Роль чтения в духовно-нравственном развитии ребенка — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Роль чтения в духовно-нравственном развитии ребенка

2020-12-27 100
Роль чтения в духовно-нравственном развитии ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русская национальная культура складывалась на стыке нескольких культур, так как Россия формировалась и развивалась как многонациональная, полиэтническая держава, на территории которой жили многочисленные народы разных языковых групп, религий, культурных традиций. И историческая самобытность России ярко проявилась в ее культуре, особенно – в духовной культуре, в святости образа Родины, в душевном богатстве человека, в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами, в отсутствии культа богатства. И именно книга может и должна стать проводником идей великого русского народа, источником знаний детей о моральных принципах построения общества являются произведения литературы и искусства.

Только на взрослого ложится ответственность выбора «правильных» произведений, поступки героев которых помогают детям осмыслить причины и следствия их поведения. Однако существует серьезное предостережение для взрослых: в соответствии с особенностями сегодняшнего мира, тенденций развития современных детей и подростков, направленности системы образования на личностное развитие дошкольников, и выбор, и процесс совместного чтения произведений должен осуществляться в системе субъектного взаимодействия. Целесообразно обсуждать, а не осуждать поступки героев, выслушивать мнение детей до того, как выскажется взрослый, не советовать, а советоваться, не ставить «клеймо», а давать детям возможность обдумать и прочувствовать то или иное действие героя.

В XIX веке детское чтение по праву считалось важнейшим средством воспитания души подрастающего поколения. Так, В. Г. Белинский отмечал великую роль чтения в формировании нравственных качеств, патриотических чувств, эстетических представлений в подготовке юных граждан к труду и практической жизни, к бескорыстному служению общему благу.

В 1878 г. редакцией «Детского чтения» были сформулированы 5 основных задач воспитания посредством художественных произведений, печатавшихся на страницах журнала:
– возбуждать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– научить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– дать силы детям для борьбы со злом, т. е. нравственную поддержку в жизни.

В конце 20-го века появился такой вид детского чтения, как «электронное детское чтение». Признавая как роль чтения в личностном развитии ребенка, так и прогрессивные тенденции современности, не стоит отказываться ни от каких видов и способов детского чтения, с тем только дополнением, что взрослый человек возьмет на себя руководство этим процессом. Не запрет опровергаемого многими электронного варианта детских книг, а умелое сочетание различных видов и форм чтения с непосредственным участием взрослого будет служить формированию гармоничной личности ребенка.

Как правило, дети, которые еще не умеют читать, но уже умеют чувствовать и думать (в меру своего возраста), «нанизывают» извлекаемые из книги факты, события, поступки на уже имеющийся у каждого «ценностный стержень», соответствующий уровню и качеству ценностей ближайших взрослых и собственному жизненному опыту ребенка. В соответствии с этим содержание читаемой ребенку книги будет либо принято, либо отвергнуто. Позже ребенок сам научится выбирать для себя те книги, которые соответствуют его мировоззрению, мировосприятию.

Мир сегодня переживает период, изобилующий противоречиями, одним из которых является противопоставление духовно-нравственных ценностей и ценностей материальных. Ориентация личности на важнейшие принципы человеческой нравственности уходит на второй план. Настоящим стихийным бедствием следует считать бесконечный поток безнравственной по своей сути информации, обрушивающийся на людей, а особенно на детей, с телеэкрана, радио, газет, глянцевых журналов, несущий в себе огромную разрушительную силу, сметающий на своём пути веками устоявшиеся духовно-нравственные общечеловеческие ценности, связанные идеями добра и зла.В современной школе существует проблема низкого уровня духовно-нравственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, проявляющаяся в выраженности уже в этом возрасте прагматизма, доминанты материального благополучия, отсутствия интереса к чтению и др. В качестве одного из вариантов решения проблемы может выступать духовно-нравственное и социокультурное развитие дошкольников и младших школьников, освоение общечеловеческих и национальных ценностей, приобщение детей к истокам русской народной культуры и истории.Взаимодействие семьи и образовательного учреждения - сотрудничество родителей, психолога, детей, педагогов, воспитателей - должно стать отправной точкой в деле воспитания высоконравственной личности и гражданина своего Отечества. Для успешного духовно – нравственного воспитания необходимо повысить интерес детей и родителей к семейному чтению. Детям важно различать «чёрное» и «белое», хорошее и плохое, ведь детская психика не знает полутонов. Отец и мать должны успеть вложить в детское сердце и душу всё самое доброе и прекрасное окружающего мира. Начинать нужно с самого детства и начинать нужно с чтения. Научить детей любить книгу, она - лучший помощник в освоении чадом духовно-нравственных основ: "Книга - лучший подарок", "Книга-источник знаний", - мы забыли эти прописные истины. Совместное чтение сближает семью, научает ребёнка рассуждать, мыслить. Конечно, кроха не всегда в состоянии понять прочитанное родителями, но зато малыш в состоянии разобраться в голосовых интонациях близких, увидеть чудесные нарисованные образы, иллюстрации, например таких потрясающих детских художников как Ю.Васнецов, Э.Булатов, О.Васильев, В.Сутеев, В.Чижиков. Надо быть разборчивым в выборе книг, пусть ребёнок увидит настоящую классику детского художественного жанра, а не выполненных на компьютере, обезличенных роботов. Книжки-игрушки В.Сутеева, Г.Цыферова, русские народные сказки, яркие, самобытные - всё это залог успешного чтения малышу от рождения до трёх лет. При выборе литературы для детей постарше (от 3 до 5 лет) надо ориентироваться на таких, проверенных временем, писателей как К.Чуковский, С.Михалков, С.Маршак. Из современных детских писателей – Т.Крючкова, В.Берестов, а так же считалки, загадки, сказки. В этом возрастном периоде дети хорошо воспринимают устное народное творчество: потешки, песни, хороводы.

Для духовно – нравственного развития детей 7-10лет, приобщения их к отечественной культуре полезно читать и обсуждать пословицы и поговорки русского народа, тем более, что пословица возникла как отклик на введение христианства.

Семья и ее роль в развитии детского чтения

Семья – это социальный институт, ядром которого является любовь и принятие. Поэтому на первых этапах развития ребенка чтение помогает реализовать потребность малыша в физической и эмоциональной близости с родителями. Чуть позже совместное чтение вводит ребенка в мир культуры, помогает усвоить образцы читательского поведения, любовь к книге. Возможность находиться рядом с мамой (с папой, бабушкой) во время чтения сближает взрослого и ребенка, помогает прочувствовать отношение близкого человека к прочитанному.

Ребенок учится сопереживать героям сказки, накапливает опыт такого переживания, даже если сам еще не способен воспринимать смысл текста. Соучастие взрослого – обязательный воспитательный элемент чтения с детьми раннего возраста (от года до трех лет) и с дошкольниками (от трех до семи лет). Не снижается роль совместного чтения и в период обучения ребенка в начальной школе.

Поэтому так важно сформировать и сохранить традицию семейного чтения. Совместное с ребенком чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги, делает возможным совместное переживание за героев произведения, рождает совместные обсуждения, развивает эмоциональный интеллект ребенка (умение понимать свои и чужие эмоции), учит отстаивать свою точку зрения, способствует эмоциональному и духовному сближению, создает условия для формирования моральных качеств.

Однако для настоящего времени характерна тенденция резкого снижения времени совместного семейного взаимодействия, в том числе и совместного чтения. Родители все чаще стараются воспользоваться широким ассортиментом аудио- книг и видеофильмов. Причем, как правило, фильмы ребенок смотрит один, и обсуждения увиденного и услышанного не происходит. И зачастую малыш, не в состоянии «переварить» огромное количество событий, поступков и слов, находится в информационном стрессе.

В некоторых случаях родители, выбирая книги для ребенка, недостаточно информированы о современной детской литературе. Тогда они выбирают книги по воспоминаниям собственного детства, без учета психологических особенностей современного детства вообще и их ребенка в частности.

Многие родители с нетерпением ждут, когда ребенок научится читать самостоятельно. И с этого момента отказываются читать вслух детям. А между тем ребенок-первоклассник в период адаптации к школе нуждается в эмоциональном контакте и в совместном чтении не меньше, а, может быть, еще и больше, чем в дошкольном детстве. И подростку необходима поддержка взрослого, его опыт сопереживания и совместные обсуждения (а не назидания и осуждения) прочитанного. И поскольку культура чтения не формируется у ребенка и руководство взрослого отходит на второй план, чтение детей постепенно уходит из-под контроля родителей, а детско-родительские отношения во многих семьях нарушаются.

В связи с этим необходимо говорить о возрождении и выведении на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка.

Семейное чтение, как процесс приобщения современных детей и подростков к чтению должен решать следующие основные задачи:

· формировать умение общаться с книгами, самостоятельное раскрытие смысла произведений;

· обогащать словарь знаний о литературе;

· переходить от привычки читать к потребности в чтении;

· создать духовную близость с родителями;

· формировать взгляды и мировоззрение;

· приобщать к общечеловеческим и семейным ценностям

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.