Мамайчук И.И., Помощь психолога детям в аутизмом. – Спб.: Речь, 2007. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Мамайчук И.И., Помощь психолога детям в аутизмом. – Спб.: Речь, 2007.

2020-12-27 279
Мамайчук И.И., Помощь психолога детям в аутизмом. – Спб.: Речь, 2007. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мамайчук И.И., Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – Спб.: Речь, 2003.

Морозова Т.Л., Развитие навыков общения у аутичных детей дошкольного возраста, – Полоцк, 2017г.


 

Приложение 1

ПРОТОКОЛ

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА _____

 

Дата рождения:

Дата и время проведения наблюдения:

Кто проводил наблюдение:

Цель наблюдения: свободное наблюдение за поведением

Описание поведения ребенка Выводы рекомендации
   

 


 

Приложение 2

Карта наблюдения за ребенком с аутизмом.*

Блок 1. Эмоционально-поведенческие особенности

1. Контакт

Оценки

0 Контакт полностью отсутствует.
1 Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку).
2 Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери, уходит от контакта, когда его о чем-то просит психолог)
3 Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависит от настроения и состояния ребенка.

2. Активность

Оценки

0 Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя.
1 Избирательная активность (например, увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с ними манипулирует).
2 Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания.
3 Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу.

3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления.

Оценки

0 Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, аффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции.
1 Избирательное отношение к ситуации, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации.
2 Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности.
3 Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, аффективность.

4. Поведение

Оценки 0 Преимущественно полевое поведение без признаков критичности.
  1 Частое проявление аффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует.
  2 На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство.
  3 Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений.

Блок 2. Особенности работоспособности.

1. Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий.

Оценки

0 Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукивании). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы.
1 Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога.
2 Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий.
3 Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, в начале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется.

2. Переключаемость и устойчивость внимания.

Оценки

0 Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий.
1 Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании.
2 Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях.
3 Выраженных признаков инерции не прослеживается.

Блок 3. Особенности познавательной деятельности.

1. Ориентировочная деятельность

 

0 Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта.
1 Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других дейтсвий.
2 Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна.
3 Активные целенаправленные манипуляции с предметами.

2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь.

Оценки

0 Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы.
1 Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы.
2 Развернутая речь, но практически недоступен диалог.
3 Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии.

3. Целенаправленные действия.

Оценки

0 Отсутствуют
1 Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие.
2 Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий.
3 Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения задания.

 

· Допускается использовать любые другие карты и схемы диагностики функциональных умений и методы психолого-педагогического изучения.

Приложение 3

Игры и упражнения для установления эмоционального контакта с аутичным ребенком.

 

Коррекционную работу с аутичными детьми ориентировочно можно подразделить на два этапа. Первый этап - установление эмоционального контакта, преодоление негативизма ребенка к общению с взрослыми, нейтрализация страхов. Второй этап – преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его социальным нормам поведения, развитие его способностей.

Содержательной стороной занятий с ребенком является деятельность, которую он любит, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, т. е. педагогу необходимо ориентироваться на интересы и пристрастия малыша.

Чтобы завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, предлагается проводить сенсорные игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Рекомендации по проведению сенсорных игр

  • Если ребенок не включается в игру, - не настаивайте. Повторите попытку в следующий раз. Если ребенку понравилась игра, а он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия. Следует радоваться самому минимальному участию ребенка в игре.
  • Помните о том, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предложить заранее, какое именно впечатление произведет на ребенка данный сенсорный эффект, будьте осторожны – предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за тем, как реагирует ребенок, и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
  • Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества повторений. Не противьтесь его просьбам повторять игровые действия вновь и вновь – ему необходимо время, чтобы “обжить” новые ощущения.
  • Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти адекватную возможность это желание удовлетворить. Чаще всего это желание обладать каким-либо предметом, совершать с ним определенные действия.
  • Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребенка, а также от вашей фантазии и педагогической интуиции.

Виды сенсорных игр

1. Игры с красками.

Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканов. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски различных цветов. Обычно ребенок заворожено следит за тем, как “облачко” краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, - ребенок своей реакцией даст понять, какой из способов ему больше нравится.

Если ребенку нравится игра, скорее всего, он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию – предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам, а если прольет, вытереть лужу на столе или полу тряпкой. Инструкции должны быть четкими, и лучше, если вы действуете вместе с ребенком:

Открываем кран. А где наша бутылка? Вот она, в шкафчике стоит. Давай нальем в нее водичку – ух, какая тяжелая стала бутылка. Теперь разольем воду по стаканам. Буль-Буль-Буль – течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась на столе лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо.

Смешивание красок.

Для этого можно либо сливать воду разных цветов в один стакан, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, получая новые цвета.

2. Игры с крупами

Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску. Опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да?

Варианты:

  • Спрячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите;
  • Пересыпьте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую. Пересыпайте в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук;
  • Если ребенок захочет рассыпать крупу – пусть это будет “дождь” или “град”. По рассыпанной на полу крупе можно походить в носочках. Можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит.

3. Игры со свечами

Приготовьте набор свечей: обычную длинную, плавающие свечи, а также маленькие свечки для именинного торта. Начинайте с длинной свечи – установите ее устройство и зажгите на глазах у ребенка: Смотри, свечка горит – как красиво. Ребенок может испугаться – в этом случае отложите игру. Если реакция ребенка положительная, предложите подуть на пламя: А теперь подуем… Сильнее, вот так – ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок. Скорее всего, ребенок попросит зажигать свечу еще и еще. Варианты игры:

  • Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом;
  • Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище;
  • Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.
  • Приготовьте зефир в шоколаде и воткните одну или несколько праздничных свечек – сегодня “День рождения мишки”.вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите “праздничный торт” и задуйте свечи.

4. Игры со светом и тенями

  • «Театр теней». Придумайте несложный сюжет и организуйте «театр теней», используя приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.
  • «Солнечный зайчик». Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте зеркальцем лучик и постарайтесь обратить внимание ребенка на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Тогда неспеша отодвигайте луч в сторону: попробуйте вовлечь ребенка в игру – предложите поймать убегающего «зайчика». Если малышу понравилось игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч.

Игры со звуками

  • «Послушаем звуки». Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка - прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложки о стенке чашки, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.
  • «Постучим, погремим». Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите по стеклу и т.д.
  • «Найди такую же коробочку». Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию,- пусть он найдет коробочку, звучащую так же.

Вместо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. Количество пар коробочек можно постепенно увеличивать.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.