Методика обогащения словаря умственно отсталых дошкольников — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Методика обогащения словаря умственно отсталых дошкольников

2020-12-27 92
Методика обогащения словаря умственно отсталых дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Количественное накопление словаря осуществляется на основе расширения и углубления представлений ребенка об окружающем мире. Основную часть лексики составляют имена существительные, глаголы, прилагательные, числительные и наречия. Это главные, основные слова в языке, и обогащение словаря должно осуществляться прежде всего за счет накопления этих слов. Усвоение лексики по конкретной теме начинается с усвоения имен существительных.

Главная задача в работе с умственно отсталыми дошкольниками - формирование предметно отнесенного словаря. Нужно добиваться, чтобы за каждым словом стоял образ реального предмета, признака, действия.

Последовательность усвоения значения слова:

1. Знакомство с предметом (действием, признаком).

2. Образование соответствующего образа.

3. Отражение последнего в слове.

Конечно, такой путь не может до бесконечности обеспечивать развитие речи. И далеко не все явления объекты действительности могут быть изучены путем личного опыта. По мере развития ребенка появляются и новые пути обогащения его речи, но в обучении умственно отсталых следует максимально использовать именно такие возможности (натуральные объекты, реальные явления).

Методы обогащения словаря:

  • непосредственное наблюдение;
  • показ предметов и действий;
  • практическая деятельность детей;
  • показ картины, малознакомой детям по содержанию;
  • показ диа-, кинофильмов, просмотр телепередач;
  • чтение художественных произведений.

Виды занятий по обогащению словаря.

Поскольку основным средством обогащения словаря является расширение представлений детей об окружающей действительности, то данная задача обычно и решается на соответствующих занятиях. На занятиях же по развитию речи словарь в большей степени закрепляется, уточняется и активизируется. Занятия по ознакомлению с окружающим всегда должны опережать (в рамках одной темы) занятия по развитию речи. Или объединяться в одно занятие с одновременным расширением круга дидактических задач, которые очень тесно взаимосвязаны.

В связи с этим основные виды занятий по обогащению словаря и методика их проведения совпадают с занятиями по ознакомлению с окружающим (особенно - с предметным окружением). Это занятия по первичному ознакомлению с предметом, занятия по ознакомлению с признаками (особенностями) предмета и занятия по формированию родовых обобщений,

 

УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ

Само по себе обогащение словаря, являясь совершенно необходимой частью работы по развитию речи, еще не обеспечивает полноценное овладение ребенком лексикой родного языка. Требуется полное понимание смысла слова, а не только запоминание его звуковой оболочки. (Это одна из основных закономерностей усвоения родного языка). Особенную актуальность представляет эта задача для умственно отсталых детей, которым присуще именно неточное, часто неправильное напоминание лексического значения слова.

Приемы уточнения словаря:

- расширенное толкование (объяснение) смысла слова:

- показ предмета, действия и их изображений;

- дидактические игры и упражнения;

- включение слова в словосочетания и фразы (предложения);

 

Для умственно отсталых детей дошкольного возраста особенно важны дидактические игры и упражнения для развития понимания обобщенного значения слов (причем в различной степени обобщения).

Также умственно отсталым детям необходима определенная работа по закреплению словаря, которая помогает более прочному запоминанию новых слов, правильному их пониманию и употреблению.

 

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ

Перевода слов из пассивного в активный словарь можно добиться только путем постоянных упражнений детей в употреблении этих слов в самостоятельной устной речи. Следует поставить ребенка в такие условия, когда он вынужден активно использовать ту лексику, над которой идет работа.

Методы и приемы активизации словаря:

1. Беседа - основной метод, в том числе беседа по картинам, в процессе наблюдения, при рассматривании предметов. При этом очень эффективный прием - вопросы педагога.

2. Дидактические игры и упражнения. Они проводятся во всех возрастных группах. Это игры с предметами, картинками и словесные.

3. Отгадывание загадок.

Можно выделить еще более частные методические приемы активизации словаря, которые применяются педагогом в различных ситуациях, при разных видах рече-познавательной деятельности детей:

o договаривание детьми отдельных слов в предложении, намеренно пропущенных педагогом (при повторении знакомых сказок, потешек, составлении рассказов);

o поручения, требующие от ребенка речевого высказывания («Саша, иди позови Игоря. Скажи: Игорь, иди к нам»);

o использование игровых моментов на занятии, организация игровых действий детей;

o совместная со взрослым или товарищами интересная деятельность;

o косвенная подсказка знакомого ребенку слова при пересказе, в беседе, составлении им рассказа;

o создание располагающей эмоциональной атмосферы на занятии.

У умственно отсталых детей пассивный словарь, как известно, в значительно большей степени, чем при нормальном интеллектуальном развитии, превышает пассивный. Поэтому активизации словаря должно уделяться самое пристальное внимание на всех ступенях обучения.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.