Теории идентификации в различных концептуальных направлениях — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Теории идентификации в различных концептуальных направлениях

2021-01-29 87
Теории идентификации в различных концептуальных направлениях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В бихевиоризме развитие личности связывается с понятиями подкрепления, генерализации, имитации. Формирование вторичной мотивационной потребности, или генерализованного навыка имитации, объявляется содержанием идентификации. [18] В бихевиоризме идентификация связывается с понятиями подкрепления и формирования вторичной потребности (Д. Доллард, Н. Миллер, Дж. Гевиртц), теории ролей (Дж. Каган, К. Левин, Р. Си-эрс, П. Сиэрс, У. Эммерих), когнитивизма (А. Бандура, Р. Уолтерс, М. Хелпер).

Основной функцией идентификации считается приобретение новых, уже готовых форм поведения, которые представляют собой некую сумму присвоенных характеристик поведения других. Структура идентификации в бихевиористическом подходе включает поведенческий и когнитивный компоненты; эмоциональный в этом подходе игнорируется. Выбор объекта идентификации у ребёнка определяется весьма прагматичными мотивами - он копирует поведение индивида, который является образцом (моделью).

Согласно данным исследований, в дошкольном возрасте (4-5 лет) через идентификацию усваиваются некоторые стороны ролевого поведения родителей. В исследованиях Д. Линна, А. Хей-лбруна показано, что мальчики (мужчины) идентифицируются скорее со стереотипом мужского образа, а не с отцом. Обнаружена относительность этого влияния в юношеском возрасте также и со стороны сверстников.

В гуманистических концепциях личность (стремление быть личностью) выступает как самоцель индивида. Социальное окружение - лишь средство, обеспечивающее существование личности. Экзистенциальная личность развивается за счёт стремления к сверхличному, к тому идеалу, который превосходит саму личность. Не будучи чем-то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности через "проектирующее "Я". [13; 137-138]

К. Роджерс [9] выделяет четыре параметра "Я":

• real self-concept (реальное представление о себе);

• social sell-concept (представление о своей социальной роли);

• phusical self-concept (представление о собственном физическом состоянии);

• ideal self-concept (представление о своих целях, планах и желаниях на будущее).

Кроме дискретности, "Я" одновременно обладает целостностью. Чаше всего в роли такого интегрированного образования выступает "Я-концепция", образ "Я". По мнению К. Роджерса, имя "Я" и меняется течение жизни человека, тем не менее, оно сохраняет свою основную структуру, что позволяет каждому из нас быть одним и тем же человеком.

Движение от "Я-реального" к "Я-идеальному" в данной концепции является главным направлением развития личности по пути к самосовершенствованию и достижению состояния "полноценно функционирующего человека" и в своей основе предполагает идентификационные механизмы.

Отечественная психология рассматривает идентификацию как следствие потребности в общении, эмоционального "голода" на всех уровнях представленности - сознательном и бессознательном.

Феномен идентификации в советской психологии выступает как многоуровневый полифункциональный механизм позитивного развития личности в онтогенезе, обеспечивающий социализацию и персонализацию индивида. Идентификация разворачивается на бессознательном и сознательном уровнях; выбор её объекта и функции зависят от возрастного этапа развития индивида и его внутренней позиции. Феноменологическим её признаком служит наличие эмоциональною компонента, переживание своей тождественности и присвоение, интериоризация определенных характеристик объекта идентификации [18].

Структура идентификации включает в себя поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты. Главными функциями ее как механизма развития личности являются: формирование самосознания, социально значимых личностных качеств: интериоризация норм, стереотипов, ролей, ценностных ориентации, смысловых установок, мотивов и через них регуляция поведения.

Л.Ф. Обухова считает, что понимание уподобления (имитации) как формы ориентировки поочередно преимущественно то в предметной, то в смысловой сферах деятельности не только указываем па роль подражания как в копии ив-ном. uk и в межличностном развитии, но и вскрывает сложную динамику конкретно психологических форм этого феномена.

Представление о детском подражании как своеобразной форме ориентировки в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личностных качеств путём уподобления, моделирования их в собственной деятельности развивает выдвинутое отечественными психологами принципиальное положение о подражании как пути культурного развития ребёнка. Так, В.С. Мухина уподобление и обособление в терминах идентификации и отчуждения представляет как универсальные механизмы, которые формируются в фило- и онтогенезе и определяют развитие личности. По её мнению, механизмом присвоения отдельным индивидом всей человеческой сущности является идентификация - отождествление. [14]

Идентификация (уподобление) у В.С. Мухиной представлена как интериоризационная идентификация, обеспечивающая само "присвоение" и вчувствование в другого (объектный аспект), и экстрариоризаиионная идентификация, обеспечивающая перенос чувств и мотивов на другого (субъектный аспект). Только во взаимодействии эти механизмы дают возможность индивиду развиваться, рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям. Другим механизмом развития она выдвигает обособление, которое может иметь объектный и субъектный аспекты и рассматриваться как отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыться от объекта общения.

В данной концепции идентификация выступает как механизм "присвоения" индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности. Обособление выступает как механизм индивидуализации личности. Согласно этой теории, диалектически взаимодействующая пара "идентификация - обособление" обеспечивает в онтогенезе усвоение конвенциальных ролей, норм и правил в обществе, развитие самосознания и самой личности в целом.

В онтогенезе личности происходит идентификация с именем, социальными образцами; с полом; с образом "Я" во всех трёх временах личности (прошлом, настоящем, будущем); с общественными ценностями, что обеспечивает бытие в социальном пространстве и даёт индивиду осознание своих прав и обязанностей. [18]

Развитая личность ориентируется на своё мировоззрение, прогнозирует себя, создаст идеальный образ своей жизненной позиции, идентифицируется с ним и стремится соответствовать лому образу.

Ю.Б. Гиппенрейтер, подчёркивая важность и недостаточную разработанность вопроса механизмов личностного развития для теории личности и для практики воспитания, выделяет среди механизмов развития личности:

• идентификацию;

• сдвиг мотива на цель, подчиняющийся следующему правилу: тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив, другими словами, цель приобретает статус мотива;

• принятие и освоение социальных ролей.

Канадский психолог Марше (1966) выделил четыре стадии развития идентичности:

. Неопределенность идентичности. Индивид еще не избрал для себя никаких определенных убеждений и никакого определенного профессионального направления. Он еще не столкнулся с кризисом идентичности.

. Предварительная идентификация. Кризис еще не наступил, но индивид уже поставил для себя какие-то цели и выдвинул убеждение, которые в основном являются отражением выбора, сделанного другими.

. Мораторий. Стадия кризиса. Индивид активно исследует возможные варианты идентичности в надежде отыскать тот единственный, который он может считать своим.

. Достижение идентичности. Индивид выходит из кризиса, находит свою вполне определенную идентичность, выбирая на этой основе для себя род занятий и мировоззренческую ориентацию.

Эти стадии отражают общую логическую последовательность формирования идентичности, однако это не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей. Лишь стадия моратория, по существу, неизбежно предшествует стадии достижения идентичности, поскольку происходящий в этот период поиск служит предпосылкой для решения проблемы самоопределения.

Идея типологии развития идентичности, вариантов взросления в раннем юношеском возрасте завоевывает все большую популярность в отечественной психологии. Показано, что этапы самоопределения (они же и уровни и типы развития личности) являются целостным образованием, где разные личностные переменные системно связаны друг с другом. Каждый из них характеризуется присущими именно ему психологическими трудностями.

Данные механизмы могут принимать как осознанные, так и неосознанные формы и действуют, как правило, совместно, тесно переплетаясь и усиливая друг друга. Экспериментальные работы В.В. Авраменковой, Н.В. Алексеевой, А.В. Буровой, Г.Е. Ивановой, Ю.Н. Карандашева, Т.И. Комиссаренко, Т.В. Сенько [16; 14-17], проведённые с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (использовалась концепция развития личности и, в частности, механизмы развития личности, предложенные В.С. Мухиной), подтверждают основные положения концепции. В этом исследовании в качестве основного механизма становления "Я-форм" замещения рассматривается идентификация.

Таким образом, с точки зрения авторов разных концепций личности идентификация выступает как механизм освоения социального опыта. Механизм идентификации, не является константным; он переменный и зависит от возраста, стадий психического развития.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.