмарок. Общероссийское значение по-прежнему сохраняла Ирбитская ярмарка, в 1845 г. была открыта ярмарка в Тюмени.
Ярмарки действовали не только в городах, но и в сельской местности. На первое место по числу ярмарок вышла Тобольская губерния: в первой половине XIX в. там насчитывалась 81 ярмарка, а во второй половине века — уже 567 ярмарок. Второе место занимала Томская губерния (68 ярмарок). Меньшее число ярмарок было в Восточной Сибири, и совсем не было их в Амурской и Приморской областях.
Во второй половине XIX в. значительно возросла торговая роль сибирских городов. Они становились центрами постоянной магазинной торговли и посредниками в распределении товарных потоков. Тюмень называли «дверью» в Сибирь из европейской части страны, поскольку там начинался Московский сухопутный тракт и водный путь до Томска, который был главным товарораспределительным центром общесибирского значения. Самые крупные торговые и транспортные фирмы совершали там свои операции. В Восточной Сибири славу богатейшего торгового города удерживал со второй половины XVIII в. Иркутск, именно оттуда направлялись товары в Забайкалье и в отдаленные северо-восточные районы края.
Кроме ярмарочной и лавочно-магазинной торговли, в городах и крупных селах развивалась развозная торговля, которая получила широкое распространение в Восточной Сибири. Торговля там всегда сопровождалась скупкой пушнины, сельскохозяйственных продуктов, ремесленных изделий. Часто скупщики предлагали товары в долг, а потом приезжали за пушниной, в этом случае она обходилась им намного дешевле.
Торговые связи народов Западной Сибири со Средней Азией, а через нее с Китаем. Присоединив Сибирское ханство, российское правительство не запретило свободную торговлю. Среднеазиатским купцам (бухарцам) — была разрешена беспошлинная торговля и свободный въезд в посады первых русских городов. Оставался только один запрет — на торговлю оружием. По мере расширения торговых связей и включения в сибирскую торговлю российского купечества беспошлинная торговля бухарцев стала ограничиваться.
|
На сибирские рынки поступало более восьмидесяти наименований восточных товаров: среди них ткани, готовая одежда, пряности и прочее. Из Джунгарии и казахских степей пригоняли на продажу скот. Наибольшим спросом у населения Сибири пользовались восточные ткани, особенно хлопковые. Хорошее качество, яркие расцветки и доступные цены делали их популярными среди различных слоев сибирских жителей.
В торговле со Средней Азией особое место заняла Ямышевская ярмарка. Ее возникновение связано с добычей соли в Ямыш-озере (ныне юг Омской области). Еще в XVII в. туда ежегодно направлялись по рекам караваны дощаников из Тобольска в сопровождении отрядов служилых людей. Вместе с соледобытчиками ехали торговцы. Из Тобольска везли «русские» товары — так называли в Сибири не только отечественные, но и западноевропейские товары: кожи, сукно, холст, медные котлы, тазы, оловянные блюда, топоры, ножи и прочее. На ярмарку приезжали купцы из Бухары, Хивы, Китая и Джунгарии с «восточными» товарами. В начале XVIII в. торговые обороты Ямышевской ярмарки почти равнялись оборотам Ирбитской.
В Ямышевской крепости торговля носила меновый характер. Например, за железный котел можно было выменять два барана, за 5 аршин сукна (стоимостью по 91 копейке за аршин) — лошадь, за два железных котла — лошадь, кто как сторгуется. Для сравнения отметим, что на Ирбитской ярмарке в те же годы средняя цена котла составляла 40 копеек, лошади — 3-4 рубля.
Подписание Нерчинского договора в 1689 г. положило начало регулярной торговле России с Китаем. Торговля объявлялась государственной монополией. Вначале торговля была организована так: каждые два года в Пекин направлялся казенный караван, который сопровождали нерчинские служилые люди. Купцы стремились устроиться при караване на различные хозяйственно-административные должности: в этом случае они получали право беспошлинного вывоза товаров в Китай. Постепенно сформировалась группа специалистов по торговле с Китаем, умело справлявшихся со сложной задачей по доставке ценных товаров за тысячи верст.
|
Поначалу торговля с Китаем велась из Нерчинска. Там формировались караваны, которые шли через Маньчжурию в Пекин в течение долгих пяти месяцев. В начале XVIII в. был освоен более короткий путь из Иркутска, через Селенгинск и Монголию, он занимал два месяца. Значение Нерчинска сразу упало, и центром торговли с Китаем стал Иркутск.
В 1727 г. Кяхтинский договор России с Китаем разрешил двустороннюю торговлю на границе под контролем государственных представителей обеих стран. Главными торговыми пунктами стали специально выстроенные для этого слободы: на русской стороне — Кяхта, на китайской — Маймачен («Торговый город»). Там же открыли таможню.
На протяжении XVIII в. из-за недружелюбной политики Китая торговля прерывалась двенадцать раз, в общей сложности перерывы заняли около сорока лет. От этих запретов несли убытки как русские, так и китайские купцы.
С 1768 г. после отмены государственной монополии на торговлю с Китаем Кяхта и Маймачен стали пунктами свободной купеческой торговли. К началу XIX в. торговля с Китаем через Кяхту стабилизировалась и заняла заметное место во внешнеторговых оборотах России. В Китай отправляли мех соболей, белок, горностаев, песцов, красных и черно-бурых лисиц. Второе место по стоимости вывоза занимали выделанные кожи, среди остальных товаров — моржовая кость, сермяжный холст, сукно, металлические изделия. Из Китая до конца XVIII в. ввозили в основном ткани, среди них первое место занимали хлопковые (китайка и даба) и шелковые (камка и фанза).
К середине XIX в. в связи с развитием отечественной промышленности значительно сократился ввоз хлопковых и шелковых тканей из Китая. Более того, в первой половине XIX в. заметно увеличился вывоз из России в Китай промышленных товаров. Русское сукно успешно конкурировало на рынках Китая с английским. Доля вывоза пушнины к 1840-м гг. сократилась до 34%. Возможность сбыта товаров на китайском рынке благоприятствовала развитию российской промышленности.
Из Китая через Кяхту ввозили главным образом чай, который большими партиями доставляли на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, в Москву и Казань. Кирпичный и байховый чай лучших сортов прославил кяхтинскую торговлю на всю Россию.
Особенностью кяхтинской торговли был ее меновый характер. До 1800 г. эквивалентом обмена являлась ткань китайка, а после — чай. Запрет на продажу товаров за деньги был вызван тем, что правительства обеих стран стремились не допустить оттока драгоценных металлов.
Во второй половине XIX в. в чайной торговле через Кяхту произошли большие изменения: русские купцы не выдерживали конкуренции с англичанами, использовавшими для доставки чая в Европу более дешевые морские пути. В Кяхте отменили меновой характер торговли, но и это не спасло ее. Русским купцам позволили завозить товары непосредственно в Китай и там закупать чай. С 1863 г. в Китае стали возникать русские чайные фабрики и торговые конторы по вывозу чая морским путем. Китайцам разрешили беспошлинную торговлю в России, на расстоянии 50 верст от границы. Забайкальская и Амурская области были объявлены зоной беспошлинной торговли. Кяхта, некогда знаменитая торговая слобода, утратила свое значение и превратилась в транзитный пункт на границе.
|
Сибирский сухопутный тракт
Возникновение путей сообщения — естественный процесс развития хозяйственной жизни и управления краем. Дороги строились по мере освоения территории. К 1730-м гг. Тобольск был уже связан с земледельческими слободами своего района и городом Тарой на Иртыше путями, проложенными вдоль рек. Из Енисейска по берегу реки Ангары дороги вели в Илимск и Иркутск, в Красноярск — по берегу Енисея. Эти дороги имели только местное значение.
Первым шагом в создании единой системы сухопутного сообщения стала дорога из Тары в Томск через Барабинскую степь, опасную в XVII — первой половине XVIII в. из-за грабежей со стороны джунгар. В 1722 г. там для охраны проезжающих построили три форпоста: Усть-Тартасский, Каинский, Убинский (позже перенесенный на реку Каргат и названный Каргатским). Казаки этих форпостов сопровождали поездки правительственных курьеров через степь.
В 1730-40-е гг. в Сибири были проведены первые мероприятия по организации почтовых сообщений, которые положили начало устройству тракта. Управляющий уральскими заводами В. Н. Татищев организовал еженедельную доставку почты из Москвы в Тобольск по дороге через Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург. Вплоть до отмены таможенных сборов эта дорога была закрыта для перевозки купеческих грузов, т. к. местность вокруг Екатеринбурга позволяла легко миновать таможню. После отмены таможен тракт из Москвы в Сибирь стал проходить через Владимир — Казань — Пермь — Екатеринбург — Тюмень.
Для перевозки почты необходимо было организовать сухопутное сообщение от Тобольска на восток, вглубь Сибири. Обязанности по перевозке почты и доставке курьеров с правительственными сообщениями возложили на местных крестьян. Проезд осуществлялся по неустроенной дороге.
Во второй половине XVIII в. после принудительного переселения крестьян в Сибирь притрактовая полоса стала более населенной. На прежде безлюдных участках тракта силами поселенцев были организованы почтовые станции, находившиеся на расстоянии 25 верст одна от другой. Впоследствии, когда население вдоль тракта увеличилось, эти почтовые станции превратились в крупные села.
Тракт проходил по лесостепной полосе Сибири от Тюмени через Тобольск — Тару, а в первой половине XIX в., — минуя их, из Тюмени через Ялуторовск — Омск — Томск — Красноярск — Иркутск. Томск превратился в главную перевалочную базу. Несрочные и громоздкие грузы по-прежнему перевозились на участке Тюмень — Томск речным транспортом. Судоходство по Иртышу — Оби продолжало развиваться, в середине XIX в. появились первые пароходы. Судоходство по системе рек Кеть — Ангара было прекращено из-за мелководности Кети и большого риска при прохождении ангарских порогов.
Участок тракта Томск — Красноярск — Иркутск был самым напряженным, т. к. именно здесь проходил весь поток грузов. Купеческие грузы из Иркутска в Кяхту и Нерчинск переправляли через озеро Байкал к устью Селенги, летом — на судах, а зимой — по ледяной дороге. Дальше путь шел по реке Селенге или трактом по ее берегу в Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Селенгинск и Кяхту. В 1780-х гг. началось строительство Кругобайкальской сухопутной дороги через горы, но все попытки благоустроить ее оказывались малоуспешными. Провоз грузов по ней был часто затруднен.
Сибирский сухопутный тракт от Екатеринбурга до Иркутска известен под названием Московский. От него шли ответвления на Алтай, в Нарым, вдоль Енисея. В XIX в. вдоль Лены построен тракт Иркутск — Якутск, оттуда в Охотск и Аян. Московский тракт — одна из крупнейших дорог мира — соединил европейскую и азиатскую части России.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!