Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-12-27 | 135 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Л. С. Сековец
Коррекционно - педагогическая работа
По физическому воспитанию детей
Дошкольного возраста
С нарушением зрения
Нижний Новгород
Издатель Ю.А.Николаев
2001
УДК 371.916:371.73 ББК 74.3 С 28
Сековеп Л.С.
С 28 Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения — Н.Новгород, Изд. Ю.А.Николаев, 168 с, илл. ISBN 5-93529-006-5
В книге рассматриваются основные формы коррекционно-пе дагогическои работы в процессе физического воспитания детей с нарушением зрения, навыков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др.
Книга рассчитана на тифлопедагогов, воспитателей, руководи телей физического воспитания дошкольных учреждений ком пенсирующего и комбинированного видов, студентов педаго гических учебных заведений, родителей.
ISBN 5-93529-006-5
© Сековец Л.С., 2001
© Издатель Ю.А.Николаев, 2001
Посвящается другу и учителю Плаксиной Любови Ивановне
Введение
Сущность коррекционно-педагогической работы средствами физического воспитания детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов заключается в формировании гармонически развитой личности, сочетающей в себе физическое совершенство и уровень социальной компетентности, обеспечивающий становление жизненно необходимых навыков, умений и отношений детей для интеграции их в сообщество сверстников {Малофеев Н.Н., 1998; Денискина В.З., 1996; Плаксина Л.И., 1998; Сековец Л.С., 2000; Тупоногов Б.К., 1996).
В целях оптимизации коррекционно-педагогической работы с детьми целесообразно осуществлять следующие задачи:
|
1. Определение психолого-педагогических условий проявления и развития детской индивидуальности.
2. Воспитание сознательного, внимательного отношения к своему
здоровью, понимания и стремления к здоровому образу жизни.
3. Формирование физической и социальной готовности к обуче-
нию в школе.
4. Коррекция недостатков физических и личностных качеств
детей с нарушением зрения.
Это требует учета специфики содержания и организации мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учетом психических и физических возможностей каждого ребенка.
В связи с этим социально значимым и актуальным является совершенствование коррекционно-педагогической и лечебно-восста-новительной работы в детских садах для детей с нарушением зрения.
4
Специфика физического воспитания в этих дошкольных учре дениях определяется особенностями развития детей, обусловленными нарушением зрения.
Необходимость создания специального коррекционного режима в процессе физического воспитания предусматривает использование комплекса всех средств физического воспитания для коррекции двигательной сферы детей, преодоления имеющихся недостатков, активизации зрительных функций.
Опыт работы дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов показывает, что в процессе физического воспитания возможны коррекция недостатков физического развития и активизация зрительных функций. Данные медицинского контроля свидетельствуют о положительном влиянии физической культуры на лечение зрительных патологий, а также повышение и стабилизацию остроты зрения у детей.
Основными формами коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания являются индивидуальные и групповые занятия по развитию у детей с нарушением зрения навыков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др.
Необходимым условием коррекционно-педагогической работы
средствами физической культуры является разработка специаль
ного оборудования для коррекции нарушенных двигательных
функций, введение пропедевтических курсов в процессе овла
дения сложными видами движений, проведение специальной кор-,
рекционной гимнастики и игр. (
|
Проведение коррекционно-педагогической работы во взаимо-j связи с лечебно-восстановительным процессом способствует целенаправленной педагогической коррекции недостатков физичес-j кого развития и преодоления нарушений в двигательной сфере, активизации зрительных функций, помогает успешному овладению программой по физической культуре и обеспечивает своевременную подготовку детей к школе.
В пособии раскрываются основные положения коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания дошкольников с нарушением зрения, показаны особенности физического развития детей с нарушением зрения, дается разработка содержания форм и методов коррекционной работы с детьми.
f |
Глава 1
Г Особенности физического развития
/ и состояния двигательной
подготовленности дошкольников
Для правильной организации физического воспитания детей с нарушением зрения необходимо знать особенности их физического и функционального развития.
Известно, что дети с нарушением зрения имеют определенную специфику развития. Антропометрический анализ (по данным роста, веса, окружности грудной клетки) (Кручинин В.А., 1980; Сермеев Б.В., 1976; Сековец Л.С, 1985) свидетельствует, что показатели веса у детей с нарушением зрения выше на 10— 15 % по сравнению с нормально видящими. Показатели роста у них ниже на 5 — 7 %, чем у нормально видящих сверстников. Это указывает на то, что существует некоторая диспропорция в соотношениях веса и роста у детей с нарушением зрения. Если в росте они отстают от нормы, то в силу недостаточной двигательной активности, обусловленной сложностями зрительно-пространственной ориентации, в весе они превышают возрастные нормы.
Соотношения между показателями физического развития раскрывают своеобразие отношений между ростом, весом и ОГК у детей с нарушением зрения. По нашим данным, к «высокому» уровню физического развития относятся 3 — 11 % детей. К «среднему» уровню — 33 — 35 % детей с нарушением зрения. Группа детей с уровнем «ниже среднего» представлена 42 — 53 %. Дисгармоничное развитие встречается у 10—12 % детей с нарушением зрения.
|
Определение уровней физического развития показало, что до 62 % детей с косоглазием и амблиопией в младшем возрасте имеют отклонения в физическом развитии. К старшему возрасту отклонения в физическом развитии увеличиваются и составляют 70 %. Это свидетельствует, что дети с нарушением зрения отстают по основным показателям и уровню физического развития от своих
б
сверстников. Отклонения в физическом развитии у них встречается в 3 — 4 раза чаще, чем у здоровых сверстников.
Причинами отклонений у детей с нарушением зрения являются, снижение двигательной активности из-за сложности зрительно-двигательной ориентации детей, недостаточная двигательная подготовленность и, как следствие этого, превышение в весе.
Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки. Нарушения осанки и степень их выраженности обусловлены состоянием зрения у детей. Частота случаев нарушений осанки у детей с нарушением зрения составляет 60 — 65 % и зависит от характера зрительной патологии.
Например, при косоглазии, миопии ребенок вынужден наклонять голову в удобное положение, чтобы обеспечить лучшее видение рассматриваемых предметов, низко наклонять голову при движении (ходьбе, беге и др.). Кроме того, нарушения осанки у детей являются следствием остаточных явлений родовой травмы, рахита, различных парезов мышц, ослабленности мышечной системы от частого длительного сидения в неправильной позе: с наклоненным в сторону туловищем, опущенной головой. Нарушения осанки встречаются также из-за неправильной организации оф~ тальмо-гигиенических условий педагогического процесса, нарушения двигательного режима, отсутствия специальных коррек-ционных упражнений, улучшающих формирование правильной осанки и активизирующих их двигательную деятельность.
|
Анализ характера дефектов осанки показал наличие сведенных вперед и свисающих плеч, крыловидных лопаток, сколиотической установки, сутуловатости, асимметричной установки плечевого пояса, осложненной кривошеей.
Наряду с нарушением осанки у детей встречаются деформации нижних конечностей, выражающиеся в искривлениях стоп. Плоскостопие у детей с нарушением зрения появляется в результате постоянной статической перегрузки нижних конечностей, из-за слабости мышц стоп, а также как последствия частичных параличей. Плоскостопие резко снижает опорную функцию ног и создает угрозу для большего уплощения. Неправильно сформированные навыки в ходьбе, беге и других движениях, недостаточная двигательная активность детей также создают опасность для большего проявления этих нарушений.
Для осуществления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста важно знать состояние сердечно-сосудистой и ды-
7
хательной систем. У детей с нарушением зрения показатели сердечно-сосудистой системы несколько выше нормы. Средние показатели ЧСС свидетельствуют об учащении пульса на 3 — 8 ед. в минуту у детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими. Уровень максимального и минимального давления также выше нормы на 3 — 5 мм рт. ст. Аналогичные проявления наблюдаются в показателях пульсового давления, средние величины которого выше нормы на 2 — 4 мм рт. ст.
Характерно, что восстановительный период после физической нагрузки у детей с нарушением зрения занимает больше времени. Восстановление пульса, артериального давления, дыхания происходит на 5 —6-й минуте. Для сравнения: у детей без зрительной патологии — на 3 —4-й минуте. В большинстве случаев у детей с нарушением зрения выполнение стандартной пробы сопровождается нарушением самочувствия (одышки, покраснения лица), дети чаще делают остановки, выполняют приседания неглубоко, чаще пользуются помощью взрослого. Это свидетельство того, что двигательная активность этих детей снижена, вследствие чего нарушена способность к выполнению дозированной физической нагрузки.
Примерные упражнения для развития статического дыхания
1. И.П.*: лежа на спине, ноги сжаты в коленях, руки вдоль туло
вища.
Попеременно производить вдох и выдох. При вдохе — живот немного выпячивается, при выдохе — живот уменьшается. Диафрагма принимает куполообразное положение. Повторить упражнение первоначально 3 — 4 раза, каждый раз увеличивая на 1 — 2 раза, до 10— 15 раз.
2. И.П.: стоя, руки внизу, спина прямая, взор вперед. Выполнение то же.
3. И.П.: сидя на стуле, спина прямая, руками опереться о стул. Выполнение то же.
Далее детей обучают дыханию при выполнении различных упражнений. Некоторые упражнения рекомендуются воспитателям АЛЯ включения в комплексы утренней гимнастики, физкультурные занятия, физкультминутки.
|
'■П. — исходное положение.
24
Индивидуальные назначения
1. При кифозе: упражнения из положений лежа на спине — ноги согнуты в коленях.
2. При кривошее — носить воротник.
3. При «0»-образных ногах — вместо ходьбы «по-медвежьи» — выполнять обычную ходьбу, ноги ставить на пятку с перекатом на носок, носки ног развернуты наружу. Учитывая отклонения у детей, воспитатель включает эти упражнения в комплекс общеразвивающих упражнений в занятия и утреннюю гимнастику.
Комплексный подход к работе (ортопедический режим, лечебная гимнастика, массаж, индивидуальные занятия, беседы, консультации с воспитателями) дает положительные результаты в лечении детей с нарушением зрения.
Нарушения опорно-двигательного аппарата — это тяжелое заболевание, которое с трудом поддается лечению, восстановлению, но благодаря совместным усилиям удается получить положительные результаты. Эффективность лечения опорно-двигательного аппарата определяется по схеме:
- с выздоровлением — %
- с улучшением — %
- без перемен — %
4. Общеразвивающие упражнения;
- круговые движения руками. И.П.: стоя, пятки вместе, носки врозь, мешочек в руке. Повторить 3 — 4 раза;
- стойка боксера. И.П.: стоя, пятки вместе, носки врозь, мяч в согнутых руках. Выполнять 20 — 30 сек;
- приседание. И.П.: то же. Повторить 3 — 5 раз;
- танцевальные движения: шаг вправо, руки вниз, влево. И.П.: стоя, руки свободно. Повторить 3 — 5 раз;
- упражнение на координацию: поочередное поднимание рук вверх, в стороны с отставлением ноги на носок. И.П.:
27
стоя, пятки вместе, носки врозь, руки внизу. Повторить 3 — 5 раз;
- вращение головы вправо, влево. И.П.: лежа на животе, руки в упоре. Повторить 3—5 раз. Упражнения для включения в комплексы утренней гимнастики
1. Ходьба по большому пространству, руки на поясе, взор вперед, ходьба на носках, руки в стороны, ходьба в чередовании с прыжками, попеременно на правой и левой ноге.
2. Упражнение на дыхание — глубокий вдох, руки вверх, в стороны, выдох — опустить руки.
3. Покачивание руками вперед — назад, подняться на носок, руки вверх — вдох, опустить — выдох. И.П.; О.С*
4. Одновременные движения рукой и ногой (правая рука вперед
— левая нога в сторону; левая рука вперед, правую ногу отставить назад. С подниманием руки вверх — вдох; вернуться в и.п. — выдох).
5. Танцевальное движение. И.П.: стоя, ноги свободно, руки на поясе, ритмичные приседания с поворотом корпуса и головы.
6. Поочередное загибание пальцев на руке. И.П.: ноги на ширине плеч, руки вперед, вверх. Дыхание произвольное.
7. Приседание. И.П.: пятки вместе, носки врозь, руки в стороны.
8. Прыжки на двух ногах. И.П.: пятки вместе, носки врозь, руки
на поясе. Дыхание произвольное.
Показания и противопоказания к занятиям физическими упражнениями
1. При сколиозах и сколиотической осанке противопоказаны повороты туловища вправо, влево, асимметричные упражнения, отведение рук назад, езда на велосипеде, самокате.
2. При сутулости и кифозах противопоказано сведение рук вместе.
Допустимо — поднятие рук вверх, в стороны. Противопоказаны — наклоны вперед к носкам ног, скрещивание рук перед грудью, над головой, езда на велосипеде, самокате.
3. При плоскостопии противопоказаны ходьба на пятках, внут
ренней стороне стопы, по песку босиком.
О. с. -
основная стойка.
28
4. При рекурвации коленных суставов противопоказаны наклоны вперед до пола, ходьба на носках, четвереньках.
5. При «Х»-образных коленных суставах противопоказана ходь-
ба на внутренних сводах стопы, прыжки с мешочком, зажатым между колен.
6. При «0»-образных ногах противопоказана ходьба «по-мед
вежьи».
Вопросы к анализу занятия лечебной гимнастики
1- Выполнение офтальмо-гигиенических требований к проведению занятий: ~ освещение, ~ состояние и наличие очков,
32
- использование зрительных и слуховых ориентиров,
- проведение физкультминуток и упражнений для развития зрительных функций,
- соответствие физической нагрузки зрительной патологии детей.
2. Выполнение санитарно-гигиенических требований:
- состояние и подготовка оборудования,
- температурный режим,
- влажная уборка,
- одежда и обувь детей.
3. Целесообразность размещения оборудования и спортивного инвентаря на занятии.
4. Соответствие комплекса лечебной гимнастики группе здоровья, возрасту и физической подготовленности детей.
5. Обеспечение двигательной активности детей на занятии.
6. Коррекционная направленность занятия:
- подбор упражнений,
- темп ведения занятия,
- дозировка,
- целесообразность применения методических приемов,
- качество выполнения упражнений.
7. Осуществление индивидуальной работы на занятии.
8. Обеспечение страховки детей, индивидуального контроля за слабовидящими детьми и детьми с окклюзией.
9. Использование упражнений на коррекцию вторичных отклонений в физическом развитии детей.
10. Обеспечение взаимосвязи лечебно-восстановительной и кор-рекционно-педагогической работы на занятии:
- включение упражнений на прослеживание,
- использование заданий на сосредоточение,
- применение упражнений на фиксацию взора и т.д.
11. Выполнение задач по формированию социально-адаптивного<
поведения у детей.
- привитие культурно-гигиенических навыков, ,;
- формирование навыков трудолюбия,
- воспитание нравственных качеств личности, ~ развитие умственных способностей,
- привитие эстетического вкуса.
(Г*Ф^*9
/< ° |
Глава 4
Г Комплексный подход к организации
I физического воспитания детей
дошкольного возраста
При патологиях зрения у дошкольников обнаружен целый комплекс двигательных нарушений. Они обусловлены снижением остроты зрения, нарушением бинокулярности, глазодвигательных функций, поля зрения и др.
С целью предупреждения и преодоления отклонений в физическом развитии и двигательной сфере у детей целесообразно введение комплексного подхода к развитию физических и зрительных возможностей, а также установление взаимосвязи с лечебно-восстановительным процессом.
Комплексный подход в физическом воспитании рассматривается как систематическое сочетание педагогических и медицинских средств, направленных на всестороннее развитие личности, а также выбор адаптивных средств физического воспитания с учетом психофизических возможностей детей. Комплексное физическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития личности ребенка — развитием зрительного восприятия, ритмической деятельности, пространственной ориентировки, мелкой моторики и крупной мускулатуры и овладением основными двигательными Умениями.
В связи с этим задачи комплексного содержания реализуются с учетом развития зрения, формированием зрительно-двигательных взаимосвязей на основе полисенсорного характера воспитания и обучения дошкольников движениям.
Такой подход к решению задач физического воспитания имеет важное компенсаторное значение. Доразвитие мышц с помощью физиотерапевтических мероприятий, курсов ЛФК, специального массажа способствует активному восстановлению нарушенных Функций и включению их в процесс восприятия действительности изучения пространственно-ориентировочной деятельности.
34
При этом коррекционно-воспитательная направленность комплексного содержания в физическом воспитании заключается в том, чтобы максимально создать ребенку условия для овладения разными видами движений, зрительно-двигательными образами и ориентировочной деятельности в пространстве. Весьма необходимым в процессе физического воспитания является создание комфортных условий с помощью оптических средств, которые способствуют прочному усвоению навыков, упорядочиванию характера изучаемых движений.
Особенно важно для коррекции и компенсации нарушенных движений у таких детей комплексное использование форм физического воспитания (гимнастика, занятия, игры, развлечения и др.) в сочетании с пропедевтическими курсами. Введение пропедевтики создает у детей надежную опору для практического овладения движениями. К тому же использование специальных тренажеров для отработки элементарных движений содержит перспективу в оптимизации обучения детей сложным видам движений.
Таким образом, комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств (лечебные мероприятия, физические упражнения, массаж, различные виды гимнастик, занятия, компонентом которых являются движения) позволяет улучшить состояние мышц, зрения, формировать двигательную активность детей, обеспечить физическое воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.
Наборы цветных дорожек
Служат для разбега, ходьбы с сохранением равновесия, развития координации движений (красные, желтые, зеленые, оранжевые) — длина - б —8 м, ширина — 20, 25, 30 см.
— дорожки для равновесия с нанесенными заданиями (ходьба по извилистой дорожке, ширина линии 2 — 4 см, ширина дорожки 25 — 30 см, длина 5 —6 м, дорожка зеленого цвета, из-
* Рисунки смотри в Приложении 5.
39
вилистая линия желтая или белая; ходьба с перешагиванием через поперечные линии, дорожка желтого цвета с красными линиями, ширина линии — 3 см, расстояние между линиями - 40 см);
— дорожки для равновесия с нанесенными кружками, дорожки разноцветные, кружки контрастного цвета, диаметр кружков 30 см, расстояние между кружками 40 — 45 см (для ходьбы обычным шагом — кружки в два ряда, кружки по размеру стопы ребенка, расстояние между кружками по длине шага ребенка, для ходьбы (стопы по одной линии) — кружки расположены по одной линии, размер кружков по размеру стопы ребенка 19 — 21 см, расстояние между кружками 30 — 35 см);
— для ходьбы стопа к стопе (кружки расположены вплотную один к другому) размеры кружков по размеру стопы;
— дорожки для координации и равновесия с нанесенными стопами;
— дорожки для обучения умению чередовать правую и левую ноги (ширина дорожки 40 см, длина 5 м, правая стопа окрашена в красный цвет, левая — в зеленой, размер стопы по среднему размеру стопы детей, расстояние между стопами — 20 см, средняя длина шага — 38 — 43 см);
— дорожка для закрепления умений чередовать стопы при ходьбе, размеры те же, стопы окрашены в один цвет;
— дорожки для ходьбы (стопы по одной линии) — стопы нарисованы для правой ноги красным цветом, левой — зеленым, расстояние между стопами (от носка одной до пятки другой) — 35 — 45 см;
~ то же, стопы нарисованы одним цветом;
— дорожка для ходьбы стопа к стопе (первый вариант — правая
стопа — красного цвета, левая — зеленого; второй вариант —
стопы одного цвета, размер стопы (по среднему размеру сто
пы детей);
~ дорожка для прыжков продвижением вперед (на дорожку зеленого цвета нанесены кружки оранжевого цвета), диаметр кружков 30 см, расстояние между кружками 35 — 40 и 40 — 45 см;
~~ Дорожки для прыжков с продвижения вперед (из обруча в обруч), размер дорожки тот же, диаметр обруча 30 см, ширина обруча 5 - 6 см;
~~ ковровая дорожка (4 —6 —8 м, ширина 1 — 1,5 м);
40
— дорожка из поролона: длина дорожки 5 —б м, ширина 1 м; длина дорожки 3 — 4 м, ширина 30, 20 и 10 см.
Малая башня с лесенкой (рис. 5)
Применяется на начальных этапах для перешагивания, лазания по низкой наклонной лесенке. На лесенке имеются ориентиры для лазания (на перекладине метки — для правильного х:вата руки и постановки ног), а также контрастно выделенные перекладины — для перешагивания. Они способствуют выработке согласованности движений ног (чередование правой и левой ног), руки при зрительном контроле. Контрастные перекладины — это место перешагивания. Их применение не вызывает у детей напряженности при зрительной оценке, поэтому в целом движения совершаются спокойно, уверенно, не наблюдается негативных изменений органов зрения.
Лесенка двойная (рис. 6)
Используется для совершенствования лазания. Такая конструкция лесенки помогает индивидуально, под контролем взрослого, осуществить движение, сочетать его со зрительным анализом. На лесенке контрастно обозначены первая и последняя перекладины — это дает возможность зрительно оценить высоту (расстояние) лесенки, соизмерить свои возможности, равномерно распределить физические силы.
На другой стороне выделена перекладина (половина! высоты) — также рекомендуется использовать для зрительного анализа расстояние и распределение своих сил при влезании и слезании.
Мишени, щиты для метания
Лесенка — стремянка — щит (рис. 7). Используется как для лазания, так и для метания. Использование мишеней развгой формы, размера, освещенности обеспечивает развитие зрительного восприятия в процессе овладения метанием.
Разнообразие мишеней на щите способствует самостоятельному выбору детьми с анализом их подготовленности ж метанию, учетом зрительных возможностей.
При обучении педагог предлагает детям сначала простые варианты, затем после прочного усвоения метания в данную мишень учащийся переводится на более сложную или выбирает ее сам.
В работе со слабовидящими целесообразно использовать зрительно-слуховые мишени.
На щите размещаются мишени из картона, фанеры. Мишени спускаются со щита на необходимую высоту на шнуре. Это дает
41
возможность четко видеть мишень в пространстве. В середину мишени вмонтирован маленький колокольчик. При попадании предметом в мишень слышен звук колокольчика и видно качание мишени.
Движущиеся мишени (рис. 8). Используются для совершенствования навыков метания, а также прослеживания за движущимися предметами, точности оценки расстояния до предмета, его пространственного расположения.
Целесообразно использовать движущиеся мишени в виде конкретного образа (мяч, петушок, елочка). Такие мишени более четко воспринимаются слабовидящими детьми, у них создается представление о конкретном предмете, им легче воспринимать этот образ в пространстве, особенно при движении. Такие мишени позволяют сочетать мышечные ощущения (в виде бросания в цель) со зрительными, т.е. правильно вычленять образ, его движение, расположение ребенка до него.
Дуги
Дуги простые (настольные)
Используются при проведении физкультминуток для снятия зрительного утомления. Подбирается простой комплекс упражнений: раскачай пирамиду (вперед-назад, вправо-влево); проследи за ней глазами; найди средний шарик на пирамиде (первый, второй и т.д.); закрой глаза — дотронься до верха дуги; пересчитай шарики на пирамиде с закрытыми глазами.
Дуги простые (напольные) (рис. 9)
Используются для пролезания, ползания. Задания в лазании даются в сочетании с упражнениями для развития зрительного восприятия. Например, пролезь и не задень предмет; доползи до предмета, раскачай его, проследи колебания предмета; пролезая поА Дугу, коснись предмета головой.
Дугообразование (рис. 10)
Его применяют для упражнений в подлезании, лазании. Используются разные способы подлезания: на ладонях, на ступнях. При-еняются для прокатывания мячей, попадания мячом в предмет, ПоАвещенный к дуге.
лазании подбираются упражнения с сочетанием зрительной тРенировки. Например:
^) пролезь через все дуги, коснись головой одного предмета; > Попади мячом в один из предметов; ' открой глаза перед последней дугой и т.д.
42
Все дуги окрашены ярко (например красные, варианты — все дуги разного цвета: желтая, зеленая, красная и др.). Круг (рис. 11)
Используется для перешагивания, подлезания, перелезания. Для сочетания упражнений со зрительным анализом на круге имеются различные ориентиры в виде меток, подвесок, контрастного выделения перекладин, контуров круга. Это дает возможность выделять расстояние, местоположение ребенка, оценивать форму предмета, деталей, расположенных на нем, выполнять движения в лазании, перелезании качественно, не напрягая зрения, действовать самостоятельно.
Доски гимнастические
Доска обычная (рис. 12)
Используется для ходьбы, бега, перешагивания. На доске имеются ориентиры, такие как на гимнастических скамейках.
Доска с подставками (рис. 13)
Используется как гимнастическая скамейка, имеет ориентиры разных обозначений, для перешагивания, сохранения направления, точности движения. Доска с опорой на одну подставку применяется как наклонная доска и скат.
Доска ребристая
Применяется в корригирующих упражнениях для стопы. На досках разнообразные ориентиры, позволяющие применять оборудование с целью коррекции зрительных функций, совершенствовать зрительное восприятие.
Качели (рис. 14) (малая башня в сочетании с гимнастической доской)
Используется для самостоятельной двигательной деятельности детей с нарушением зрения.
Опоры
Короткая опора
Применяется для сохранения устойчивого положения при выполнении прыжков на месте, приседания. На опорах имеются метки: место хвата для рук и сосредоточения взора в момент выполнения действия, оценки зрительного контроля, точности движения.
Длинная опора
Необходима детям с нарушением зрения при сохранении динамического равновесия.
43
Она используется ребенком при необходимости, при потере устойчивости. Присутствие опор создает комфортность при выполнении движений, уверенность детей, не требует дополнительной страховки взрослых. Все это обеспечивает создание у детей представления о целости действий, их протяженности, глубины, широты обзора при движении (например, при прыжках, ходьбе).
Спортивный тир.
Игры способствуют развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки на микроплоскости. Они являются подготовительным этапом, необходимым для развития сосредоточения, прослеживания, узнавания предмета в целом и частей, его составляющих. Игры в непринужденной, естественной обстановке решают поставленные задачи. Игры могут использоваться как в самостоятельной деятельности, а также на физкультурных занятиях в виде активного отдыха, творческих заданий.
47
СХЕМА РИСУНКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ В процессе занятий физической культурой с целью развития зрительного восприятия целесообразно использовать схемы и таблицы, изображающие движения, отдельные элементы физического упражнения.
Вначале следует учить детей «читать» расположение в пространстве простые схемы, затем выполнить по ним движения.
Общеразвивающие упражнения
1. «Кто дальше»
И.п.: сидя, скрестив ноги, мяч в правой руке. Наклониться вправо, коснуться мячом пола подальше от себя, вернуться в исходное положение.
2. «Переложи мяч»
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища на полу, мяч в правой руке. Поднять ногу вверх, переложить за ногой мяч из руки в руку, вернуться в исходное положение.
3. «Качалка»
И.п.: сидя, согнув ноги в коленях, палка под коленями, держать двумя руками. Лечь на спину, вернуться в исходное положение.
Основные движения
'■ Лазание
1 Подниматься и опускаться на четвереньках по наклонной доске.
48
2. Лазать по гимнастической лестнице одноименным способом. П. Прыжки
1. Прыжки в длину с разбега.
2. Прыжки в длину с места. Ш. Равновесие
1. Ходьба по гимнастической скамейке с заданием.
2. Ходьба по бревну. IV. Подвижные игры
1. «Выбей кубики из круга».
2. «Просо».
3. «Храбрый игрок».
4. «Ловля хорька».
5. «Найди дом для матрешки».
6. «Выбери дорожку». \
7. «Найди флажок».
8. «Найди шар».
9. «Найди снаряд для занятий».
10. «Найди свое место».
11. «Помоги зайчику».
12. «Нарисуй движение».
Использование схем, рисунков позволяет наглядно представить действие, схему построения в играх, проследить последовательность упражнения, сосредоточить взгляд на отдельных деталях упражнения или всего действия в целом (Приложение 6).
Таким образом, использование схем, таблиц позволяет создать у детей при разучивании движений зрительное восприятие образа, выделить его части, место расположения, перенести действия с рисунка на себя; в подвижных играх совершенствовать целостное восприятие движений, создавать условия для вариативности, тем самым экономя время на дальнейшее совершенствование движений, создавая предпосылки для самоорганизации и активного участия зрения в процессе выполнения действий, развивая зрительный анализ движений.
ar <*0** s >
Г |
Глава 5
Г Развитие зрительного восприятия у детей
1 в процессе физического воспитания
Значение исследований зрительного восприятия для тифлопедагогики определяется тем, что обучение и воспитание в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений. Успешность решения задач зависит от развития зрения и зрительного восприятия, так как его неполноценность снижает возможность формирования практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением при удовлетворении различных жизненно необходимых потребностей.
Психолого-педагогический аспект зрительного восприятия, как отмечают Л.И.Солнцева, 1997; Л.И.Плаксина, 1997; В.П.Ермаков, 1985, содержит оценку информационной способности зрительного анализатора, которая зависит от таких качеств, как скорость восприятия, точность, полнота.
У детей с нарушением зрения эти качества нарушены или снижены. Отмечается замедленность, грубое искажение, снижение скорости выполняемых действий, повторение упражнений с ошиб-_ками, появляются необоснованные паузы при выполнении различных заданий. Кроме того, у дошкольников с косоглазием и ^мблиопией наблюдается фрагментарность, пропуски деталей техники движений (Л.С.Сековец, 2000).
В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с нарушением зрения отмечаются узость обзора, нарушение стереофонии, смешение формы действия, несформированность пространственных представлений (В.А.Кручинин, 1991). В организации Работы по развитию зрительного восприятия у детей предусматривается применение педагогических методов, направленных на активизацию глубины пространства, объемности, способности опРеделить расстояние, протяженность до объекта и др.
50
Особое значение должно быть обращено на офтальмологический аспект при развитии и коррекции неполноценного зрения в условиях учебно-воспитательного процесса. Офтальмологический аспект в процессе развития зрительного восприятия рассматривается как взаимосвязь между зрительной функцией и условиями функционирования органа зрения (Л.А.Григорян, Т.П.Кащенко, 1994; Л.П.Григорьева, 1983; А.И.Каплан, 1979; Л.И.Кириллова, 1987).
Основные качества офтальмологического аспекта, которые реализуются в процессе зрительного восприятия: световая чувствительность, диапазон яркости, цветоразличение, контраст. Снижение этих качеств у детей при различных нарушениях зрения (косоглазие и амблиопия, близорукость, нистагм, атрофия зрительных нервов и др.) вызывает зрительный дискомфорт и затрудняет способность воспринима
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!