Диагностическая методика для детей — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Диагностическая методика для детей

2020-12-27 296
Диагностическая методика для детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Методика «Эмоциональная пиктограмма» является модифика­цией методики диагностики опосредованного запоминания «Пик­тограмма» (А.Р.Лурия).

Модифицированная методика «Эмоциональная пиктограмма* была разработана Е.И.Изотовой в 1994 г. в рамках эксперимен­тального исследования «Эмоциональные представления как фак­тор психического развития» для выявления особенностей эмо­ционального развития (когнитивно-аффективных компонентов) у детей дошкольного, младшего школьного возраста и стандар­тизирована М.А.Кузьмищевой в рамках экспериментального исследования «Динамика представлений об эмоциях детей стар­шего дошкольного и младшего школьного возраста» в 2001 — 2002 гг.

Репрезентативная выборка: дошкольный возраст (5 — 7 лет) -70 человек, младший школьный возраст (7 — 10 лет) — 85 чело­век.

Диагностическая направленность: особенности эмоционально­го развития (когнитивно-аффективных компонентов) детей до­школьного и младшего школьного возраста.

Показатели.

  1. Представления об эмоциях (объем, структура).
  2. Вербализация эмоциональных явлений (словарь эмоций).
  3. Форма мыслительной деятельности (ФМД).
  4. Уровень опосредованного запоминания (УОЗ).
  5. Эмоциональный опыт (знак, объем).
  6. Фактор эмоциональной напряженности (ФЭН).
    Инструкция: Сейчас я тебе буду говорить (диктовать) разные

слова, а ты про каждое слово что-нибудь нарисуешь. Слов будет много, их надо разместить на одной стороне листа, на другой стороне рисовать нельзя. Постарайся запомнить те слова, которые я буду говорить (диктовать).

Стимульный материал: 12 слов-понятий, обозначающих различ­ные эмоциональные состояния (эмоции и чувства), дифференци­рованных на две понятийные и две возрастные группы.

Технический материал: лист бумаги (А-4), цветные каранда­ши, простой карандаш.

Форма проведения: индивидуальная.

 

Понятийные группы для дошкольного возраста

Понятийные группы для школьного возраста

Понятиязначения эмоционального реагирования

1 Радость Радость
2 Страх Страх
3 Грусть Грусть
4 Стыд Стыд
5 Злость Злость
6 Обида Обида
7 Удивление Удивление

Понятия — значения эмоционального отношения

8 Любовь Любовь
9 Зависть Зависть
10 Ревность Ревность
11   Презрение (отвержение)
12   Дружба
     

Процедура проведения

 

После каждого изображения необходимо спросить у ребенка, что он нарисовал и как он понимает произнесенное психологом слово-понятие. Все сказанное ребенком фиксируется вместе с по­рядковым номером изображения. По завершении процедуры диа­гностики рисунок откладывается в сторону и психолог переходит к другим диагностическим мероприятиям. К рисунку рекоменду­ется возвратиться не менее чем через 15 — 20 мин.

Инструкция к воспроизведению: А теперь постарайся вспомнить те слова, которые я тебе говорил(а) / диктовал(а).

Все воспроизведенные ребенком слова-понятия фиксировать, стимулируя воспоминание наводящими вопросами.

Интерпретация

Представления об эмоциях интерпретируются на основе изоб­ражений и вербальных описаний определенных эмоциональных реакций и отношений, выражающих когнитивное понимание эмо­ционального процесса и степень его дифференцированности.

Объем и структур эмоциональных представлений, форма мыс­лительной деятельности, вербализация эмоциональных явлений (словарь эмоций) как основные (специфические) показатели данной методики характеризуются способами адекватного кодирования и вербализации эмоций (выделение существенных признаков данно­го понятия):

  • изображение эмоций, чувств через экспрессивный эталон
    (мимика и пантомимика) и через контекстные ситуации (сюжет);
  • вербализация эмоций через отдельные экспрессивные про­
    явления (мимика, пантомимика), схему возникновения эмоцио­нального явления (цепочка действий), обобщенные характери­стики эмоциональных явлений (структурированное знание- пред­ставление).

Образная форма мыслительной деятельности характеризуется кодированием понятий через эмоциональную ситуацию (сюжет, персонажи).

Схематическая форма мыслительной деятельности характеризуется кодированием понятий через экспрессивный эталон — пик­тограмму мимических и/или пантомимических признаков.

Знаковая форма мыслительной деятельности характеризуется кодированием понятий через буквенное, цифровое обозначение эмоций, а также через различные системы знаков (геометриче­ские фигуры, знаки движения и пр.).

Образно-символическая форма мыслительной деятельности харак­теризуется кодированием понятий через символ эмоции: элемент экспрессии (улыбка, глаза со слезами, открытый рот), предмет-атрибут эмоциогенной ситуации (носовой платок), объект-сти­мул эмоциогенной ситуации (змея, конфета).

В дошкольном возрасте возможно комбинирование способов кодирования понятий: сочетание экспрессивных эталонов (пик­тограммы) и эмоциональных ситуаций (сюжеты) с отдельными символическими элементами эмоционального процесса. В этом случае анализируются особенности познавательного развития ре­бенка, его эмоциональный опыт, структура эмоциональных пред­ставлений. Кроме того, понятия эмоционального реагирования концептуально кодируются через экспрессивный эталон, поня­тия эмоционального отношения — через контекстные ситуации взаимодействия ребенка с объектом эмоционального отношения.

В школьном возрасте характерно преимущественное кодирова­ние через экспрессивный эталон с обобщенной вербальной ха­рактеристикой эмоционального процесса.

Поуровневая дифференциация адекватности кодирования для дошкольного возраста:

  • высокий уровень: адекватное кодирование и вербализация 9 -10 эмоциональных модальностей;
  • средний уровень: адекватное кодирование и вербализация 6 – 8 эмоциональных модальностей, незначительные затруднения некоторых эмоциях;

низкий уровень: адекватное кодирование и вербализация 3 — 6 эмоциональных модальностей, недифференцированное эмоций
по содержанию и проявлению (удивление — страх — гнев).

Поуровневая дифференциация адекватности кодирования для школьного возраста:

  • высокий уровень: адекватное кодирование и вербализация 10 —12 эмоциональных модальностей;
  • средний уровень: адекватное кодирование и вербализация 8 —10 эмоциональных модальностей, незначительные затруднения в
    некоторых эмоциях (презрение);
  • низкий уровень: адекватное кодирование и вербализация 4 — 6 эмоциональных модальностей.

Уровень опосредованного запоминания (УОЗ) в данной моди­фикации выступает подтверждением продуктивности и адекват­ности кодирования понятий, но может являться самостоятель­ным показателем. Воспроизведение определенного количества понятий каждой группы в каждом возрасте свидетельствует об обобщенности и структурированности знаний об эмоциональных проявлениях человека.

  • Возрастная норма дошкольного возраста (С/ У): адекватное
    воспроизведение от 5 до 10 понятий с доминированием значений эмоционального реагирования. Допускаются искажения синони­мического (злость-гнев, грусть-печаль, радость-удовольствие и пр.) и грамматического характера (злость- злой- злюка, обида- обиженный- обидели и пр.) при условии удержания модальностного и содержательного значений понятия.
  • Возрастная норма школьного возраста (С/У): адекватное вос­произведение от 6 до 12 понятий с доминированием значений
    эмоционального отношения.

Индивидуальный эмоциональный опыт ребенка (когнитивный и аффективный) определяет содержание и специфику представле­ний об эмоциональной сфере человека. Знания, полученные по­средством обучения и информирования, расширяют, обобщают и структурируют эмоциональные представления. Отрефлексированные знания, полученные посредством собственных пережива­ний, дифференцируют эмоциональные представления по модаль­ностям.

Характеристика знака эмоционального опыта относится толь­ко к аффективному его компоненту, а доминирование негатив­ных переживаний в жизни ребенка провоцирует фактор эмоцио­нальной напряженности как негативный показатель его эмоцио­нального развития.

ФЭН (эмоциональная возбудимость, заторможенность и ситуа­тивная реактивность) является неспецифическим показателем данной методики констатируется по совокупности проявлений (поведенческих, вербальных, вегетативных).


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.