Тест-опросник родительского отношения к детям — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тест-опросник родительского отношения к детям

2020-12-27 201
Тест-опросник родительского отношения к детям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(А. Я. Варга, В. В. Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) ори­ентирован на выявление родительского отношения улиц, обращающихся за психологической помощью по вопро­сам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система раз­нообразных чувств по отношению к ребенку, поведенчес­ких стереотипов, практикуемых в общении с ним, осо­бенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал.

1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интег­ральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержа­ние одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуаль­ность ребенка, симпатизирует ему; стремится проводить много времени вместе с ним, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачли­вым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жиз­ни из-за низких способностей. По большей части роди­тель испытывает к ребенку злость, раздражение и обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» — социально-желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала рас­крывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем ему помочь, проявляет сочув­ствие. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоя­тельность ребенка, старается быть с ним на равных. Ро­дитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную ди­станцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержатель­но эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком одним целым, стремится удовлетворить все по­требности ребенка, оградить его от трудностей жизни.

Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, кото­рый кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога ро­дителя повышается, когда ребенок начинает автономизи-роваться волей обстоятельств, так как по своей воле ро­дитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отно­шении отчетливо просматривается авторитаризм. Роди­тель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За про­явления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребен­ка и требует социального успеха. При этом родитель хо­рошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высо­ких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, припи­сать ему личную и социальную несостоятельность. Роди­тель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребен­ка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, от­крытым для дурных влияний. Родитель не доверяет сво­ему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Развитие коммуникативных способностей...

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно от­клоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребен­ку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает все дурное, как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они ка­жутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не толь­ко требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, уп­рямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное и безза­ботное детство, все остальное приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоя­тельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику:

7. «Принятие — отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

2. Образ социальной желательности поведения: &, 9, 21,25, 31,33,34,35,36.

3. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4 «Авторитарнаягиперсоциализация»:2, 19,30,48,50,57,59.

5. «Маленькийнеудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов:

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шка­лам интерпретируется как:

1. отвержение;

2. социальная желательность;

3. симбиоз;

4. гиперсоциализация;

5. инфантилизация.

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160.

1 шкала

«сырой балл» 0 1 2 3 4

5

6 7
процентный ранг 0 0 0   0   0  

0

 

0,63 3,79
«сырой балл» 8 9 10 11 12

13

14 15
процентный ранг 12,02   31,01   53,79   68,35   77,21  

84,17

 

88,60   90,50  
«сырой балл» 16 17 18 19 20

21

22 23
процентный ранг 92,40 93,67 94,30 95,50 97,46

98,10

98,73 98,73
«сырой балл» 24 25 26 27 28

29

30 31
процентный ранг 99,36 100 100 100 100

100

100 100
«сырой балл»

32

процентный ранг

100

2 шкала

«сырой балл» 0 1 2 3

4

5 6 7
процентный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88

9,77

12,29 19,22 31,19
«сырой балл» 8

9

процентный ранг 48,82

80,33

                   

3 шкала

«сырой балл»   ИМ       2   3   4   5   6   7  
процентный ранг   4,72   19,53   39,06   57,96   74,97   86,63   92,93   95,65  

Шкала

«сырой балл»       0   1   2   3   4,   5   6  
процентный ранг   4,41   13,86   32,13   53,87   69,30   83,79   95,74  

Шкала

«сырой балл»   0     1   2   3   4   5   6   7  
процентный ранг   14,55 45,57   70,25   84,81   93,04   96,83   99,83   99,37  

«сырой балл»

Процентный ранг

ЛИТЕРАТУРА

1. Альманах психологических тестов (рисуночные тесты) — М., 1997.

2. Анцупова Г. Л. «Давай поиграем!» — Ростов-на-Дону, 2000.

3. Арасланова Е, Безденежных Л. Искусство переживать. // «Обруч», 2001. № 5.

4. Битянова Н. Р. Психология личностного роста — М., 1995.

5. V алигузоваЛ. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. — М,, 1992.

6. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2002.

7. Граббет Р. Игры для детей от 2 до б лет — М., 1999.

8. Гриценко 3. А. Ты сказку детям расскажи — М., 2003.

9. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. / Под ред. Ничипорюк Е. А., Посевиной Г.Д. — Ростов-на-Дону, 2003.

10. Дуброва В. П., Милошевич Е П., Хухлаева О. В. Креатив­ные и психотехнические игры. — М., 1996.

11. Ермолова Т. Для чего ребенку нужны друзья. — п«р:// ЫЫсаП.ги

12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практику посказкотерапии — СПб., 2000.

13. Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспи­тателя детского сада. // Вопросы психологии. 2000. № 5.

14. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка.

15. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.

16. Ко/такова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. 1999, № 10.

17. Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по опти­мизации общения в детском саду. // Школьный психолог. 2000, № 25.

18. Кравцова Е., Бережковская Е. Оппоненты или сотрудни­ки? //Дошкольное образование. 2005, № 2.

19. Кравцова Е, Бережковская Е Ребенок внутри общения. // Дошкольное образование. 2005, № 3.

20. Крушельницкая О., Третьякова А. Все вместе // «Об­руч», 2004, № 4. С. 18-21.

21. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

22. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимо­действия с детьми. — СПб., 2000.

23. Лютова Е К., МонанаГ. Б. Работа с «особым» ребенком. // Школьный психолог. 2001, № 4.

24. Маралов В. Г. Психология педагогического взаимодей­ствия воспитателя с детьми. — М., 1992.

25. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб., 2000.

26. Никифорова ЕВ. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверст­никами. // Дефектология» 1997, Ма 3.

27. ОвчароваР. В. Справочная книга школьного психолога. — М. 1996.

28. Пайсон Е Вечерние игры, // Игра и дети. 2000/2001.

29. Панфилова М. А. Игротерапия общения. — М., 2000.

30. Панфилова М А Тест для родителей. // «Обруч», 2000. № 3.

31. Паренс Г. Агрессия наших детей. — М., 1997.

32. Практическая психология образования. / Под ред. Дубро­виной И. В. — М., 1997.

33. Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. — СПб., 1998.

34. Развитие общения дошкольников со сверстниками. / Под ред. Рузской А. Г. — М., 1989.

35. Рогов Е 1Л. Настольная книга практического психолога в образовании — М., 1995.

36. Рузская А Г. Самая большая роскошь для ребенка. пНр:// ЫЫсаП.ш

37. Самоукина Н. В. Игры, в которые играют... — Дубна, 1997.

38. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости. — М., 2002.

39. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция дет-ско-родительских отношений. — М., 2003.

40. Скрипкина Т. П., Гульянц Э. К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. — Ростов-на-Дону, 1996.

41. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М., 2002.

42. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. — М., 2000.

43. Стекольникова Н. В. Влияние педагога на эмоциональное самочувствие дошкольника. — пПр://|'уа1ех.У15-1сот.ги

44.   Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 1995.

45. Учись жить дружно! Я+Ты=Мы. — Кострома, 2002. / МОУ «начальная школа-детский сад № 63» // Приложение к газете «Дошкольное образование». 2002, № 12.

46. Фопель К. Игры с детьми. //Дошкольное образование. 2005, № 7.

47. Холмогорова В. Школа добрых волшебников. //Дош­кольное образование. 2001, № 9.

48. Худик В. А. Диагностика детского развития. — Киев, 1992.

49. Хуослаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.

50. Хуослаева О. В. Лесенка радости — М., 1998.

51. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. — М., 1998.

52. ЧернецкаяЛ. В. Психологические игры и тренинги в детс­ком саду. — Ростов-на-Дону, 2005.

53. Шевченко Ю., Шевченко М. Развивающие игры д для ги­перактивных. // «Обруч», 2000, № 1.

54. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. — Ростов-на-Дону, 2003.

55. ШипицынаЛ. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Ни-лова Т. А. Азбука общения. — СПб., 2000.

56. Шпицберг И., Елькина Л., Карпенкова И. Кто меня приго­лубит? //Школьный психолог. 2001, № 19.

Содержание

Введение


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.