Оцени поведение. Диагностическая методика для детей 5—8 лет — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Оцени поведение. Диагностическая методика для детей 5—8 лет

2020-12-27 410
Оцени поведение. Диагностическая методика для детей 5—8 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Методика «Оцени поведение» является модификацией тест! А. Л. Венгера, разработанной и апробированной под руководством Т.Д.Марцинковской, М. Митру в экспериментальном исследова­нии «Сравнительный анализ эмоционального развития до­школьников России, Греции и Кипра» (1995 — 1998). Настоящий вариант методики был получен в процессе доработки варианта М. Митру в экспериментальном исследовании Е. В. Никифоровой, которое было проведено в 1995 — 1998 гг. по проблеме «Взаимо­связь социальных эмоций и креативности у детей старшего до­школьного возраста» на репрезентативной выборке детей, вклю­чающей 104 человека. В 1999 — 2002 гг. методика прошла стандар­тизацию, которая была осуществлена в ходе экспериментального исследования по проблеме «Психолого-педагогические условия личностного роста и социализации детей дошкольного и младше­го школьного возраста» [195]; выборка детей 4 —6 лет (средний истарший дошкольный возраст) составила 60 человек, детей 7—10 лет (младший школьный возраст) — 62 человека.

Стандартизация методики позволила выявить диагностические показатели, на основании которых был построен аппарат обра­ботки полученных результатов, предполагающий выделение не­скольких групп детей с разным уровнем социальных пережива­ний.

Диагностическая направленность: социальные переживания ре­бенка старшего дошкольного — младшего школьного возраста, оцениваемые на основании его способности оценивать поведение по заданным моральными критериями нормам.

Стимульный материал: оценочная шкала (с. 229), построенная по типу шкалы Дембо — Рубинштейна; серия картинок 1 — 19, на которых изображены дети в разных житейских ситуациях, понят­ных и близких им (см. на вклейке: Стимульный материал 2). При этом дети, совершающие на рисунках хорошие поступки, обычно плохо, небрежно одеты, некрасивы и иногда испачканы. В то же время персонажи, которые на картинках совершают дурные по­ступки, обычно хорошо одеты и красивы. В наборе представлено 19 ситуаций, из них 9 — с положительными действиями, но внеш­не непривлекательными героями, а 10 — с отрицательным дей­ствием привлекательных детей. Стимульный материал представляется ребенку в определенной последовательности в порядке номеров. Последовательность расположения картинок обусловле­на необходимостью чередования действий, совершаемых персо­нажами (положительные и отрицательные, их содержание), и пола героев; с учетом данных требований последовательность располо­жения стимульного материала может изменяться.

Форма проведения: индивидуальная.

Процедура обследования: ребенку предлагаются картинки в порядке нумерации. После просмотра каждой картинки испытуе­мым предлагается оценить поведение героя, поставив его на оп­ределенное место на заданной экспериментатором шкале. Ребенка просят обосновать свое мнение. Ответы ребенка и его объяснения вносятся в протокол.

Инструкция: Этоволшебная дорожка. На ней стоят все-все люди, хорошие и плохие. Здесь (указать на «—») стоят плохие люди, здесь (указать на «+») — хорошие, а здесь (указать на «О») — средние, не плохие и не хорошие. Я сейчас покажу тебе разные картинки. На них нарисованы дети, мальчики и девочки, которые что-то делают. Тебе нужно внимательно посмотреть на картинки и решить, где на волшебной дорожке стоит каждый мальчик или девочка. Посмотри на картинку, где стоит эта девочка на волшебной дорожке? Почему ты так думаешь? А где стоит на волшебной дорожке этот маль­чик? Почему ты так считаешь?

Диагностические показатели.

  1. Оценка персонажа ребенком (характер оценки — позитив­ная, негативная, нейтральная); данный показатель является вспо­могательным и используется для понимания отношения ребенка
    к персонажу.
  2. Обоснование оценки, которое может быть построено на не­скольких основаниях:
  • внешнее — оценка ориентирована на внешний вид героя картинки;
  • поведенческое — оценка ориентирована на содержание дей­ствия, совершаемого персонажем;
  • промежуточное — оценка сочетает в себе обе составляющие.

Также необходимо обратить внимание на то, насколько выска­занная ребенком оценка является более реально действующей, чем знаемой.

Обработка результатов.

Анализ ответов детей позволяет разделить их на три группы.

1-я группа — дети, которые оценивают героев картинок толь­ко на основе их внешнего вида, собственных симпатий и анти­патий. В их комментариях, которые сопровождают оценку, также говорится в основном о внешности и привлекательности персо­нажа, при этом сам выбор вообще мало аргументирован, чаще всего дети говорят: Мне так кажется, я не знаю, но этот мальчик мне нравится, это несимпатичная девочка, она мне не нра­вится».

2-я группа дети, у которых нет устойчивых предпочтений в оценках поведения героев картинок. Несмотря на то что эталоны, по которым оценивается поведение персонажей, достаточно осоз­наны ребенком, это, скорее, знаемые, а не реально действующие социальные переживания, так как в реальном поведении самих детей и в их оценке деятельности других эти знания не присут­ствуют; они изолированы от тех оценок, которые дети применя­ют в жизни к своим и чужим поступкам. В то же время эти дети временами, особенно при помощи психолога, могут вспоминать о существующих нормах оценки, особенно если поступок (доб­рый или злой), совершаемый героем на картинке, близок самому ребенку.

Таким образом, оценки поведения, которые дают дети этой группы героям картинок, непостоянны и зависят не столько от их знаний и развитых оценочных норм, сколько от житейского опы­та и симпатий.

3-я группа дети с высоким уровнем развития социальной нормативности, хорошо социализированные, умеющие выстра­ивать и регулировать и свое и чужое поведение. В ответах этих детей оценивается только поведение героев, изображенных на картинках, хотя и отмечается, что их внешний вид не соответ­ствует норме. Однако дети стараются найти оправдания такой внешности. Например, они говорят о том, что мальчик так торо­пился накормить кошку, что забыл застегнуть пуговицы на ру­башке или не успел как следует умыться. Вообще для детей этой группы характерны развернутые речевые дополнения и аргумен­тация сделанной ими оценки, что доказывает, что эта оценка не случайна.

Стандартизация методики в работе с детьми 5 — 7 лет показа­ла, что в данном возрасте большинство детей (около 67 %) имеют средний уровень социальной нормативности и составляют 2-ю группу. Полученные показатели совпадают с нормами возрастно­го развития, так как дети 6-го года жизни действительно начина­ют овладевать эталонами оценки поведения, которые еще не яв­ляются реально действующими: социальные мотивы еще не интериоризированы в деятельность и соответственно социальные пе­реживания не регулируют поведение. При этом часть старших дош­кольников не могут овладеть социальной нормативностью и оце­ночными эталонами без специальной, психологически обосно­ванной помощи взрослого (1-я группа, низкий уровень — около 8 %). Высокий уровень социальной нормативности, по нашим ре­зультатам, отмечается в 25 % случаев: эталоны оценки поведения усвоены, причем эти эталоны являются реально действующими (3-я группа).

 

Оценочная шкала

______________________|______________________ - 0 +

СХЕМА ПРОТОКОЛА

(индивидуальная форма)

 

 

Фамилия, имя ребенка____________________________________________

Возраст___________________ Дата обследования_____________________

  Номер картинки   Оценка (-, 0, +) Обоснование ребенком выбранной оценки
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
8    
9    
10    
11    
12    
13    
14    
15    
16    
17    
18    
19    

Интерпретация результатов

 

 

Психолог (Ф.И.О.)__________________________________

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.