История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2021-01-29 | 118 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В первую очередь следует уточнить лексическое значение понятия «диагностика». Произошедшее от слова «диагноз» (греч. распознавание, определение), данное понятие долгое время было абонировано медициной и означало «распознавание болезни» и «определение болезни». Поставить диагноз значило выявить и определить болезнь на основании исследования.
В настоящее время утвердилось расширенное толкование значения слова «диагностика», оно включает и сам процесс исследования экспериментатором испытуемого с целью выявить, распознать, определить характеристики человека, не поддающиеся обнаружению в прямом непосредственном общении. (Н.Е. Щуркова)
Известны разные методы исследования психического развития: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности. Каждый из этих методов применяется в соответствии с содержанием исследования и его задачами.
В настоящее время педагоги и психологи стали широко использовать тестирование. Тест – это эмпирическая функциональная проба, которая дает основание по количественным данным судить о степени развития изучаемой функции. Психологический тест – это система приемов для исследования и оценки отдельных психических качеств личности.
Психологические тесты применяются с различными целями: изучение возрастных и индивидуально – психологических особенностей, степени развития отдельных функций, изучение влияния определенных условий на развитие психических функций. Использование тестов при определении интеллектуального развития ребенка у многих ученых вызывает настороженность. В специальной литературе неоднократно указывалось на некоторую ограниченность данных, получаемых путем тестирования. (К.М. Гуревич, Е.М. Борисова)
|
А.Н. Леонтьев, говоря о требованиях к психологическим исследованиям, отмечал, что они должны быть строго научными и не должны сопровождаться теми ошибками, которые допускаются при некритическом использовании тестов по определению умственной одаренности.
Не меньше опасений по использованию тестов высказывают и дефектологи. Наибольшее возражение вызывает применение тестов отборочными комиссиями, задачей которых является комплектование специальных школ. Возражения эти основаны на несовпадении тех данных, которыми должна располагать отборочная комиссия, и теми, которые можно получить при использовании тестов. Так, большая часть тестовых методик помогает определить актуальное развитие ребенка, в значительной мере обусловленное воспитанием. Для правильного комплектования специальных школ необходимо знать не столько актуальное развитие испытуемого, сколько его способность приобретать знания и использовать их при решении новых задач. Многие тестовые задания связаны со школьными знаниями, поэтому неумение выполнить их свидетельствует об отсутствии этих знаний, а не об отсутствии возможности к их приобретению. (К.М. Гуревич, Е.М. Борисова)
Тестовая методика основана на количественной обработке получаемых показателей, поэтому при этом методе есть факт констатации определенного уровня развития, но нет объяснения причин его: умственная отсталость, задержка психического развития, результат педагогической запущенности, речевого недоразвития либо просто аконтактность ребенка, его негативное отношение к процессу исследования. Поэтому практическая значимость такого тестирования теряется.
Психолого – педагогическая практика показывает, что при изучении нормально развивающихся детей диагностические методики используются для определения сравнительного уровня умственного развития ребенка, соответствия его некоторому среднему уровню, установленного для детей данной возрастной группы.
|
Своеобразие психодиагностики аномального развития состоит в учете того положения, что не существует среднего уровня развития аномального ребенка, нет строгой возрастной нормы, на которую можно было бы равняться, а есть качественное своеобразие развития при каждой аномалии, которое определяется не количеством прожитых лет, а качеством дефекта, вызвавшего нарушение, и адекватностью социального воздействия на ребенка. (Н.М. Стадненко)
Следовательно, при изучении детей с нарушением развития обязательно не просто выявить снижение интеллектуального развития, но и определить степень этого снижения. Это нелегкая задача, так как известно, что различные факторы нередко ведут к возникновению внешне сходной картины. В связи с этим задачей психодиагностики нарушения интеллектуального развития является не только и не столько определение актуального уровня развития ребенка, сколько возможностей его развития и необходимых для этого условий.
Л.С. Выготский указывал, что в диагностике развития задачи исследователя заключаются не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации и не в группировке по их внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процесса развития. (С.Д. Забрамная)
Исследователю важно определить, что должно оцениваться, какие данные, полученные в процессе исследования, характерны для состояния ребенка. Показательным в определении уровня интеллектуального развития должен быть, в первую очередь, процесс выполнения задания и, во вторую, - конечный результат, то есть его правильность.
Педагоги и психологи (Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина, Б.И. Пинский, И.М. Соловьев, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф) отмечают, что для оценки процесса выполнения задания важны такие показатели:
1 Прием задания: как ребенок принимает и понимает задание, насколько адекватно его содержанию действует, удерживает ли в памяти суть задания или быстро теряет ее. Выявлены разные варианты приема заданий:
а) задание принимается сразу, ребенок действует в соответствии с его содержанием, хотя результат выполнения при этом не всегда бывает верным;
|
б) задание принимается, ребенок начинает действовать адекватно, но затем теряет его суть и прекращает работать либо просто играет с тем материалом, который перед ним находится;
в) содержание задания не осознается, ребенок произвольно манипулирует предложенным материалом. Эти показатели выделены на основании тех особенностей, которые проявили испытуемые после неоднократных попыток разъяснить им суть задания.
2 Обдумывание предстоящих действий:
а) в одних случаях дети обнаруживают поисковую деятельность, обдумывая выполнение, рассуждая, иногда обращаются с вопросами к экспериментатору;
б) действуют импульсивно, но спрашивают о правильности своих действий у взрослого;
в) действуют импульсивно, не осознавая своих действий.
Первый способ выполнения характерен для нормально развивающихся детей, у детей с задержкой психического развития в основном проявляется второй, однако, наблюдается и первый, и изредка третий. Дети с умственной отсталостью чаще прибегают к третьему способу, но проявляется и второй, и редко – первый.
3 Критичность выполнения заданий: умение найти ошибку и исправить ее. Выявлены разные уровни этого умения:
а) ребенок самостоятельно проверяет свою работу и при наличии
ошибок старается исправить их;
б) самостоятельно задание не проверяет, но ищет ошибку, когда указывают на то, что она есть, и старается самостоятельно исправить ее;
в) не ищет ошибки, даже если говорят, что она есть, исправляет только в том
случае, когда на нее укажут;
г) не способен исправить ошибку и тогда, когда на нее укажут.
Для нормально развивающихся детей наиболее характерен первый уровень названного умения, но встречается и второй, для детей с задержкой психического развития – второй, однако, проявляется и третий, и иногда четвертый. Для детей с умственной отсталостью свойственны последние два уровня.
4. Умение использовать помощь в процессе выполнения задания. Оценке подлежит мера помощи, которая оказывается достаточной ребенку при выполнении каждого задания. Очевидно, что помощь различна для каждой категории детей.
|
5. Умение ребенка самостоятельно выполнить то, что он уже
выполнил с помощью взрослого – «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Существенные различия выявлены в этом отношении между нормальными детьми, детьми с задержкой психического развития и умственно отсталыми.
6. Умение самостоятельно выполнить задание, аналогичное тому, которое уже выполнялось, – перенос знаний:
а) свободный, самостоятельный перенос знаний. Ребенок самостоятельно видит сходство в заданиях, нередко говорит об этом сходстве и адекватно этому действует;
б) самостоятельно аналогия в заданиях не обнаруживается, но при указании на нее обеспечивается адекватное действие;
в) самостоятельно аналогия в заданиях не обнаруживается и указание на нее не стимулирует активизации нужных знаний, задание не выполняется.
Первый вариант характерен для детей с нормальным интеллектом, второй и в меньшей степени первый – для детей с задержкой психического развития, у умственно отсталых преобладает третий вариант, но проявляется и второй.
7 Умение переключаться с одного способа действия на другой. Степень проявления этого умения у детей разная:
а) свободное самостоятельное переключение с одного способа выполнения на другой при понимании различий в гаданиях;
б) переключение происходит после того, как внимание ребенка фиксируется на неодинаковости заданий;
в) переключение не происходит и после объяснения экспериментатором различий и задании, действия остаются стереотипными.
Нормально развивающиеся дети обнаруживают первую и вторую степень проявления этого умения, дети с задержкой развития – все три, а умственно отсталые – вторую и третью с преобладанием третьей.
8. Речевое опосредование действий. У детей с нормальным
интеллектом речь является регулятором деятельности. Получив задание, они планируют его выполнение, учитывая заданные условия. После выполнения при необходимости адекватно словесно обозначают произведенные действия.
Дети с задержкой психического развития испытывают большие затруднения в словесном оформлении отчета о проделанных действиях. Они не обозначают последовательность выполненных ими действий, вместо основных действий описывают второстепенные, прямо не связанные с выполнением задания.
Для детей с умственной отсталостью характерно, что речь у них не опосредует действие, они чаще действуют, не сообразуясь с заданием, импульсивно, и потому отчет о проделанной работе не отражает ее сути. Их словесные отчеты беднее тех, которые дают дети с задержкой психического развития, однако в них много общего.
Таким образом, при подборе заданий в процессе диагностических процедур исходными положениями являются следующие:
|
1) задания должны выявлять степень сохранности функций, имеющих существенное значение для обучения, поэтому предусмотрено обучение детей в процессе их обследования;
2) задача диагностической методики - не просто определить степень развития и прогнозировать фатальное развитие, а выяснить доступные ребенку способы усвоения общественного опыта, определить зону ближайшего развития;
3) содержание заданий следует направить на активизацию строго определенных функций, подлежащих изучению;
4) объем и количество заданий должны быть достаточными для выявления степеней сохранности изучаемой функции, качественной характеристик дефекта. Поскольку обследуемые дети даже одного возраста неодинаковы по своим знаниям, опыту и возможностям обучаться, задания на изучение одной и той же функции должны модифицироваться по степени трудности и способам предъявления (наглядный, вербальный, с опорой на образец, без него);
5) методикой предусмотрена дозированная помощь;
6) при качественной характеристике выполнения задания показателями являются не только результат и способы его выполнения, но и сложность содержания, форма предъявления, принятая и достаточная мера помощи. При оценке результатов выполнения заданий учитываются не возраст, а годы обучения, их условия, в частности тип школы, в которой учился ребенок до обследования. (Н.М. Стадненко)
К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении эксперимента, надлежит отнести, например, такие:
1 инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;
2 ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;
3 в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;
4) эксперимент с разными группами следует проводить по возможности в одно и то же время дня в сходных условиях;
5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и т. д. (К.М. Гуревич, Е.М. Борисова)
Михайлычев Е.А. указывает, что для того чтобы результаты тестирования были максимально достоверными, необходимо проводить профилактику ситуаций отказов и негативного отношения испытуемого по отношению к экспериментатору:
а) продуманный выбор времени тестирования;
б) определение его разумной продолжительности (с учетом того, что после 30 – 35 мин работы с тестом продуктивность решений снижается);
в) комфортность помещения, температуры, отсутствие отвлекающих факторов (шум, хлопающие двери);
г) предварительное разъяснение цели и задач тестирования, значимости его результатов для объективного оценивания знаний и умений учащихся;
д) внешний вид и стиль общения лица, проводящего тестирование, должны не отвлекать обследуемых, а стимулировать добросовестную работу, создавая доброжелательную атмосферу. (Е.А. Михайлычев)
Кроме того, при оценке результатов выполнения заданий учитывается не возраст, а годы обучения, их условия, а в частности тип школы, в которой учился ребенок.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!