Коррекционно - педагогическая работа — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Коррекционно - педагогическая работа

2020-12-27 135
Коррекционно - педагогическая работа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Л. С. Сековец

Коррекционно - педагогическая работа

По физическому воспитанию детей

Дошкольного возраста

С нарушением зрения

Нижний Новгород

Издатель Ю.А.Николаев

2001


УДК 371.916:371.73 ББК 74.3 С 28

Сековеп Л.С.

С 28 Коррекционно-педагогическая работа по физическому вос­питанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения — Н.Новгород, Изд. Ю.А.Николаев, 168 с, илл. ISBN 5-93529-006-5

В книге рассматриваются основные формы коррекционно-пе дагогическои работы в процессе физического воспитания детей с нарушением зрения, навыков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др.

Книга рассчитана на тифлопедагогов, воспитателей, руководи телей физического воспитания дошкольных учреждений ком пенсирующего и комбинированного видов, студентов педаго гических учебных заведений, родителей.

ISBN 5-93529-006-5

© Сековец Л.С., 2001

© Издатель Ю.А.Николаев, 2001


Посвящается другу и учителю Плаксиной Любови Ивановне

Введение

Сущность коррекционно-педагогической работы средствами физического воспитания детей дошкольного возраста с косогла­зием и амблиопией в условиях дошкольных учреждений компен­сирующего и комбинированного видов заключается в формирова­нии гармонически развитой личности, сочетающей в себе физи­ческое совершенство и уровень социальной компетентности, обеспечивающий становление жизненно необходимых навыков, умений и отношений детей для интеграции их в сообщество свер­стников {Малофеев Н.Н., 1998; Денискина В.З., 1996; Плаксина Л.И., 1998; Сековец Л.С., 2000; Тупоногов Б.К., 1996).

В целях оптимизации коррекционно-педагогической работы с детьми целесообразно осуществлять следующие задачи:

1. Определение психолого-педагогических условий проявления и развития детской индивидуальности.

2. Воспитание сознательного, внимательного отношения к своему

здоровью, понимания и стремления к здоровому образу жизни.

3. Формирование физической и социальной готовности к обуче-

нию в школе.

4. Коррекция недостатков физических и личностных качеств
детей с нарушением зрения.

Это требует учета специфики содержания и организации меро­приятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учетом психических и физических возмож­ностей каждого ребенка.

В связи с этим социально значимым и актуальным является со­вершенствование коррекционно-педагогической и лечебно-восста-новительной работы в детских садах для детей с нарушением зрения.


4

Специфика физического воспитания в этих дошкольных учре дениях определяется особенностями развития детей, обусловлен­ными нарушением зрения.

Необходимость создания специального коррекционного режи­ма в процессе физического воспитания предусматривает использо­вание комплекса всех средств физического воспитания для кор­рекции двигательной сферы детей, преодоления имеющихся недо­статков, активизации зрительных функций.

Опыт работы дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов показывает, что в процессе физического воспитания возможны коррекция недостатков физического разви­тия и активизация зрительных функций. Данные медицинского контроля свидетельствуют о положительном влиянии физической культуры на лечение зрительных патологий, а также повышение и стабилизацию остроты зрения у детей.

Основными формами коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания являются индивидуальные и групповые занятия по развитию у детей с нарушением зрения на­выков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др.

Необходимым условием коррекционно-педагогической работы
средствами физической культуры является разработка специаль­
ного оборудования для коррекции нарушенных двигательных
функций, введение пропедевтических курсов в процессе овла­
дения сложными видами движений, проведение специальной кор-,
рекционной гимнастики и игр.                                                       (

Проведение коррекционно-педагогической работы во взаимо-j связи с лечебно-восстановительным процессом способствует целе­направленной педагогической коррекции недостатков физичес-j кого развития и преодоления нарушений в двигательной сфере, активизации зрительных функций, помогает успешному овладе­нию программой по физической культуре и обеспечивает свое­временную подготовку детей к школе.

В пособии раскрываются основные положения коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания до­школьников с нарушением зрения, показаны особенности физи­ческого развития детей с нарушением зрения, дается разработка содержания форм и методов коррекционной работы с детьми.


 


f

Глава 1

Г          Особенности физического развития

/                                 и состояния двигательной

подготовленности дошкольников


Для правильной организации физического воспитания детей с нарушением зрения необходимо знать особенности их физичес­кого и функционального развития.

Известно, что дети с нарушением зрения имеют определенную специфику развития. Антропометрический анализ (по данным роста, веса, окружности грудной клетки) (Кручинин В.А., 1980; Сермеев Б.В., 1976; Сековец Л.С, 1985) свидетельствует, что по­казатели веса у детей с нарушением зрения выше на 10— 15 % по сравнению с нормально видящими. Показатели роста у них ниже на 5 — 7 %, чем у нормально видящих сверстников. Это указывает на то, что существует некоторая диспропорция в соотношениях веса и роста у детей с нарушением зрения. Если в росте они от­стают от нормы, то в силу недостаточной двигательной активности, обусловленной сложностями зрительно-пространственной ориен­тации, в весе они превышают возрастные нормы.

Соотношения между показателями физического развития рас­крывают своеобразие отношений между ростом, весом и ОГК у детей с нарушением зрения. По нашим данным, к «высокому» уровню физического развития относятся 3 — 11 % детей. К «сред­нему» уровню — 33 — 35 % детей с нарушением зрения. Группа де­тей с уровнем «ниже среднего» представлена 42 — 53 %. Дисгар­моничное развитие встречается у 10—12 % детей с нарушением зрения.

Определение уровней физического развития показало, что до 62 % детей с косоглазием и амблиопией в младшем возрасте имеют отклонения в физическом развитии. К старшему возрасту откло­нения в физическом развитии увеличиваются и составляют 70 %. Это свидетельствует, что дети с нарушением зрения отстают по основным показателям и уровню физического развития от своих


б

сверстников. Отклонения в физическом развитии у них встре­чается в 3 — 4 раза чаще, чем у здоровых сверстников.

Причинами отклонений у детей с нарушением зрения являются, снижение двигательной активности из-за сложности зрительно-двигательной ориентации детей, недостаточная двигательная под­готовленность и, как следствие этого, превышение в весе.

Специфические особенности физического развития могут про­являться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппа­рата и осанки. Нарушения осанки и степень их выраженности обусловлены состоянием зрения у детей. Частота случаев нару­шений осанки у детей с нарушением зрения составляет 60 — 65 % и зависит от характера зрительной патологии.

Например, при косоглазии, миопии ребенок вынужден накло­нять голову в удобное положение, чтобы обеспечить лучшее ви­дение рассматриваемых предметов, низко наклонять голову при движении (ходьбе, беге и др.). Кроме того, нарушения осанки у детей являются следствием остаточных явлений родовой травмы, рахита, различных парезов мышц, ослабленности мышечной сис­темы от частого длительного сидения в неправильной позе: с на­клоненным в сторону туловищем, опущенной головой. Нарушения осанки встречаются также из-за неправильной организации оф~ тальмо-гигиенических условий педагогического процесса, нару­шения двигательного режима, отсутствия специальных коррек-ционных упражнений, улучшающих формирование правильной осанки и активизирующих их двигательную деятельность.

Анализ характера дефектов осанки показал наличие сведенных вперед и свисающих плеч, крыловидных лопаток, сколиотической установки, сутуловатости, асимметричной установки плечевого пояса, осложненной кривошеей.

Наряду с нарушением осанки у детей встречаются деформации нижних конечностей, выражающиеся в искривлениях стоп. Плос­костопие у детей с нарушением зрения появляется в результате постоянной статической перегрузки нижних конечностей, из-за слабости мышц стоп, а также как последствия частичных пара­личей. Плоскостопие резко снижает опорную функцию ног и соз­дает угрозу для большего уплощения. Неправильно сформиро­ванные навыки в ходьбе, беге и других движениях, недостаточная двигательная активность детей также создают опасность для боль­шего проявления этих нарушений.

Для осуществления коррекционной работы с детьми дошколь­ного возраста важно знать состояние сердечно-сосудистой и ды-


7

хательной систем. У детей с нарушением зрения показатели сер­дечно-сосудистой системы несколько выше нормы. Средние пока­затели ЧСС свидетельствуют об учащении пульса на 3 — 8 ед. в ми­нуту у детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими. Уровень максимального и минимального давления так­же выше нормы на 3 — 5 мм рт. ст. Аналогичные проявления наблюдаются в показателях пульсового давления, средние вели­чины которого выше нормы на 2 — 4 мм рт. ст.

Характерно, что восстановительный период после физической нагрузки у детей с нарушением зрения занимает больше времени. Восстановление пульса, артериального давления, дыхания проис­ходит на 5 —6-й минуте. Для сравнения: у детей без зрительной па­тологии — на 3 —4-й минуте. В большинстве случаев у детей с нару­шением зрения выполнение стандартной пробы сопровождается нарушением самочувствия (одышки, покраснения лица), дети чаще делают остановки, выполняют приседания неглубоко, чаще поль­зуются помощью взрослого. Это свидетельство того, что двигатель­ная активность этих детей снижена, вследствие чего нарушена спо­собность к выполнению дозированной физической нагрузки.

Примерные упражнения для развития статического дыхания

1. И.П.*: лежа на спине, ноги сжаты в коленях, руки вдоль туло­
вища.

Попеременно производить вдох и выдох. При вдохе — жи­вот немного выпячивается, при выдохе — живот умень­шается. Диафрагма принимает куполообразное положе­ние. Повторить упражнение первоначально 3 — 4 раза, каж­дый раз увеличивая на 1 — 2 раза, до 10— 15 раз.

2. И.П.: стоя, руки внизу, спина прямая, взор вперед. Выпол­нение то же.

3. И.П.: сидя на стуле, спина прямая, руками опереться о стул. Выполнение то же.

Далее детей обучают дыханию при выполнении различных уп­ражнений. Некоторые упражнения рекомендуются воспитателям АЛЯ включения в комплексы утренней гимнастики, физкультурные занятия, физкультминутки.

'■П. — исходное положение.


24

Индивидуальные назначения

1. При кифозе: упражнения из положений лежа на спине — ноги согнуты в коленях.

2. При кривошее — носить воротник.

3. При «0»-образных ногах — вместо ходьбы «по-медвежьи» — выполнять обычную ходьбу, ноги ставить на пятку с пере­катом на носок, носки ног развернуты наружу. Учитывая от­клонения у детей, воспитатель включает эти упражнения в комплекс общеразвивающих упражнений в занятия и утрен­нюю гимнастику.

Комплексный подход к работе (ортопедический режим, лечеб­ная гимнастика, массаж, индивидуальные занятия, беседы, кон­сультации с воспитателями) дает положительные результаты в ле­чении детей с нарушением зрения.

Нарушения опорно-двигательного аппарата — это тяжелое за­болевание, которое с трудом поддается лечению, восстановлению, но благодаря совместным усилиям удается получить положитель­ные результаты. Эффективность лечения опорно-двигательного аппарата определяется по схеме:

- с выздоровлением — %

- с улучшением — %

- без перемен — %

4. Общеразвивающие упражнения;

- круговые движения руками. И.П.: стоя, пятки вместе, носки врозь, мешочек в руке. Повторить 3 — 4 раза;

- стойка боксера. И.П.: стоя, пятки вместе, носки врозь, мяч в согнутых руках. Выполнять 20 — 30 сек;

- приседание. И.П.: то же. Повторить 3 — 5 раз;

- танцевальные движения: шаг вправо, руки вниз, влево. И.П.: стоя, руки свободно. Повторить 3 — 5 раз;

- упражнение на координацию: поочередное поднимание рук вверх, в стороны с отставлением ноги на носок. И.П.:


27

стоя, пятки вместе, носки врозь, руки внизу. Повторить 3 — 5 раз;

- вращение головы вправо, влево. И.П.: лежа на животе, руки в упоре. Повторить 3—5 раз. Упражнения для включения в комплексы утренней гимнастики

1. Ходьба по большому пространству, руки на поясе, взор впе­ред, ходьба на носках, руки в стороны, ходьба в чередовании с прыжками, попеременно на правой и левой ноге.

2. Упражнение на дыхание — глубокий вдох, руки вверх, в сто­роны, выдох — опустить руки.

3. Покачивание руками вперед — назад, подняться на носок, руки вверх — вдох, опустить — выдох. И.П.; О.С*

4. Одновременные движения рукой и ногой (правая рука вперед

— левая нога в сторону; левая рука вперед, правую ногу от­ставить назад. С подниманием руки вверх — вдох; вернуться в и.п. — выдох).

5. Танцевальное движение. И.П.: стоя, ноги свободно, руки на поясе, ритмичные приседания с поворотом корпуса и го­ловы.

6. Поочередное загибание пальцев на руке. И.П.: ноги на ши­рине плеч, руки вперед, вверх. Дыхание произвольное.

7. Приседание. И.П.: пятки вместе, носки врозь, руки в стороны.

8. Прыжки на двух ногах. И.П.: пятки вместе, носки врозь, руки

на поясе. Дыхание произвольное.

Показания и противопоказания к занятиям физическими упраж­нениями

1. При сколиозах и сколиотической осанке противопоказаны повороты туловища вправо, влево, асимметричные упраж­нения, отведение рук назад, езда на велосипеде, самокате.

2. При сутулости и кифозах противопоказано сведение рук вместе.

Допустимо — поднятие рук вверх, в стороны. Противопоказанынаклоны вперед к носкам ног, скре­щивание рук перед грудью, над головой, езда на велосипеде, самокате.

3. При плоскостопии противопоказаны ходьба на пятках, внут­
ренней стороне стопы, по песку босиком.


О. с. -


основная стойка.


28

4. При рекурвации коленных суставов противопоказаны на­клоны вперед до пола, ходьба на носках, четвереньках.

5. При «Х»-образных коленных суставах противопоказана ходь-

ба на внутренних сводах стопы, прыжки с мешочком, зажа­тым между колен.

6. При «0»-образных ногах противопоказана ходьба «по-мед­
вежьи».

Вопросы к анализу занятия лечебной гимнастики

1- Выполнение офтальмо-гигиенических требований к прове­дению занятий: ~ освещение, ~ состояние и наличие очков,


32


 

- использование зрительных и слуховых ориентиров,

- проведение физкультминуток и упражнений для раз­вития зрительных функций,

- соответствие физической нагрузки зрительной патоло­гии детей.

2. Выполнение санитарно-гигиенических требований:

- состояние и подготовка оборудования,

- температурный режим,

- влажная уборка,

- одежда и обувь детей.

 

3. Целесообразность размещения оборудования и спортивного инвентаря на занятии.

4. Соответствие комплекса лечебной гимнастики группе здо­ровья, возрасту и физической подготовленности детей.

5. Обеспечение двигательной активности детей на занятии.

6. Коррекционная направленность занятия:

 

- подбор упражнений,

- темп ведения занятия,

- дозировка,

- целесообразность применения методических приемов,

- качество выполнения упражнений.

 

7. Осуществление индивидуальной работы на занятии.

8. Обеспечение страховки детей, индивидуального контроля за слабовидящими детьми и детьми с окклюзией.

9. Использование упражнений на коррекцию вторичных откло­нений в физическом развитии детей.

10. Обеспечение взаимосвязи лечебно-восстановительной и кор-рекционно-педагогической работы на занятии:

 

- включение упражнений на прослеживание,

- использование заданий на сосредоточение,

- применение упражнений на фиксацию взора и т.д.

11. Выполнение задач по формированию социально-адаптивного<
поведения у детей.

- привитие культурно-гигиенических навыков,                 ,;

- формирование навыков трудолюбия,

- воспитание нравственных качеств личности, ~ развитие умственных способностей,

- привитие эстетического вкуса.

(Г*Ф^*9


 


/< °

Глава 4

Г          Комплексный подход к организации

I                       физического воспитания детей

дошкольного возраста


При патологиях зрения у дошкольников обнаружен целый комплекс двигательных нарушений. Они обусловлены снижением остроты зрения, нарушением бинокулярности, глазодвигательных функций, поля зрения и др.

С целью предупреждения и преодоления отклонений в физи­ческом развитии и двигательной сфере у детей целесообразно введение комплексного подхода к развитию физических и зри­тельных возможностей, а также установление взаимосвязи с ле­чебно-восстановительным процессом.

Комплексный подход в физическом воспитании рассматривает­ся как систематическое сочетание педагогических и медицинских средств, направленных на всестороннее развитие личности, а так­же выбор адаптивных средств физического воспитания с учетом психофизических возможностей детей. Комплексное физическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития личности ребенка — развитием зрительного восприятия, ритмической дея­тельности, пространственной ориентировки, мелкой моторики и крупной мускулатуры и овладением основными двигательными Умениями.

В связи с этим задачи комплексного содержания реализуются с учетом развития зрения, формированием зрительно-двигатель­ных взаимосвязей на основе полисенсорного характера воспи­тания и обучения дошкольников движениям.

Такой подход к решению задач физического воспитания имеет важное компенсаторное значение. Доразвитие мышц с помощью физиотерапевтических мероприятий, курсов ЛФК, специального массажа способствует активному восстановлению нарушенных Функций и включению их в процесс восприятия действительности изучения пространственно-ориентировочной деятельности.


34

При этом коррекционно-воспитательная направленность комп­лексного содержания в физическом воспитании заключается в том, чтобы максимально создать ребенку условия для овладения разными видами движений, зрительно-двигательными образами и ориентировочной деятельности в пространстве. Весьма необхо­димым в процессе физического воспитания является создание комфортных условий с помощью оптических средств, которые способствуют прочному усвоению навыков, упорядочиванию ха­рактера изучаемых движений.

Особенно важно для коррекции и компенсации нарушенных движений у таких детей комплексное использование форм фи­зического воспитания (гимнастика, занятия, игры, развлечения и др.) в сочетании с пропедевтическими курсами. Введение пропе­девтики создает у детей надежную опору для практического овла­дения движениями. К тому же использование специальных трена­жеров для отработки элементарных движений содержит перспек­тиву в оптимизации обучения детей сложным видам движений.

Таким образом, комплексное воздействие на ребенка через сис­тему адаптивных средств (лечебные мероприятия, физические упражнения, массаж, различные виды гимнастик, занятия, компо­нентом которых являются движения) позволяет улучшить состоя­ние мышц, зрения, формировать двигательную активность детей, обеспечить физическое воспитание ребенка в соответствии с ин­дивидуальными возможностями.

Наборы цветных дорожек

Служат для разбега, ходьбы с сохранением равновесия, разви­тия координации движений (красные, желтые, зеленые, оранже­вые) — длина - б —8 м, ширина — 20, 25, 30 см.

— дорожки для равновесия с нанесенными заданиями (ходьба по извилистой дорожке, ширина линии 2 — 4 см, ширина до­рожки 25 — 30 см, длина 5 —6 м, дорожка зеленого цвета, из-

* Рисунки смотри в Приложении 5.


39

вилистая линия желтая или белая; ходьба с перешагиванием через поперечные линии, дорожка желтого цвета с красными линиями, ширина линии — 3 см, расстояние между линиями - 40 см);

— дорожки для равновесия с нанесенными кружками, дорожки разноцветные, кружки контрастного цвета, диаметр кружков 30 см, расстояние между кружками 40 — 45 см (для ходьбы обычным шагом — кружки в два ряда, кружки по размеру стопы ребенка, расстояние между кружками по длине шага ребенка, для ходьбы (стопы по одной линии) — кружки рас­положены по одной линии, размер кружков по размеру сто­пы ребенка 19 — 21 см, расстояние между кружками 30 — 35 см);

— для ходьбы стопа к стопе (кружки расположены вплотную один к другому) размеры кружков по размеру стопы;

— дорожки для координации и равновесия с нанесенными сто­пами;

— дорожки для обучения умению чередовать правую и левую ноги (ширина дорожки 40 см, длина 5 м, правая стопа ок­рашена в красный цвет, левая — в зеленой, размер стопы по среднему размеру стопы детей, расстояние между стопами — 20 см, средняя длина шага — 38 — 43 см);

— дорожка для закрепления умений чередовать стопы при ходь­бе, размеры те же, стопы окрашены в один цвет;

— дорожки для ходьбы (стопы по одной линии) — стопы нари­сованы для правой ноги красным цветом, левой — зеленым, расстояние между стопами (от носка одной до пятки другой) — 35 — 45 см;

~ то же, стопы нарисованы одним цветом;

— дорожка для ходьбы стопа к стопе (первый вариант — правая
стопа — красного цвета, левая — зеленого; второй вариант —
стопы одного цвета, размер стопы (по среднему размеру сто­
пы детей);

~ дорожка для прыжков продвижением вперед (на дорожку зеленого цвета нанесены кружки оранжевого цвета), диаметр кружков 30 см, расстояние между кружками 35 — 40 и 40 — 45 см;

~~ Дорожки для прыжков с продвижения вперед (из обруча в обруч), размер дорожки тот же, диаметр обруча 30 см, ши­рина обруча 5 - 6 см;

~~ ковровая дорожка (4 —6 —8 м, ширина 1 — 1,5 м);


40

— дорожка из поролона: длина дорожки 5 —б м, ширина 1 м; длина дорожки 3 — 4 м, ширина 30, 20 и 10 см.

Малая башня с лесенкой (рис. 5)

Применяется на начальных этапах для перешагивания, лазания по низкой наклонной лесенке. На лесенке имеются ориентиры для лазания (на перекладине метки — для правильного х:вата руки и постановки ног), а также контрастно выделенные перекладины — для перешагивания. Они способствуют выработке согласованнос­ти движений ног (чередование правой и левой ног), руки при зри­тельном контроле. Контрастные перекладины — это место пере­шагивания. Их применение не вызывает у детей напряженности при зрительной оценке, поэтому в целом движения совершаются спокойно, уверенно, не наблюдается негативных изменений ор­ганов зрения.

Лесенка двойная (рис. 6)

Используется для совершенствования лазания. Такая конструк­ция лесенки помогает индивидуально, под контролем взрослого, осуществить движение, сочетать его со зрительным анализом. На лесенке контрастно обозначены первая и последняя перекладины — это дает возможность зрительно оценить высоту (расстояние) лесенки, соизмерить свои возможности, равномерно распределить физические силы.

На другой стороне выделена перекладина (половина! высоты) — также рекомендуется использовать для зрительного анализа рас­стояние и распределение своих сил при влезании и слезании.

Мишени, щиты для метания

Лесенкастремянка — щит (рис. 7). Используется как для ла­зания, так и для метания. Использование мишеней развгой формы, размера, освещенности обеспечивает развитие зрительного вос­приятия в процессе овладения метанием.

Разнообразие мишеней на щите способствует самостоятель­ному выбору детьми с анализом их подготовленности ж метанию, учетом зрительных возможностей.

При обучении педагог предлагает детям сначала простые ва­рианты, затем после прочного усвоения метания в данную мишень учащийся переводится на более сложную или выбирает ее сам.

В работе со слабовидящими целесообразно использовать зри­тельно-слуховые мишени.

На щите размещаются мишени из картона, фанеры. Мишени спускаются со щита на необходимую высоту на шнуре. Это дает


41

возможность четко видеть мишень в пространстве. В середину мишени вмонтирован маленький колокольчик. При попадании предметом в мишень слышен звук колокольчика и видно качание мишени.

Движущиеся мишени (рис. 8). Используются для совершенство­вания навыков метания, а также прослеживания за движущимися предметами, точности оценки расстояния до предмета, его прост­ранственного расположения.

Целесообразно использовать движущиеся мишени в виде кон­кретного образа (мяч, петушок, елочка). Такие мишени более четко воспринимаются слабовидящими детьми, у них создается пред­ставление о конкретном предмете, им легче воспринимать этот образ в пространстве, особенно при движении. Такие мишени по­зволяют сочетать мышечные ощущения (в виде бросания в цель) со зрительными, т.е. правильно вычленять образ, его движение, расположение ребенка до него.

Дуги

Дуги простые (настольные)

Используются при проведении физкультминуток для снятия зрительного утомления. Подбирается простой комплекс упраж­нений: раскачай пирамиду (вперед-назад, вправо-влево); проследи за ней глазами; найди средний шарик на пирамиде (первый, вто­рой и т.д.); закрой глаза — дотронься до верха дуги; пересчитай шарики на пирамиде с закрытыми глазами.

Дуги простые (напольные) (рис. 9)

Используются для пролезания, ползания. Задания в лазании даются в сочетании с упражнениями для развития зрительного восприятия. Например, пролезь и не задень предмет; доползи до предмета, раскачай его, проследи колебания предмета; пролезая поА Дугу, коснись предмета головой.

Дугообразование (рис. 10)

Его применяют для упражнений в подлезании, лазании. Исполь­зуются разные способы подлезания: на ладонях, на ступнях. При-еняются для прокатывания мячей, попадания мячом в предмет, ПоАвещенный к дуге.

лазании подбираются упражнения с сочетанием зрительной тРенировки. Например:

^) пролезь через все дуги, коснись головой одного предмета; > Попади мячом в один из предметов; ' открой глаза перед последней дугой и т.д.


42

Все дуги окрашены ярко (например красные, варианты — все дуги разного цвета: желтая, зеленая, красная и др.). Круг (рис. 11)

Используется для перешагивания, подлезания, перелезания. Для сочетания упражнений со зрительным анализом на круге имеются различные ориентиры в виде меток, подвесок, контрастного выде­ления перекладин, контуров круга. Это дает возможность выделять расстояние, местоположение ребенка, оценивать форму предмета, деталей, расположенных на нем, выполнять движения в лазании, перелезании качественно, не напрягая зрения, действовать само­стоятельно.

Доски гимнастические

Доска обычная (рис. 12)

Используется для ходьбы, бега, перешагивания. На доске имеются ориентиры, такие как на гимнастических скамейках.

Доска с подставками (рис. 13)

Используется как гимнастическая скамейка, имеет ориентиры разных обозначений, для перешагивания, сохранения направле­ния, точности движения. Доска с опорой на одну подставку при­меняется как наклонная доска и скат.

Доска ребристая

Применяется в корригирующих упражнениях для стопы. На досках разнообразные ориентиры, позволяющие применять обо­рудование с целью коррекции зрительных функций, совершен­ствовать зрительное восприятие.

Качели (рис. 14) (малая башня в сочетании с гимнастической доской)

Используется для самостоятельной двигательной деятельности детей с нарушением зрения.

Опоры

Короткая опора

Применяется для сохранения устойчивого положения при вы­полнении прыжков на месте, приседания. На опорах имеются мет­ки: место хвата для рук и сосредоточения взора в момент выпол­нения действия, оценки зрительного контроля, точности движе­ния.

Длинная опора

Необходима детям с нарушением зрения при сохранении ди­намического равновесия.


43

Она используется ребенком при необходимости, при потере устойчивости. Присутствие опор создает комфортность при вы­полнении движений, уверенность детей, не требует дополнитель­ной страховки взрослых. Все это обеспечивает создание у детей представления о целости действий, их протяженности, глубины, широты обзора при движении (например, при прыжках, ходьбе).

Спортивный тир.

Игры способствуют развитию зрительного восприятия и прост­ранственной ориентировки на микроплоскости. Они являются подготовительным этапом, необходимым для развития сосредо­точения, прослеживания, узнавания предмета в целом и частей, его составляющих. Игры в непринужденной, естественной обста­новке решают поставленные задачи. Игры могут использоваться как в самостоятельной деятельности, а также на физкультурных занятиях в виде активного отдыха, творческих заданий.


47

СХЕМА РИСУНКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ В процессе занятий физической культурой с целью развития зрительного восприятия целесообразно использовать схемы и таб­лицы, изображающие движения, отдельные элементы физичес­кого упражнения.

Вначале следует учить детей «читать» расположение в прост­ранстве простые схемы, затем выполнить по ним движения.

Общеразвивающие упражнения

1. «Кто дальше»

И.п.: сидя, скрестив ноги, мяч в правой руке. Наклониться вправо, коснуться мячом пола подальше от себя, вернуться в исходное положение.

2. «Переложи мяч»

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища на полу, мяч в правой руке. Поднять ногу вверх, переложить за ногой мяч из руки в руку, вернуться в исходное положение.

3. «Качалка»

И.п.: сидя, согнув ноги в коленях, палка под коленями, дер­жать двумя руками. Лечь на спину, вернуться в исходное положение.

Основные движения

'■ Лазание

1 Подниматься и опускаться на четвереньках по наклон­ной доске.


48

2. Лазать по гимнастической лестнице одноименным спо­собом. П. Прыжки

1. Прыжки в длину с разбега.

2. Прыжки в длину с места. Ш. Равновесие

 

1. Ходьба по гимнастической скамейке с заданием.

2. Ходьба по бревну. IV. Подвижные игры

 

1. «Выбей кубики из круга».

2. «Просо».

3. «Храбрый игрок».

4. «Ловля хорька».

5. «Найди дом для матрешки».

6. «Выбери дорожку».                                 \

7. «Найди флажок».

8. «Найди шар».

9. «Найди снаряд для занятий».

 

10. «Найди свое место».

11. «Помоги зайчику».

12. «Нарисуй движение».

Использование схем, рисунков позволяет наглядно представить действие, схему построения в играх, проследить последователь­ность упражнения, сосредоточить взгляд на отдельных деталях упражнения или всего действия в целом (Приложение 6).

Таким образом, использование схем, таблиц позволяет создать у детей при разучивании движений зрительное восприятие образа, выделить его части, место расположения, перенести действия с рисунка на себя; в подвижных играх совершенствовать целостное восприятие движений, создавать условия для вариативности, тем самым экономя время на дальнейшее совершенствование дви­жений, создавая предпосылки для самоорганизации и активного участия зрения в процессе выполнения действий, развивая зри­тельный анализ движений.

ar <*0** s >



Г

Глава 5

Г Развитие зрительного восприятия у детей
1            в процессе физического воспитания


Значение исследований зрительного восприятия для тифлопе­дагогики определяется тем, что обучение и воспитание в дошколь­ных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений. Успешность решения задач зависит от развития зре­ния и зрительного восприятия, так как его неполноценность сни­жает возможность формирования практических навыков и уме­ний пользоваться неполноценным зрением при удовлетворении различных жизненно необходимых потребностей.

Психолого-педагогический аспект зрительного восприятия, как отмечают Л.И.Солнцева, 1997; Л.И.Плаксина, 1997; В.П.Ермаков, 1985, содержит оценку информационной способности зрительного анализатора, которая зависит от таких качеств, как скорость вос­приятия, точность, полнота.

У детей с нарушением зрения эти качества нарушены или сни­жены. Отмечается замедленность, грубое искажение, снижение скорости выполняемых действий, повторение упражнений с ошиб-_ками, появляются необоснованные паузы при выполнении раз­личных заданий. Кроме того, у дошкольников с косоглазием и ^мблиопией наблюдается фрагментарность, пропуски деталей тех­ники движений (Л.С.Сековец, 2000).

В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с на­рушением зрения отмечаются узость обзора, нарушение стерео­фонии, смешение формы действия, несформированность прост­ранственных представлений (В.А.Кручинин, 1991). В организации Работы по развитию зрительного восприятия у детей предусмат­ривается применение педагогических методов, направленных на активизацию глубины пространства, объемности, способности опРеделить расстояние, протяженность до объекта и др.


50

Особое значение должно быть обращено на офтальмологичес­кий аспект при развитии и коррекции неполноценного зрения в условиях учебно-воспитательного процесса. Офтальмологический аспект в процессе развития зрительного восприятия рассматри­вается как взаимосвязь между зрительной функцией и условиями функционирования органа зрения (Л.А.Григорян, Т.П.Кащенко, 1994; Л.П.Григорьева, 1983; А.И.Каплан, 1979; Л.И.Кириллова, 1987).

Основные качества офтальмологического аспекта, которые реа­лизуются в процессе зрительного восприятия: световая чувстви­тельность, диапазон яркости, цветоразличение, контраст. Сни­жение этих качеств у детей при различных нарушениях зрения (косоглазие и амблиопия, близорукость, нистагм, атрофия зри­тельных нервов и др.) вызывает зрительный дискомфорт и затруд­няет способность воспринима


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.192 с.